Конспект занятия для обучающихся начальных классов по воспитанию этнической толерантности на основе программы «Стирая границы» «Малые народности Томского края»
Оценка 5

Конспект занятия для обучающихся начальных классов по воспитанию этнической толерантности на основе программы «Стирая границы» «Малые народности Томского края»

Оценка 5
docx
24.11.2021
Конспект занятия для обучающихся начальных классов по воспитанию этнической толерантности на основе программы «Стирая границы» «Малые народности Томского края»
Моисеева Малые народности Томского края Сибирь многоликая (1).docx

Департамент общего образования Томской области

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждения

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия для обучающихся начальных классов по воспитанию этнической толерантности на основе программы «Стирая границы»

«Малые народности Томского края»

(национальный состав)

 

 

 

 

 

 

 

Моисеева Р.И. – учитель высшей квалификационной категории

rimoiseeva@list.ru

 

Томск – 2021г.


Цель: создание условий для реализации этнокультурного образования обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха.

Задачи:

ü     повышать качество образовательных услуг в процессе взаимодействия с детьми;

ü     реализовывать достоверные сведения о жизни, культуре и быте малых народностей, населяющих Томский край.

ü     развивать бережное отношение к историческому наследию народов, проживающих в Томске и Томской области;

ü     формировать           единое           воспитательно-образовательное пространство, правосознание воспитанников, готовность противостоять противоправным проявлениям;

ü     воспитывать в духе согласия, мира, терпимости, гуманного межнационального общения и уважения к малым народностям Томского края.

Адресат:

материал предназначен для обучающихся начальных классов (1-4 кл.) с нарушениями слуха.

Актуальность:

На современном этапе развития общества актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка с нарушениями слуха этнического самосознания, интереса к традициям, обычаям, народной культуре людей других национальностей. Этнокультурная компетентность младшего школьника – это не просто представление об истории и культуре других людей и народностей, это признание этнокультурного разнообразия. Переход из дошкольной системы образования в школьную систему – это более интенсивное вхождение в социальный мир, более чувственные и осознанные представления о себе, о мире, о разнообразии людей, их культуре, традициях, поэтому данный период важен для формирования этнокультурной осведомлённости, для воспитания нравственно-толерантных чувств у младших школьников с нарушениями слуха.

Основания для разработки занятия:

Закон РФ «Об образовании»;

Закон «Об образовании в Томской области»;

Закон «О коренных, малочисленных народов Томской области».

Предполагаемые результаты:

ü     занятие позволит объединить и скоординировать деятельность детей в процессе игровой и предметно-практической деятельности;

ü     мероприятие пробудит интерес к истории и искусству малых народностей, проживающих на территории родного Томского края.

Предварительная    работа,    направленная    на     этнокультурное воспитание:

ü     организация и проведение квест-игры: «Мой любимый Томский край»;


ü     участие в открытом этно-фестивале «Коренные народы Сибири 2021»;

ü     дистанционный конкурс чтецов «Край мой сибирский»;

ü     дистанционный   конкурс  декоративно-прикладного  творчества

«Город сибирских мастеров»;

ü     онлайн-этноквиз «Сибирские Знатоки».

Оборудование:

интерактивная доска, компьютер, презентация «Малые народности Томского края», бланк анкеты «Обратная связь» для каждого ученика. Раздаточный наглядный материал: разрезные предметные карточки, речевые карточки, мяч, ручки, сюжетные картинки «Семья», конверты с разрезанными картинками, аудио-файл белорусская народная песня

«Выйду на вулiцу».

Номинация: «План проведения внеклассного мероприятия»

 

Ход занятия.

I.                      Вводная часть.

Учитель (Далее  У.): -  Здравствуйте, ребята! У  меня  очень хорошее настроение, а у вас? Как вы можете мне показать ваше хорошее настроение?

Дети (Далее Д.): - Улыбкой.

 

II.                   Разминка (представление речевых карточек, дети считывают материал и выполняют соответствующие движения).

Д.: - Оп, оп, оп, - все в ладоши хлоп. Оп, оп, оп, - мы ногою топ.

Ас, ас, ас, - дети пили квас.

Аш, аш, аш, - делаем шалаш (руки поднять над головой, изобразить домик).

Ша, ша, ша, - наша Маша хороша (показать большие пальцы на обеих руках).

Ду, ду, ду, - на занятие иду. Ёл, ёл, ёл, - на занятие пришёл.

 

III.               Основная часть.

У.: - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, отбросьте все отрицательные эмоции. Занимайте места. Сегодня мы поговорим о жителях Томского края (Слайд №1), о национальном составе, о семейных традициях. Посмотрите, какая большая Томская область (Слайд №2). Велика Сибирская Земля (Слайд №3), очень богата, весьма гостеприимна, на ней проживает много национальностей и народностей. Чтобы узнать о них, мы должны пройти 11 ступеней. На каждой ступени вы будете выполнять интересные задания. Вы готовы? (Произвольные ответы).

