Конспект интегрированного урока литературы – основам православной культуры земли смоленской на тему: «Иконопись» В 8 классе
Оценка 4.9

Конспект интегрированного урока литературы – основам православной культуры земли смоленской на тему: «Иконопись» В 8 классе

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
искусство +2
8 кл
06.02.2019
Конспект интегрированного урока литературы – основам православной культуры земли смоленской на тему: «Иконопись» В 8 классе
Итегрированный урок о древнерусской иконе, о религиозном искусстве, включает работу с понятиями, творческую работу учащихся - сочинения, рисование. Урок знакомит обучающихся с основами иконописи, предоставляет возможность сравнить иконы и светский портрет; продолжает развитие творческих способностей учащихся, способствует анализу, обобщению. На уроке используется музыкальное сопровождение, свечи.
иконопись.docx
МБОУ Дорогобужская СОШ №1 Конспект интегрированного урока  русского языка – основам православной культуры земли смоленской на тему: «Иконопись» В 8 классе                                                                                  и литературы                                                                                Черепина Рашида Рафаэльевна Составила: учитель русского языка 2016 Тема: Иконопись Цели: Познавательный   аспект:  познакомить   учащихся   с   основами   иконописи, сравнить   иконы   и   светский   портрет;   продолжить   развитие   способностей учащихся к анализу обобщению; Развивающий   аспект:  «мозговом штурме» и т.д. Воспитательный   аспект:способствовать   формированию   у   учащихся ценностных ориентаций.   развивать   навык   работы   в   группах,   участие   в Оборудование:  свеча, музыкальное сопровождение (старинные песнопения), краски, альбомные листы, репродукции икон и светских портретов. Ход урока Эпиграф: «Душевный свет, прежде чем родиться  сильным и ясным потоком, должен                                                                   пройти множество преград, человек                                                           должен родиться и возродиться,                                                         сокровенное должно раскрыться,  стать откровением о человеческой душе». А. Платонов. 1. Актуализация знаний.  На экране – картины известных художников, среди них – икона.  Вопрос: – Какая из картин вам    больше всех    нравится? Какая наиболее понятна для вас? Кто выбрал икону? ­   Сталкиваясь   с   художественной   культурой   Древней   Руси,   мы   чаще остаёмся   равнодушными   к   ней   и   предпочитаем   искусство   других классических   эпох.   Потому   что   в   искусстве   других   эпох   нам   многое понятно: и содержание, и формы, а, рассматривая иконы, нам сложно сразу увидеть то, что хотел предать художник (иконописец). Есть мнение, что «икона – больше чем искусство». Давайте попытаемся увидеть и понять красоту древнерусской иконы. 2. Сообщение темы урока, чтение эпиграфа. 1. Учитель предлагает понаблюдать за горящей свечой, слушая древнерусские песнопения (классическую музыку). Звучит стихотворение Б.Пастернака «Зимняя ночь»: Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетелись хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. И всё терялось в снежной мгле, Седой и белой, Свеча горела на столе, Свеча горела. Мело весь месяц в феврале,  То и дело Свеча горела на столе, Свеча горела. У:  Давайте   сформулируем   тему   нашего   разговора.   О   чём   мы   будем говорить? (иконы, душа человека, душевный свет, свет свечи и вера) Задание:  Изобразите свет горящей свечи цветом. Подумайте, в какой цветовой гамме вы можете изобразить свет. Всё необходимое на столах: бумага, краски, кисти, баночки с водой, салфетки. 2. Выставка работ. Все работы вывешиваются на доску. Вопрос учителя: ­   Какие   оттенки   цвета   встречаются   чаще   всего   в   представленных эскизах? (жёлтый, синий, красный – жёлто­золотистая гамма).      3.   Беседа с учащимися. У: ­ Что такое свет с физической точки зрения? (имеет волновую природу, он отражается, преломляется) У:  ­ С чем, с каким объектом ассоциируется свет у всего живого? (солнце, освещает мир, даёт тепло, способствует развитию, росту, процветанию живых организмов) У:  ­   Как   воздействует   свет   на   организм   человека?   (является   источником радости, восхищения, рождает положительные эмоции) Вывод:  Свет   является   источником   жизни   для   всего   живого   на   земле, источником радости, хорошего настроения. 4. Интегрированный момент урока. У: Мы говорили о свете как явлении физическом. Теперь поговорим  с философской точки зрения и поразмышляем о «свете духовном».  Прочтение эпиграфа к уроку. ­ «Душевный свет», «свет души» ­ эти слова постоянно встречаются на уроках литературы. Анализируя произведения, характеризуя героев, мы говорим о духовном мире, свете  души. Что входит в это понятие – «духовный   свет»?   Я   предлагаю   написать   в   тетради   и   на   доске   это словосочетание,   и   мы   будем   дополнять,   раскрывать   данное   понятие, подбирая   ключевые   слова.   Для   этого   вспомним   хотя   бы   последние изученные нами произведения литературы  Произведения:   1)   А.С.Пушкин   «Капитанская   дочка»   (образы   Маши Мироновой, Петра Гринёва) 2) И.С.Тургенев «Ася» (образ Аси) 3)   Л.Н.Толстой   «После   бала»   (образ   Вареньки)   4)   Л.Н.Толстой «Исповедь» (из повести «Детство») Пока идет анализ произведений, учащиеся в тетради «набирают» слова (учитель на доске) Свет духовный Маша Миронова                                                        Ася Простота                                                                 Таинственность Открытость                                                             Страдание Доброта                                                                    Любовь Всепрощение                                                          Боль души Варя                                                                        «Исповедь» Ясная                                                                     чистый Светлая                                                        нравственно переродившийся Легкая                                                                    новый Улыбчивая                                                            верящий Красота  У: ­ Что может принести человеку «духовный свет»? ­ Может ли он влиять на его мировоззрение? Нравственность?  5.  Мини­сочинение­размышление «Духовный свет…» (чтение записей). Учитель делает выводы: ­ Это замечательно, что размышления появились, но вернёмся к теме урока –  «Иконопись», у нас на уроке уже звучали слова «духовный свет». Ещё в это  понятие входит и вера в Бога. На уроках литературы мы изучали и Библию, и  вы, конечно, помните, что Бог создал человека по своему образу и подобию. И вот поэтому люди стремятся быть лучше, нравственно чище. 6.