Тема: «Богатыри в литературе и в искусстве»
Интегрированный урок литературного чтения и музыки
Тема урока по литературному чтению: Обобщение по теме «Былины»
Тема по музыке: Богатырская тематика в музыке
Цели урока: способствовать расширению представление обучающихся о былинах и былинных героях на основе произведения искусства
Учебные задачи:
- обобщить и углубить знания обучающихся о былинах, богатырях;
- рассмотреть сходство характера современного человека и персонажей русских былин;
- вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях и желание их читать;
- воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
- развивать творческие способности;
- воспитывать на примере подвигов богатырей такие качества как мужество, патриотизм, честность, смелость.
Планируемый результат:
Предметные:
Расширить знания учащихся о былинах, былинных героях, народном музыкальном инструменте гуслях;
Контролировать уровень усвоения понятия «богатырь», «былина»
Метапредметные:
Познавательные: работать с информацией, выделять главное, систематизировать выделенную информацию, оформлять ее в доступной для слушателей форме.
Регулятивные: развитие способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности и находить средства ее осуществления.
Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; формирование умения излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Личностные:
формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка целей и задач
Слайд 1 – Видео «Гусли. Былина об Илье Муромце. Ансамбль Купина»
- Ка вы думаете, почему наш урок начался с этого фрагмента?
- О ком поют гусляры?
- Я вам предлагаю отправиться в виртуальный музей.
Слады 2 – картины Васнецова Виктора Михайловича
- Картины какого художника представлены в нашей музеи?
- Какой темой они объедены? (богатыри)
- Какая тема нашего урока? (Богатыри в литературе и в искусстве)
Слайд 3 – тема
ВЫКЛЮЧИТЬ!!!
III. Постановка проблемного вопроса
- Для того, чтобы наш урок был интересным и познавательным, нам нужно поставить главный вопрос, исходящий из темы урока, поиск ответа на который и станет нашей основной задачей.
- Как вы думаете, почему в произведениях искусства часто обращаются к теме богатырей?
- К этому вопросу мы вернемся в конце урока.
IV. Актуализация опорный знаний
Учитель 4 класса
- Что такое былина? (Былина – один из видов устного народного творчества. В былинах рассказывается о подвигах богатырей – бескорыстных защитников Русской земли, всех обиженных и обездоленных людей, их удивительной силе, мужестве и доброте).
- Кто является автором былин?
- Для чего народ создавал былины? (Былины создавались с целью передачи последующим поколениям сведений о легендарных героях, коварных злодеях, военных походах, великих сражениях, выдающихся деятелях, глобальных изменениях, которые происходили с нашими предками, и вообще о грандиозных событиях истории и людях, которые к ним причастны)
- Главными героями былин являются народные герои – богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Их не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Дунай-сват вызывают у нас восхищение, радость, веру в силы народные. Итак, былины – это, прежде всего, героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников Русской земли
V. Изучение учебного материала
ВКЛЮЧИТЬ!!
Учитель музыки
- Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад. Посмотрите, послушайте музыкальный фрагмент из уже известной нам оперы и потом скажите какой музыкальный помощник был у Садко
Слайд 4 - Видео - Заиграйте, мои гусельки
ВЫКЛЮЧИТЬ!!!
До и после – технология
-В колонке ДО отметьте + или – выражения, с которыми вы согласны
До |
|
После |
|
Корпус гуслей ставился на колени музыканта. На корпус натянуты струны. |
|
|
Гусляры развлекали народ игрой на гуслях. |
|
|
Гусляр – это сказитель, хранитель древних законов и предписаний. |
|
|
Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые звуки |
|
|
Гусляр приносит беду |
|
|
Гусляров с неохотой звали на свадьбы. |
|
|
Гусли-это гудящие струны |
|
|
Слово "гусли" происходит" от древнеславянского "густы" |
|
|
Гудела струна, она и получила название "гусла" |
|
- Готовясь к уроку, Ярослав получил задание – подготовить сообщение о музыкальном инструменте – гуслях.
ВКЛЮЧИТЬ!!
Слайд 5- виды гуслей
Сообщение
Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли - это гудящие струны.
Русские гусли - инструмент очень древний. По предположениям историков, у восточнославянских племен гусли были еще в шестом веке. В стародавние времена форма гуслей была шлемовидной, крыловидной и трапецевидной .
Наверное, вы не раз слышали выражение - «гусли звончатые».
Звончатые гусли - самые древние и самые простые. Треугольный корпус ставился на колени музыканта. На корпус натянуты струны (от 7 до 13). Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые звуки.
