Конспект мастер - класса
по литературе
«Поэтический мир М.Цветаевой»,
проведенного в группе ИСиП - 22
24.11.19г
Тема : Биография и творчество Марины Цветаевой.
Цель :
Ø Знакомство студентов с основными творческими вехами жизни М.И.Цветаевой.
Задачи:
· анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;
· соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
· сопоставлять литературные произведения поэтов различных исторических эпох М.Цветаевой и А.Пушкина;
· выявлять авторскую позицию;
· выразительно читать лирические и эпические отрывки, соблюдая нормы литературного произношения;
· аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
· создавать связный текст ;
· создавать мотивацию для дальнейшего изучения творчества М.Цветаевой.
Оборудование: компьютер, презентации, схемы анализа стихотворений
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Подготовка студентов к активному и сознательному усвоению нового материала
2.1. Художественное чтение стихотворения преподавателем
Оглянись: вокруг весна поет,
Солнце так безудержно смеется!
Пусть оно энергией своей
В душу каждого из вас прольется!
Улыбнись, стараясь мир понять,
Сбрось с себя ненужный груз волнений,
Приготовься сердцем воспринять
Глубину Цветаевских творений!
(О.Головко)
2.2. Актуализация знаний
Начало презентации - фотография М. Цветаевой
Прослушивание аудиозаписи «Моим стихам, написанным так рано…»
3. Усвоение новых знаний
2 слайд
3.1. Слово преподавателя о поэте.
В бурно развивающемся "серебряном веке" литературы Марина Цветаева не примыкала ни к одному направлению - она творила вне групп.
3 слайд Автору стихов Марине Цветаевой - двадцать лет, но она уже поэт, поэт яркий и самобытный, уверенный в своем дальнейшем поэтическом успехе.
Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории 20 века в своем творчестве.
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел вам вслед...
Целую вас - через сотни Разъединяющих лет.
Поэтический дар Цветаевой необычайно многолик, она раскрыла трагедию мироощущения человека, современника. Её творчеству характерна открытая эмоциональность, откровенность, бурная темпераментность, свобода поэтического
дыхания, крылатая легкость стиха. Она убеждена, что чувствам подвластны и время, и расстояния ; ее произведения учат дорожить каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением. Литературный манифест Цветаевой «Записывайте точнее! Нет ничего не важного!»
4 слайд Именно рябина стала своеобразным символом жизни и творчества Цветаевой. Родилась Марина Ивановна Цветаева 26 сентября 1892 года в Москве в творческой семье.
3.2. Художественное чтение ( аудиозапись) «Красною кистью рябина…»
3.3. Художественное слово студентов
6 слайд Отец, Иван Владимирович Цветаев, сын сельского попа - профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств
Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, восхищавшей Антона Рубинштейна. Мария Александровна открыла глаза детям на никогда не изменяющее человеку вечное чудо - природу, одарила их многими радостями детства, дала им в руки лучшие в мире книги.
Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке.
7 слайд Из воспоминаний М. ЦВЕТАЕВОЙ:
«Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным... с ловом оказалось «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала», - и тут же принялась учить меня музыке.. .Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».
После смерти матери интерес к музыке у Марины Цветаевой постепенно угас, но появляется новое увлечение - книги и стихи. Она погружена в атмосферу Пушкина, открыла для себя Гете, любит и прекрасно знает Державина, Некрасова, Лескова, Аксакова.
Поэтому вполне объяснима романтическая, бунтарская, практичная натура Марины Цветаевой.
8 слайд
3.4. Художественное чтение стихотворения студентами
Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина...
9 слайд Марина и Ася - они были как «крылья одной, летящей в небеса души». Сходство их и внешнее, и внутреннее было поражающим и восхищающим. Похожи были черты лица, прическа, голос...
Может быть, волшебство двойного голоса при чтении сестрами в унисон стихов Марины было одной из причин первых успехов Марины Цветаевой в московских литературных кругах.
