Конспект занятия «Хохломская роспись»

  • docx
  • 24.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект занятия Хохломская роспись.docx

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия «Хохломская роспись»

Дополнительная общеобразовательная программа

«ART-дизайн»

 

 

 

 

 

 

Разработала: Долженкова Ангелина Андреевна, педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

Тема: Хохломская роспись.

Тип : урок комплексного применения знаний

Цель: познакомить обучающихся с народным промыслом России – хохломской росписью.

Научить обучающихсяотдельным элементам хохломской росписи.

Сформировать навыки составление декоративной композиции, работы открытым мазком без предварительного рисунка.

   Задачи:

1 Личностные: создавать условия для раскрытия интеллектуальных возможностей детей;

- работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности

2 Метапредметные: воспитывать наблюдательность, способность видеть прекрасное в искусстве народных промыслов и жизни;

- воспитанию чувства любви к Родине через изучение народного творчества; сохранение, возрождение и развитие национальных традиций;

- бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры  русского народа;

- расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества;

3 Предметные: сформировать умения выявлять в произведениях традиционных промыслов единство материала, формы и декора, элементов декоративности, конструктивности  и орнаментальности как принципа изобразительной композиции;

- развивать умение и навыки художественной росписи;

- совершенствовать умения и навыки декоративной росписи в изучении народных художественных промыслов;

    Педагогические технологии:

Здорвьесберегающие технологии

Информационно- коммуникативные технологии

Физкультминутка

Музыкальная терапия

   Форма организации деятельности:

Фронтальная

Индивидуальная

Коллективная

В парах

    Методы ведения занятия:

Наглядно-иллюстративный

Словесный ( рассказ, беседа, инструктаж)

Практический метод (роспись основных элементов в соответствии заданий)

Наглядность: компьютер, проектор, наглядность на доску, презентация «Золотая хохлома», стихотворение О. Простовой «Хохлома», альбом, простой карандаш, гуашь, непроливайка, кисти.

План урока:

1.     Орг. Момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2.     Вступительная часть. Актуализация. Мотивация. Тема, цель, план урока.

3.     Проверка Д/з.Стихи о хохломе.

4.     Объяснение задания (практическая часть): проведение инструктажа, технология росписи основных  хохломских элементов.

5.     Творческая мастерская (роспись отдельных элементов): индивидуальная и фронтальная работа с детьми.

6.     Итог урока: а) демонстрация, обсуждение работ; б) вывод по уроку; в) оценивание работ; г) Д/з.

 

                                  ХОД УРОКА:

1.     Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2.     Мотивация

Учитель: у вас на партах лежат рабочие принадлежности , в ходе урока мы будим с ними работать.

Я надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся вам в будущем! Желаю вам хорошего настроения и удачи на уроке!

Введение в тему урока.

Не могу налюбоваться, взглядом долгим оторваться

От причудливых узоров и фантазии просторов

Ты душою глубока и торжественно легка.

В твоих кудрях золотых солнечный играет блик,

Травник весело кружится, гордая сидит Жар-птица,

Песни счастья нам поёт, красны ягоды клюёт.

Что за дивная посуда. Роспись листья–просто чудо.

Здесь цветы, луга, поля  – всё, чем славится земля,

И берёзовый листок, и пшеницы колосок.

-Ребята, обратите внимание на зрительный ряд. (посуду) Слайд №1

Можете ли вы определить, к какому народному промыслу они относятся? (Хохлома)

- Можете ли вы назвать тему сегодняшнего урока? (Хохлома)

3.     Сообщение темы и цели урока.

-Действительно, сегодня мы будем говорить о хохломе,  Золотая хохлома.  Тема  урока так и называется - «Золотая хохлома ». Слайд №2

И целью нашего урока познакомиться с народным промыслом  и научиться простейшим узорам росписи. Слайд № 3

     4.     Повторение пройденного материала.

- Какие народные промыслы вы знаете? (Гжель, Городец, Жостово, Дымково, Филимоново,  Каргополь)

5.     Изучение нового материала.

Откуда же появилось это удивительное искусство?

И сейчас мы об этом узнаем. Просмотр презентации.

После просмотра учитель задаёт детям вопросы:

- Какой орнамент используют художники? (Травяной, растительный, ягоды, цветы, птиц и т.д.)

- Какие основные цвета росписи? (красный, чёрный, зелёный, жёлтый,золотистый).

- Почему именно эти цвета?  (Цвета природы).

Вы уже немного устали проведём физкультминутку:

 

По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).

И любо мне, и весело, 
Смотрю по сторонам,
И красненьким и жёлтеньким 
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).

Возьму у солнца чашку я,

Водички я напьюсь.

И хохломскому мастеру

За это поклонюсь.

 

6.     Творческая практическая деятельность.

 

Расписывая изделия художник вкладывает в них свой ум, фантазию, свои силы, своё настроение, всю свою душу.

 

-И сегодня на уроке я предлагаю вам превратиться в народных умельцев.

Мы будим учиться рисовать основные хохломские элементы.

          Техника безопасности

Так как у вас на партах лежат инструменты кисти, краски давайте

Вспомним правило пользованием кисточкой. Не передавайте друг другу кисточку остриём в избежании травмы лица или глаза. Не разбрызгивайте воду которой ополаскиваете кисточку.

 

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

- контроль организации рабочего места;

- контроль правильности выполнения рисунка;

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

7. Итог урока.

1.     Выставка работ учащихся.

2.     Рефлексия.

Закончить фразу:

·  Сегодня я узнал… (о промысле хохломской росписи).

·  Я понял, что… (хохлома очень интересная роспись).

·  Теперь я могу… (сам нарисовать).

·  Я научился… (рисовать элементы хохломы).

·  У меня получилось … (рисовать травку).

·  Мне захотелось…   (расписать какое-то изделие).

3.     Заключительное слово учителя.

Мы познакомились лишь с малой частью великого культурного наследия, которое оставили нам предки. Мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми машинами, технологиями. Не бойтесь творить, тянитесь к прекрасному. И у вас всё получится!

 

     Кисть хохломская!

Большое спасибо!

Сказывай сказку

Для радости жизни!

Ты, как  душа у народа, красива.

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

                                            В. Боков

                Спасибо, дети, за работу на уроке. Я оценила ваш труд на уроке, всем выставляю оценку «5».

Д/з: Повторить элементы хохломской росписи.