Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе по произведению В.В. Бианки «Музыкант» УМК Школа России
Форма урока: урок изучения нового материала.
Тема: В.В. Бианки «Музыкант». Выработка умений работать с текстом.
Цель:.Познакомить с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант».
Задачи: 1. Продолжить обучение пересказу текста по наводящим вопросам учителя;
2. Отрабатывать грамотное выразительное чтение; развивать речь, навыки выразительного чтения, дружелюбие в общении;
3. Расширять представления учащихся о взаимоотношениях человека с природой, животным миром, формировать бережное отношение ко всему живому.Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к природе, любви в родной природе, чувство сострадания, сопереживания к животным.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично-поисковые.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС )
универсальные учебные действия
(УУД)
Регулятивные: составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; осознанно и произвольно строить сообщения.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация, портрет В. Бианки, выставка книг писателя; плакат «Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи», рисунки для рефлексии, сигнальные карточки, учебник «Литературное чтение» - 1 часть (авторы М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, А.Ф. Климанова)
I.Организационный момент: (На доске парят бабочки потом на этом месте появится скрипка)
Цель этапа: мотивация учащихся к учебной деятельности.
Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними.
Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.
А у вас какое сегодня настроение? Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране "О братьях наших меньших"
- Я, надеюсь, что ваше хорошее настроение сохранится в течение всего урока. А чтобы он получился интересным, хочу вам посоветовать:(на доске плакат):
«Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи»
- Как вы понимаете эти слова? (Слушаю ответы детей)
-Верно, ребята, чтобы получить положительный результат от своей работы, нужно, прежде всего, отдать всего себя ей.
- На каждом уроке литературного чтения мы с вами открываем дверцу в хранилище русской литературы и поднимаемся на одну ступеньку выше в своих знаниях.
- А что же сегодня нас ожидает за этой волшебной дверью? Закройте глаза и прислушайтесь!
(включаю музыку: А.Рыбак , отрывок из произведения «Игра на скрипке»)
III. Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний.
-На минутку мы окунулись в мир классической музыки. Вы прослушали сейчас отрывок из музыкального произведенияА.Рыбака. А какие музыкальные инструменты вы услышали?
- А какой из них звучал наиболее ярче, звучнее? Как вам показалось?
Слайд 1- Да, ребята, это скрипка, - инструмент душевный, звучный, тонкий, которым владели и владеют многие знаменитости, одним из которых является А. Рыбак.
- Я думаю, что вы можете назвать мне и другие музыкальные инструменты, да? Какие?
(Дети называют:баян, пианино, аккордеон, балалайка)
- Правильно! А люди, которые владеют этими инструментами, или проще, умеют на них играть, называются……………….. (пауза). – Музыканты!
СЛАЙД 2
Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте, человек, занимающийся музыкой.
- Может, из вас, если вы захотите заниматься музыкой, тоже получатся в будущем великие музыканты, будем надеяться!
- Ребята, а как, по-вашему, может ли медведь быть великим музыкантом? (слушаю ответы детей)
Кластер Музыкант
IV.Актуализация знаний. Речевая разминка.
- А кто знает, какое любимое лакомство медведей? (слушаю ответы детей)
- Верно, мёд!(щелкаю постепенно , появ -ся на доске скороговорка!!!!!!)
(Учитель читает скороговорку, которая появляется на экране )
СЛАЙД 3 (картинка как медведь ест мед)
Мед в лесу медведь нашел, мало мёда – много пчел.
(дети вместе со мной проговаривают эту скороговорку!)
Работа со скороговоркой.
- Прочитаем вместе:
А)медленно; А) тихо;
Б) громко; Б) быстрее;
В) еще громче. В) еще быстрее
- Замечательно, вы настоящие артисты! Аплодисменты!
Кластер Медведь
V.Постановка детьми цели урока, темы.
Учитель:
Медведь… медведь…медведь…
А что, если я вам скажу, что медведь будет одним из главных героев нашего рассказа, с которым мы сегодня познакомимся.
- А чтобы вы хотели о них узнать?
1.- Где обитают медведи
2.- Вес медведя?
3.- Чем питаются медведи
4.- Сколько их видов ?
2.Работа с выставкой книг.
