Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №4»
г.о. Королев Московской области
___________________________________________________________
Урок развития речи:
«Мастерская слова»
Подготовка к сочинению-описанию игрушки
Интегрированный урок в 6 классе с применением
компьютерной презентации
учитель русского языка и
литературы
Чугунова Светлана Витальевна
Цели: 1) подготовить учащихся к написанию сочинения-описания игрушки;
2) развить и обогатить знания учащихся об описании как типе речи и
о средствах выразительности, используемых при описании
предметов;
3) воспитывать на примере истории возникновения и роли игрушки в
жизни человека любовь и уважение к традициям и обычаям
русского народа.
Оборудование:
Ход урока
«…без куклы мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, народ бы рассыпался пылью по лицу Земли»
Андрей Синявский
Слайд 1
1. Эмоциональный настрой
-Ребята, сегодня у нас необычный урок, и начать его мне бы хотелось с одной истории:
«Встретились однажды три мастера. Один говорит : «Посмотри, какую игрушку вылепил я своими руками». Он показал яркую глиняную игрушку. Второй мастер взял кисть и краски и нарисовал на этой игрушке прекрасные узоры. Замечательно получилось. А третий мастер сказал : «Я тоже умею рисовать, только не красками, а словами. «Как словами?»- удивились мастера.
- Ребята, а вы как думаете, можно ли рисовать словами и что это значит?
Итак, чтобы узнать секреты словесного рисования, мы открываем «Мастерскую слова».
Сегодня мы проведем урок развития речи, который подготовит вас к написанию домашнего сочинения-описания. А если вы внимательно посмотрите вокруг, то без труда догадаетесь, что придется нам описывать. Да, сегодня в гостях у нас игрушки. Именно о них сегодня речь. Мы постараемся в течение урока собрать весь необходимый материал для ваших творческих работ.
2. Выставочный зал.
Сначала Я приглашаю вас посетить небольшую выставку. Но чтобы попасть на неё, надо предъявить пригласительный билет. У каждого из вас он имеется. Одно условие. Чтобы нас пропустили, нужно продемонстрировать орфографическую зоркость.
(Слайд 2)
Словарная работа.
Молодцы! Справились! Вход свободный!
Уважаемые посетители! Вы находитесь в выставочном зале, где расположены две экспозиции. Слева от вас- выставка любимых игрушек 6в класса, а справа-выставка игрушек, сделанных в основном руками народных умельцев. (народные игрушки)
- Ребята, как вы думаете, чем отличаются современные и народные игрушки и что в них общее? (общее: изображают людей, животных; разное: материал, из которого изготовлена, народные более красочные, расписные, в то же время скромные и простые, в них всегда ощутима доброта, в них нет агрессивности)
-А у вас дома живут народные игрушки?
(К сожалению, в наших домах этих игрушек остается все меньше и меньше, а ведь каждая из них может рассказать о себе интересную историю. К счастью, были и есть такие люди, которые собирают эти истории. Об одном из них я хочу вам рассказать.
Сказка «Жил игрушечник Бартрам»
Жил на свете добрый человек, который придумывал, мастерил и изучал игрушки. Звали его Николай Бартрам. (Слайд 3) Он был фантазером, сказочником, чудаком и известным ученым. Многие взрослые улыбались, глядя на него : «Ну и наука- в куклы играть». А он отвечал: «Игрушки- это серьёзное дело».
С рюкзаком за спиной он бродил по городам и селам, лазил по чердакам и по подворотням, собирал безногих и безруких кукол, чинил их, подбадривал и утешал их. Часто он говорил : «Изучая игрушку, можно узнать историю человечества». «Если хочешь узнать историю человечества, читай книги, зачем лазить по чердакам?»- слышал Бартрам.
А он отвечал, что язык игрушек интересней, игрушка-зеркало жизни.
-Ребята, как вы думаете, что могут рассказать о себе игрушки?
(игрушка-это отражение культуры народа, его быта, его истории.
А мы не должны забывать о своем прошлом).
Именно поэтому героиней сегодняшнего урока будет народная игрушка, а какая, догадайтесь: (видеоролик)
Дед ее- японец, отец- русский художник, родилась она в мастерской «Детское воспитание» в 1899 г.. Игрушка с сюрпризом.
(или мультфильм короткая версия).
-Ребята, на нашей выставке присутствуют разные народные игрушки. Не зря сделали героиней, почему остановились именно на матрешке.
-Ребята, а знаете ли вы, какой город называют родиной матрешки?
(Сергиев Посад, город, который находится недалеко от нас).
Если вы окажетесь в этом старинном подмосковном городе, посетите музей игрушек, который в 1920 г. Создал тот самый замечательный человек, который знал язык игрушек – Николай Бартрам. Главное место в коллекции музея занимает наша героиня –русская матрешка.
