Конспект по развитию речи на тему "Обувь"

  • docx
  • 28.11.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект ОБУВЬ.docx

Структурное подразделение ГБОУ СОШ №4 г.о. Чапаевск – детский сад №1, реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по развитию речи

на тему: «Обувь»

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель логопед:

Антонова Светлана Юриевна

 

 

 

 

г.о. Чапаевск

 

Коррекционно-образовательные задачи:

Формирование словаря и грамматического строя речи:

расширять и пополнять лексический запас; закреплять понятия: «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки»; закреплять практический навык словообразования и словоизменения; закреплять умение подбирать антонимы; упражнять в умении подбирать родственные слова; учить понимать многозначность слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие связной речи:

закреплять практический навык составления сложноподчиненных предло­жений.

Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:

развивать слуховое и зрительное внимание, память; закреплять навыки четкого произношения звуков; формировать правильную ритмико-интонационную и мелоди­ческую окраску речи.

Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики:

формировать общую моторику и координацию движений; формировать мелкую моторику.

Закрепление умения устанавливать причинно-следственные связи, развитие мышления.

Коррекционно-воспитательная задача:

продолжать формировать мотивацию к обучению, учить детей работать самостоятельно,

учить отвечать на вопросы полным ответом, развивать самоконтроль и взаимоконтроль речи,

воспитывать аккуратность, умение ухаживать за предметами, обуви.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: расширять знания о разновидностях обуви.

Речевое развитие: поощрять высказывания детей, желание поддержать беседу.

Социально-коммуникативное развитие: учить детей тактично выслушивать собеседника и дополнять его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧАСТИ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.      Организационный момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Развитие артикуляционной моторики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, посмотрите, что изображено на картинке и догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить. (Обувь)

- Как вы думаете, кто придумал обувь?

Древнему человеку приходилось ходить по острым камням, колючей траве. И он понял, что ноги нужно защищать. Как вы думаете, из чего была сделана первая обувь? (из травы, полосок кожи, дощечек). В более холодных странах даже придумали привязывать к ногам мешочки, набитые травой. Позже стали шить из кожи и меха сапоги. А обувь, напоминающую современную, изобрели рыцари, ходившие в дальние походы. Для того, чтобы защитить ноги, им нужны были прочные ботинки и сапоги.

- Давайте вспомним сказку, где главный герой носил красные сапоги. (Кот в сапогах)

- Совершенно верно! А вот и он! (Картинка с котом)

Кот: Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам за помощью. Беда у меня: сапоги порвались, а на улице зима, лапы мерзнут и болят. Где мне взять новые сапоги?

обувном магазине, на рынке)

Упражнение для мышц шеи «Испачкали обувь и рассердили маму».

Упражнение для губ «Большие и маленькие пуговицы».

Упражнение для языка «Иголочка».

Прижать ладони к ушам. Наклонять голову из стороны в сторону, произнося: «Ай – ай – ай!»

Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы маленькой трубочкой (маленькая пуговка): 5 раз.

Вытянуть «острый» язык изо рта, удерживать под счёт до 5 – 6.

- Ты, уважаемый кот, зимой и летом в одних сапогах ходишь, вот лапы и болят, и сапоги быстро изнашиваются. А ведь обувь разная бывает.

Кот: Какая такая разная?

- Сейчас мы с ребятами сыграем в игру «Подскажи словечко» и ты узнаешь и даже увидишь, какая бывает обувь.

(Дети встают в круг)

3. Загадки.

Игра "Подскажи словечко!"

(тот, кто отгадал, получает картинку-отгадку)

Лужи, грязь нам не враги,

Коль наденешь …                        (Сапоги)

уточнить - какие

Истоптал я все тропинки,

Продырявил все ...                (Ботинки)

Шерстяные спаленки

Детским ножкам.                        (Валенки)

У сестрёнки-лапочки

На двух ножках …                      (Тапочки)

Чтоб дышали летом ножки

Надевайте ….                               (Босоножки)

Ноги в них быстры и ловки.

То спортивные... (кроссовки)

Выпал снег. Замёрзли ножки.
Нужно нам обуть ...  (Сапожки) уточнить – какие

 

 

 

 

4. Д/ игра "Классификация обуви".

Дидактическая игра "Классификация обуви".

(разная обувь и картинки-символы)

Я приглашаю вас и нашего гостя принять участие в оформлении выставки обуви.

