Структурное подразделение ГБОУ СОШ №4 г.о. Чапаевск – детский сад №1, реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования
Конспект занятия по развитию речи
на тему: «Обувь»
Учитель логопед:
Антонова Светлана Юриевна
г.о. Чапаевск
Коррекционно-образовательные задачи:
Формирование словаря и грамматического строя речи:
расширять и пополнять лексический запас; закреплять понятия: «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки»; закреплять практический навык словообразования и словоизменения; закреплять умение подбирать антонимы; упражнять в умении подбирать родственные слова; учить понимать многозначность слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие связной речи:
закреплять практический навык составления сложноподчиненных предложений.
Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:
развивать слуховое и зрительное внимание, память; закреплять навыки четкого произношения звуков; формировать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.
Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики:
формировать общую моторику и координацию движений; формировать мелкую моторику.
Закрепление умения устанавливать причинно-следственные связи, развитие мышления.
Коррекционно-воспитательная задача:
продолжать формировать мотивацию к обучению, учить детей работать самостоятельно,
учить отвечать на вопросы полным ответом, развивать самоконтроль и взаимоконтроль речи,
воспитывать аккуратность, умение ухаживать за предметами, обуви.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие: расширять знания о разновидностях обуви.
Речевое развитие: поощрять высказывания детей, желание поддержать беседу.
Социально-коммуникативное развитие: учить детей тактично выслушивать собеседника и дополнять его.
|
ЧАСТИ |
СОДЕРЖАНИЕ |
|||
|
1. Организационный момент.
2. Развитие артикуляционной моторики
|
Ребята, посмотрите, что изображено на картинке и догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить. (Обувь) - Как вы думаете, кто придумал обувь? Древнему человеку приходилось ходить по острым камням, колючей траве. И он понял, что ноги нужно защищать. Как вы думаете, из чего была сделана первая обувь? (из травы, полосок кожи, дощечек). В более холодных странах даже придумали привязывать к ногам мешочки, набитые травой. Позже стали шить из кожи и меха сапоги. А обувь, напоминающую современную, изобрели рыцари, ходившие в дальние походы. Для того, чтобы защитить ноги, им нужны были прочные ботинки и сапоги. - Давайте вспомним сказку, где главный герой носил красные сапоги. (Кот в сапогах) - Совершенно верно! А вот и он! (Картинка с котом) Кот: Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам за помощью. Беда у меня: сапоги порвались, а на улице зима, лапы мерзнут и болят. Где мне взять новые сапоги? (В обувном магазине, на рынке) Упражнение для мышц шеи «Испачкали обувь и рассердили маму». Упражнение для губ «Большие и маленькие пуговицы». Упражнение для языка «Иголочка». Прижать ладони к ушам. Наклонять голову из стороны в сторону, произнося: «Ай – ай – ай!» Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы маленькой трубочкой (маленькая пуговка): 5 раз. Вытянуть «острый» язык изо рта, удерживать под счёт до 5 – 6. - Ты, уважаемый кот, зимой и летом в одних сапогах ходишь, вот лапы и болят, и сапоги быстро изнашиваются. А ведь обувь разная бывает. Кот: Какая такая разная? - Сейчас мы с ребятами сыграем в игру «Подскажи словечко» и ты узнаешь и даже увидишь, какая бывает обувь. (Дети встают в круг) |
|||
|
3. Загадки. |
Игра "Подскажи словечко!" (тот, кто отгадал, получает картинку-отгадку) Лужи, грязь нам не враги, Коль наденешь … (Сапоги) уточнить - какие Истоптал я все тропинки, Продырявил все ... (Ботинки) Шерстяные спаленки Детским ножкам. (Валенки) У сестрёнки-лапочки На двух ножках … (Тапочки) Чтоб дышали летом ножки Надевайте …. (Босоножки) Ноги в них быстры и ловки. То спортивные... (кроссовки) Выпал
снег. Замёрзли ножки. |
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
4. Д/ игра "Классификация обуви". |
