Конспект урока литературного чтения "Ю. Сухов "

  • doc
  • 03.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект Сухов.doc

1. Орг. момент.

-Ребята, что вы можете сказать о человеке, которому принадлежат эти вещи?

- Рассмотрите внимательно. И так,  ваши предположения?

( Стихи. Орден. Диск. )

-Речь идет об одном человеке, предположите, кем он может быть?

-Некоторые моменты его биографии вы угадали.

( 30 лет отдал вооруженным силам, подполковник запаса. В 33 года он стал писать стихи. Музыкант, исполнитель авторских песен. Поэт, член Союза российских писателей, издавший 4 поэтических сборника.)

 

- Мы сегодня познакомимся с творчеством Юрия Анатольевича Сухова  в ходе изучения темы: « Поэзия современных писателей в журналах и книгах».

 

-Я предлагаю вам задание определить главные  направления стихов Юрия Анатольевича Сухова.

- У  вас на партах четверостишия. Прочтите и определите, что  объединяет эти четверостишия.

- Прочитайте понравившееся.

 

 

1.  Для детей: «Бабушкины пироги» , «Колокольчик». Сборник «Арлекино»

 

1) Бежит по лесу зайка

Не в трусиках и майке,

А в шубке рыже-серой,

На солнце загорелой.

                             «Зайка»

 

2) Если горло покраснело,

Заболела голова,

Вы к врачу идете смело,

Он всегда поможет вам.

                             «Врач»

 

3) Они идут «тик-так, тик-так».

Без них прожить нельзя.

                                «Часы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Лирические стихи

 

 

1) Метель замела, что не видно дорог,

И дальше мечет с новой силой.

Как путник свой ищет родимый порог,

Так ищет дорогу Россия.

                                                   «Метель»

2) Походкой неслушною девочка- осень

Гуляет, меняя наряды в лесах,

А в юных глаз молчаливая просинь,

И птиц перелетных слышны голоса.

                                          «Девочка-осень»

 

3) Давно откружил листопад,

Опавшие листья остыли,

И шепчут они невпопад

Мне истины жизни простые.

         «Давно откружил листопад»

 

 

 

3.Патриотические стихи.

    

  -  Творчество Юрия Сухова пронизано любовью к Родине. К ее просторам, природе и православной вере.

 

 

 

1) Земля России! Нет тебе покоя,

Впитала ты в себя пожарищ дым,

Тебя топтали конские подковы,

Кололи стрелы Золотой Орды.

                                «Земля России»

 

2) Российских сел задумчивы огни,

Разбросаны, как звезды, на просторе.

Храня, в себе тепло и свет, они

До наших дней доносят зов истории.

      «Российских сел задумчивы огни»

 

3) Поведай, друг, мне о войне.

Что за дуга была Курском?

Зачем  под пуль стремительный свист

Взял на себя рычаг танкист,

Увидев дым в просвете узком?

                «Поведай, друг, мне о войне»

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Знакомство со стихотворением «Моя Россия в избах деревянных…»

 

 

       -Сегодня мы познакомимся с одним из его стихотворений поближе.

 

( Видео. Читает автор)

 

 

 

- Кто хочет поделиться своими впечатлениями? Выскажите свое мнение об услышанном.

 

- Перечитайте стихотворение жужжащим чтением.

 

- Значение каких слов непонятно?

 

Под сенью - под покровом, под укрытием.(син.)

Покаянье - осознание грешниками своих грехов перед Богом.(Ожиг.)

Косогор - косая гора.

Удаль - безудержная смелость.(Ожиг.)

Ратные победы- военные, боевые.( Ожиг.)

 

-Как понимаете слова белокудренная?

- Это слово придумал сам автор.

 

- А теперь вопрос от автора.(Звучит)

 

- Чтобы выполнить это задание читать стихотворение будем по - особенному, пропуская это стихотворение не только через ум, а через сердце , через душу.

- Я предлагаю создать музей проживания произведения. Экспонатами этого

музея будут образы, чувства, настроения, которыми наполняет свое стихотворение поэт.          

- В нашем музее будет 3 зала по количеству строф и 1 зал сюрпризный.

- Задание это групповое. В каждой группе нужно выбрать экскурсовода, который будет отчитываться за выполненные задания. Их в каждой группе 5.

 

 

 

- 5 заданий одинаковые для всех групп:

1.Прочитайте внимательно строфу.

2. Что вы увидели, услышали, почувствовали?

3. Выберите экспонат своего музея.( образ)

4. Выберите  строчку из строфы - название экспоната.

5. Обоснуйте свой выбор.

 

 

4 группа

1 . Прочитайте стихотворение.

2. Выберите музыкальный фон. Почему именно эта мелодия подходит?

 

 

- Соблюдайте правила работы в группах. Музей временно закрыт, но через 3 минуты  он ждет своих посетителей. На работу -3 мин.

 

 

Физкультминкутка:

 

 

1. Зал: - Как понимаете «под сенью православного креста»?

 

-Крест- символ веры, защита.

- Что хотел cказать автор этой строфой?

 

2. Зал:- О чем он говорит в этой строфе?

- Береза- символ России, чистоты, красоты, любви к своей Родине.

 

3. Зал: - Обратите внимание на последнюю строчку. Почему он использует это слово?

 

-Наш народ проявлял удаль, защищая  Родину с былинных времен

и до наших дней.

- А в чем еще удаль русского народа?

 

 

- Юрий Анатольевич Сухов просил представить экспонатом свою семейную реликвию - складень. Это его дед -

 

- В каждой семье есть экспонат для этого зала -  письма, фотографии, похоронки, ордена. В преддверии Великого Дня Победы вы будете вспоминать о своих близких. Они живы, пока вы о них помните.

 

 

4. Зал: - Какая музыка созвучна этому стихотворению?

 

 

- Попробуем разгадать замысел автора. Что он хотел донести до читателя?

 

- А теперь послушайте, что же сам автор хотел передать вам, читатели. ( Слушаем).

- Молодцы!

- Что для Юрия Сухова Россия, мы поняли. А что Родина для вас?

 

 

Выразительное чтение

 

- Я предлагаю прочитать это стихотворение по- особенному, используя ,звуковой ряд и видеоряд.

 

(МЕДИО-СОЧИНЕНИЕ)

5. Отзыв.

 

 

- У меня будет возможность увидеть писателя. Чтобы вы хотели передать автору? Слова, пожелания, просьбы… Я обязательно передам эти слова.

 

 

 

 

 

          6.   Домашнее задание.

 

-  Подготовить выразительное чтение стихотворения.

 -  Желающим выучить стихотворение наизусть.

       

        

 

         7. Рефлексия.

 

      - Оцените свою работу и свое отношение к уроку.

      - Я попрошу выбрать букву алфавита .