Конспект НОД "Балалайка- три струны"

  • Конкурсы
  • docx
  • 14.10.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русском народном творчестве, через знакомство с русским народным инструментом балалайкой.
Иконка файла материала НОД Балалайка учитель года.docx

МАДОУ «Центр развития ребёнка» Детский сад № 11г. Добрянка»

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)

« Балалайка-три струны»











 

 

Составила: Воспитатель ДОУ Кутусова  Наталья Анатольевна

 

 

 

 

 

Добрянка 2021

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русском народном творчестве, через знакомство с русским народным инструментом балалайкой.

Задачи:

Обучающие:

1.  Формировать  устойчивый интерес к фольклору, познакомить с русским народным музыкальным инструментом балалайка.

2.Формировать хорошую дикцию, развивать чувство ритма.

3. Упражнять детей в образовании существительных в уменьшительно – ласкательной форме, и активизировать их употребление в речи.

 

Развивающие:

1.Расширять кругозор  у  детей

2.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать интерес детей к историческому наследию русского народа, традициям, культуре.

2.Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, чувство эмпатии.

 

 

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ожидаемый результат

I этап занятия                                             Вводная часть

Цель: мотивировать детей на включение в непосредственно образовательную деятельность;

Обогащать активный словарь

Педагог:

Ответы детей

 

Приветствие:

-Колокольчик озорной ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг: слева друг и справа друг

Вместе за руки  возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Здравствуйте ребята, меня зовут Наталья Анатольевна, (имя и отчество воспитателя), а как вас зовут? передавайте колокольчик и  называйте свое имя!

- А вы знаете, что колокольчик, это русский народный инструмент? А какие народные инструменты вы знаете, назовите?

МОТИВАЦИЯ

Игровая ситуация: «Пропала балалайка»

-Я к вам пришла не просто так, а с моим любимым инструментом балалайка, поиграть с вами, мне сказали, что вы очень веселые, дружные музыкальные ребята.

(Иду за балалайкой к стулу, а балалайки нет)

Вот она..(поворачиваюсь), а

 где балалайка? Куда она пропала, здесь была!

На экране появляется домовенок Кузя.

Кузя: Апчхи, это я спрятал балалайку. Скучно мне одному сидеть в сказке поиграйте со мной.

 (На экране домовенок  Кузя)

Кузя: Мой волшебный сундучок  откроется, когда вы правильно выполните задание, и оттуда появится часть балалайки. Соберите все части, и тогда я скажу, где лежит настоящая балалайка!

- Вот оказывается, чьи это шуточки, домовенка Кузи! Что же мне делать, чувствую ,что я не справлюсь одна мне нужна ваша помощь, выручайте ребята ,выручайте,  поиграйте с домовенком. Мне мой инструмент, очень нужен. Поможете?

-Ну что, Кузя, мы готовы выполнить твое первое задание

Кузя: Я очень, люблю играть с ложками хозяйки, поиграйте в игру ложки.

Игра «Веселый ритм».

 (У меня за поясом ложки, достаю их)

Я буду проговаривать, и отстукивать на ложках чистоговорку, а вы повторяйте!

Вы только старайтесь и будьте внимательны, Домовенок Кузя за нами наблюдает!

-Ра, Ра, Ра

Начинается игра!

-Ру, ру, ру

В зоопарке кенгуру.

Звучит волшебный звук из сундучка на экране появляется часть струны - гриф.

 -Это часть балалайки называется гриф со струнами.

Кузя: Молодцы!

Я очень люблю сказки расскажите, какая сказка изображена на картинках. Разложите по порядку, как прибегали сказочные герои к теремку  (появляются на экране перемешанные картинки из сказки «теремок»)

Пока дети смотрят на экран я обращаю внимание на конверт.

-Ребята, посмотрите конверт!  Что же там?

Открываю конверт

-Это же картинки с экрана Домовой нам подкинул. Ребята нам с вами надо разложить эти картинки по порядку.

- Кузя посмотри: мы составили сказку, посмотри правильно или нет?

Кузя: Ух, ты здорово, правильно, молодцы! А, сейчас проверим правильно вы расположили или нет?

Домовенок: Как можно ласково назвать, персонажей этой сказки?

Побуждать детей  правильно  образовывать существительные.

Кузя: Великолепно, забирайте часть балалайки!

Звучит волшебный звук из сундучка на экране-появляется правая часть балалайки.

Кузя: следующее задание

Мне очень нравятся русские народные инструменты Угадайте, какой инструмент  будет сейчас  звучать..

Если вы отгадаете правильно - он появится на экране.

Интерактивная игра  «Угадай, какой инструмент звучит?»

Бубенцы, трещотки, колокольчик,

дудочка, ложки, балалайка)

- Мы угадали все инструменты

Звучит волшебный звук из сундучка на экране появляется следующая часть балалайки.-левая часть корпуса

Кузя: Вы, собрали все части, забирайте балалайку.

