Конспект урока развития речи в 6 классе "Мастерская слова" (подготовка к сочинению-описанию игрушки)
Оценка 4.6

Конспект урока развития речи в 6 классе "Мастерская слова" (подготовка к сочинению-описанию игрушки)

Оценка 4.6
docx
13.01.2020
Конспект урока развития речи в 6 классе "Мастерская слова" (подготовка к сочинению-описанию игрушки)
Урок развития речи.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №4»

г.о. Королев Московской области

___________________________________________________________

 

 

 

 

 Урок развития речи:

 

 «Мастерская слова»

Подготовка к сочинению-описанию игрушки

 

Интегрированный урок в 6 классе с применением

компьютерной презентации

 

учитель русского языка и

                литературы

Чугунова Светлана Витальевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели:  1) подготовить учащихся к написанию сочинения-описания игрушки;

               2) развить и обогатить знания учащихся об описании как типе речи и 

                   о средствах выразительности, используемых при описании 

                   предметов;

               3) воспитывать на примере истории возникновения и роли игрушки в

                   жизни человека любовь и уважение к традициям и обычаям

                   русского народа.

 

Оборудование: 

  • выставка русских кукол
  • компьютерная презентация «Мастерская слова»
  • рабочие материалы к написанию сочинения

 

 

Ход  урока

«…без куклы мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, народ бы рассыпался пылью по лицу Земли»

Андрей Синявский

Слайд 1

1.      Эмоциональный настрой

-Ребята, сегодня у нас необычный урок, и начать его мне бы хотелось с одной истории:

«Встретились однажды три мастера. Один говорит : «Посмотри, какую игрушку вылепил я своими руками». Он показал яркую глиняную игрушку. Второй мастер взял кисть и краски и нарисовал на этой игрушке прекрасные узоры. Замечательно получилось. А третий мастер сказал : «Я тоже умею рисовать, только не красками, а словами. «Как словами?»- удивились мастера.

- Ребята, а вы как думаете, можно ли рисовать словами и что это значит?

 

Итак, чтобы узнать секреты словесного рисования, мы открываем «Мастерскую слова».

Сегодня мы проведем урок развития речи, который подготовит вас к написанию домашнего сочинения-описания. А если вы внимательно посмотрите вокруг,  то без труда догадаетесь, что придется нам описывать. Да, сегодня в гостях у нас игрушки. Именно  о них сегодня речь. Мы постараемся в течение урока собрать весь необходимый материал для ваших творческих работ.

 

2.      Выставочный зал.

 Сначала Я приглашаю вас посетить небольшую выставку. Но чтобы попасть на неё, надо предъявить пригласительный билет. У каждого из вас он имеется. Одно условие. Чтобы нас пропустили, нужно продемонстрировать орфографическую зоркость.

(Слайд 2)

Словарная работа.

 

Молодцы! Справились!  Вход свободный!

 

Уважаемые посетители! Вы находитесь в выставочном зале, где расположены две экспозиции. Слева от вас- выставка любимых игрушек 6в класса, а справа-выставка игрушек, сделанных в основном руками народных умельцев. (народные игрушки)

 

- Ребята, как вы думаете, чем отличаются современные и народные игрушки и что в них общее?  (общее: изображают людей, животных; разное: материал, из которого изготовлена, народные более красочные, расписные,  в то же время скромные и простые, в них всегда ощутима доброта, в них нет  агрессивности)

 

-А у вас дома живут народные игрушки?

(К сожалению, в наших домах этих игрушек остается все меньше и меньше, а ведь каждая из них может рассказать о себе интересную историю. К счастью, были и есть такие люди, которые собирают эти истории. Об одном из них я хочу вам рассказать.

 

Сказка «Жил игрушечник Бартрам»

Жил на свете добрый человек, который придумывал, мастерил и изучал игрушки. Звали его Николай Бартрам. (Слайд 3) Он был фантазером, сказочником, чудаком и известным ученым. Многие взрослые улыбались, глядя на него : «Ну и наука- в куклы играть». А он отвечал: «Игрушки- это серьёзное дело».

С рюкзаком за спиной он бродил по городам и селам, лазил по чердакам и по подворотням, собирал безногих и безруких кукол, чинил их, подбадривал и утешал их. Часто он говорил : «Изучая игрушку, можно узнать историю человечества». «Если хочешь узнать историю человечества, читай книги, зачем лазить по чердакам?»- слышал Бартрам.

