Конспект НОД по рисованию во 2 младшей группе
Тема: «Городецкая роспись».
Цель: Познакомить с типами цветочного орнамента. Познакомить с историей
возникновения Городецкого промысла.
Научить писать элементы росписи: цветок (розан, купавка) листок.
Задачи: Развивать интерес и любовь к народному искусству.
Закреплять умение строить композицию рисунка
Учить выделять яркий народный колорит, композицию узора, точки,
чѐрточки, оживки, рисовать элементы кистью.
Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.
Материалы: листы формата А 5, карандаш, гуашь, кисть «белка»No5, No1, баночка
с водой, салфетка, шаблоны посуды.
Ход занятия
Организационный момент.
Ребята посмотрите на эти деревянные расписанные изделия.
Это городецкая роспись.
Городецкая роспись, как еѐ нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать.
Жѐлтый вечер, чѐрный конь и купавки как огонь.
Птицы смотрят из ларца.
Чудо роспись Городца.
II. Основная часть.
Изложение новой темы.
На берегу Волги, раскинулся древний город Городец – древнейший русский город
– крепость.
Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать
различными узорами.
Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном
станке.
Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества.
Был промысел прялок.
Поверхность донца прялки делилась на ярусы. В верхней части донца
воссоздаѐтся главный сюжет. Это могли быть сцены застолья, гуляний
изображались поездки и выезды.
Второй ярус разделял верхний и нижний ярусы - поясок. Там рисовали гирлянды
цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями.
Существовали и другие варианты, орнаментальная полоса изображалась с
мотивами птиц и кошек.
В нижней части изображались сцены сражения – это были целые картины.
В то же время была фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов
быта:
детские стулья, столы, конь – качалка,
шкатулки, чашки
разделочные доски, блюда, хлебницы
В настоящее время в качестве фона используют естественный жѐлтоватый цвет
дерева.
Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера? Фон
жѐлтый – цвет дерева.
Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий,
зелѐный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чѐрный цвета в
росписи имеют особое значение.
Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и
способствовать благоприятному их сочетанию.
Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?
Ответы детей (розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).
Существует несколько видов композиций
1.Цветочная роспись
2.Цветочная роспись с включением мотивов конь и птица.
Давайте рассмотрим этапы росписи розана.
Первый этап росписи – подмалѐвок. Берѐтся один цвет и прорисовывается
расположение основных элементов узора, (цветы). Так все цветы в своей основе
имеют круг, по краю которого рисуются лепестки.
Второй этап – оттенѐвка.
Мазками другого цвета рисуются полудуги создающие впечатление лепестков
сказочного цвета. Когда вся композиция намечена
Третий этап – оживка.
Расписываются мелкие детали: точки окаймляющие центр цветка, края лепестков,
прожилки на листочках и так д. Разживка выполняется белым и чѐрным цветом.
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся.
Спать не захотел:
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснѐтся,
Бабочка кружит и вьѐтся.
III. Практическая работа.
Сегодня мы научимся выполнять элементы цветочной росписи. На экране вы
видите образцы написания элементов росписи, их поэтапное выполнение:
Цветок - «Купавка».
Варианты выполнения мотива «купавка».
«Листок» и варианты его выполнения.
Каждый цветок выполняется двумя разными оттенками одного цвета. Берѐм
розовый цвет и рисуем подмалѐвок – круг в центре нашей работы. Затем красным
цветом рисуем скобки вокруг подмалѐвка.
Нарисуем ещѐ и купавки и ягодки по краям нашего розана, а так же зелѐные
листья, создавая композицию. Выбираем цвет самостоятельно. Заключительный
этап росписи - нанесѐм белую и чѐрную краску в виде точек, капелек, завитков
тонкой кистью, выполним последний этап «оживка».
IV. Итог.
Выставка детских работ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.