Конспект интегрированного урока литературы и истории "Исторические лица в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс
Оценка 4.7

Конспект интегрированного урока литературы и истории "Исторические лица в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
история +1
8 кл
26.02.2017
Конспект интегрированного урока литературы и истории "Исторические лица в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс
Материал представляет собой разработку интегрированного урока литературы и истории по теме "Исторические лица в художественном произведении. По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» для обучающихся с ОВЗ (нарушением опорно- двигательногоаппарата).По УМК по литературе под редакцией В.И.Коровина.Цеью урока является:Показать связь истории и литературы на примере повести “Капитанская дочка”.Рассмотреть, проанализировать образы исторических личностей в литературном произведенииКонспект урока
Конспект интегрированного урока литература.doc
Конспект интегрированного урока  литературы и истории,  проведенного в 8 «А» классе коррекционной школы­ интерната для обучающихся с  нарушением опорно­ двигательного аппарата,  учителем литературы Смирновой Т.Ю. и учителем истории Коровченко Е.А. Тема. Исторические лица в художественном  произведении. По повести А.С.Пушкина  «Капитанская дочка» Цели: 1. 2. Показать связь истории и литературы на примере повести “Капитанская дочка”. Рассмотреть, проанализировать образы исторических личностей в литературном  3. 4. 5. 6. произведении.  Рассмотреть Екатерину II, Е.Пугачева и его приближенных (Белобородов и  Хлопуша),  как исторические фигуры и как литературных героев. Развивать навыки анализа литературного героя. Развивать навыки выступления речь. Воспитывать интерес учащихся к эпохе 18 века, к личности Пугачёва, воспитывать  нравственные качества. Оборудование: учебники, иллюстрации Герасимова  “Пугачёв в окружении соратников”,  портреты Пугачева и Екатерины (работы учащейся 8 класса),таблички с ключевыми  словами характеристики героев,  История: карта, хронологическая таблица. Эпиграф урока:                                  В «Капитанской дочке» всё не только самая правда,                                                                     но ещё как бы лучше ее.                                                                                                                         Н.В. Гоголь Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя. – Мы завершаем работу по изучению такого масштабного и последнего произведения   Пушкина «Капитанская дочка», работа над которым была закончена19 октября 1836 года. Тема нашего урока –  (записана на доске). ­ Прочитайте эпиграф­ слова Н.В.Гоголя о повести Пушкина. Как вы понимаете их? ­Да, речь идет о правдивом изложении, а также об историзме в повести «Капитанская  дочка» III. Основное содержание урока. 3.Историческое время в повести. Эпоха Екатерины Второй. Историческая справка. ­ Сейчас с помощью Елены Анатольевны мы перенесемся в 18 век.в век «Золотой  Екатерины». Наша задача – постараться найти ответ на вопрос почему стало возможным  1 восстание , принявшее размах крестьянской войны под предводительством Емельяна  Пугачева.    СЛОВО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ. ­Какой вам представляется императрица? (заинтересованной в совершенствовании  государственной власти, желающей добра России,…) ­ Какие действия (или бездействия ) императрицы привели к восстанию крестьян?  Заставили организовать бунт? (Пушкин глубоко и исторически верно раскрыл причины, ход и характер крестьянских  восстаний, неоднократно вспыхивавших в Поволжье и на юге Урала и приведших к  крестьянской войне 1773­ 1775 годов.  Причину этих восстаний автор справедливо видит в  крепостном гнете, жестокостях и самовластии правителей края и в политике царского  правительства в отношении нерусских народностей юга Урала. ) 4.Историчесая справка о Емельяне Пугачёве. ­ Вы работали дома с дополнительными источниками информации. В частности с  ресурсами Интернета. На сайте tabularium.narod.ru («Личнось в истории»). Настя К.  сейчас даст краткую биографическую справку о личности Пугачева.  5.Словарная лексическая работа. ­ Обратимся к толковому словарю. Выясним  лексическое значение слова  1. Приспешник­устар. помощник, прислужник, служитель ◆ Тогда Робин Гуд сорвал с , ◆ Затем в одной  него облачение и надел его на своего верного присп шника палатке владыка с иеромонахом стали молиться богу, а в другой — кел йная  прислуга и присп шники  начали готовить ужин. Н.      С.      Лесков, ее ее ее 2. неодобр. помощник в каких­либо неблаговидных, предосудительных делах ◆ Но, в  конечном счете, властям и их присп шникам ответственность за гибель Цветаевой на её близких и на неё самое.   не удалось возложить  ее Синонимы   помощник, пособник ,соучастник,  6. Хлопуша и Белобородов­ приспешники Пугачева. ­ Каких реальных исторических персонажей , приспешников Пугачева изображает  Пушкин ? (Историческую. Биографическую справку дают  Хлопуша Анна Лунгу Белобородов –Иван ) Найдем описание этих героев в повести СТР….. Что из реальных фактов попало в повесть? Работа  с презентацией. Физминутка. 