А он отвечал, что язык игрушек  интересней, игрушка-зеркало жизни.

 

-Ребята, как вы думаете, что могут рассказать о себе игрушки?

(игрушка-это отражение культуры народа, его быта, его истории. 

А мы не должны забывать о своем прошлом).

 

Именно поэтому  героиней сегодняшнего урока будет народная игрушка, а какая, догадайтесь: (видеоролик)

Дед  ее- японец, отец- русский художник, родилась она в мастерской «Детское воспитание» в 1899 г.. Игрушка с сюрпризом.

 

(или мультфильм короткая версия).

 

-Ребята, на нашей выставке присутствуют разные народные игрушки. Не зря сделали героиней, почему остановились именно на матрешке.

 

-Ребята, а знаете ли вы, какой город называют родиной матрешки?

(Сергиев Посад, город, который находится недалеко от нас).

Если вы окажетесь в этом старинном подмосковном городе,  посетите музей игрушек, который в 1920 г. Создал тот самый замечательный человек, который знал язык игрушек – Николай Бартрам.  Главное место в коллекции музея занимает наша героиня –русская матрешка.

_-Каково же её присхождение ?

 

Доклад

Общее мнение о матрешке как об исконно русской древней игрушке, к сожалению, только миф. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом.(Слайд 5) Она была из дерева, пустая внутри, и в неё вкладывались несколько таких же кукол поменьше.(Слайд 6) Кукла эта была японцем, сердитым на вид, узкоглазым лысым стариком с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Изображала она Фукуруму- божество счастья и долголетия. А несколько фигурок внутри- несколько божеств рангом пониже. Очень понравилась эта кукла известному художнику Сергею Васильевичу Малютину.(Слайд 7) Он нарисовал подобную куклу с миловидным личиком, переодел ее в русский костюм и показал народным умельцам. Токарь по дереву Василий Звездочкин, уроженец Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями, выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую. Художник Малютин расписал их.

На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из 8 фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца. Когда Звездочкин выточил, а Малютин расписал, то ,по преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул : «До чего похожа на нашу Матрену!». С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой. В лице, одежде и фигуре куколки отразились народные представления о красоте женщины.

И стала она русской национальной игрушкой, символом добра, русской души, а также символом крепкой и дружной семьи.

Интересные факты: есть матрешки, состоящие из 50 и из 60 кукол. Самая крупная матрешка- ростом с первоклассницу, самая маленькая не больше семечка подсолнуха.

Другая точка зрения

История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц.

УЗНАЙ МАТРЕШКУ (Слайд 8)

РОСПИСЬ МАТРЕШЕК

-Чем отличаютя м. на слайде?

Дело в том, что для каждой местности, где изготавливали матреше ,характерна своя роспись. Наша, Сергиево-Посадская матрешка, легко узнаваема

С.-П.: игрушка расписывается более строго. На ней четко выражены детали одежды: сарафан, вышитая рубаха под сарафаном, передник, платочек.

Семёновская: художники оставляют больше естественного фона дерева, а перед матрешки украшен яркими букетами цветов. Используются контрастные тона, много желтого, красного.

Полховский Майдан: Матрешки похожи на букеты пышных цветов. Их расписывают крупными, яркими цветами. Иногда вытянуты по вертикали, похожи на столбики. Роспись строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов.. Главный элемент росписи - цветок-шиповника - символ любви и материнства. Краски яркие: зеленая, желтая, малиновая. Руки у матрешки спрятаны под большим платком.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

А теперь проверим, насколько вы были внимательны

Я показываю картинку и задаю вам вопрос, напр. Это семеновская матрешка? Если да, вы хлопаете 3 раза в ладоши, если нет -топаете ногами, а если не узнаете- поворачиваете головой вправо-влево.

(Слайд9-15).

-Ребята, почему несколько раз поворачивали голову вправо-влево?

Это современная роспись. На ней присутствуют различные мотивы

(Слайд 16)

 

Подготовка к сочинению

Итак, из мастерской народных умельцев перенесемся в нашу мастерскую слова, пора приниматься за работу.

(Слайд 17)

Перед  вами два текста: отрывок из произведения Паустовского «Толпа на набережной» и статья из словаря Ожегова. Давайте прочитаем и сравним тексты.