Прослушивание аудиопесни «Ты запрокидываешь голову»
Из воспоминаний М. ЦВЕТАЕВОЙ: «Когда мы вышли на сцену в огромной зале в форменных гимназических платьях, публика заметно приветственно заволновалась. <...> В два одинаковых голоса, сливающихся в один в каждом понижении и повышении интонации, мы, стоя рядом, <...> читали стихи по голосовой волне. Внятно и просто. Певуче? Пусть скажет, кто помнит. Мы прочли несколько стихотворений, Из них помню: <В пятнадцать лет> и < Декабрьская сказка». Марина всегда говорила о сестре "моя неразлучная".
10 слайд
3.5. Прослушивание аудиозаписи «На трудных тропах бытия…»
11 слайд Какой была Марина Цветаева?
Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто-каштановые волосы, бледное лицо, глаза зеленые, цвета винограда.
Привычные к степям глаза,
Привычные к слезам глаза.
Зеленые - соленые
Крестьянские глаза
Из воспоминаний дочери Ариадны: Моя мать, Марина Ивановна Цветаева, была невелика " ростом. Волосы ее, золотисто-каштановые, в молодости вившиеся крупно и мягко, рано начали седеть..
Лицо было полно постоянного внутреннего движения.
Но мало кто умел читать в нем.
Голос был девически высок, звонок, гибок. Речь — сжата, реплики — формулы.
Умела слушать; никогда не подавляла собеседника, но в споре была опасна: на диспутах, дискуссиях и обсуждениях молниеносным выпадом сражала оппонента.
Была блестящим рассказчиком.
Стихи читала не камерно, а как бы на большую аудиторию.
Читала темпераментно.
Была действенно добра и щедра: спешила помочь, выручить, спасти — хотя бы подставить плечо; делилась последним....
Поздно ложилась, перед сном читала. Вставала рано.
Была спартански скромна в привычках, умеренна в еде.
Пила черный кофе: светлые его зерна жарила до коричневости....
Ненавидела быт — за неизбывность его, за бесполезную повторяемость ежедневных забот, за то, что пожирает время, необходимое для основного.
Общительная, гостеприимная, охотно завязывала знакомства, менее охотно развязывала их. Обществу «правильных людей» предпочитала окружение тех, кого принято считать чудаками. Да и сама слыла чудачкой.
Из всех видов зрелищ предпочитала кино, причем «говорящему» — немое, |за большие возможности со-творчества, со-чувствия, со-воображения, предоставлявшиеся им зрителю.
Была человеком слова, человеком действия, человеком долга.
При всей своей скромности знала себе цену.
12 слайд Стихи Цветаева начала писать с шести лет. Юная Цветаева пишет стихи как на русском, так и на немецком и французском Ее первые стихи были напечатаны, когда поэтессе было всего 16 лет, адресатом первых стихотворений была сестра Ася.
Из воспоминаний М. ЦВЕТАЕВОЙ: Первая моя книга вышла, когда мне было 17 лет, - стихи 15-ти, 16-ти, и 17-ти лет. Книгу издать в то время было просто: собрать стихи, снести в типографию, выбрать внешность, заплатить по счету - все. Так я и сделала, никому не сказав, гимназисткой VII кл.
13 слайд Первый сборник ее стихов под названием «Вечерний альбом» увидел свет в 1910 году и сразу же удостоился похвал таких взыскательных критиков, как Валерий Брюсов, Николай Гумилев и Максимилиан Волошин
3.6. Прослушивание романса «Мне нравится, что вы больны не мной» в исполнении А.Пугачевой
Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «быть самой собой» - такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда.
3.7. Художественное чтение студентов «Вы, идущие мимо меня»
16 слайд Как поэт и как личность Марина Цветаева развивалась стремительно. Но Цветаева не была знаменита в России, как, например, Ахматова. Ее творчество знали лишь завзятые любители поэзии.
