Класс: 1 (дополнительный) класс
Тема занятия: Дифференциация звуков [м] и [м']. Игрушки.
Цель: научить дифференцировать звуки на слух и в произношении звуки [м] и [м'].
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- закреплять в пассивном и активном словаре детей понятия "согласный звук", "твёрдый (мягкий) согласный звук", "звонкий согласный звук";
- расширять словарный запас детей (образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом);
- совершенствовать грамматический строй речи (усвоение категории родительного и творительного падежей, множественного числа существительных, употребление предлогов в устной речи).
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать фонематический слух (различение звуков [м] и [м'] в слогах, словах, предложениях; определение позиции звука в слове);
- развивать зрительное внимание и восприятие;
- развивать речевой слух, память, мышление;
- развивать общую моторику, координацию речи с движениями;
- активизировать речевую деятельность детей.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;
- воспитывать положительную мотивацию к занятиям, умение внимательно слушать педагога.
Используемые здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, динамические упражнения.
Оборудование: сигнальные кружочки красного, синего и зелёного цвета, игрушки, корзинка, мешочек, индивидуальные зеркала на каждого ребенка, моноблок, проектор мяч.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
1. Психогимнастика.
Логопед: Здравствуй, солнце золотое! (Ручки вверх).
Здравствуй,
небо голубое! (Ручки в стороны).
Здравствуйте,
мои друзья! (Все берутся за руки).
Очень рад вас видеть Я! (Раскачивают ручки).
Дети выполняют инструкцию учителя-логопеда, настраиваются на урок.
2. Рефлексия
Логопед: Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
Всех знакомых, незнакомых
И серьёзных и весёлых! Дети здороваются.
Тихо сядьте девочки!
Тихо сядьте мальчики!
II.Актуализация знаний по теме
Дети переворачивают картинки, рассматривают их, называют, что изображено:
У меня мяч. У меня машина. У меня мишка. У меня матрешка.
Логопед: Ребята, как назвать одним словом, что изображено на наших картинках?
Дети: Это игрушки.
Логопед: Верно. Назовите первый звук в этих словах.
Дети произносят звуки: [м], [м'].
Ш. Этап постановки цели и задач
Логопед: Кто догадался, какая сегодня тема и цели занятия?
Дети: Будем учиться различать звуки [м], [м'] и говорить об игрушках.
IV. Этап работы по теме
1. Сравнительная характеристика звуков.
Логопед: Произнесите звуки [м], [м']. Как произносим эти звуки?
Дети вместе с логопедом объясняют артикуляцию звуков [м], [м']:
Когда мы произносим звуки [м], [м']:
- губы сомкнуты без напряжения;
- воздух выходит через нос;
- горлышко «работает».
Логопед: Дайте характеристику нашим звукам. Это гласные или согласные звуки? Почему?
Дети: Согласные, звуки [м], [м'] петь нельзя, т.к. губы создают преграду воздуху.
Звук [м] – согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [м] синим кружком с колокольчиком.
Звук [м'] – согласный, мягкий, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [м'] зеленым кружком с колокольчиком.
2. Соотнесение звука и буквы.
Логопед: Чем обозначаются звуки [м], [м'] на письме и при чтении?
Дети: Звуки [м], [м'] обозначаются буквой М.
Логопед: На что похожа буква М?
Дети: На качели, на две горы, на рубашку.
Логопед: Буква М с двумя горбами,
Как верблюд – смотрите сами!
3.Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.
Там, в углу, лежат игрушки Дети делают из ладоней угол.
Отдыхают в тишине… Наклоняют голову в сторону, ладони под голову.
Пять игрушек в день рожденья Сжимают и разжимают ладони 4 раза.
Подарили гости мне. Показывают на себя двумя ладонями.
Раз – ушастый серый зайка, Загибают пальцы, начиная с большого.
Два – есть дудка у меня,
Три – сейчас я покажу вам
Черногривого коня.
Бурый мишка мой – четыре,
Белка рыженькая – пять…
Только всех моих игрушек Показывают круг руками.
Мне никак не сосчитать. Качают головой из стороны в сторону.
4. Упражнение «Внимательные ушки»
Логопед раздает каждому ребенку дидактическое пособие «Синий квадратик и зеленый квадратик» и объясняет задание. Если ребенок слышит звук [М], поднимает синий кубик, если [М'] – зеленый кубик:
М, МЬ, М, М, МЬ …; МА, МЯ, МИ, МУ, МО, МЫ…; АМ, ОМЬ, УМЬ…; МЯЧ, МИШКА, МАШИНА, …
5. Игра «Определи место звука в слове»
Логопед: Назовите картинки, определите место звуков [м], [м'] в названиях картинок, обозначьте эти звуки соответствующим цветом.
Картинки: мишка, пирамида, самолет, мяч, матрешка, машина, гном, погремушка.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Физкультминутка «Любимые игрушки»
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть. Дети шагают на месте
Кукла-куколка, бай-бай,
Поскорее засыпай. Укачивают воображаемую куклу.
Флажок за палочку возьму, Машут перед грудью воображаемым флажком,
Подниму и помашу. а потом поднимают его вверх.
Скачет мячик как живой, Имитируют движение рукой
Красный, желтый, голубой. При отбивании мяча об пол.
Строим, строим новый дом. Дети ставят друг на друга кулаки: правый
на левый, затем левый на правый и вновь
правый на левый, как будто это кубики.
Сели мы в машины,
Зашуршали шины. Би-би-би! Имитируют движение рук на воображаемом руле.
7. Упражнение «Большой-маленький-много»
мяч –мячик-мячи
пирамида-
машина -
…
V. Закрепление изученного материала.
Игра «Где спряталась игрушка?». Закрепление употребления предлогов на, в, за, под.
Логопед: Девочка Маша плохо обращалась со своими игрушками, и они спрятались от нее. Помогите девочке найти игрушки. Расскажи, где могут прятаться игрушки. Назовите картинки, в названии которых есть звуки [м], [м'].
Дети: Мишка спит в кроватке. Клоун сидит на автобусе и т.д.
VI. Заключительная часть / Рефлексия
Логопед: Молодцы! Вы отлично справились с заданиями. Игрушки благодарят вас. Что вам запомнилось и понравилось?
Дети делятся впечатлениями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.