_-Каково же её присхождение ?
Доклад
Общее мнение о матрешке как об исконно русской древней игрушке, к сожалению, только миф. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом”.(Слайд 5) Она была из дерева, пустая внутри, и в неё вкладывались несколько таких же кукол поменьше.(Слайд 6) Кукла эта была японцем, сердитым на вид, узкоглазым лысым стариком с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Изображала она Фукуруму- божество счастья и долголетия. А несколько фигурок внутри- несколько божеств рангом пониже. Очень понравилась эта кукла известному художнику Сергею Васильевичу Малютину.(Слайд 7) Он нарисовал подобную куклу с миловидным личиком, переодел ее в русский костюм и показал народным умельцам. Токарь по дереву Василий Звездочкин, уроженец Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями, выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую. Художник Малютин расписал их.
На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из 8 фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца. Когда Звездочкин выточил, а Малютин расписал, то ,по преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул : «До чего похожа на нашу Матрену!». С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой. В лице, одежде и фигуре куколки отразились народные представления о красоте женщины.
И стала она русской национальной игрушкой, символом добра, русской души, а также символом крепкой и дружной семьи.
Интересные факты: есть матрешки, состоящие из 50 и из 60 кукол. Самая крупная матрешка- ростом с первоклассницу, самая маленькая не больше семечка подсолнуха.
Другая точка зрения
История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц.
УЗНАЙ МАТРЕШКУ (Слайд 8)
РОСПИСЬ МАТРЕШЕК
-Чем отличаютя м. на слайде?
Дело в том, что для каждой местности, где изготавливали матреше ,характерна своя роспись. Наша, Сергиево-Посадская матрешка, легко узнаваема
С.-П.: игрушка расписывается более строго. На ней четко выражены детали одежды: сарафан, вышитая рубаха под сарафаном, передник, платочек.
Семёновская: художники оставляют больше естественного фона дерева, а перед матрешки украшен яркими букетами цветов. Используются контрастные тона, много желтого, красного.
Полховский Майдан: Матрешки похожи на букеты пышных цветов. Их расписывают крупными, яркими цветами. Иногда вытянуты по вертикали, похожи на столбики. Роспись строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов.. Главный элемент росписи - цветок-шиповника - символ любви и материнства. Краски яркие: зеленая, желтая, малиновая. Руки у матрешки спрятаны под большим платком.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
А теперь проверим, насколько вы были внимательны
Я показываю картинку и задаю вам вопрос, напр. Это семеновская матрешка? Если да, вы хлопаете 3 раза в ладоши, если нет -топаете ногами, а если не узнаете- поворачиваете головой вправо-влево.
(Слайд9-15).
-Ребята, почему несколько раз поворачивали голову вправо-влево?
Это современная роспись. На ней присутствуют различные мотивы
(Слайд 16)
Подготовка к сочинению
Итак, из мастерской народных умельцев перенесемся в нашу мастерскую слова, пора приниматься за работу.
(Слайд 17)
Перед вами два текста: отрывок из произведения Паустовского «Толпа на набережной» и статья из словаря Ожегова. Давайте прочитаем и сравним тексты.
«Матрешка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная… Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие их глаза он прикрыл длинными ресницами.
К.Г. Паустовский «Толпа на набережной»
Вопросы:
-Как вы думаете, чем отличаются эти тексты?(первый более выразительный и красочный)
-Для какого стиля характерно такое описание? (художественный).
Второй текст научного стиля.
Какой выберем мы?
-Главная функция этого стиля - воздействие на читателя, дать яркое представление о предмете.
Характерные особенности: образность, эмоциональность.
-Как автору удалось создать образ? (изобр.-выраз. средства).
Итак, подведем небольшие итоги:
предмет нашего описания - Сергиево-Посадская или Загорская) матрешка, мы знаем ее историю, умеем узнавать её, тип речи известен-описание, определились и со стилем.
А теперь приступаем к главной части- будем пробовать рисовать словами.
Собирание рабочих материалов. Оформляем в приложении. (Слайд18)
Рассматриваем матрёшку, отвечаем на вопросы, ответы записываем в приложение
-Можно ли сказать, что матрёшка обычная игрушка? ( нет, эта игрушка необычная. Подберите синонимы к этому слову?
Своеобразная, оригинальная, самобытная, не похожая на других.)
(Слайд 19)
Материал - изготовлена из дерева, сохраняет его живое тепло.
- В чем заключается оригинальность? (В ее конструкции).
- Что представляют собой куколки, выстроенные в ряд? Все вместе они как большая игрушечная семья, в которой есть мама и дочки. На Руси крестьянские семьи были большими, детей было много, жили дружно, помогая друг другу
(Состоит из нескольких куколок, одна меньше другой, вкладываются одна в другую, как маленькая игрушечная семья).