3.8. Художественное чтение ( аудиозапись) «Идешь на меня похожий…»
17слайд Марина Цветаева и Сергей Эфрон... Они встретились 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском берегу. «Заглянув в его глаза и всё прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик, то выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых».
Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Эфрон) подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована! дата свадьбы и имя Марина.
3.9. Художественное чтение стихотворений учащимися.
«Ты, меня любивший фальшью»
18 слайд Ее избранник казался ей воплощением всего высокого, романтического, героического. Ему выпала редкая для мужчины роль — быть не только супругом, но и музой своей жены. Наступает самая счастливая /увы, не долгая/ пора в жизни Цветаевой.
19-20 слайд Долгие годы многие стихи Цветаевой либо прямо обращены к Сергею Эфрону, либо так или иначе связаны с ним.
Ему она посвятила стихотворение «Генералам 12 года».
3.10. Прослушивание аудиозаписи песни «Генералам двенадцатого года».
21 слайд Из воспоминаний М. ЦВЕТАЕВОЙ: 5 сентября 1912 г. у меня родилась дочь. Я назвала ее Ариадной, назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью. В апреле 1917 г. родилась вторая дочь. Я собиралась назвать ее в честь Ахматовой Анной, но потом передумала: «ведь судьбы не повторяются», - и назвала Ириной.
Осенью 19-го - в самое тяжелое время - Марина Ивановна отдала своих девочек в подмосковный приют; вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 20-го потеряла маленькую Ирину, погибшую в приюте от истощения и тоски... Таковы ее хождения по мукам за эти четыре года.
3.11. Художественное чтение стихотворения подготовленным учащимся
Две руки, легко опущенные
На младенческую голову!
Были - по одной на каждую -
Две головки мне дарованы.
Но обеими - зажатыми –
Яростными - как могла! –
Старшую у тьмы выхватывая –
Младшей не уберегла.
22 слайд Революцию 1917 года Цветаева не поняла и не приняла.
В ноябре 1917 года, после революционных событий, муж Сергей Эфрон уехал на Дон, где формировались первые части Белой армии. Сергей был человек, безусловно, одаренный: в чем-то слабый, в чем-то - очень сильный духом. Россию он любил фанатично. И, служа в Белой армии, свято верил, что спасает Россию.
Музыкальное исполнение романса М.Цветаевой под сопровождение гитары студентками Кашаевой А., Эткало Ю.
В годы гражданской войны их связь прервалась. Марина стоически переносила разлуку и беспомощно — разруху и лишения.
Как ни удивительно, но никогда еще не писала Цветаева так вдохновенно, напряженно и разнообразно. С 1917 по 1920 год она успела создать больше 300 стихотворений, поэму-сказку «Царь-Девица», шесть романтических пьес. И кроме того — сделать множество записей-эссе.
Событие, перевернувшее всю последующую жизнь Цветаевой, произошло 14 июля 1921 г. В этот день она получила письмо от мужа - первое за четыре с половиной года. Из письма стало ясно, что Сергей жив, он находится в Праге. Без мужа Марина не мыслила своего существования, и она стала хлопотать о заграничном паспорте. 11 мая 1922 г. она с дочерью выехала из Москвы через Берлин в Прагу.
3.12. Аудиозапись стихотворения « Рас-стояние, версты, мили...»
23 слайд Эти строки дышат горечью.
Сначала эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу.
Встреча с Сергеем, конечно, для нее была большой радостью. И некоторое время они жили такой семейной идиллией, когда по вечерам рассказывались сказки, с Алей занимались французским языком - Марина Цветаева, математикой - Сергей Эфрон.
Русская интеллигенция, жившая в Праге и ее окрестностях, вела богатую культурную жизнь. Здесь часто устраиваются литературные чтения, музыкальные вчера, встречи с литераторами.
В Чехии Цветаева выросла в поэта. Самой заветной темой в то время стала философия и психология любви.
Любить - значит жить. Любовь у Цветаевой всегда «поединок роковой»/ всегда спор, конфликт и чаще всего - разрыв.