«Матрешка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная… Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие их глаза он прикрыл длинными ресницами.

К.Г. Паустовский «Толпа на набережной»

Вопросы:

-Как вы думаете, чем отличаются эти тексты?(первый более выразительный и красочный)

-Для какого стиля характерно такое описание? (художественный).

Второй текст научного стиля.

Какой выберем мы?

-Главная функция этого стиля - воздействие на читателя, дать яркое представление о предмете.

Характерные особенности: образность, эмоциональность.

-Как автору удалось создать образ? (изобр.-выраз. средства).

Итак, подведем небольшие итоги:

предмет нашего описания - Сергиево-Посадская или Загорская) матрешка, мы знаем ее историю, умеем узнавать её,  тип речи известен-описание, определились и со стилем.

А теперь приступаем к главной части- будем пробовать рисовать словами.

 

Собирание рабочих материалов. Оформляем в приложении. (Слайд18)

Рассматриваем матрёшку, отвечаем на вопросы, ответы записываем в приложение

-Можно ли сказать, что матрёшка обычная игрушка? ( нет, эта игрушка необычная. Подберите синонимы к этому слову?

 Своеобразная, оригинальная, самобытная, не похожая на других.)

(Слайд 19)

Материал       -   изготовлена из дерева, сохраняет его живое    тепло.

 

- В чем заключается оригинальность? (В ее конструкции).

- Что представляют собой куколки, выстроенные в ряд? Все вместе они как большая игрушечная семья, в которой есть мама и дочки. На Руси крестьянские семьи были большими, детей было много, жили дружно, помогая друг другу

(Состоит из нескольких куколок, одна меньше другой, вкладываются одна в другую, как маленькая игрушечная семья).

(Слайд 20)

-Сергиево-Посадская (Загорская) матрешка. (Слайд 21 с изобр. Матрешки)

-Общее впечатление- скромная, простая, когда мы смотрим на неё, на лице невольно появляется улыбка, на ней изображены элементы русского национального костюма: рубаха, сарафан, передник.

(Слайд 22)- Сергиево-Посадская (Загорская) матрешка- скромная, простая.

-Попробуем описать лицо матрешки.

(Круглое, глаза большие, выразительные; ресницы чёрные, длинные, изогнутые, брови дугой, щёки румяные, губки алые).

Такая внешность не случайна. Вспомните, как описываютя русские красавицы в сказках. Значит, матрешка воплотила в себе представления людей о красоте русской женщины.

(Слайд 23)-лицо

Слайд матрешка

ОДЕЖДА- просторный сарафан, передничек, платочек. (Раньше женщины носили просторные рубахи и сарафаны, русские нравы не позволяли женщине подчеркивать фигуру, поэтому одежда русских красавиц была широкой и свободной.)

  Почему голова матрёшки всегда в платочке?( раньше женщине неприлично было показываться без головного убора. Считалось позором –опростоволоситься, т.е. показать постороннему человеку простые волосы )

  А какое значение слово « опростоволоситься» имеет сейчас?( опозориться)

  Какие украшения мы видим на матрёшке?( одежда украшена бутонами, гирляндами цветов, нарядной вышивкой)

  Какие цвета характерны для наших игрушек? ( яркие, тёплые, много разных цветов)

  Какой цвет на Руси считался самым красивым?( красный)

(Слайд 24)- Яркие, тёплые, создают ощущение праздника.

Слайд матрешка

- Какими бы словами вы охарактеризовали фигуру матрёшки? ( фигурка толстенькая, округлая) И это опять-таки не случайно. На Руси ценились женщины дородные,, т.е. высокие и полные. Считалось, что в ином случае она будет плохой работницей.

Слайд фигура -Округлая, женственная.

Слайд матрешка

-Можно ли по внешности определить характер матрёшки?( Русская матрёшка добрая, сердечная, весёлая, открытая, нежная, ласковая. Характер ровный, спокойный. Она приветлива и улыбчива) В характере игрушки нашли отражение особенности русского национального характера - доброта, доброжелательность, открытость, приветливость.

(Слайд) Характер  - Спокойный, радостный, излучает покой, домашнее тепло, добрый, ласковый, нежный.

