Конспект ин егрированного урока
Оценка 4.7

Конспект ин егрированного урока

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
4 кл
25.01.2020
Конспект ин егрированного урока
интегрированный урок.docx

Тема: «Богатыри в литературе и в искусстве»

Интегрированный урок литературного чтения и музыки

Тема урока по литературному чтению: Обобщение по теме «Былины»

Тема по музыке: Богатырская тематика в музыке

Цели урока: способствовать расширению представление обучающихся о былинах и былинных героях на основе произведения искусства

Учебные задачи:

- обобщить и углубить знания обучающихся о былинах, богатырях;

- рассмотреть сходство характера современного человека и персонажей русских былин;

- вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях и желание их читать;

- воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;

- развивать творческие способности;

- воспитывать  на примере подвигов  богатырей такие качества как мужество,  патриотизм, честность, смелость.

Планируемый результат:

Предметные:

Расширить знания учащихся о былинах, былинных героях, народном музыкальном инструменте гуслях;

Контролировать уровень усвоения понятия «богатырь», «былина»

Метапредметные:

Познавательные: работать с информацией, выделять главное, систематизировать выделенную информацию, оформлять ее в доступной для слушателей форме.

Регулятивные: развитие способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности и находить средства ее осуществления.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; формирование умения излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Личностные:

формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий.

Ход урока

        I.            Организационный момент

    II.            Постановка целей и задач

Слайд 1 – Видео «Гусли. Былина об Илье Муромце. Ансамбль Купина»

- Ка вы думаете, почему наш урок начался с этого фрагмента?

- О ком поют гусляры?

- Я вам предлагаю отправиться в виртуальный музей.

Слады 2 – картины Васнецова Виктора Михайловича

- Картины какого художника представлены в нашей музеи?

- Какой темой они объедены? (богатыри)

- Какая тема нашего урока? (Богатыри в литературе и в искусстве)

Слайд 3 – тема

ВЫКЛЮЧИТЬ!!!

 III.            Постановка проблемного вопроса

- Для того, чтобы наш урок был интересным и познавательным, нам нужно поставить главный вопрос, исходящий из темы урока, поиск ответа на который и станет нашей основной задачей.

- Как вы думаете, почему в произведениях искусства часто обращаются к теме богатырей?

- К этому вопросу мы вернемся в конце урока.

 IV.            Актуализация опорный знаний

Учитель 4 класса

- Что такое былина? (Былина – один из видов устного народного творчества. В былинах рассказывается о подвигах богатырей – бескорыстных защитников Русской земли, всех обиженных и обездоленных людей, их удивительной силе, мужестве и доброте).

- Кто является автором былин?

- Для чего народ создавал былины? (Былины создавались с целью передачи последующим поколениям сведений о легендарных героях, коварных злодеях, военных походах, великих сражениях, выдающихся деятелях, глобальных изменениях, которые происходили с нашими предками, и вообще о грандиозных событиях истории и людях, которые к ним причастны)

- Главными героями былин являются народные герои – богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Их не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Дунай-сват  вызывают у нас восхищение, радость, веру в силы народные. Итак, былины – это, прежде всего, героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников Русской земли 

     V.            Изучение учебного материала

ВКЛЮЧИТЬ!!

Учитель музыки

- Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад. Посмотрите, послушайте музыкальный фрагмент из уже известной нам оперы и потом скажите какой музыкальный помощник был у Садко

Слайд 4 - Видео - Заиграйте, мои гусельки

ВЫКЛЮЧИТЬ!!!

До и после – технология

-В колонке ДО отметьте + или –  выражения, с которыми вы согласны

 

До

 

После

 

Корпус гуслей ставился на колени музыканта.  На корпус натянуты струны.

 

 

Гусляры развлекали народ игрой на гуслях.

 

 

Гусляр – это сказитель, хранитель древних законов и предписаний.

 

 

Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые звуки

 

 

Гусляр приносит беду

 

 

Гусляров с неохотой звали на свадьбы.  

 

 

Гусли-это гудящие струны

 

 

Слово "гусли" происходит" от древнеславянского "густы"

 

 

Гудела струна, она и получила название "гусла"

 

- Готовясь к уроку, Ярослав получил задание – подготовить сообщение о музыкальном инструменте – гуслях.

ВКЛЮЧИТЬ!!

Слайд 5- виды гуслей

Сообщение

Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли - это гудящие струны.

Русские гусли - инструмент очень древний. По предположениям историков, у восточнославянских племен гусли были еще в шестом веке. В стародавние времена форма гуслей была шлемовидной, крыловидной и трапецевидной .

Наверное, вы не раз слышали выражение - «гусли звончатые».

Звончатые гусли - самые древние и самые простые. Треугольный корпус ставился на колени музыканта. На корпус натянуты струны (от 7 до 13). Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые звуки. 

В древности гусли изготавливали так: из дерева вырезали форму и натягивали струны. Чаще всего использовали дерево явор - белый клен, растущий на юге. Поэтому сохранилось другое название звончатых гуслей - яровчатые.

ВЫКЛЮЧИТЬ!!

