Конспект ОД по «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) в разновозрастной группе
Тема: «Удивительное о животных»
Задачи:
Образовательные:
Ср. гр.- Формировать представление о внешнем виде, образе жизни и повадках животных. Закреплять в речи детей обобщающее понятие дикие (домашние) животные. Учить различать животных по способу питания (травоядные, хищники, всеядные)
Ст. гр.- Расширять представления о мире животных через занимательные рассказы о животных (исторические факты, рассказы о талантах и способностях животных)
Подг. гр.- Дать понятие, что у домашних животных есть дикие сородичи: собака-волк, кролик-заяц, свинья-кабан, кошка-рысь, …Продолжать знакомить детей с многообразием животных различных климатических зон: верблюд, носорог, песец, белый медведь, лось, тигр, суслик.
Развивающие:
Развивать умение строить полные ответы, воображение, любознательность, память и мышление детей.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное и бережное отношение к природе.
Активизация словаря: травоядные, хищники.
Приемы руководства деятельностью детей:
1.Приемы постановки целей и мотиваций деятельности детей – Помочь старичку-Лесовичку.
2.Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД- беседа, вопросы, отгадывание загадок.
3.Приёмы организации практической деятельности детей – Игра “Раздели животных”, физминутка «Мурочка-Снегурочка», игра «Хищники и травоядные», дыхательная гимнастика «Запах леса».
4.Приёмы поддержания интереса у детей - чередование видов деятельности.
5.Приёмы оценки и самооценки - поощрение; взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения ОД: дикие и домашние животные, запись пения лесных птиц, картинки: «Правила поведения в природе», «Травоядные и хищные животные», раскраски домашних травоядных животных для детей ср. гр., цветные карандаши, солнышко, желтые и коричневые лучи.
Виды детской деятельности в ОД: Познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Ход ОД:
Сегодня вы узнаете много-много всего интересного. А о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами.
Загадка:
Они бывают дикими, живут в лесу дремучем,
Домашними бывают и помогают людям.
Кто они такие? (Животные).
Молодцы, вы правы, мы с вами поговорим о диких и домашних животных.
Ребята, вы хотите отправится в путешествие? Вот сегодня я хочу пригласить вас в сказочный лес.
Для этого нужно закрыть глаза и сказать:
"Тили - тили - тили - бом,
Открывайся сказки дом!"
(Дети произносят волшебные слова, открывают глаза. Звучит запись голосов лесных птиц)
Дети, вот мы и в сказке. Это - сказочный лес, в нем все необычное. Ребята, прежде чем продолжить наше путешествие предлагаю вам вспомнить правила поведения в лесу. (Дети по картинке рассказывают о правилах поведения в лесу)
Посмотрите ребята, на пеньке сидит старичок-Лесовичок. Давайте спросим у него почему он такой грустный. Ребята, Лесовичок рассказал мне, что он не может разделить животных. У всех животных есть шерсть, уши, разные хвосты, четыре ноги (лапы), но есть животные, которых он никогда не видел в лесу. Ребята, как мы сможем помочь Лесовички? (Расскажем о незнакомых животных). Посмотрите внимательно на животных и скажите, на какие две группы можно разделить этих животных? (На диких и домашних.)
Игра “Раздели животных”
Какие это животные и почему (показываю). (Домашние, так как живут рядом с человеком.)
Для чего нужны домашние животные? (Они приносят пользу.) Какую? (Корова и коза дают молоко; лошадь перевозит тяжёлые грузы; свинья даёт мясо, сало.)
А какие это животные и почему? (Показываю.) (Дикие, так как живут в лесу и сами добывают себе пищу и строят для себя жильё.)
Ребята, теперь Лесовичок узнал, что незнакомые для него животные называются домашними.
- А расскажите мне чем питаются дикие и домашние животные? (Травой, мясом других животных.)
- Животные, которые питаются травой (растительной пищей- фрукты, овощи, листья, побеги растений, коренья.) называются травоядные. Как называются животные, которые питаются растительной пищей? (Индивидуальные и хоровые ответы)
- Давайте познакомимся с некоторыми травоядными животными.
К ним относятся: корова, лошадь, овца, заяц, кенгуру,
черепаха, лось-зимой он объедает осиновую кору и ветки, а летом ест болотные
травы; бегемот неуклюжее животное. Кожа толстая, очень сильно нагревается
на солнце. От жары он спасается в воде. Бегемот в основном ест траву и
водные растения. Он также может есть любые овощи, которые может найти. Ребята,
слон – это самое тяжелое животное суши, которое тоже травоядное животное и
питается он ветками, листьями, корой деревьев, любят фрукты и любят лизать
соль. К травоядным относятся и грызуны это суслики, мышка-полевка, …
Мышь-полёвка. Питаются эти грызуны растительной пищей-зерном, травой, ягодами,
орехами.
Физминутка «Мурочка-Снегурочка»
Мурка шерстку прилизала,
Новый бантик повязала.
А еще нашла у кошки
Рукавички
И сапожки.
Улыбнулась Мурочка-
Я теперь — Снегурочка!
- Ребята, животные, которые охотятся на других животных? (Хищники.)