В древности гусли изготавливали так: из дерева вырезали форму и натягивали струны. Чаще всего использовали дерево явор - белый клен, растущий на юге. Поэтому сохранилось другое название звончатых гуслей - яровчатые.
ВЫКЛЮЧИТЬ!!
-Как называли человека, который играл на гуслях? (гусляр)
- Кто же такие гусляры?
- Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди и развлекали князя и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир. Могли при случае и колдовать, своей особой, поэтической магией. Они же и хранители древних законов и предписаний. Считалось, что если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела спел песнь, то этому делу обеспечена удача. Без гусляров не обходились похороны князей, богатырей, а свадьба без певца - это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать.
- А теперь отметьте в колонке ПОСЛЕ. Посмотрите – ваше мнение изменилось?
-Расскажите же теперь, кто такие гусляры, и что вы узнали о инструменте - гусли? Используйте выражения: «Раньше я думал… А теперь я считаю…)
- Так кто же играл на гуслях в древности?
- А еще на них играли скоморохи, которые пели шутливые потешные песенки; а во-вторых, играли сказители - люди, которые рассказывали былины медленно, протяжно, нараспев.
Учитель 4 класса
- Былина относится к жанрам устного народного творчества, потому что былины, так же как и сказки, передавались из уст в уста. Так как былины передавались от одного человека к другому в устной форме, то они многовариантны. Об одном и том же богатыре сложено множество былин, которые могли иметь несколько различных вариантов. Мы с вами на уроках познакомились с былиной «Ильины три поездочки».
- На примере этой былины давайте выясним, какими чертами характера обладали русские богатыри.
Любовь к Родине (отправился в дозор)
Храбрость, непоколебимость (выбрал первую дорогу)
Мудрость (узнал обман девушки)
Щедрость, доброта, милосердие (построил церкви, раздал бедным)
VI. Физминутка- ссылка на слайде 5
VII. Рассказ о симфонии
ВЫКЛЮЧИТЬ!!
Учитель музыки
Слайд 6 - Александр Порфирьевич Бородин
VIII. Творческое задание
- Наши ребята подготовили инсценировку отрывка былины «Ильины три поездочки»
ПЕРЕХОД НА КАМЕРУ!!!
Показ ссылка на слайде 6 - Бородин
- А Арина сочинила былину про наш класс
Читает
IX. Итог
- 2020 год — особый год для нашей страны. В этом году исполняется 75 лет со дня подписания акта о капитуляции Германии. 75 лет тому назад закончилась Великая Отечественная война. Указом президента России он объявлен годом Памяти и Славы.
- А можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину в ВОв?
- Да, еще великий русский полководец Александр Васильевич Суворов назвал своих солдат исключительно «чудо – богатыри». С этими чудо – богатырями он одерживал множество побед и ни разу не проиграл! И годы ВОВ были такие чудо – богатыри.
ВКЛЮЧИТЬ!!
Слайд 7- Константин Александрович Липилин
Например, старший лейтенант Константин Александрович Липилин в ночь с 29 на 30 августа 1943 года в бою у села Безыменовка с моря высадился с морским десантом. Короткой очередью уничтожил немецкий пулеметный расчет. Мгновенно вступил в рукопашный бой. Липилин обладал поистине богатырской силой: 4 удара прикладом пулемета и 4 мертвых тела немецких офицеров. Остальные бросились врассыпную, но кого- то настигла пулеметная очередь, кого-то граната, метко брошенная Липилиным. В этом бою он уничтожил 50 фашистов, два пулемета, захватил двух пленных, забросал гранатами и поджег шесть автомашин с грузом. Такая же истории повторилась с 7 на 8 сентября: 150 солдат и офицеров, 3 пулемета, один миномет, 10 повозок и три автомашины. Удостоен звания «Герой Советского союза»
ВЫКЛЮЧИТЬ!!
- Давайте вернемся к нашему вопросу: почему в произведениях искусства часто обращаются к теме богатырей?
- Сможем ли мы ответить на него? ( Людей всегда восхищали качества, который обладали богатыри. Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека.)
- А в наше время можно встретить богатырей? Ведь сейчас не ездят на лошадях, не носят доспехи.
- Правильно, в наше время это защитники Отечества, которые стоит на страже нашей Родины. Это люди, которые в любую минуту придут к нам на помощь (милиционеры, пожарные, спецназ).
X. Рефлексия
Учитель музыки
Синквейн
1 группа – богатырь
2 группа - гусли
XI. Домашнее задание
Найти материал о Сергии Радонежском
Приложение
Лист самооценки
Фамилия, имя ученика ___________________________________________________
Расставьте стрелочки:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.