Работа с репродукциями картин. Учитель предлагает рассмотреть репродукции икон и светских  портретов, сравнить изображения. Вместе заполнить таблицу, определяя различия между иконой и портретом. № Сравнительные параметры Икона 1 2 3 4 5 6 7 Наличие источника  освещения Объёмная (светотеневая)  моделировка пространства Цвет как средство  выразительности: ­насыщенность ­ локальность ­ наличие оттенков Пропорции фигуры Пропорции лица Построение пространства по  законам перспективы Обводка изображения по  контуру _ _ ­ + ­ ­ ­ _ + Светский  портрет + + + +и – + + + + _ Справка Локальный цвет – цвет самого предмета, независимо от освещения,  воздушной среды, рефлексов. Выводы: ­ Почему же изображение на иконе так сильно отличается от  изображения на других картинах? Потому что икона – это другой мир, который строится не по тем  законам, по которым строится физический (материальный) мир. Светский портрет – это сама жизнь, её отражение, а икона – это наше  ощущение.Задача живописца и задача иконописца – разные. Живописец изображает внешнее, красоту внутреннего мира.  Изображение икон идёт через символы. 7.Работа с текстом У: Сегодня и учёные, и писатели едины в том, что необходимо больше думать  о духовном, а не о физическом. Духовный план первичен, физический –  вторичен. Нужно изменить сознание – тогда изменится и человек. Предлагаю  послушать о человеке, которого возвели в лик святых. Легенда о Ксении Блаженной Ксения Григорьевна родилась в семье благочестивых родителей дворянского происхождения в первой половине XVIII века и смолоду вышла замуж за придворного певчего, полковника Андрея Федоровича Петрова. Недолгим было ее счастливое замужество: после нескольких лет семейной жизни супруг скоропостижно скончался. Молодая женщина не вынесла такого удара судьбы. В первый же день своего вдовства Ксения переоделась в мундир своего мужа и стала всем говорить, что Андрей Федорович жив и здравствует, а умерла жена его, Ксения Петрова. Вдова раздала все свое имущество бедным, дом завещала хорошей знакомой и стала жить на улице, питаясь, чем Бог пошлет, и обедая иногда у старых знакомых. Родственники и близкие Ксении обращались даже к начальству погибшего супруга, дабы удержать юродивую от раздачи мужниного добра. Начальство же признало Ксению полностью вменяемой и разрешило ей распоряжаться имуществом на свое усмотрение. Где же ночевала Ксения Блаженная? Нашлись любопытные граждане, которые проследили, что Ксения по ночам выходит в чисто поле и стоит там до рассвета коленопреклоненная, молясь Богу. В другие ночи она помогала строителям храма Смоленской иконы Божьей матери, перетаскивая тяжелые кирпичи на рабочие леса. За такое усердие и благочестие и снизошел на Ксению дар провидения, который она использовала, помогая людям. Рассказывают, как она помогла одной знакомой познать радость материнства, приведя ее в то место, где умирала от удара лошадиных копыт молодая женщина, только что родившая младенца. Другой девушке Ксения помогла найти мужа, вдовца, только что похоронившего первую жену. Говорят, что именно Ксения Блаженная предсказала смерть Елизаветы Петровны, Иоанна Антоновича и предел, отпущенный на земле императору Павлу I. За добрые и чудесные дела (помимо вышеперечисленного юродивая Ксения умела исцелять и благословлять) в честь блаженной и назвали часовню, построенную на Смоленском кладбище, где похоронена Ксения. И сегодня просители и страждущие тянутся нескончаемым потоком к часовне Ксении Блаженной, прося у нее помощи в житейских делах и невзгодах. Особенно много среди них женщин, молящих святую исцелить их детей, помочь найти спутника жизни или зачать ребенка. Беременные женщины и их родные просят Ксению Блаженную помочь им в родах и даровать здоровье будущим малышам. Надо лишь горячо помолиться, написать свое желание на бумажке и зажечь свечку в память о святой. Говорят, что многие желания сбываются. 8. Обращаемся к репродукциям икон. - Что же означает в иконописи изображение истончённой телесности? Это означает отрицание биологизма, отрицание тела; хрупкость фигуры и рук говорит о том, что изображён мир духовный, запредельный, не материальный, не земной. И обратите внимание на удивительную величину и выразительность глаз. Духовная жизнь передаётся одними глазами совершенно неподвижного облика, таким образом, символически выражается власть духа над телом. Согласно христианской символике, свет и цвет – это одно и то же, цвет не отделяется от света. Они имеют один источник – солнце. Духовный свет – это и есть солнечный свет, дарующий жизнь. Вывод: Икона есть свет, икона – символ. Через символ изображается мир запредельный, мир труднодоступный для понимания. Наши иконописцы находили в иконе красоту, которая «спасёт мир», и увековечили её в красках. 9. Чтение стихотворения учеником Икона – символ божества, Икона – символ возрожденья, Но дух святого торжества Подарит людям озаренье. Лишь свет свечи у образов Стряхнёт с души покровы ночи, Душа откликнется на зов, Отверзнув очи. Но кратковременен порыв, Свеча потухнет, и глухая Тьма стиснет душу до краёв, И та заплачет, утихая. 10. Домашнее задание. В   качестве   домашнего   задания   учащимся   предлагается   свои размышления о русской православной иконе выразить в виде: ­ стихотворения ­ сочинения­размышления ­стихотворения в прозе ­эскиза­импровизации ­ живописной композиции. 11. Рефлексия. ­ Что нового вы узнали о древнерусской иконе, что открыли для себя? ­ Изменилось ли ваше отношение к русскому религиозному искусству, стал ли понятен язык, на котором оно говорит? ­ Что понравилось на уроке? ­ О чём урок заставил поразмышлять? ­ Что объединяет уроки литературы и истории православной культуры? Что общего? Приложение Стихи, написанные учащимися 8 А класса после интегрированного урока «Иконопись» Икона – это не портрет, В ней кроется духовный свет. Икону чтили с давних лет, И люди, стоя на коленях, Глядят в священный лик, Порой прося благословенья, Порой надежды и прощенья. Уста с мольбою замирают, Стоишь тихонько, чуть дыша, И веря в чудо той иконы, Наполнится светом душа.                                                 Шек Ольга Когда смотрю я на свечу, В душе я чувствую покой И горе позабыть хочу, Весь мир наполнить добротой.                                              Баньковская Кристина Я верю, что чудо случится, Сомнению места нет, От лика святого сочится На меня благодатный свет. Я стать обещаю лучше, Правдивее и добрей; Святая икона учит Быть светлыми всех людей.                                                Гребенькова Мария