(наборное полотно с символами)

Посмотрите, какую обувь носят сейчас.

На эту полку нам надо поставить обувь, которую носят дома?

Какая она? /домашняя/

Отнесите её к соответствующему символу (домик).

Выберите обувь для занятия спортом. Какая она?/спортивная/ Отнесите её к нужному символу. (спортсмену).

Найдите обувь, которую носят зимой. Какая она?/зимняя/ Где соответствующий символ? (снежинка)

Найдите обувь, которую носят летом. Какая она?/летняя/ Где соответствующий символ? (солнышко)

Какая обувь осталась? (демисезонная). Когда её носят? (осенью и весной). Где соответствующий символ? /зонтик, осенний лист/ Какая она?

А обувь, которую носят мужчины, как называют?

(ответ: «Мужчины носят мужскую обувь»)

Как называют обувь, которую носят женщины?

(ответ: «Женщины носят женскую обувь»)

А вы какую обувь носите? (ответ: «Дети носят детскую обувь»)

Чтобы коту было понятно, нужно составить полное предложение.

 

 

 

5. Игра «Семейка слов»

Игра «Семейка слов»

А теперь поиграем в знакомую игру: прогуляемся в «словесный сад». И Кота в сапогах пригласим с собой. Сегодня в нашем саду выросло дерево с корнем «сапог». Если вы правильно подберете родственные слова, похожие на слово «сапог» по смыслу и по звучанию, то на дереве появятся плоды.

Дети называют слова и помещают кружки (плоды) на дерево.

- как можно назвать маленькие сапоги, сапог?  Сапожки, сапожок.

- как называют человека, который чинит обувь, сапоги? Сапожник.

-как называется его мастерская? Сапожная.

- как называется крем для обуви, для сапог? Сапожный.

- как можно назвать очень большие сапоги? Сапожищи.

 

 

6. Игра «Назови детали обуви»

Игра «Назови детали обуви»

Дети по цепочке быстро передают шнурок и перечисляют детали обуви, не повторяются.

(Поместить на доске схему - подсказку)

Подошва, пятка, носок, язычок, шнурок, молния, липучка.

Если дети что-то не перечислили, показать и назвать эту деталь.

-Ребята, «носок» есть у обуви, а еще что обозначает это слово?

(ответ: «обозначает одежду»)

-А «язычок» тоже имеет два значения.

(дети отвечают)

-У слова «молния» тоже два значения. Какие?

-Правильно, ребята!

7.Физминутка 

«Сапожки».

Физминутка «Сапожки».

Нарядили ножки в новые сапожки, Выставляем носочки поочерёдно

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке. Ходьба на месте

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте, Топот на месте

В грязь не заходите, сапожки не рвите.  Прыжки на месте

 

 

8. «Скажи наоборот»

Д/упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом)

- Давайте немного отдохнем и поиграем в мяч.

Дети встают в круг

- Я задаю вопрос и бросаю мяч кому-то из вас, а вы отвечаете и возвращаете мяч мне.

- Обувь, которую только что купили (какая?) –новая

- Скажи наоборот. – старая

- Обувь, которую испачкали (какая?) –грязная

- Скажи наоборот. – чистая

- У мамы на туфельках каблуки высокие, а у маленькой девочки? – низкие.

- Ваня шнурки завязал, а Саша… развязал.

- Я молнию застегнула, а ты… расстегнул

9. Д/и «Что можно делать? »

Д/и «Что можно делать?»

-По-моему, наш Кот немного растерялся. Давайте напомним ему, что можно делать с обувью

Обувать, снимать, ходить, бегать, прыгать, покупать, продавать, дарить.

- Чтобы обувь долго служила и не портилась, за ней нужно ухаживать. Как?

Чистить, мыть, протирать, смазывать обувным кремом и т. д.

10. Д/игра «Один-много»

Д/игра «Раздели пару»

- Обычно мы говорим о паре обуви. Но иногда на большом складе обувь теряется и остается один предмет из пары. Как о нем сказать?

Туфли, а одна…туфля.

Ботинки – один …ботинок.

Сапоги – один сапог

Босоножки – одна босоножка.

Тапки – одна тапка.

Сандалии – одна сандалия.

Валенки – один валенок.

Кроссовки – одна кроссовка

Шлёпанцы – один шлёпанец

 

10. Итог.

- Кот в сапогах узнал много нового про обувь. А помогли ему вы. Ребята, а какие задания вам больше понравились?