3.13 Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Вчера еще в глаза глядел».
24 слайд 1 ноября 1925 г. Марина Ивановна расстается с милой сердцу Прагой и с детьми уезжает в Париж. Во Франции Цветаевой суждено было прожить 13 с половиной лет. Но там она не прижилась.
В Чехии жилось ей трудно, потому что она не знала чешского языка, во Франции, зная язык, она не могла печататься на французском, и знала, что печатаясь на русском е России, она нашла бы своего читателя. В то время она говорила: «как меня будут читать, что читать, любить через сто лет».
Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать её стихи. «...Мой читатель остается в России, куда мои стихи не доходят...»
Из воспоминаний М. ЦВЕТАЕВОЙ:
25-26 слайд Кому нужны были там, за границей, эти истерзанные болью строки, обращенные назад в Россию…
3.14. Прослушивание аудиозаписи « Тоска по Родине…»
И эти пронзительные строки - снова о любви, яростной и напряженной любви к России.
Ее взор постоянно обращен "туда", на Русь уже Советскую; себя русскую она противопоставляет всему нерусскому. В результате полностью порывает с эмигрантской средой.
Из воспоминаний М. ЦВЕТАЕВОЙ:
«Здесь я никому не нужна. Все меня выталкивает в Россию, в которую, я ехать не могу. Здесь я не нужна, там я не возможна».
27 – 29 слайд В 1939 году Марина Цветаева вернулась наконец на родную землю... Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались.
Когда началась Великая Отечественная война, Марину Ивановну вместе с сыном эвакуируют сначала в Чистополь, потом в Елабугу. Не имея возможности найти работу, предполагая, что мужа нет в живых.
30 слайд Прослушивание аудиозаписи «Пригвождена»
31 слайд 3 1 августа 1941 года покончила с собой.
Так прервалась жизнь замечательного поэта 20 века.
3.15. Слово учителя
Марина Цветаева. . . Мы лишь немного прикоснулись к огромному миру цветаевской поэзии. Она оставила нам сборники лирических стихотворений, семнадцать поэм, стихотворные драмы, лирические эссе и философские этюды, мемуарную прозу, воспоминания и размышления.
Вся моя жизнь - роман
с собственной душой
Возьмите стихи — это и есть моя жизнь.
Это ведь совсем неважно - с кем роман... в конечном счёте важно то,
чтобы не было этой устрашающей пустоты!
Душа не терпит пустоты, для неё - это просто гибель!
Каждый стих - дитя любви,
Нищий незаконнорожденный,
Первенец у колеи
На поклон ветрам положенный.
Сердцу - ад и алтарь,
Сердцу - рай и позор,
Кто отец? Может - царь,
Может - царь, может - вор.
4. Проверка понимания и закрепления учащимися нового материала (беседа по содержанию занятия)
5. Сопоставительный анализ стихотворений М.Цетаевой «Мне нравится, что вы больны не мной» и А.Пушкина « Я вас любил»
Приложение 1,2
6. Работа в 3 группах .
Анализ 3 стихотворений М.Цветаевой по предложенному плану.
Приложение2
6.2. Беседа после группового обсуждения отрывков из произведений М.Цветаевой
- Как вы считаете, почему М. Цветаева называет любовь то «сладчайшим недугом», «зыбкой грустью», спрашивает «Откуда такая нежность?», то вдруг – «Не хочу ни любви, ни почестей»?
- Почему любовь сравнивается с «пошлиной бессмертной пошлости», а лирический герой – то отголосок самой героини, «певец захожий», а то и просто «бедняк»?
- Какие средства художественной изобразительности использует поэтесса, с какой целью? («сладчайший недуг», «зыбкая грусть» - эпитеты чарующего, но хрупкого счастья; сравнение своей возвышенной любви с чувством другой женщины «простой», когда возлюбленный был «государем», а теперь стал «бедняком»; «певец захожий» - инверсия, акцент на непостоянство, кратковременность чувств)
6.3. Беседа после группового обсуждения стихотворения «Вчера еще в глаза глядел» М.Цветаевой
- Какова композиция произведения? (Сбивчивый, нервный монолог лирической героини).