Конспект интегрированного урока литературы – основам православной культуры земли смоленской на тему: «Иконопись» В 8 классе

Конспект интегрированного урока литературы – основам православной культуры земли смоленской на тему: «Иконопись» В 8 классе

Конспект интегрированного урока литературы – основам православной культуры земли смоленской на тему: «Иконопись» В 8 классе

Конспект интегрированного урока литературы – основам православной культуры земли смоленской на тему: «Иконопись» В 8 классе

Конспект интегрированного урока литературы – основам православной культуры земли смоленской на тему: «Иконопись» В 8 классе

Конспект интегрированного урока литературы – основам православной культуры земли смоленской на тему: «Иконопись» В 8 классе

Конспект интегрированного урока литературы – основам православной культуры земли смоленской на тему: «Иконопись» В 8 классе

Конспект интегрированного урока литературы – основам православной культуры земли смоленской на тему: «Иконопись» В 8 классе

Конспект интегрированного урока литературы – основам православной культуры земли смоленской на тему: «Иконопись» В 8 классе

Конспект интегрированного урока литературы – основам православной культуры земли смоленской на тему: «Иконопись» В 8 классе

Конспект интегрированного урока литературы – основам православной культуры земли смоленской на тему: «Иконопись» В 8 классе

Конспект интегрированного урока литературы – основам православной культуры земли смоленской на тему: «Иконопись» В 8 классе

Конспект интегрированного урока литературы – основам православной культуры земли смоленской на тему: «Иконопись» В 8 классе

Конспект интегрированного урока литературы – основам православной культуры земли смоленской на тему: «Иконопись» В 8 классе

Конспект интегрированного урока литературы – основам православной культуры земли смоленской на тему: «Иконопись» В 8 классе

Конспект интегрированного урока литературы – основам православной культуры земли смоленской на тему: «Иконопись» В 8 классе

Конспект интегрированного урока литературы – основам православной культуры земли смоленской на тему: «Иконопись» В 8 классе

Конспект интегрированного урока литературы – основам православной культуры земли смоленской на тему: «Иконопись» В 8 классе

Конспект интегрированного урока литературы – основам православной культуры земли смоленской на тему: «Иконопись» В 8 классе

Конспект интегрированного урока литературы – основам православной культуры земли смоленской на тему: «Иконопись» В 8 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2019