Конспект занятия учителя- логопеда по лексике- грамматике в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема «Транспорт».
Цель:
Расширение словаря существительных, прилагательных , глаголов по теме.
Задачи:
1.Упражнять в образовании приставочных глаголов ,относительных прилагательных
2.Закрепить знания детей о транспорте: виды, названия
3.Закрепить знания о профессиях людей управляющих различными видами транспорта.
4.Развивать связную речь.
5.Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.
6.Воспитывать усидчивость, уважение к людям, работающим на транспорте.
7.Закреплять правила поведения в общественных местах на улице, в автобусе.
Оборудование: набор картинок различных видов транспорта и людей разных профессий, работающих на нём (шофёр, водитель, лётчик, машинист, велосипедист, мотоциклист, капитан). Цветная бумага, клей, кисти.
Предварительная работа: Экскурсия в пожарную часть, знакомство с пожарной машиной. Чтение книг: Н.Носов «Автомобиль». Чтение рассказа «Колесо».
НОД по темам: «Наземный транспорт», «Воздушный транспорт», «Водный транспорт».
Ход НОД.
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята!
Сейчас мы с вами поздороваемся и порадуемся нашей новой встрече.
Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга.
Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.
Мы все дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Никого не обижаем.
Как заботиться – мы знаем.
Пусть всем будет хорошо
Будет радостно, светло!
Молодцы! Послушайте загадку, которую я приготовила для вас.
На такси и самосвале,
На пожарной и на скорой,
Вы, конечно же, узнали,
Трудятся весь день (Шофёры).
-Молодцы ребята! Отлично разгадываете загадки! Вы догадались, о чём сегодня мы с вами поговорим? Сегодня мы с вами поговорим о транспорте и о людях, которые на нём работают.
2. Основная часть.
-Как можно ещё назвать шофёра? (водитель)
-Каким должен быть шофёр? ( добросовестным, трудолюбивым, вежливым, ответственным, смелым, зорким, знать правила дорожного движения).
Игра «Путаница» ( силуэтное изображение транспорта)
-Какие виды транспорта вы знаете? (Воздушный, наземный, подземный, подводный, водный).
-Какой вы знаете воздушный транспорт? ( Самолёт, вертолёт, воздушный шар).
-Почему он воздушный? (Потому - что летает в воздухе).
-Какой вы знаете наземный транспорт? (Машина, автобус, поезд, мотоцикл).
-Почему он наземный? (Потому что ездит по земле).
-Какой вы знаете подземный транспорт? (Поезд).
-Почему он подземный? (Потому что ездит под землёй).
-Какой вы знаете подводный транспорт? (подводная лодка).
-Почему он подводный? (Потому что плавает под водой).
-Молодцы! Отлично!
А теперь поиграем в игру «Назови профессию» с с показом картинок
-Кто водит автобус, автомобиль? (внимательный шофёр).
-Кто летает на самолёте? (смелый лётчик).
-Кто управляет поездом? (зоркий машинист).
-Кто управляет кораблём? (капитан)
-Кто ездит на мотоцикле? (мотоциклист).
-Кто ездит на велосипеде? (велосипедист).
-Кто летает на вертолёте? (лётчик).
-Молодцы!
-Отгадайте загадку:
Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трехглазое
На одной ноге
Чтоб помочь тебе ,дружок
Путь пройти опасный
День и ночь горят огни-
Зеленый, желтый, красный.( Светофор)
Подвижная игра «Светофор»
Действия детей по сигналу логопеда:
Зеленый кружок- шагают
Красный кружок едут на машине
Желтый кружок -стоят.
Изучение нового материала: Образование приставочных глаголов.
Игра «Вождение»
На мольберте стоит панорама дороги логопед производит действия с контурным изображением грузовика
Из гаража грузовик …..(выехал)
По дороге осторожно…( поехал)
Грузовик на асфальт …(выехал)
Грузовик через мост…( переехал)
Большую лужу …(объехал)
По круговой дороге …(проехал)
И опять к гаражу… (подъехал)
Игра «Передай мяч» составление рассказа о транспорте.
Теперь мы с вами постараемся составить рассказ о транспорте.
Начну я, и по очереди вы будете составлять предложения подходящие по смыслу. Чтобы не запутаться когда чья очередь, мы будем передавать друг другу мяч.
–Жила – была машина – она была синего цвета – она жила в гараже – каждый день ездила – она отвозила папу и маму на работу – потом ждала их после работы – она скучала и мёрзла на морозе – и очень радовалась, когда папа с мамой снова в неё садились – машина везла их домой и спала в своём гараже.
- Молодцы! Я записала наш рассказ. И теперь я предлагаю сделать картинки к нашему рассказу.
Физкультминутка. «Паровоз».
Паровоз кричит – ду - ду - ду
Я иду, иду, иду.
(дети идут друг за другом,
вращая согнутыми в локтях руками сбоку)
А колёса говорят – так, так, так!
(дети идут топающим шагом).
Игра «Чего не хватает»
Посмотрите на картинку и скажите какой части не хватает у машины, у самолета, парохода, паровоза .
Ребята, сейчас я буду читать вам стихи, буду делать паузы, а вы должны угадать какое слово я пропустила.
Если мама заболела, не волнуйся и не
плач.
Набери «03» скорее, и приедет к маме…….. (врач).
Если что-нибудь случится, помощь скорая примчится.
Сам не справишься с пожаром, этот труд не
для детей.
Не теряя время даром, «01» звони скорей.
Набирай умело, чтоб не всё …….(сгорело)!
Если вор к тебе крадётся, или дядя в
двери бьётся,
А подозрительный бандит во дворе твоём сидит,
Не стесняйся, не робей, набирай …...(«02») скорей.
-Молодцы ребята, справились с заданием.
Скажите, какие вы знаете правила поведения в общественном транспорте?
1. Ожидая транспорт на остановке, не выходить на проезжую часть - можно попасть под колёса.
2. При входе в автобус не торопиться и не толкать всех локтями.
3. Уступать место родителям с маленькими детьми, пожилым людям, инвалидам.
4. Не сорить.
5. Не останавливаться у входа (если не выходишь на следующей остановке, а пройти в середину салона.
6. Не кричать, не следует громко смеяться, обсуждать свои проблемы, спорить во всеуслышание с друзьями, чтобы не мешать окружающим.
7. Не отвлекать водителя – может произойти авария.
8. Не есть мороженое, можно кого-нибудь испачкать. Лучше ничего не есть – прикусишь язык или уронишь на свою одежду.
9. Нельзя рисовать, писать на обивке сидений, резать их. Пассажирам неприятно ехать в таком транспорте, сидения будут испорчены.
- Молодцы ребята. Мы вспомнили правила поведения в общественном транспорте. Я надеюсь, вы всегда будете выполнять эти правила.
Подведение итогов НОД
- Что нового мы сегодня с вами узнали?
- Что вам понравилось больше всего?
– Как вы думаете, где вам могут пригодиться полученные сегодня знания?
Поощрение детей за работу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.