(Слайд №4) – 1-ая ступень

У.: - Русские в Томске и Томской области являются наиболее многочисленной национальностью, составляют самую большую часть от


общего числа жителей Томского края – 950 тысяч 222 человека. В красивых деревянных домах проживала русская семья. Мать и отец передавали детям свой опыт, традиционную культуру.

К примеру, в давние времена на именины пели песни, пекли блины, для детей устраивали подвижные народные игры. Самая любимая русская народная игра для самых маленьких «У медведя во бору». Предлагаю поиграть. Хотите поиграть? Кто по считалке хочет выбрать водящего? Он будет «медведем». Из всех участников игры выбираем одного, назначаем его

«медведем».

У.: - Начинаем игру со словами (предъявление речевой карточки).

Д.: -У медведя во бору, грибы, ягоды беру. А медведь не спит, и на нас рычит. (После произнесения слов, «медведь» выбегает из «берлоги» и старается поймать любого игрока, который не успевает убежать в дом).

(Слайд №5) – 2-ая ступень

У.: - Ребята, татары в Томске и Томской области вторая по численности национальность – 20 тысяч 145 человек. В настоящее время татары проживают в городе Томске и Томском районе Томской области селениях: Чёрная речка, Тахтамышево, Эушта. Вот какие красивые дома строят для себя татары.

Народные татарские игры актуальны, интересны и в настоящее время Все современные татарские ребята любят играть в народную татарскую игру:

«Мяч по кругу». На татарском языке она называется «Туп уены» (считывают с речевой карточки).

У.: - А вы хотите поиграть в татарскую игру «Туп уены»?

Д.: - Да!

У.: - Надо встать в круг. По считалке выбрать водящего. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15—25 см. По сигналу водящий бросит мяч одному из вас, а сам отойдёт. В это вы бросаете мяч друг другу, а водящий старается поймать мяч на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.

Правила игры. Передача мяча выполняется путём броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приёму мяча. При повторении игры мяч передаётся тому, кто остался вне игры.

У.: - Вам понравилась игра? (произвольные ответы).

(Слайд №6) – 3-я ступень

У.: - Украинцы в Томске и Томской области – третья по численности группа сибирского региона 16 тысяч 762 человека. Для строительства своего жилья использовались почти все материалы, которые могла дать природа дерево, солому, камыш, глину, камни.

Народные украинские игры и сейчас любимы всеми ребятами. Вы хотите ещё поиграть?

Д.: - Да!

У.: - Предлагаю народную подвижную украинскую игру: «Хромая уточка». Встанем в круг, выберем по считалке «хромую уточку». Игроки


произвольно размещаются по площадке, стоя на одной ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой.

У.: - Начинаем игру со словами (предъявление речевой карточки).

Д.: - Солнце разгорается, игра начинается. («уточка» прыгает на одной ноге, придерживая другую ногу рукой, стараясь осалить (коснуться) кого- нибудь из играющих. Осаленные помогают ей осалить других. Последний не осаленный игрок становится «хромой уточкой». Игрок, ставший на обе ноги считается осаленным.

У.: - Ребята, не устали? (произвольные ответы детей). Предлагаю вам занять места.

(Слайд №7) – 4-ая ступень

У.: - Предлагаю вам, ребята, обратить внимание на один многочисленный этнос народов Томска и Томской области немцев. На сибирской земле проживают 13 тысяч 444 человека немецкой национальности. Немецкую речь можно услышать в местах традиционного скопления российских немцев это Российско-немецкий дом, который расположен совсем близко от школы, по улице Красноармейской, дом 71. Я приготовила для вас интересное задание. Сейчас каждый из вас станет строителем. Хотите? (произвольные ответы детей). Вот конверты, в каждом конверте по три детали, которые необходимо соединить, чтобы получился такой красивый Российско-немецкий дом (групповая работа).

У.: - На какой улице стоит Российско-немецкий дом?

-   На какой улице стоит наша школа?

-           Люди    какой    национальности    собираются    в    доме    по    ул. Красноармейской, д. 71? (произвольные ответы).

-   Молодцы, с заданием справились!

(Слайд №8) – 5-ая ступень

У.: - Хочу открыть вам секрет, познакомить с национальностью чуваши это самые коренные жители Томского края, численность их составляет 5 тысяч 881 человек. У чувашей очень дружные большие семьи, они почитают и уважают старшее поколение, слушают их советы, помогают во всех домашних делах, а младший сын всегда остаётся с родителями, эта традиция называется «Минорат» (считывают с речевой карточки). Предлагаю поработать парами. Объединитесь, кто с кем хочет работать в паре? А теперь возьмите ручки, картинки с изображением семьи и подпишите всех членов семьи: бабушка, дедушка, мама, папа, дочь, младшая дочь, сын, старший сын.

У.: - Молодцы, с заданием справились на отлично!