Вопросы ваши были интересные, но ответ мы на них найдем на уроках окружающего мира,а сейчас Ребята, посмотрите на выставку книг, что вы заметили? (книги одного автора В. Бианки)
А можно догадаться, о чём писал Виталий Валентинович Бианки? (о животных, на обложках книг нарисованы животные)
- По выставке книг и по страничке учебника определите тему нашего урока
Сегодня познакомимся с произведением Виталия Бианки «Музыкант». (Учебник страница 142)
СЛАЙД 5 (портрет писателя.)1.Знакомство с творчеством писателя.
- Большую часть своего детства Бианки проводил в деревне около леса, куда часто ходил с отцом-ученым. Вот там, в лесу, отец учил его терпеливо наблюдать за животными, растениями, учил записывать свои наблюдения. И вот эти записи пригодились писателю, когда он стал взрослым. Для детей он начал писать в 28 лет. Герои Бианки –это не только звери,птицы и насекомые,но и их друзья– люди.( Коротких)
Итак, (беру книгу «Музыкант» со своего стола, показываю ее и ставлю на выставку), вот книга, которую мы будем сегодня читать, она гостья нашей выставки.
Учитель: Зная тему урока, давайте попробуем вместе поставить цели урока
Познакомиться с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант»
Учиться правильно, выразительно читать и анализировать
Учиться давать полные грамотные ответы на поставленный вопрос учителя
узнать о героях рассказа
-Хорошо, ребята!
VI.Словарная работа. Установка лексического названия слов
-В произведении нам встретятся несколько незнакомые для вас слова.
Давайте, ребята прочитаем эти слова как в 1-м классе.
Слайд 7 со словами О-ПУШ-КА - ОпУшка (поставить ударение!!!!)
КОЛ-ХОЗ-НИК - колхОзник
ЗА-ва - ЛИН –КА - ЗавАлинка
МЕД-ВЕ-ЖАТ-НИК–медвежАтник
СЛАЙД 8 с картинками
СЛАЙД8 – 9 10 с картинками
Опушка?
А кто такой колхозник?
Завалинка?
VII. Физминутка. Слайд 11 полянка
- А сейчас, перед чтением произведения, давайте отправимся отдохнуть на лесную полянку!
Я буду вам называть – музыкальный инструмент, а вы мне показываете, как на нем играть. А если я назову вам любое другое слово, тогда пусть звучат аплодисменты.
Итак, начали:
Скрипка! (дети показывают)
Завалинка! (аплодисменты)
Медвежатник! (аплодисменты)
Баян! (дети показывают)
Пианино!(дети показывают)
Барабан! (дети показывают)
Саксофон! (дети показывают)
- Замечательно, пожалуйста, садитесь!
- Произведение, которое мы сегодня будем читать, для нас объемное, и одна из задач урока как можно больше узнать о героях рассказа, а поэтому сейчас сядьте поудобнее и приготовьтесь меня послушать,
б) первичное чтение.
Учитель - Я буду читать рассказ, а ваша задача – слушать внимательно, после прочтения я задам вам несколько вопросов.
в) проверка общего понимания содержания.
Учитель - Вы прослушали внимательно начало рассказа, а теперь ответьте на вопросы:
На чём играл старый медвежатник?
Что сказал ему колхозник?
Пойдет ли старик на охоту?
2 часть.
Зачем медвежатник пошёл в лес?
Что он услышал, когда отдыхал в лесу?
3 часть. Жужжащее чтение.
Учитель:
- А эту часть прочтите самостоятельно, вполголоса (дети читают, а я хожу по рядам и слушаю).
Вопросы после прочтения:
- Найдите, где говорится, почему охотник не убил медведя (Да как же внего стрелять, когда он такой же музыкант, как и я)
- Почему охотник не смог убить медведя, который, как и он сам, любил музыку? (Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю –медведю)
Учитель:
- Верно дети, человек, любящий и понимающий музыку, искусство, не способен совершить плохой поступок.
- Какие действующие лица в 4 части? (автор, колхозник,старик-охотник, струна .)
5).Чтение 4 части по ролям.( Автор, старик-охотник, колхозник, струна)
Автор-
Мужик-
Колхозник
Струна-
- Мы прочитали сегодня сказку или рассказ?
