Конспект урока по русскому языку 5 класс ФГОС "Пре и При"
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку 5 класс ФГОС "Пре и При"

Оценка 4.8
docx
22.12.2020
Конспект урока по русскому языку 5 класс ФГОС "Пре и При"
конспект урока фгос.docx

Задание выполнила: Фатхуллина Алиня Рафаилевна, учитель русского языка и литературы, первой категории, МБОУ «Школа №71» Ново-Савиновского района г.Казани

Конспект урока по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС (5 класс)

Тема урока: Правописание приставок Пре- и При-

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, поиск, работа с учебником.

Содержательная цель: формирование знаний о правописании приставок Пре- и При-.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, самооценке на основе критериев, навыкам сотрудничества.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели на уроке; обучающийся получит возможность научиться оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах деятельности.

Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник; обучающийся получит возможность научиться делать выводы на основе аргументации.

Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы; обучающийся  научится оформлять свои мысли в устной форме, работая в паре и группе; обучающийся научится аргументировать свою точку зрения; обучающийся получит возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Предметные: обучающийся научится правильно писать слова с приставками Пре- и При-.

Необходимое оборудование: Учебник русского языка для 5 класса под редакцией М.Баранова, Т.Ладыженской

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями

Демонстративный материал: алгоритм проверки нахождения назывных предложений; эталоны для самопроверки.

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Прочитайте пословицу, записанную на доске «Учиться всегда пригодится». Как вы понимаете эту пословицу?

Ученик. Если когда-то в жизни мы окажемся в сложной ситуации, то будучи грамотным человеком, выйти из неё гораздо легче и с наименьшими потерями.

Ученик. Учёба – это главный труд школьника. Поэтому на уроках по каждому предмету необходимо пополнять свои знания и не терять время впустую.

Ученик. Учиться надо не ради оценки, а ради знаний, которые тебе всегда пригодятся в жизни. Учиться надо для того, чтобы стать знающим, грамотным человеком.

Учитель. Вы готовы учиться и пополнить знания?

Ученик. Да.

2. Актуализация пробного учебного действия.

Учитель. Проверим домашнее задание. Те, кто выполнил упражнение №  37 и работу по карточке №1, проверьте их, пожалуйста, по эталону, спроецированному на экран. Те, кто выполнил творческую работу «Составить текст из 6-10 предложений, используя имена существительные», подойдите ко мне.

Учитель. Поднимите руки, кто выполнил упражнение 37 без ошибок? У кого возникли затруднения при выполнении домашнего задания?

Учитель. На каком уровне вы усвоили домашнее задание?

Ученик. На удовлетворительном, мы пока еще допускаем ошибки. И мы должны стараться их не допускать.

Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки. Оцените, пожалуйста, свою деятельность на этом этапе.

Лист самооценки

ученика (цы) 5 класса по теме «Имена существительные»

 

ФИ______________

 

Домашнее задание

 

Самостоятельная работа

 

Карточка №2

 

Тест

 

Упражнение 44

 

-задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

-задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).

Учитель. Не забывайте в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.

3. Выявление места и причины затруднения

Учитель. На доске записаны слова, классу даётся задание, вставить пропущенные гласные.

Пр..лив,пр..бежит,пр..лестный,пр..мудрый,пр..школьный,пр..ехать,пр..открыть,пр..шить,пр..градить,пр..писать.

Учитель. Какие затруднения испытывали, выполняя это упражнение?

-определите значения слов? (приближение, присоединение, прибавление, близость, неполнота действия, значения «очень», «пере»).

Прилив,прибежит,приехать- приближение;

Пришкольный-близость;

Прелестный,премудрый-значение «очень»;

Приоткрыть-неполное действие;

Пришить,приписать-присоединение;

Преградить-значение «пере».

Учитель. Можете ли вы объяснить свои ошибки?

Ученик. Нет, затрудняемся.

Учитель. А в чём заключаются затруднения?

Ученик. Мы не знаем, в каких словах пишется е, а в каких и.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученик. Научиться разграничивать приставки Пре- и При-.

Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?

Ученик. Мы пока затрудняемся.

Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Ученик. Мы предлагаем использовать метод наблюдения.

5. Реализация построения проекта.

Учитель. Обратите внимание на слова, которые записаны на доске. Что вы можете сказать? Какие наблюдения вы провели?

Пришёл

Приполз

Прискакал

Пришил

Приклеил

Привязал

Пришкольный

Приречный

Приозёрный

Прикусил

Прилёг

Пригорел

 

-что связывает между собой эти слова? (приставки пре и при).

-дать определение приставке.(морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов).

-какими бывают приставки? (изменяемые и неизменяемые)

-подумайте, от чего может зависеть написание гласных в приставках? (написание гласных в приставках зависит от лексического значения).

Учитель. Проверим, правильно ли мы открыли знания и сделали вывод? Прочитайте правило на странице 35, параграф 31. Что вы узнали из учебника?

Учитель. Теперь объединитесь в группы и составьте алгоритм к этому параграфу.

Учитель. Представьте свой алгоритм, 1 группа.

Учитель. Ребята, все ли согласны с этим алгоритмом?

Ученик. Мы согласны. У  нас получился такой же алгоритм.

Учитель. Замените выражение одним словом с приставкой, графически обозначить.

Лечь ненадолго (прилечь), сесть на краешек (присесть), заболеть не сильно (приболеть), нарушить закон (преступить), подойти вплотную к чему-нибудь (приблизиться), идти по следам кого-либо (преследовать), очень красивый (прекрасный), очень скучный (прескучный), учить детей (преподавать).

Ученик. По алгоритму теперь мы можем отличать приставки При- и Пре-Учитель. Можем ли мы объяснить те ошибки, которые допустили в начале урока?

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять его на практике.

Учитель. Тогда поработаем над упражнением № 47 учебника фронтально.

Учитель. Ребята, чтобы закрепить знания, давайте поработаем в группе. Карточка 1

Распределите слова по значениям. Дополнить своими примерами.


1группа - приближение,

2группа- присоединение,

3группа - «пере, очень»,

4группа – близость,

5 группа – неполное действие.

Прискакать, прикатить, прибить, приделать, прибрежный, превозносить, преспокойный,преодолеть,прекратить,преувеличить,пренеприятный,присесть,прибежать,прескверный,преуменьшить,примчаться,придвинуть,прибавить,приусадебный, прехороший, привокзальная площадь, приплыть, привинтить.

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Вы уверены в своих умениях?

Ученик. Да.

Учитель. Как проверить?

Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

Учитель. Выполняем самостоятельную работу (карточку №2).

Задание: Вставьте в слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- пропущенные буквы.

1) Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался.

2) Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой…

3) Кто-то терем пр…бирал да хозяев поджидал.

4) Пирожок лишь разломила да кусочек пр…кусила.

5) Вмиг тогда мой петушок

Пр… подымет гребешок…

6) Все бегут за колесницей,

За Дадоном и царицей;

Всех пр…ветствует Дадон…

7) «Здравствуй, князь ты мой пр…красный!

Что ты тих, как день ненастный?»

8) …А князь в окошко,

Да спокойно в свой удел

Через море пр…летел.

Учитель. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок? Какие затруднения вы испытывали? Кто допустил ошибки?

Учитель. Оцените свою деятельность на этом этапе урока. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.

Учитель. Вы, наверное, подустали, проведем физкультминутку.

Физкультминутка.

8.Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с правописанием приставок При- и Пре-. Достаточно ли мы закрепили новую тему?

Ученик. Нет, мало выполняли упражнения.

Тест

I вариант

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

1) ПРИшить – «присоединение»
2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»
3) ПРИморский – «близость к чему-либо»
4) ПРЕуспевать – «неполнота действия»

2. В какой строке все слова пишутся с И:

1) пр…образовать, пр…волжский, пр..близить
2) пр… смотреться, пр…ключение, пр…готовит
3) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить
4) пр…обрести, пр…ятный, пр…подаватель

3. В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…ладить, пр…влечь,пр…забавный
2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный
3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный
4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить

4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.

