Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков и букв Ш - Ж в слогах, словах, предложениях" (2 класс, дефектология)
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков и букв Ш - Ж в слогах, словах, предложениях" (2 класс, дефектология)

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Семинары
doc
дефектология
2 кл
12.08.2018
Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков  и букв Ш - Ж в слогах, словах, предложениях" (2 класс, дефектология)
Конспект составлен для обучающихся второго класса с логопедическим заключением "Нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи". Данная тема по плану логопедической работы проводится на этапе дифференциации оппозиционных звуков. Целью занятия является формирование у учащихся умения дифференцировать согласные звуки и буквы Ж-Ш в слогах, словах и предложениях.Файл содержит конспект фронтального логопедического занятия для обучающихся вторых классов с логопедическим заключение "Нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи". Занятие необходимо проводить в общей системе логопедической работы по дифференциации оппозиционных звуков.
КОНСПЕКТ Ж-Ш.doc
КОНСПЕКТ логопедического занятия в рамках  Недели логопедии в школе. Фронтальное логопедическое     занятие для обучающихся с логопедическим заключением «Нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи», 2 класс. Тема: Дифференциация звуков  и букв Ш ­ Ж в слогах, словах, предложениях. Цель: Формировать умения и навыки дифференциации звуков   и букв Ш ­ Ж в слогах, словах, предложениях.                   Задачи: 1. Образовательные: ­   совершенствовать   и   закреплять   умения   и   навыки   дифференциации   звуков   Ш   и   Ж   в слогах, словах, предложениях.; ­ соотносить звуки Ш и Ж с буквами; ­ совершенствовать навыки сравнительной характеристики звуков и букв Ш и Ж ­ совершенствовать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов; ­ расширять словарный запас обучающихся путем введения новых слов с разъяснением их лексического значения; ­ активизировать словарь по теме «Зима»; ­ формировать навыки построения обучающимися  связного высказывания.   2. Коррекционно–развивающие: ­ способствовать развитию логического мышления и слухового внимания; ­ пополнять словарный запас обучающихся;  ­ способствовать развитию координации речи обучающихся с движением.       3. Воспитательные:  продолжить воспитывать умение работать в коллективе, прививать чувство уважения друг к другу.  Оборудование:   компьютер,   проектор,   экран,   картинки   Звукознайкина,   Словознайкина, тексты   загадок,   текст   стихитворения   «Змея   и   жук»,предметные   картинки,   «беговые дорожки» для дифференциации звуков, карточки слогов с буквами Ш и Ж, карточки с предложениями.                                                             Ход занятия   1. Организационный момент. 1.1 ­ Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Сейчас логопедическое занятие,  и  начинаем мы его с….. девиза:     Звуки чётко произносим, Слушаем внимательно,  Буквы правильно читаем,  Пишем их старательно!   1.2 Развитие временных представлений. ­ Кто мне скажет, какое сегодня число?  Какой сегодня день недели? ­ А какой идёт месяц?   Какое сейчас время года? (Ученики ­ Сейчас время года­ зима). ­ А как вы узнали? По каким признакам? (Ученики ­ На улице холодно, лежит снег, деревья сбросили листву и стоят голые). ­ Назовите мне 1­й месяц зимы, 2­ой, 3­й.  (Ученики ­ Декабрь, январь, февраль). ­ Запишите  сегодняшнее число в тетрадь. 2.  Вводная часть   изображения ­ Ребята, сегодня к нам на занятие пришли человечеки   Звукознайкин   и Словознайкин. (Показ Словознайкина).   3. Определение темы занятия посредством постановки проблемных вопросов логопедом.   ­ Звукознайкин приготовил для вас загадки, угадав которые, вы сможете назвать звуки, с которыми мы будем работать на занятии. Слушаем первую загадку. Звукознайкина     и   Не галстук он, не воротник, А шею обнимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, Когда бывают холода.          (Ученики – Шарф). ­ Какой первый звук  мы слышим и произносим в  этом слове? (Ученики­ В слове шарф первый звук Ш).  ­ Произнесите его три раза и вслушайтесь в его звучание. ­ Слушаем вторую загадку. В золотой клубочек Спрятался дубочек. ­ Трудная загадка? Здесь нам  поможет Словознайкин.(Золотой клубочек – это плод дуба, жёлудь) ­ Какой первый звук в слове «жёлудь» мы слышим и произносим ? (Ученики ­ В слове жёлудь первый звук Ж.. ­ Произнесите и его три раза. ­ Кто догадался, какие звуки мы будем сравнивать? (Ученики ­ Мы будем сравнивать звуки Ш и Ж.) ­   Правильно.   Сегодня   на   занятии   мы   будем   работать   со   звуками   Ш   и   Ж.,   правильно обозначать их на письме.    3. Основная часть занятия. 3.1 Характеристика звуков. ­ Давайте дадим характеристику звукам Ж и Ш. ­ Чем похожи звуки Ш и Ж ? (согласные, всегда твёрдые) ­ Чем отличаются ?       (Ш – глухой, Ж – звонкий). (Рука ребёнка сжата в кулачок. Дети разжимают пальчики, перечисляя  характеристики звуков Ш и  Ж.  Все 5­ть пальчиков.)    Схема характеристики звуков на экране.                                                       слайд № 1 3.2 Загадки от Звукознайкина.  Шелестя, шурша травой,  Проползает шнур живой.  Вот он встал и зашипел,  Подходи, кто очень смел!             (Ученики ­Это змея). ­ Змея шипит : Ш­Ш­Ш. Давайте изобразим руками змею и пошипим. ­ Слушаем следующую  загадку. Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь.                (Ученики ­ Это жук). Жук жужжит : Ж­Ж­Ж. Давайте изобразим руками жука и пожужжим. ­ Ребята, в книгах у Словознайкина я нашла стихотворение, которое называется «Змея и жук». Сейчас я вам его прочитаю.  На пеньке жучок сидел, Сидел и песенки он пел. Жужжал, жужжал и вот упал, И сразу смолк и замолчал. Упал он в яму, что была И широка и глубока, Как ни старался, понял вдруг Не сможет выбраться наш жук. Тогда он стал жужжать, кричать, Лесных зверей на помощь звать, По счастью змейка мимо ползла, Шипела и пела про дружбу она, Услышала вдруг чей­то жалобный крик. Кто же, однако, мог это быть? К яме скорее змея подползла, На дне жука увидала она, В яму хвостик змеи опустился, Жучок наш лапками ухватился. Так помогла жуку змея, Теперь они стали большие друзья. И как соберутся они на лужке, Усядутся рядышком на пеньке,                               Жучок зажужжит Ж­Ж­Ж,                                                                                      Змея зашипит Ш­Ш­Ш                                                                                      О том, как чудесно на свете дружить. ­ Ребята, вам понравилось это стихотворение?    Кто главные герои? (Ученики ­ Змея и жук). ­ Что главного хотел сказать автор этим стихотворением? ­   Дружба,   ребята,   важна   не   только   жуку   и   змее,   но   и   людям,   нам   с   вами.   Давайте возьмемся за руки. Я хочу, чтобы вы всегда были дружные, помогали друг другу. И чтоб дружба наша была крепкая – крепкая.  3.2 Устные и письменные упражнения. ­ Звукознайкин  приготовил вам задания. Постарайтесь  их правильно выполнить. 1).Беговые дорожки. ­ Все вы любите поиграть. Называется игра  «Беговые дорожки» ­ я буду читать слова со звуками Ж и Ш.  Если в слове есть звук Ш –  рисуем коричневый кружочек , если звук Ж – жёлтый. Слова: 1­карандаши, 2­снежок, 3­утюжок,4­ шляпа, 5­флажок, 6­шапка, 7­штаны, 8­дружок, 9­ ошейник,  10­ бережок.  2)Ассоциативные   соотношения   звуков   и   букв   Ш­Ж                 3) Чтение слогов                                                                    4)Составление слов из слогов. ­ Подумайте, как правильно расставить слоги, чтобы получились слова. Соедините слоги из I и II столбика и прочитайте слова:                                                  карточки       слайды   №   2,   №   3 5)Развитие   слухового   внимания   и   памяти,   фонематического   восприятия. ­ Сейчас я вам прочту стихотворение, а вы должны запомнить  похожие слова со звуками ш и ж.                                                     На десятом этаже   Жили буквы "ша" и "же".  То грустили, то смеялись,   То квартирами менялись.  Каждый час,  И вот что,кстати,  Получилось в результате. Две вороны ворожили,  Десять сено ворошили.   Шмель в кустах душистых шарил.  