Звучит волшебный звук из сундучка на экране появляется балалайка.

-Кузя ,это же картинка, а где настоящая балалайка, ты обещал ее отдать.

Кузя: Ну вот уже пошутить нельзя, хозяюшка твоя балалайка все время находилась рядом ,вон же она.

Хозяйка подходит к ширме ,а там под платком балалайка.

Хозяйка: Спасибо Кузьма.

Хозяйка: Посмотрите ,какая у меня балалайка. Люди ее придумали очень давно. Как то охотился человек  на животных с луком и стрелами. Натянул тетеву, выстрелил а она запела. Понравился звук человеку и придумал он тетеву натянуть на доску. Так и получился музыкальный инструмент. Струны приходилось щипать пальцами, чтобы они звук издавали, поэтому и называют его щипковым. Балалайка русский, струнный щипковый музыкальный инструмент. Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны.
-Балалайка от слова  «Балакать» на народном наречии значит болтать, пустозвонить .

Бери балалайку в руки ,не будет скуки.

С ней ходили балагуры- скоморохи развлекали народ на ярмарках. У нее корпус делается из дерева без гвоздей, а детали склеиваются

Хозяйка: Поиграем в Игру «Растяпа»

Встаньте в круг, разойдитесь, чтобы он был широкий. Объединитесь в пары, а теперь  один из пары встаньте за спину.

Тот, кто стоит за спиной-будет «домиком». Кто остался один становится в центр круга. Он пока будет «Растяпой». Когда я буду играть - внутренний круг танцует  в середине, как только музыка перестанет играть, нужно встать  в «домик» на свободное место. Кто останется без пары он растяпа, потому, что потерял свое место, он считает громко  Раз,два,три, Все ,ребята ему кричат :Растяпа ,ты.

Раздается плачь домовенка

Ой как мне скучно,у вас весело а мне скучно

-Не переживай мы сейчас тебя развеселим поиграем на русских народных инструментах.

Ребята возьмите пожалуйста инструменты в моей корзинке и назовите какой вы взяли.

(контролирую, чтобы правильно назвали инструмент)

Играю барыню

Кузя: Пожалуйста ,что то я проголодался пойду ка я поем. До свиданья ребята.

 

Хозяйка;

До свиданья, Кузя

Какие вы молодцы,и мы устали присядем отдохнем на ковер.

Благодарю вас за то что помогли найти балалайку.

 

РЕФЛЕКСИЯ 

С каким инструментом вы сегодня познакомились?

А что интересного о нем узнали?

-Вам понравились задания домовенка Кузи?

-А какие были задания?

-А что помогло нам справиться со всеми заданиями?

Вы знаете, мне было с вами так хорошо и весело и для вас приготовилаподарки, которые сделала своими руками. Вот такую балалайку, магнит на память ,обо мне.

А так же я вас приглашаю на онлайн- концерт. Который вы сможете посмотреть в любое время, смотрите вместе с друзьями,родителями ,сестрами и братьями.

Смотрите

(отдаю билеты)

До свиданья ребята ,до новых встреч.

 

 

 

 

 

 

Дети встают в круг

 

 

 

 

 

 

 

 

-называют имена;

 

 

 

-называют музыкальные

Инструменты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-смотрят на экран

 

 

 

 

-слушают задание домовёнка Кузи

 

 

 

 

 

 

 

 

-дети соглашаются  помочь воспитателю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-смотрят на экран и слушают задание Кузи.

 

 

 

 

 

 

-берут ложки и повторяют, отстукивают  чистоговорку на ложках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-называют сказку: «Теремок»

 

 

 

 

 

 

 

 

-берут картинки, рассуждают  в какой последовательности прибегали сказочные герои к теремку;

 

 

 

-сравнивают выложенные картинки с изображением на экране

 

 

 

 

 

 

 

-называют:

Мышка-мышенька;

Заяц-зайчик, заюшка, зайчишка;

Лиса-лисонька;

Волк-волчишка;

Медведь-медведушка, медвежонок….

 

 

 

 

 

-прослушивают звучание музыкального инструмента, называют его

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-слушают рассказ воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-играют в игру «Растяпа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-разбирают музыкальные инструменты, называют их; играют на них

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вхождение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщаются знания детей о русских народных музыкальных инструментах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У детей развивается чувство

Эмпатии: желание помочь воспитателю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивается  мышление, внимание.

 

 

 

 

 

 

 

Развивается чувство ритма, дикция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивается мышление и речь, умение  понимания сюжета сказки; умение последовательно выстроить ход сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражняется умение

Образовывать

Существительные  в уменьшительно – ласкательной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивается музыкальный слух

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Узнают новые слова и их значение:

«Щипковый инструмент»,

«Балакать»….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с новой русской народной игрой «Растяпа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формируется положительный интерес к русскому народному творчеству