- К кому он обращен? (То к какому-то собеседнику, возможно, к читателю, то к самому возлюбленному).
- Можно ли на основе этого произведения исполнить романс? (Нет плавной, гладкой мелодии, ритм сбивчивый, тревожный тон).
- Чем данное стихотворение похоже на уже известный нам отрывок из «Попытки ревности»?
Вывод: Цветаева стремится добиться максимума выразительности при минимуме слов. Особенности лирики: сжатость мысли, но при этом эмоциональная напряженность, богатство интонации.
- Найдите примеры интересных образов, используемых поэтессой, которые показывают душевную драму, боль героини.
- Ключевая фраза? «Мой милый, что тебе я сделала?»
- Почему «вопль»? «Стон»?
- Особенность лирики?
6.4. Подведение итогов после группового обсуждения стихотворения
«Тебе – через сто лет» М.Цветаевой
Стихотворение «Тебе – через сто лет» – это попытка диалога через время. И здесь имеет большое значение именно письменная форма сообщения, поскольку опосредованный диалог возможен только в пространстве культуры.
Стихотворение строится по принципу контраста, перерастающего в парадокс. Забегая вперёд, можно сказать, что парадоксально само обращение к диалогу (что представлено в стихотворении двоеточием после глаголов речи или семантически связанных с ними слов и тире в начале следующей строки с прямой речью; строфы 2, 5-6, 9, 11) как форме непосредственной коммуникации. Ведь стихотворение – это одна из разновидностей письменной монологической речи, речи без собеседника .Хотя «…речь во втором лице – одна из характернейших примет лирики, веками сложившийся, традиционный её приём. Второе лицо и сопутствующее ему обращение и повелительное наклонение в лирической поэзии переносит речевые формы, присущие коммуникативной ситуации устного общения, в другую коммуникативную ситуацию. В этой необычной для них коммуникативной ситуации речь идёт о лицах и предметах, отдалённых в пространстве или во времени. Но применение к ним речевых форм, первичная функция которых – обращение к присутствующему лицу, способствует приближению отдалённых объектов к говорящему. Пространственно-временной сдвиг – приближение адресата к говорящему – создаёт иллюзию совпадения воображаемого диалога с моментом речи» . Осуществляя подобный коммуникативный перенос, Цветаева стремится преодолеть рамки, временные, пространственные и языковые («С этой безмерностью // В мире мер?!»). Она обращается к мужчине, который будет жить спустя сто лет, как к любимому или другу – на ‘ты’. «Если мотивом письменной речи является контакт (‘-такт’) или желание, требование (‘-манд’), то пишущий должен представить себе мысленно того, к кому он обращается, представить его реакцию на своё сообщение» . И Цветаева пытается показать реакцию своего воображаемого собеседника, который вступает в диалог с автором лишь во второй строфе (‘– Ртом не достать! – Через летейски воды // Протягиваю две руки»). В дальнейшем мы видим реакцию не на саму Марину Цветаеву, а на женщин, современниц персонажа, и на умерших друзей поэта. Отсутствие в последней строфе формальных признаков диалога (хотя здесь и присутствует местоимение ‘ты’ и глагол речи ‘скажу’) свидетельствует о невозможности преодолеть законы языка и снятии парадокса. И это уже обращение к самой себе. «Особенность письменной речи состоит именно в том, что весь процесс контроля над письменной речью остаётся в пределах деятельности самого пишущего, без коррекции со стороны слушателя. Таким образом, иное пунктуационное оформление строфы, где сохраняются лексические средства, присущие диалогу, раскрывает авторскую позицию: диалога не получилось.
7. Написание мини-эссе «Мое восприятие творчества М.Цветаевой»
8. Заслушивание написанных работ по творчеству поэтессы.
9. Подведение итогов занятия. Выставление оценок, комментирование
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.