(Слайд №9) – 6-ая ступень

У.: - На Томской земле также проживают белорусы 5 тысяч 294 человека. К старинным увлечениям белорусов можно отнести лепку посуды из глины, вытачивание из дерева ложек и плошек, плетение из соломы кукол, птиц, коней. Работа спорилась, если затягивалась песня. Белорусы – великие мастера по изготовлению игрушек. Сейчас вы попробуете, как настоящие белорусские мастера, собрать игрушки из разрезных картинок (под народную


белорусскую песню «Выйду на вулiцу» дети собирают картинки: лошадки, куклы).

У.: - Вам понравилось быть белорусскими мастерами? (произвольные ответы детей).

(Слайд №10) 7-ая ступень

У.: - Азербайджанцы, как взрослые, так и дети соблюдают вековые обычаи, следуют определённым правилам и поведению дома и в общественных местах. На Томской земле проживает 4 тысячи 354 азербайджанца. Женщины одеваются скромно, но уделяют большое внимание украшениям.

(Слайд №11) 8-ая ступень

У.: - Традиционная культура армян – сохранение семейных традиций ценностей (крепкие семейно-родственные связи, почитание старших, взаимопомощь, историческая память о родине, большая любовь к детям). На Томской земле проживает 2 тысячи 336 армян, они сохраняют свою культуру в сибирских суровых условиях. Символом нации являются хачкары (считывание с карточки) – необычные каменные кресты, подобных, которым нет ни в одной культуре мира. Ребята, давайте вспомним все вежливые слова, с помощью которых общаются все люди.

Д.: - Здравствуйте, пожалуйста, будьте добры, рада вас видеть, приятного аппетита (при затруднении использовать речевые карточки).

(Слайд №12) 9-ая ступень

У.: - Посмотрите внимательно на экран, это башкиры, их не много на Томской земле, 1 тысяча 953 человека, почти 2 тысячи. У башкир тоже много народных традиций, самая знаменитая традиция – это выпечка народного блюда чак-чак, без которого не обходится ни один праздник (считывают название блюда с карточки). Давайте попробуем «испечь» это блюдо (собирают разрезанную картинку «Пирог чак-чак»).

(Слайд №13) 10-ая ступень

У.: - Самая малочисленная национальность на Томской земле это мордовцы 1 тысяча 808 человек. Старинная мордовская вышивка выполняется, в основном, шерстяными нитками, которые прядут сами мордовки из овечьей шкуры и красят их. Мордовки очень любят носить различные украшения: ожерелья, бусы, бисерные воротники (считывают с речевой карточки названия украшений).

 

IV.                Заключительная часть (итог, рефлексия) У.: - Ребята, все ступени одолели, не устали?

Д.: - Нет.

У.: - Пожалуйста, сосредоточьтесь на своих мыслях, проанализируйте своё поведение на занятии, оценивать свои поступки, попробуйте понять свои ощущения, чувства, эмоции.

У.: - Вам понравилось занятие? Что понравилось больше всего? (произвольные ответы).

У.:  Какие   малые   народности   Томского   края   вы   запомнили?


(произвольные ответы).

У.: - В какие игры вы играли? (произвольные ответы). У.: - Для людей какой национальности вы строили дом? Д.: - Для немцев.

У.: - Как вы работали? (произвольные ответы). Вы молодцы! Работали отлично, всем говорю спасибо за работу.

 

V.                   Домашнее задание

У.: - Заполните бланк анкеты «Обратная связь».

 

Литература, интернет-источники:

 

1.                     Шемшурина А.И. Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми 1-4 кл. Москва. 2006г.

2.                     Шемшурина А.И. Этическая воспитание, №4, 2012г. В помощь учителю 4-х классов в работе по модулю «Основы светской этики».

3.                     http://docplayer.ru/27113774-Etnokulturnoe-obrazovanie-v-tomskoy- oblasti.html.

4.                     https://eustress.ru/nevroz/refleksiya.


 

5.                     Скачано с www.znanio.ru

Департамент общего образования

Департамент общего образования

Цель: создание условий для реализации этнокультурного образования обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Цель: создание условий для реализации этнокультурного образования обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Коренные народы Сибири – 2021»; ü дистанционный конкурс чтецов «Край мой сибирский»; ü дистанционный конкурс декоративно-прикладного творчества «Город сибирских мастеров»; ü онлайн-этноквиз «Сибирские

Коренные народы Сибири – 2021»; ü дистанционный конкурс чтецов «Край мой сибирский»; ü дистанционный конкурс декоративно-прикладного творчества «Город сибирских мастеров»; ü онлайн-этноквиз «Сибирские

Томского края – 950 тысяч 222 человека

Томского края – 950 тысяч 222 человека

У.: - Начинаем игру со словами (предъявление речевой карточки)

У.: - Начинаем игру со словами (предъявление речевой карточки)

Выйду на вулiцу» дети собирают картинки: лошадки, куклы)

Выйду на вулiцу» дети собирают картинки: лошадки, куклы)

У.: - В какие игры вы играли? (произвольные ответы)

У.: - В какие игры вы играли? (произвольные ответы)
Скачать файл