Дидактическая игра "Классификация обуви". (разная обувь и картинки-символы) Я приглашаю вас и нашего гостя принять участие в оформлении выставки обуви. (наборное полотно с символами) Посмотрите, какую обувь носят сейчас. На эту полку нам надо поставить обувь, которую носят дома? Какая она? /домашняя/ Отнесите её к соответствующему символу (домик). Выберите обувь для занятия спортом. Какая она?/спортивная/ Отнесите её к нужному символу. (спортсмену). Найдите обувь, которую носят зимой. Какая она?/зимняя/ Где соответствующий символ? (снежинка) Найдите обувь, которую носят летом. Какая она?/летняя/ Где соответствующий символ? (солнышко) Какая обувь осталась? (демисезонная). Когда её носят? (осенью и весной). Где соответствующий символ? /зонтик, осенний лист/ Какая она? А обувь, которую носят мужчины, как называют? (ответ: «Мужчины носят мужскую обувь») Как называют обувь, которую носят женщины? (ответ: «Женщины носят женскую обувь») А вы какую обувь носите? (ответ: «Дети носят детскую обувь») |
Чтобы коту было понятно, нужно составить полное предложение. |
||
|
|
|
|
|
5. Игра «Семейка слов» |
Игра «Семейка слов» А теперь поиграем в знакомую игру: прогуляемся в «словесный сад». И Кота в сапогах пригласим с собой. Сегодня в нашем саду выросло дерево с корнем «сапог». Если вы правильно подберете родственные слова, похожие на слово «сапог» по смыслу и по звучанию, то на дереве появятся плоды. Дети называют слова и помещают кружки (плоды) на дерево. - как можно назвать маленькие сапоги, сапог? Сапожки, сапожок. - как называют человека, который чинит обувь, сапоги? Сапожник. -как называется его мастерская? Сапожная. - как называется крем для обуви, для сапог? Сапожный. - как можно назвать очень большие сапоги? Сапожищи. |
|
|
|
|
|
|
6. Игра «Назови детали обуви» |
Игра «Назови детали обуви» Дети по цепочке быстро передают шнурок и перечисляют детали обуви, не повторяются. (Поместить на доске схему - подсказку) Подошва, пятка, носок, язычок, шнурок, молния, липучка. Если дети что-то не перечислили, показать и назвать эту деталь. -Ребята, «носок» есть у обуви, а еще что обозначает это слово? (ответ: «обозначает одежду») -А «язычок» тоже имеет два значения. (дети отвечают) -У слова «молния» тоже два значения. Какие? -Правильно, ребята! |
|
|
7.Физминутка «Сапожки». |
Физминутка «Сапожки». Нарядили ножки в новые сапожки, Выставляем носочки поочерёдно Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке. Ходьба на месте Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте, Топот на месте В грязь не заходите, сапожки не рвите. Прыжки на месте |
|
|
|
|
|
|
8. «Скажи наоборот» |
Д/упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом) - Давайте немного отдохнем и поиграем в мяч. Дети встают в круг - Я задаю вопрос и бросаю мяч кому-то из вас, а вы отвечаете и возвращаете мяч мне. - Обувь, которую только что купили (какая?) –новая - Скажи наоборот. – старая - Обувь, которую испачкали (какая?) –грязная - Скажи наоборот. – чистая - У мамы на туфельках каблуки высокие, а у маленькой девочки? – низкие. - Ваня шнурки завязал, а Саша… развязал. - Я молнию застегнула, а ты… расстегнул |
|
|
9. Д/и «Что можно делать? » |
Д/и «Что можно делать?» -По-моему, наш Кот немного растерялся. Давайте напомним ему, что можно делать с обувью Обувать, снимать, ходить, бегать, прыгать, покупать, продавать, дарить. - Чтобы обувь долго служила и не портилась, за ней нужно ухаживать. Как? Чистить, мыть, протирать, смазывать обувным кремом и т. д. |
|
|
10. Д/игра «Один-много» |
Д/игра «Раздели пару» - Обычно мы говорим о паре обуви. Но иногда на большом складе обувь теряется и остается один предмет из пары. Как о нем сказать? Туфли, а одна…туфля. Ботинки – один …ботинок. Сапоги – один сапог Босоножки – одна босоножка. Тапки – одна тапка. Сандалии – одна сандалия. Валенки – один валенок. Кроссовки – одна кроссовка Шлёпанцы – один шлёпанец |
|
10. Итог. |
- Кот в сапогах узнал много нового про обувь. А помогли ему вы. Ребята, а какие задания вам больше понравились? |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.