А журавль рыбу жарил. И сороки не тужили,  У реки пожар тушили.    И беседовал с ужами Заяц, хлопая ушами. Вывод. Значение слова поменяется, если заменить одну букву на другую.   Слайд № 4                3.3 Работа над словообразованием.  Игра с мячом. Ученики  выходят к доске и становятся в круг.  ­ Назовите ласково моё слово:   Зима – зимушка, шишка – шишечка, шапка – шапочка, штаны – штанишки, снег – снежочек,  солнце – солнышко.    ­   ЖИ–ШИ   3.4   Упражнение   на   подбор   «зимних   слов»   со   звуками   Ж   и   Ш. ­ Сядет тот, кто назовёт зимнее слово со звуком Ш или звуком Ж.  ( примерные слова: снеЖинка, зимуШка, снеЖок, снеЖный, пороША, лыЖи). 3.5 Составление из букв слов с последующей  записью в тетрадь. ­ Возьмите из коробочки буквы, сложите из них слова. (Должны получиться слова Э­Т­А­Ж­И, М­Ы­Ш­ И,  Ж­И­Р­А­Ф). ­ Молодцы! Слова составили. Прочитайте их.  ­ При написании слов ЭТАЖИ, ЖИРАФ, МЫШИ  какое правило надо всегда помнить? (Ученики   И) (Запись слов в тетради. С каждым словом ученики составляют предложения устно. Одно предложение выбирается и записывается на доске и в тетрадях))            4. Физкультурная минутка  Не боимся мы пороши.                                                    Проложи себе дорогу Ловим снег хлопком в ладоши.                                        Носом – вдох, а выдох – ртом, Руки в стороны, по швам.                                                 Дышим глубже Снега хватит нам и вам!                                                    А потом марш на месте, Мы шагаем по сугробам,                                                   Не спеша. По сугробам крутолобым.                                                  Как погода? Поднимай повыше ногу,                                                     Хороша! буквой всегда   пиши   с 5. Задание по карточкам. ­ Ребята, нужно срочно помочь Словознайкину. Послушайте, что произошло.                          Слова спокойно жили в книжке, Но книжку вдруг прогрызли мышки. И просит вас помочь мальчишка, Чтобы понятной стала книжка. Вам  точки надо все закрыть, ЖИ или ШИ установить. ­ Вам нужно вставить в слова пропущенные слоги ЖИ и ШИ.  Слова: чи..., лу…, кув…н,  ры…й, ладо…, ланды…, ти…на . Проводится взаимопроверка в парах.  6. Звукобуквенный анализ слова «лыжи». Лыжи  – 4б.,4зв.,2согл., 2гл.,2слога. ­ Составим предложение с этим словом, составим на доске схему предложения, запишем под диктовку предложение в тетрадь Какое правило нужно помнить? («Жи – ши» пиши всегда с буквой «и»).          (Предложение «Папа купил сыну новые лыжи.»). 7.  Итог.  ­ С какими звуками мы  работали? Какие они? Чем похожи? Чем отличаются? 8 . Рефлексия.  На доску вывешивается плакатик: – На занятии я…….. ­  После занятия я  постараюсь…… ­  Занятие было ……..  ­  Занятие мне …………

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков и букв Ш - Ж в слогах, словах, предложениях" (2 класс, дефектология)

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков  и букв Ш - Ж в слогах, словах, предложениях" (2 класс, дефектология)

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков и букв Ш - Ж в слогах, словах, предложениях" (2 класс, дефектология)

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков  и букв Ш - Ж в слогах, словах, предложениях" (2 класс, дефектология)

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков и букв Ш - Ж в слогах, словах, предложениях" (2 класс, дефектология)

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков  и букв Ш - Ж в слогах, словах, предложениях" (2 класс, дефектология)

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков и букв Ш - Ж в слогах, словах, предложениях" (2 класс, дефектология)

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков  и букв Ш - Ж в слогах, словах, предложениях" (2 класс, дефектология)

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков и букв Ш - Ж в слогах, словах, предложениях" (2 класс, дефектология)

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков  и букв Ш - Ж в слогах, словах, предложениях" (2 класс, дефектология)
Скачать файл
Приз 200 000 руб.
Свидетельство СМИ.
Плюс 10 документов.