- А теперь давайте поговорим о хищниках.
Хиищник-животное основной частью рациона, которого являются живые животные.
Серый, зубастый, по полю рыщет,
Телят и ягнят ищет.(волк.)
Волк – это хищный зверь. Они едят животных, как домашних, так и диких. Это могут быть олени, зайцы, кабаны, лошади, бобры, лоси, коровы. Если такой еды он не может найти, то волк питается лягушками и ящерицами .
Хвост пушистый.
Мех золотистый,
В лесу живет
В деревне кур крадет. (лиса)
Лисы любимое их лакомство-это мыши полевки, зайцы, но не отказываются и от фруктов и ягод. Когда лисам голодно они перебираются поближе к людским поселениям и воруют домашнюю птицу-кур, гусей.
Бурые медведи являются одними из самых крупных хищников на Земле. Это одиночные охотники, они очень любят рыбу, эти грозные хищники способны сбить лося.
Он
зеленый и ужасный,
Он зубастый и опасный,
Быстро плавает, ныряет,
Страх повсюду нагоняет.
Обитает в жарких странах,
Как зовут его? Кто знает? (Крокодил)
В
основном крокодилы питаются различными видами рыб, раками, водными птицами. Как
он смотрится красиво!
Как прекрасна его грива!
Солнышко сияет в ней!
Настоящий царь зверей!
Если только зарычит,
Каждый в страхе задрожит
И смолкает, присмирев...
Хоть красив, но грозен ... (Лев)
Ночная охота позволяет львам подкрасться очень близко к своим жертвам. Львицы – прекрасные охотницы, ловкие и проворные, чего нельзя сказать о покрытых тяжелой гривой самцах. Самки окружают стадо копытных и молниеносно атакуют зазевавшееся животное. В Индии добычей львов становятся кабаны и олени. Африканские львы питаются мясом антилопы гну, буйволов, зебр. Самые крупные львы, трансваальские львы часто охотятся на жирафов.
- А теперь давайте поиграем и узнаем, кто лучше всех разобрался какие животные относятся к хищникам, а какие к травоядным.
Игра называется «Хищники и травоядные».
В руках у вас по два кружка, красного и зеленого цвета, красный – это хищники, зеленый – травоядные.
- Я буду называть животное, а вы поднимаете соответствующего цвета кружок.
(Корова, Лев, Волк, заяц, лошадь, овца, крокодил, лиса, кенгуру, слон, мышь, медведь).
- Молодцы. Все справились с заданием
А теперь дети средней группы сядут за столы и раскрасят домашних (травоядных)
животных чтобы подарить Лесовичку.
Дыхательная гимнастика: «Запах леса»
Вдыхаем через нос запахи леса – это запах хвои, выдыхаем через рот.
Ребята, я хочу рассказать вам сказку «Как животные счастье искали»:
«Однажды домашние животные задумались: «Что это мы все с Человеком и с Человеком! Ни погулять, когда и сколько тебе хочется, ни поесть то, что тебе хочется. Хотим быть свободными, дикими и жить в лесу!». «Там так красиво!», – вздохнула лошадь. Сказано – сделано. Вот отправились в лес корова, лошадь, свинья и кошка.
А в это же самое время в лесу встретились дикие животные. Они очень завидовали домашним животным. «Им-то хорошо! Не надо бегать искать себе корм, все хозяин дает», – говорили волки. «Счастливые! Не надо прятаться, всего бояться, мерзнуть», – вздыхал зайчишка. «А давайте пойдем к человеку и скажем ему, что тоже хотим быть домашними животными», – предложила хитрая лиса. Пошли дикие животные к дому человека. Поменялись животные местами.
Так прошел день, другой, а потом они встретились. Где? На дороге. Идут и те и другие к себе восвояси грустные. Начали звери рассказывать, как им жилось».
Давайте представим, что же рассказывали животные о своем житье-бытье.
Дети составляют творческие рассказы на заданную тему. Выслушав рассказы детей, подводится итог.
-Ребята, вы правы, домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они:
- не умеют строить себе жилье,
-самостоятельно добывать для себя пищу,
-защищаться от врагов.
-А дикие животные:
- они не могут жить рядом с человеком, так как боятся человека,
- лишены привычных условий жизни,
- требуют много мясной пищи,
- образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни и др.) не совпадает с образом жизни человека.
Каждое животное хорошо и полезно на своем месте.
Ребята, давным-давно наши домашние животные были дикими. И первым домашним животным стала собака. А зачем она нужна была человеку? Да, верно, она была полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стал козы, овцы, коровы – собака помогала Человеку их пасти. Со временем Человек приручил и других животных. У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры. Давайте я буду называть домашнего животного, а вы – дикого предка. (Собака-волк, кролик-заяц, свинья-кабан, корова-тур, кошка-рысь, коза-архар и т. д.)
Для одних животных домом остался лес, степь, пустыня -дикая природа, а для других – рядом с домом человека.
-Ребята, нам пора уже возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем:
«Сказка двери закрывай!
В детский сад нас отпускай!»
Итог. Рефлексия.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»