(Слайд 20)
-Сергиево-Посадская (Загорская) матрешка. (Слайд 21 с изобр. Матрешки)
-Общее впечатление- скромная, простая, когда мы смотрим на неё, на лице невольно появляется улыбка, на ней изображены элементы русского национального костюма: рубаха, сарафан, передник.
(Слайд 22)- Сергиево-Посадская (Загорская) матрешка- скромная, простая.
-Попробуем описать лицо матрешки.
(Круглое, глаза большие, выразительные; ресницы чёрные, длинные, изогнутые, брови дугой, щёки румяные, губки алые).
Такая внешность не случайна. Вспомните, как описываютя русские красавицы в сказках. Значит, матрешка воплотила в себе представления людей о красоте русской женщины.
(Слайд 23)-лицо
Слайд матрешка
ОДЕЖДА- просторный сарафан, передничек, платочек. (Раньше женщины носили просторные рубахи и сарафаны, русские нравы не позволяли женщине подчеркивать фигуру, поэтому одежда русских красавиц была широкой и свободной.)
— Почему голова матрёшки всегда в платочке?( раньше женщине неприлично было показываться без головного убора. Считалось позором –опростоволоситься, т.е. показать постороннему человеку простые волосы )
— А какое значение слово « опростоволоситься» имеет сейчас?( опозориться)
— Какие украшения мы видим на матрёшке?( одежда украшена бутонами, гирляндами цветов, нарядной вышивкой)
— Какие цвета характерны для наших игрушек? ( яркие, тёплые, много разных цветов)
— Какой цвет на Руси считался самым красивым?( красный)
(Слайд 24)- Яркие, тёплые, создают ощущение праздника.
Слайд матрешка
- Какими бы словами вы охарактеризовали фигуру матрёшки? ( фигурка толстенькая, округлая) И это опять-таки не случайно. На Руси ценились женщины дородные,, т.е. высокие и полные. Считалось, что в ином случае она будет плохой работницей.
Слайд фигура -Округлая, женственная.
Слайд матрешка
-Можно ли по внешности определить характер матрёшки?( Русская матрёшка добрая, сердечная, весёлая, открытая, нежная, ласковая. Характер ровный, спокойный. Она приветлива и улыбчива) В характере игрушки нашли отражение особенности русского национального характера - доброта, доброжелательность, открытость, приветливость.
(Слайд) Характер - Спокойный, радостный, излучает покой, домашнее тепло, добрый, ласковый, нежный.
РАБОТА НАД ПЛАНОМ
А теперь вопрос - достаточно ли нам собранных материалов для написания сочинения? ( 12 слайд) ( нет, нам нужен план сочинения
Составление плана сочинения – (13 слайд)
1.Матрёшка –игрушка необычная.
2. Описание Сергиево-Посадской матрешки:
А)Своеобразие матрешки;
Б) Конструкция и цветовое решение;
В) Внешность, одежда;
Г) Характер.
3.Игрушка, ставшая символом России.
Мы собрали рабочие материалы. Что помогло нам узнать собирание материалов об этой игрушке
Мы узнали, как возникла игрушка в России. Узнали, что конструкция игрушки не случайна. Несколько игрушек –это символ большой и дружной семьи. Ещё мы узнали, что использование дерева для изготовления матрёшки- не случайность. Это традиция. Мы теперь знаем, что в лице, одежде и фигуре отразились представления народа о женской красоте.
Итак, матрёшка не просто игрушка, она символ России, символ матери –доброй и нежной.
Заключение
Но вот вопрос – мы уже давно не носим платочков и просторных одежд, не боимся быть простоволосыми, да и фигуры сейчас другие в моде. И кос сейчас почти ни к то не отращивает. Так зачем нам, нынешним, знать всё то, о чём мы говорили в ходе урока? ( каждый человек, живущий в своей стране, должен знать обычаи предков)
Не случайны слова, написанные на доске
Рефлексия
Синквейн
Обращаем внимание на орфограммы
Матрёшка - Своеобразная, уникальная, необычная, удивительная, не похожая на другие, самобытная.
Конструкция - Состоит из нескольких куколок, которые вкладываются одна в другую
Материал - изготовлена из дерева, сохраняет его живое тепло.
Цвета - Яркие, тёплые, создают ощущение праздника.
Лицо - Круглое, глаза большие, выразительные; ресницы чёрные, длинные, изогнутые, брови дугой, щёки румяные, губки алые.
Фигура - Округлая, женственная.
Одежда - Косынка или платочек, фартук, русская рубашка, сарафан, украшена гирляндами с цветами, нарядной вышивкой.
Характер - Спокойный, радостный, излучает покой, домашнее тепло, добрый, ласковый, нежный.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.