-Как называли человека, который играл на гуслях? (гусляр)

- Кто же такие гусляры?                 

- Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди и развлекали князя и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир. Могли при случае и колдовать, своей особой, поэтической магией. Они же и хранители древних законов и предписаний. Считалось, что если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела спел песнь, то этому делу обеспечена удача. Без гусляров не обходились похороны князей, богатырей, а свадьба без певца - это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать. 

- А теперь отметьте в колонке ПОСЛЕ. Посмотрите – ваше мнение изменилось?

-Расскажите же теперь, кто такие гусляры, и что вы узнали о инструменте - гусли? Используйте выражения: «Раньше я думал… А теперь я считаю…)

- Так кто же играл на гуслях в древности?

- А еще  на них играли скоморохи, которые пели шутливые потешные песенки; а во-вторых,  играли сказители - люди, которые рассказывали былины медленно, протяжно, нараспев.

Учитель 4 класса

- Былина относится к жанрам устного народного творчества, потому что былины, так же как и сказки, передавались из уст в уста. Так как былины передавались от одного человека к другому в устной форме, то они многовариантны. Об одном и том же богатыре сложено множество былин, которые могли иметь несколько различных вариантов. Мы с вами на уроках познакомились с былиной «Ильины три поездочки».

- На примере этой былины давайте выясним, какими чертами характера обладали русские богатыри.

Любовь к Родине (отправился в дозор)

Храбрость, непоколебимость (выбрал первую дорогу)

Мудрость (узнал обман девушки)

Щедрость, доброта, милосердие  (построил церкви, раздал бедным)

 VI.            Физминутка- ссылка на слайде 5

VII.            Рассказ о симфонии

ВЫКЛЮЧИТЬ!!

Учитель музыки

Слайд 6  - Александр Порфирьевич Бородин

VIII.            Творческое задание

- Наши ребята подготовили инсценировку отрывка былины «Ильины три поездочки»

ПЕРЕХОД НА КАМЕРУ!!!

Показ  ссылка на слайде 6 - Бородин

- А Арина сочинила былину про наш класс

Читает

 IX.            Итог

 - 2020 год — особый год для нашей страны. В этом году исполняется 75 лет со дня подписания акта о капитуляции Германии. 75 лет тому назад закончилась Великая Отечественная война. Указом президента России он объявлен годом Памяти и Славы.

- А можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину в ВОв?

- Да,  еще великий русский полководец Александр Васильевич Суворов назвал своих солдат исключительно «чудо – богатыри». С этими чудо – богатырями он одерживал множество побед и ни разу не проиграл! И  годы ВОВ были такие чудо – богатыри.

ВКЛЮЧИТЬ!!

Слайд 7- Константин Александрович Липилин

Например, старший лейтенант Константин Александрович Липилин в ночь с 29 на 30 августа 1943 года в бою у села Безыменовка с моря высадился с морским десантом. Короткой очередью уничтожил немецкий пулеметный расчет. Мгновенно вступил в рукопашный бой. Липилин обладал поистине   богатырской силой: 4 удара прикладом пулемета и 4 мертвых тела немецких офицеров. Остальные бросились врассыпную, но кого- то настигла пулеметная очередь, кого-то граната, метко брошенная Липилиным.  В этом бою он уничтожил 50 фашистов,  два пулемета, захватил двух пленных, забросал гранатами и поджег шесть автомашин с грузом. Такая же истории повторилась с 7 на 8 сентября: 150 солдат и офицеров, 3 пулемета, один миномет, 10 повозок и три автомашины. Удостоен звания «Герой Советского союза»

ВЫКЛЮЧИТЬ!!

- Давайте вернемся к нашему вопросу: почему в произведениях искусства часто обращаются к теме богатырей?

- Сможем ли мы ответить на него? ( Людей всегда восхищали качества, который обладали богатыри. Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека.)

 - А в наше время можно встретить богатырей? Ведь сейчас не ездят на лошадях, не носят доспехи.

- Правильно, в наше время это защитники Отечества, которые стоит на страже нашей Родины. Это люди, которые в любую минуту придут к нам на помощь (милиционеры, пожарные, спецназ).

     X.            Рефлексия

Учитель музыки

Синквейн

1 группа – богатырь

2 группа - гусли

 XI.            Домашнее задание

Найти материал о Сергии Радонежском

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Лист самооценки

Фамилия, имя ученика ___________________________________________________

 

Расставьте стрелочки:

Надпись: Научился
Надпись: Узнал что-то новое
16-конечная звезда: Я
 

 

 


Надпись: Получил радостьНадпись: Расстроился 

 

 

Надпись: Ничего не понял
Надпись: Удивился
 

 


 


Скачано с www.znanio.ru

Тема: «Богатыри в литературе и в искусстве»

Тема: «Богатыри в литературе и в искусстве»

Картины какого художника представлены в нашей музеи? -

Картины какого художника представлены в нашей музеи? -

До После

До После

Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать

Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать

ВКЛЮЧИТЬ!! Слайд 7- Константин

ВКЛЮЧИТЬ!! Слайд 7- Константин

Приложение Лист самооценки

Приложение Лист самооценки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2020