Урок КАКИЕ БЫВАЮТ ЖИВОТНЫЕ
Задачи урока:
1. формировать представление о группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери),
об их существенных признаках;
2. воспитывать бережное отношение к животным.
Планируемые достижения учащихся: уметь классифицировать животных по их существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы. Подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять самопроверку.
Метапредметные результаты:
Ценностное отношение к живой природе, экологическая культура.
Рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям.
Р. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике.
П. Перерабатывать полученную информацию.
К. Задавать вопросы, обращаться за помощью
Оборудование. У учителя — магнитофон, кассета с записью музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных», таблица «Многообразие животных» (если в школе таковой нет, то ее следует изготовить самостоятельно),
Ход урока
таблички или слайды с изображением муравья, паука, кита, моржа, страуса, пингвина.
У учащихся — атлас-определитель «От земли до неба».
Предварительная работа. Сделайте закладки в атласе-определителе на с. 130—131 (жуки), с. 152—153 (муравьи, пчелы), с. 154—155 (мухи и комары).
Начать урок можно с мелодии заставки к телепередаче «В мире животных».
Учитель объявляет тему урока и спрашивает:
- Каких животных вы знаете?
I. Обычно дети начинают перечислять млекопитающих.
Учитель предлагает открыть учебник на с. 42—43 и говорит:
- Когда вы называли знакомых вам животных, вы перечисляли только животных одной группы.
Их называют звери.
Найдите на рисунке зверей. Назовите их.
На каком фоне они изображены? (На зеленом.)
Но животных, оказывается, намного больше.
На других рисунках тоже показаны животные.
Рассмотрите их.
- Назовите каждое животное на бежевом фоне.
- А можете ли вы назвать их одним словом?
- Выберите подходящее слово из столбика на с. 43. (Насекомые.)
- Назовите каждое животное на голубом фоне.
- А как назвать их одним словом?
- Выберите подходящее слово из столбика. (Рыбы.)
- Назовите каждое животное на желтом фоне
- Как назвать их одним словом?
- Выберите подходящее слово из столбика. (Птицы.)
-Итак, о каких группах животных мы узнали?
Давайте попробуем привести свои примеры животных каждой группы». (Ответы детей.)
II. Знание названий животных и их групп закрепляется с помощью задания № 1
в рабочей тетради (с. 32—33).
(Выполнение в парах, а затем коллективно проверить. ) .
III. Общие признаки
насекомых дети обычно отвечают, что насекомые летают.
Учитель поясняет: «Действительно, большинство насекомых летает. А вот это какое животное?
(Учитель показывает картинку или слайд с изображением муравья.)
Можно ли назвать муравья насекомым? (Ответы детей.)
Так вот, муравьи, которых мы обычно видим в муравейнике, крыльев не имеют и не летают. Летать могут будущие муравьиные «мамы»: они вылетают из муравейника, чтобы основать новую семью, а потом теряют крылья и больше из гнезда не выходят. Не летают такие насекомые, как жуки-жужелицы, редко летают, хотя и имеют крылья, жуки-плавунцы, кузнечики.
Значит, умение летать хотя и важный признак насекомых, но не главный.
Оказывается, главным признаком у насекомых является количество ног.
- Откроем атлас-определитель «От земли до неба» на с. 130. (В данном случае лучше работать по атласу, так как в нем рисунки крупнее, чем в учебнике.)
- Сколько ножек у жуков? (Ответы учащихся.)
Посмотрим на изображения муравьев и пчел в атласе-определителе на с. 152—153. Сколько у них ножек?
-А у мух и комаров на с. 154—155?
Значит, главный признак насекомых — шесть ножек (три пары).
А теперь посмотрите на эту картинку. (Учитель показывает картинку или слайд с изображением паука.)
- Это что за животное?
- Можно ли назвать его насекомым?» (Нет, у него восемь ног.)
-По отношению к насекомым мы порой очень жестоки. Ловим и коллекционируем бабочек и жуков из-за их красоты, идем и не замечаем, что раздавили муравьишку.
Многие виды насекомых из-за этого стали редкими».
Далее учитель может прочитать стихотворение:
Какого жука я в лесу повстречал!
Он топал, как бык, и рогами качал.
И очень серьезным и грозным он был,
Я даже дорогу ему уступил.
Мне имя его неизвестно пока,
Но я не забуду лесного жука,
Я в городе в библиотеку пойду,
Жука моего по рисункам найду.
Узнаю, где водится, как он живет,
Зачем ему крылья и что он жует.
И будут страницы, как травы, шуметь,
И будут, как птицы, трамваи звенеть.
Я всем расскажу про жука своего.
Как славно, что я не обидел его.
С. Макотин
- На вопрос: «Какие признаки отличают рыб от других животных?»
Тогда учитель показывает карточки с изображениями кита и моржа, спрашивает,
- можно ли их назвать рыбами?
Киты постоянно живут в воде, а моржи проводят в ней значительную часть своей жизни.
Значит, жизнь в воде — важный, но не главный признак рыб.
Главный признак — наличие чешуи, которой покрыто их тело
Еще один признак рыб — жабры.
С их помощью, как детям уже известно из наблюдений за аквариумными рыбками, они дышат.
- На вопрос об отличительном признаке птиц?
Тогда учитель показывает карточки с изображениями нелетающих птиц (страуса, пингвина), а также напоминает, что большинство насекомых тоже хорошо летает.
Итак, не все птицы летают и не только птицы умеют летать. Значит, не это главное.
- А что же главное?
Главный признак птиц — наличие перьев.
Тело птиц покрыто перьями, которые защищают их от холода и помогают летать.
Учитель: «Скоро для птиц наступит тяжелое время — зима, и мы должны помочь тем птичкам, которые не улетела в теплые края, подкормить их».
Далее учитель читает стихотворение:
Сугробами засыпаны
Дворы, бугры, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
Так вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей.
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от нас,
Кормите их, согрейте!
Повесьте домик на суку,
Рассыпьте крошки на снегу...
К. Мухаммади
В заключение выясняется, что
главным признаком зверей является наличие шерсти.
Физкультминутка
III. Закрепление . Сделанные детьми выводы ( слайд- шоу)
Полученные знания закрепляются с помощью задания № 2 в рабочей тетради (с. 33).
Его дети выполняют самостоятельно, после чего проводится взаимная проверка в парах.
Затем выполняется задание на с. 42 учебника (внизу).
При этом учитель просит учащихся обязательно говорить, к какой группе относится названное животное.
В конце урока учитель зачитывает ключевые слова урока (на голубой плашке).
( Жук- олень –н, лось, еж—з, тюлень, кит - р,
а дети дают определение каждой группы животных.( Работа с доской)
Рекомендации для занятий в семье. С помощью атласа-определителя потренируйте детей в классификации животных, показывая отдельно представителей насекомых, рыб, птиц, зверей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.