Конспект факультативного занятия по математике в 1 классе на тему "Как люди научились считать"
Оценка 5

Конспект факультативного занятия по математике в 1 классе на тему "Как люди научились считать"

Оценка 5
Занимательные материалы
doc
математика
1 кл
13.02.2018
Конспект факультативного занятия по математике в 1 классе на тему "Как люди научились считать"
Конспект факультативного занятия по математике на тему "Как люди научились считать" можно применить на уроках математики в начальной школе. Он содержит занимательный материал. Дети играя, узнают как люди научились считать. познакомились с числами Древнего Вавилона и Руси. Материал очень интересен и познавателен.План - конспект факультативного занятия по математике в 1 классе на тему "Как люди научились считать"
фак мат.doc
Тема:  Цель: Задачи:  Как люди научились записывать цифры  Систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах. 1) Познакомить детей с некоторыми историческими сведениями о различных  системах нумерации. 2) Закрепить навыки счёта в пределах 10. 3) Развивать познавательный интерес, творческие способности  учащихся и интерес к математике.   Оборудование:  компьютер, экран, презентация, листочки с заданиями у каждого ученика. I.  Организационный момент. Ход урока.        1) 2) Долгожданный дан звонок, начинается урок. Проверка рабочего места. Посадка. II. Сообщение темы урока. 1) – Чем мы будем заниматься , вы отгадаете, расшифровав слово. Для этого нужно  решить примеры. (Сл.2) ­ Правильно! Урок математики. Какая тема урока? Ваши предположения. ­ Разгадав кроссворд, узнаете тему сегодняшнего урока. 2) (Сл.3)                       ­ Прочитайте слово по вертикали. Это тема урока.  ­ Что такое цифра? ­ Но мы знаем все цифры. Умеем их писать. Что же мы ещё не знаем о цифрах? ­ Сегодня мы совершим путешествие в историю математики. Узнаем, как люди  научились записывать цифры (Сл.4) III. Основная часть.         1) Сколько вам лет? Сколько лап у кота? Чтобы всё подсчитать, нужно знать цифры.  А как считали древние люди, которые их не знали.           (Сл.5) Давным­давно, многие тысячи лет назад, наши далёкие предки жили  небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьёв,  разыскивая себе пищу. Ловили рыбу, охотились. Одевались в шкуры убитых зверей.  Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди  отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться  простейшими орудиями труда: палкой, камнем или камнем, привязанным к палке. Древние люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счёта. Но  теперь детей учат считать родители и учителя, братья, сёстры. А древним людям не у  кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Земледельцы, охотники, пастухи с помощью глиняных фигурок, камушков,  зарубок вели учёт собранного урожая, добычи, животных в стаде. Перекладывать  камушки и глиняные фигурки с места на место было довольно утомительно. Время  шло. Людям пришлось придумать названия для чисел. (Сл.6) Сначала названия получили только числа «один» и «два». Название для числа  «один» связывалось обычно со словом «солнце», а название для числа «два» ­ с  предметами встречающимися попарно: крыльями, ушами, глазами и т.д.  У некоторых  племен ещё совсем недавно не было других числительных, кроме «один» и «два». А  всё, что шло после двух, называлось «много». Но потом понадобилось называть и другие числа. И тут придумали замечательный выход: числа стали называть, повторяя  несколько раз названия для единиц и двоек. Например, на языке некоторых папуасских племён, живущих на острове Новая Гвинея  в Тихом океане, и сейчас числительное «один» звучит «урапун», «два» ­ «окоза», а  число «три» они называют «окоза – урапун». ­ Назовите число «четыре» по – папуасски.  («окоза – окоза»; «урапун – окоза –  урапун») ­ Назовите число «шесть» по ­ папуасски.  («окоза – окоза – окоза») ­ Попробуйте сказать слово «сто», пользуясь папуасскими названиями «урапун» и  «окоза». Придётся 50 раз повторить слово «окоза». Тут был необходим совершенно  другой подход! Старые методы счёта вытеснил новый – счёт по пальцам. Пальцы были первыми условными знаками для обозначения чисел. Так  родилась идея счёта. Вначале люди всё считали на пальцах. Пальцев 10, поэтому и  счёт шёл на десятки. Дойдя до 10, начинали считать сначала.  Долгое время после того, как появились названия чисел, люди их не записывали, они ещё не умели писать. Для обозначения количества предметов люди пользовались  зарубками на дереве или на кости, узелками на верёвке, рисунками на мягкой глине.  ­ Например, в Древнем Вавилоне числа обозначали значками с помощью заострённых  палочек на глиняных табличках.       (Сл.7,8)         ­ Немало различных способов записи чисел было создано людьми.       (Сл.9,10)                  (Сл.11)   ­ В древней Руси числа обозначали буквами с особым знаком (титло), который писали  над буквой. Первые 9 букв алфавита обозначали единицы, следующие 9 букв –  десятки, а последние 9 букв – сотни. Число 10 тысяч называли словом «тьма».       (Сл.12)        ­ Приходилось ли вам видеть такие часы? Как называются цифры на циферблате? ­ Римляне, похоже, любили прямые линии, потому и сделали свои цифры такими  прямыми и жёсткими. Но в любом случае римские цифры, придуманные 2500 лет  назад, не что иное, как изображение пальцев.  ­ Вспомним римские цифры и состав чисел.        ­ Римская нумерация сравнительно неудобна: записи чисел длинные.  ­ Посмотрите на цифры, которые придумали индусы. (Сл.13,14) (Сл.15) ­ В течение многих столетий, переходя от народа к народу, цифры много раз  изменялись, пока приняли современную форму. Кстати, «нуль» придумали индусы.  Арабы заимствовали у индийцев цифры. Мы в свою очередь узнали их от арабов.  Поэтому цифры, которыми пользуемся, называются арабскими. IV. Заключительная часть. Мы совершили увлекательное путешествие в глубь истории. Узнали как люди научились считать. В конце урока вспомним знакомые и привычные арабские цифры. Прежде чем попадём в сказочную Страну Цифирию, попросим каждую цифру  представиться и сказать, на что она похожа. (Сл.16) Отправляемся в путешествие. Дорога выводит нас к сказочному домику.         (Сл.17) Наконец­то мы сможем отдохнуть. И вдруг у самых дверей раздался загадочный голос:  «Вы сможете зайти, если ответите, на что похожи окружающие вас предметы». Ну что ж, давайте попробуем.     (Сл.18)       В небе парит ласточка (это цифра 3). В реке плавает уточка (2).  (Сл.19)       Пахнет сеном. У снопа лежит серп (5).  (Сл.20)       Вставляем ключ в дверной замочек (6) и открываем дверь. (Сл.21)       Вешаем курточки на сломанный крючок (1). Вкусно пахнет бубликами, да не простыми, а слепленными по два. У печки стоит кочерга (7). А на печке греется кот, у  которого хвост свисает справа налево (9). Поставили у стола перевёрнутый стул (4),  поели бубликов и тронулись в обратный путь.  (Сл.22)       А на уроке математики попробовали всё это написать. ­ Запишите встретившиеся вам цифры. V. Итог.      – Что нового узнали и запомнили на уроке? ­ Назовите живую счётную машинку. (пальцы) ­ Кто придумал арабские цифры? (индусы)

Конспект факультативного занятия по математике в 1 классе на тему "Как люди научились считать"

Конспект факультативного занятия по математике в 1 классе на тему "Как люди научились считать"

Конспект факультативного занятия по математике в 1 классе на тему "Как люди научились считать"

Конспект факультативного занятия по математике в 1 классе на тему "Как люди научились считать"

Конспект факультативного занятия по математике в 1 классе на тему "Как люди научились считать"

Конспект факультативного занятия по математике в 1 классе на тему "Как люди научились считать"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018