-Как вы думаете?(Это рассказ!)
- А могло ли такое произойти в реальной жизни?
-Ребята, кто по-вашему главное действующее лицо нашего рассказа?
- Верно, ребята! Главное действующее лицо – старик-охотник, не медведь! С ним связаны все события рассказа и с ним связана основная мысль рассказа.
- А о чем стоит нам задуматься после прочтения этого произведения?
(-надо беречь животных,природу!!!)
Дети, давайте составим план рассказа «Музыкант». На слайде выберите подходящие названия для каждой части рассказа.
План рассказа «Музыкант».
1 часть. Старый медвежатник любил музыку.
2 часть. Старик пошёл охотиться на медведя.
3 часть. Медведь – музыкант.
4 часть. Охотник пожалел медведя.
Работа в группах самооценка.
VII Физкультминутка
Топай, мишка, хлопай, мишка,
Покружись со мной, братишка,
Руки вверх, вперёд и вниз
Улыбнись и садись.
Ответьте на вопросы усложнённого теста по прослушанному
произведению.
Тест
1) Что делал старик, когда встретил колхозника?
а) ловил рыбу;
б) играл на скрипке;
в) играл на баяне;
2) Что сообщил колхозник старику?
а) что он видел в лесу медведя;
б) что он собрал много грибов;
в) что в лесу много ягод;
3) Как поступил старик?
а) остался сидеть на завалинке;
б) пошёл поговорить с соседом;
в) пошёл в лес;
4) Какой звук услышал старик?
а) красивый тонкий звук;
б) как рубят деревья;
в) пронзительный комариный писк;
5) Кого он увидел в лесу?
а) зайца;
б) лису;
в) медведя.
Парная проверка
А сейчас посмотрим, как внимательно вы меня слушали! У вас на столе лежат сигнальные карточки, я вам буду читать утверждения, и если вы с ними согласны, показываете мне +, если нет, то -.
Итак, начинаем:
Старик медвежатник играл на балалайке (-, на скрипке)
Знакомый колхозник видел в лесу волка (-, медведя)
Старик присел отдохнуть на пенек (+)
Звук, который услышал старик, слышался с опушки (+)
Медведь сидел на дереве (-, под деревом)
Старик убил медведя (-).
с вопросом:Почему автор назвал рассказ «Музыкант?»
- Как вы думаете, почему автор дал такое название рассказу?
Возвращаешься к слайду ПОЯВЛЯЕТСЯ КНИГА Бианки рядом с вопросом
(медведь играл на щепке, а это необычное явление в природе)
X. Подведение итогов урока.
Слайд 14 Красив тот, кто красиво поступает.
- К какому герою рассказа может подойти эта пословица? (слушаю ответы детей)
Учитель: Да, старик поступил красиво. От встречи с такими красивыми душой людьми у нас возникает святое чувство любви к природе, нам хочется совершать добрые поступки.
XI.Домашнее задание
- Выразительно прочитать рассказ, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку ,возможно ваши рисунки нам помогут составить кинофильм к р
VII. Рефлексия.
-Ребята, вернемся к высказыванию на доске…..
Прочтем его еще раз…….
«Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи»
-Как вы думаете, решили мы с вами поставленные задачи на сегодняшнем уроке?
-да, решили, мы дорожили каждой минутой на уроке! Активно работали, старались давать полные грамотные ответы на поставленный вопрос учителя.
-Чему учились на уроке?
-Что нового узнали?
XII. Слайд 15 Самооценка работы на уроке учащимися:
-Какую оценку поставим себе за урок? Сейчас узнаем.
Посмотрите внимательно на буквы, выстроенные в ряд!
-Букв какого цвета больше?
-Сложите из этих букв слово! Оно и будет яв-ся оценкой нашего урока!
-Какое же слово ,ребята?
- Спасибо за дружную работу!
IV . РЕФЛЕКСИЯ
С каким произведением мы сегодня работали на уроке?(«Музыкант»)
На какие вопросы искали ответ? (Называют (или читают) вопросы)
Что мы учились делать на уроке? (Если затрудняются, то могут воспользоваться таблицей)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.