1) пр…следовать, пр…льщать, пр…крутил
2) пр…делать, пр…образиться, пр…грады
3) пр…храмывал, пр…вести, пр…расти
4) пр…подняться, пр…ключение, пр…лететь

5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.

1) пр…красная, пр…рвать, пр…бежать
2) пр…зрение, знаки пр…пинания, пр…пятствие
3) пр…милый, пр…добрый, пр…восходить
4) пр…глушить, пр…задуматься, пр…сложная

II вариант

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

1) ПРИпаять – «присоединение»
2) ПРИсесть – «приближение»
3) ПРИшкольный – «близость к чему-либо»
4) ПРЕувеличить – равно значению «очень»

2. В какой строке все слова пишутся с И:

1) пр…гнать, пр…хорошенький, пр…топывать
2) пр…винтить, пр…ехать, пр…строить
3) пр…одолеть, пр…седать, пр…пухнуть
4) пр…мирить, пр…мёрзнуть, пр…огромный

3. . В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…выкать, пр…вратить, пр…клеить
2) пр…неприятный, пр…интересный, пр…рвать
3) пр…нарядить, пр…усадебный, пр…терпевать
4) пр…града, пр…дорожный, пр…тронуться

4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.

1) пр… крываешься, пр…зирать, пр…личный
2) пр…баутка, пр…вивка, пр…рода
3) пр…открыть, пр…давить, пр…ползти
4) пр…метный, пр…вратить, пр…чудливый

5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.

1) пр…стиж, пр…зидент, пр…мьера
2) пр…противный, пр…злой, пр…отличный
3) пр…уральский, пр…возносить, пр…возмочь
4) пр…весёлый, пр…теснять, пр…надлежать

Ответы:

I вариант: 1. 4), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 3)
II вариант: 1. 2), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 2)

Учитель. Оцените свою деятельность на этом этапе урока.                                                                           

 

9.Этап рефлексии.

Учитель. Ребята, чему был посвящен сегодняшний наш урок и что вы узнали на уроке? (ответы учеников)

Домашнее задание.

1. Упражнение 44

2. Выписать из феерии А.Грина «Алые паруса» по 10 слов с приставкой При- и Пре- и определить значение приставок.

3. Сочинить сказку «Жили-были два друга…» (При- и Пре-)

Учитель. Спасибо большое, ребята, за работу на уроке. Вы сегодня старались. Я вами довольна. Молодцы! Мне очень понравилось.

 


 

Задание выполнила: Фатхуллина

Задание выполнила: Фатхуллина

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями

Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки

Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки

Пришкольный-близость; Прелестный,премудрый-значение «очень»;

Пришкольный-близость; Прелестный,премудрый-значение «очень»;

Пришкольный Приречный Приозёрный

Пришкольный Приречный Приозёрный

Лечь ненадолго (прилечь), сесть на краешек (присесть), заболеть не сильно (приболеть), нарушить закон (преступить), подойти вплотную к чему-нибудь (приблизиться), идти по следам кого-либо (преследовать), очень…

Лечь ненадолго (прилечь), сесть на краешек (присесть), заболеть не сильно (приболеть), нарушить закон (преступить), подойти вплотную к чему-нибудь (приблизиться), идти по следам кого-либо (преследовать), очень…

Учитель. Как проверить? Ученик

Учитель. Как проверить? Ученик

Этап включения в систему знаний и повторения

Этап включения в систему знаний и повторения

II вариант 1. Укажите неправильное объяснение значения приставки

II вариант 1. Укажите неправильное объяснение значения приставки

Этап рефлексии. Учитель. Ребята, чему был посвящен сегодняшний наш урок и что вы узнали на уроке? (ответы учеников)

Этап рефлексии. Учитель. Ребята, чему был посвящен сегодняшний наш урок и что вы узнали на уроке? (ответы учеников)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2020