РАБОТА НАД ПЛАНОМ

А теперь вопрос - достаточно ли нам собранных материалов для написания сочинения? ( 12 слайд) ( нет, нам нужен план сочинения

Составление плана сочинения – (13 слайд)

1.Матрёшка –игрушка необычная.

2. Описание Сергиево-Посадской матрешки:

А)Своеобразие матрешки;

Б) Конструкция и цветовое решение;

В) Внешность, одежда;

Г) Характер.

3.Игрушка, ставшая символом России.

 

Мы   собрали рабочие материалы. Что помогло нам узнать собирание материалов об этой игрушке

Мы узнали, как возникла игрушка в России. Узнали, что конструкция игрушки не случайна. Несколько игрушек –это символ большой и дружной семьи. Ещё мы узнали, что использование дерева для изготовления матрёшки- не случайность. Это традиция. Мы теперь знаем, что в лице, одежде и фигуре отразились представления народа о женской красоте.

Итак, матрёшка не просто игрушка, она символ России, символ матери –доброй и нежной.

 

 

Заключение

Но вот вопрос – мы уже давно не носим платочков и просторных одежд, не боимся быть простоволосыми, да и фигуры сейчас другие в моде. И кос сейчас почти ни к то не отращивает. Так зачем нам, нынешним, знать всё то, о чём мы говорили в ходе урока? ( каждый человек, живущий в своей стране, должен знать обычаи предков)

Не случайны слова, написанные на доске

Рефлексия

Синквейн

Обращаем внимание на орфограммы

Матрёшка           -       Своеобразная, уникальная, необычная,               удивительная, не похожая на другие, самобытная.

Конструкция            -          Состоит из нескольких куколок, которые вкладываются одна в другую

Материал       -   изготовлена из дерева, сохраняет его живое    тепло.

Цвета   -             Яркие, тёплые, создают ощущение праздника.

 

Лицо          -        Круглое, глаза большие, выразительные; ресницы чёрные, длинные, изогнутые, брови дугой, щёки румяные, губки алые.

 

Фигура       -  Округлая, женственная.

Одежда          - Косынка или платочек, фартук, русская рубашка, сарафан, украшена гирляндами с цветами, нарядной вышивкой.

 

Характер  - Спокойный, радостный, излучает покой, домашнее тепло, добрый, ласковый, нежный.

 

 

 

 

Конспект урока развития речи в 6 классе "Мастерская слова" (подготовка к сочинению-описанию игрушки)

Конспект урока развития речи в 6 классе "Мастерская слова" (подготовка к сочинению-описанию игрушки)

Конспект урока развития речи в 6 классе "Мастерская слова" (подготовка к сочинению-описанию игрушки)

Конспект урока развития речи в 6 классе "Мастерская слова" (подготовка к сочинению-описанию игрушки)

Конспект урока развития речи в 6 классе "Мастерская слова" (подготовка к сочинению-описанию игрушки)

Конспект урока развития речи в 6 классе "Мастерская слова" (подготовка к сочинению-описанию игрушки)

Конспект урока развития речи в 6 классе "Мастерская слова" (подготовка к сочинению-описанию игрушки)

Конспект урока развития речи в 6 классе "Мастерская слова" (подготовка к сочинению-описанию игрушки)

Конспект урока развития речи в 6 классе "Мастерская слова" (подготовка к сочинению-описанию игрушки)

Конспект урока развития речи в 6 классе "Мастерская слова" (подготовка к сочинению-описанию игрушки)

Конспект урока развития речи в 6 классе "Мастерская слова" (подготовка к сочинению-описанию игрушки)

Конспект урока развития речи в 6 классе "Мастерская слова" (подготовка к сочинению-описанию игрушки)

Конспект урока развития речи в 6 классе "Мастерская слова" (подготовка к сочинению-описанию игрушки)

Конспект урока развития речи в 6 классе "Мастерская слова" (подготовка к сочинению-описанию игрушки)

Конспект урока развития речи в 6 классе "Мастерская слова" (подготовка к сочинению-описанию игрушки)

Конспект урока развития речи в 6 классе "Мастерская слова" (подготовка к сочинению-описанию игрушки)

Конспект урока развития речи в 6 классе "Мастерская слова" (подготовка к сочинению-описанию игрушки)

Конспект урока развития речи в 6 классе "Мастерская слова" (подготовка к сочинению-описанию игрушки)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2020