Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по теме «Транспорт».

  • docx
  • 12.11.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект на тему Транспорт.docx

Конспект занятия учителя- логопеда по лексике- грамматике в подготовительной  к школе группе для детей с ТНР. Тема «Транспорт».

 

Цель:

Расширение словаря существительных, прилагательных , глаголов по теме.

Задачи:

1.Упражнять в образовании приставочных глаголов ,относительных прилагательных

2.Закрепить знания детей о транспорте: виды, названия

3.Закрепить знания о профессиях людей управляющих различными видами транспорта.

4.Развивать связную речь.

5.Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.

6.Воспитывать усидчивость, уважение к людям, работающим на транспорте.

7.Закреплять правила поведения в общественных местах на улице, в автобусе.

Оборудование: набор картинок различных видов транспорта и людей разных профессий, работающих на нём (шофёр, водитель, лётчик, машинист, велосипедист, мотоциклист, капитан). Цветная бумага, клей, кисти.

Предварительная работа: Экскурсия в пожарную часть, знакомство с пожарной машиной. Чтение книг: Н.Носов «Автомобиль». Чтение рассказа «Колесо».

НОД по темам: «Наземный транспорт», «Воздушный транспорт», «Водный транспорт».

Ход НОД.

1.    Организационный момент.

Здравствуйте ребята!

Сейчас мы с вами поздороваемся и порадуемся нашей новой встрече.

Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга.

Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

Мы все дружные ребята,

Мы ребята – дошколята.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем.

Как заботиться – мы знаем.

Пусть всем будет хорошо

Будет радостно, светло!

Молодцы! Послушайте загадку, которую я приготовила для вас.

На такси и самосвале,

На пожарной и на скорой,

Вы, конечно же, узнали,

Трудятся весь день (Шофёры).

-Молодцы ребята! Отлично разгадываете загадки! Вы догадались, о чём сегодня мы с вами поговорим? Сегодня мы с вами поговорим о транспорте и о людях, которые на нём работают.



2.    Основная часть.

-Как можно ещё назвать шофёра? (водитель)

-Каким должен быть шофёр? ( добросовестным, трудолюбивым, вежливым, ответственным, смелым, зорким, знать правила дорожного движения).

Игра «Путаница» ( силуэтное изображение транспорта)

-Какие виды транспорта вы знаете? (Воздушный, наземный, подземный, подводный, водный).

-Какой вы знаете воздушный транспорт? ( Самолёт, вертолёт, воздушный шар).

-Почему он воздушный? (Потому - что летает в воздухе).

-Какой вы знаете наземный транспорт? (Машина, автобус, поезд, мотоцикл).

-Почему он наземный? (Потому что ездит по земле).

 -Какой вы знаете подземный транспорт? (Поезд).

-Почему он подземный? (Потому что ездит под землёй).

-Какой вы знаете подводный транспорт? (подводная лодка).

-Почему он подводный? (Потому что плавает под водой).

-Молодцы! Отлично!

 А теперь поиграем в игру «Назови профессию» с с показом картинок

-Кто водит автобус, автомобиль? (внимательный шофёр).

-Кто летает на самолёте? (смелый лётчик).

-Кто управляет поездом? (зоркий машинист).

-Кто управляет кораблём? (капитан)

-Кто ездит на мотоцикле? (мотоциклист).

-Кто ездит на велосипеде? (велосипедист).

-Кто летает на вертолёте? (лётчик).

-Молодцы!

-Отгадайте загадку:

Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трехглазое

На одной ноге

Чтоб помочь  тебе ,дружок

 Путь пройти опасный

День и ночь горят огни-

Зеленый, желтый, красный.( Светофор)

Подвижная игра «Светофор»

Действия детей по сигналу логопеда:

Зеленый кружок- шагают

Красный кружок едут на машине

Желтый кружок -стоят.

Изучение нового материала: Образование приставочных глаголов.

Игра «Вождение»

На мольберте стоит панорама дороги логопед производит действия с контурным изображением грузовика

Из гаража грузовик …..(выехал)

По дороге осторожно…( поехал)

Грузовик на асфальт …(выехал)

Грузовик через мост…( переехал)

Большую лужу …(объехал)

По круговой дороге …(проехал)

И опять к гаражу… (подъехал)

 Игра «Передай мяч» составление рассказа о транспорте.

 Теперь мы с вами постараемся составить рассказ о транспорте.

 Начну я, и по очереди вы будете составлять предложения подходящие по смыслу. Чтобы не запутаться когда чья очередь, мы будем передавать друг другу мяч.

 –Жила – была машина – она была синего  цвета – она жила в гараже – каждый день ездила – она отвозила папу и маму на работу – потом ждала их после работы – она скучала и мёрзла  на морозе – и очень радовалась, когда папа с мамой снова в неё садились – машина везла их домой и спала в своём гараже.

- Молодцы! Я записала наш рассказ. И теперь я предлагаю сделать картинки к нашему рассказу.

Физкультминутка. «Паровоз».

Паровоз кричит – ду - ду - ду

Я иду, иду, иду.

(дети идут друг за другом,

вращая согнутыми в локтях руками сбоку)

А колёса говорят – так, так, так!

(дети идут топающим шагом).

Игра «Чего не хватает»

Посмотрите на картинку и скажите какой части  не хватает у машины, у самолета, парохода, паровоза .

Ребята, сейчас я буду читать вам стихи, буду делать паузы, а вы должны угадать какое  слово я пропустила.

Если мама заболела, не волнуйся и не плач.
Набери «03» скорее, и приедет к маме…….. (врач).
Если что-нибудь случится, помощь скорая примчится.

Сам не справишься с пожаром, этот труд не для детей.
Не теряя время даром, «01» звони скорей.
Набирай умело, чтоб не всё …….(сгорело)!

Если вор к тебе крадётся, или дядя в двери бьётся,
А подозрительный бандит во дворе твоём сидит,
Не стесняйся, не робей, набирай …...(«02») скорей.

-Молодцы ребята, справились с заданием.

Скажите, какие вы знаете правила поведения в общественном транспорте?

1. Ожидая транспорт на остановке, не выходить на проезжую часть - можно попасть под колёса.

2. При входе в автобус не торопиться и не толкать всех локтями.

3. Уступать место родителям с маленькими детьми, пожилым людям, инвалидам.

4. Не сорить.

5. Не останавливаться  у входа (если не выходишь на следующей остановке, а пройти в середину салона.

6. Не кричать, не следует громко смеяться, обсуждать свои проблемы, спорить во всеуслышание с друзьями, чтобы не мешать окружающим.

7. Не отвлекать водителя – может произойти авария.

8. Не есть мороженое, можно кого-нибудь испачкать. Лучше ничего не есть – прикусишь язык или уронишь на свою одежду.

9. Нельзя рисовать, писать на обивке сидений, резать их. Пассажирам неприятно ехать в таком транспорте, сидения будут испорчены.

- Молодцы ребята. Мы вспомнили правила поведения в общественном транспорте.  Я надеюсь, вы всегда будете выполнять эти правила.

Подведение итогов НОД

- Что нового мы сегодня с вами узнали?

- Что вам понравилось больше всего?

 – Как вы думаете, где вам могут пригодиться полученные сегодня знания?

Поощрение детей за работу.