7.Художественный образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ 2 ­Образ Пугачева  в художественном произведении Пушкина  не тождествен своему  историческому прототипу.  ( Как вы хорошо помните, Пушкин пробует себя и в качестве историка, собирая  материалы и издав исторический труд  «История пугачевского бунта») Это сложное переплетение, сплав исторических, реально­ бытовых, символических и  фольклорных элементов, это образ­ символ , развертывающийся, как и любой  символический образ  в нескольких плоскостях.  Пугачев­ персонаж романа, участник сюжетного действия. Он увиден глазами Гринева.  Как персонаж он появляется только тогда, когда его жизнь пересекается с жизнью  мемуариста.  ( чтение эпизода ……из главы «Вожатый».СТР,.................) Несмотря на всю реалистичность Пугачев резко отличается от других героев. С его  появлением  в романе возникает тревожная, загадочная атмосфера. В главе «Вожатый», и  во время бунта перед нами внешность человека, которого выразительна, но обманчива.  Внутреннее скрытое кажется в нем значительнее и таинственнее того, что доступно взгляду Гринева. Человеческий облик Пугачева сложен и противоречив.  В нем уживается Жесткость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и готовность ему помочь. Пугачев может грозно хмуриться, напускать на себя «важный вид» и  улыбаться, добродушно подмигивать.   ­ Какую деталь  в описании портрета Пугачева читатель постоянно встречает на страницах повести? (Глаза) ­ В романе постоянно говорится о глазах Пугачева. Эта деталь необходима для создания  динамического портрета. Пугачев непредсказуем, это человек­ стихия. Важнейший принцип создания образа Пугачева­ превращение, метаморфозы. Он постоянно  пере воплощается, как бы ускользая от однозначных определений. Двойственно его положение как человека­ «оборотня»: ­ В чем это проявляется? ­..он: казак­ человек, имеющий подлинное имя, и самозванец, присвоивший чужое имя  императора Петра 3 (имя для Пугачева­ основной атрибут власти). В сюжете романа из бродяги он превращается в «государя­ императора» В нем проступают то черты плутоватого казака, то мудрость народного вождя и  полководца. В некоторых эпизодах (Главы. «Незваный гость»,  «Мятежная слобода», «Сирота») Превращения следуют одно за другим: властный и грозный «государь» оборачивается  искренним и милосердным спасителем «его благородия» и «красной девицы»;  нетерпеливый и скорый на расправу человек – рассудительным и примиряющим  («Мятежная слобода»).   Пугачев говорит о вариантах развития своей судьбы:  о походе на Москву ( «Дай срок, то ли еще будет, как пойду на Москву»), о возможном триумфе (« Авось и удастся !Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над  Москвою!») Довольный своими военными  победами, он предполагает даже потягаться с   самим прусским королем Фридрихом. Но ни один из этих вариантов не осуществился. Пугачев ­ фигура трагическая. В жизни ему тесно так же , как в детском заячьем  тулупчике, подаренном Гриневым. («Улица моя тесна,; воли мне мало») Власть его кажется безграничной, но он осознает трагизм своей судьбы­ это подчеркнуто и  в любимой песне ( «Не шуми, мати зеленая дубровушка…»),  в рассказанной им калмыцкой сказке.И как и всякий трагический георой, Пугачев предстоит в героическом ореоле.  Милуя своих противников,он гордо отвергает совет Гринёва­«прибегнуть к милосердию  3 государыни».Им движет не чувство непомерной вины,а уверенность в несокрушимой  правоте. Он хозяин своей судьбы и не может принять то,что щедро даёт другим людям.  Милосердие для него ­унизительная милостыня.       8.    Вывод:           Пугачёв одновременно реален и фантастичен, недоступен для понимания. Он­ звено,  соединившее обыкновенного человека Гринёва с миром таинственного и загадочного:с  судьбой и историей. Образ Пугачёва­ центральный образ романа, хотя Пугачёв и не является главным  действующим лицом. Все композиционные и смысловые параллели романа связаны именно  с фигурой Пугачева. “В моей “Капитанской дочке” не было капитанской дочки, до того не было, что и сейчас я  произношу название механически, как бы в одно слово, без всякого капитана и без всякой  дочки. Говорю: “Капитанская дочка”,а думаю : “Пугачёв”, –  так Пушкина прочитала  Марина Цветаева, известная русская поэтесса. – Задумывались ли вы над тем, какова его роль в романе? В истории России? 9. Образ Екатерины Второй в повести «Капитанская дочка» ­Мы начали наш урок с обзора Екатерининской эпохи. Каков же образ этой монархини,  императрицы создал Пушкин в своем художественном произведении. Известно, что Пушкин достаточно резко высказывался об этой исторической личности. Каким образом мы переносимся из Оренбургских степей в столичный Петербург, Царское  село? (Героиня Маша Миронова решается ехать к императрице, чтобы просить освобождение из­ под ореста  своего возлюбленного Петра Андреевича Гринёва.) На предыдущем уроке мы знакомились с эпизодом встречи Маши с царицей. Самостоятельно составленный Машей план действий требовал и энергии и смелости. Какой мы видим императрицу? (Простой. «домашней», сочувствующей. ) 10. Возвратимся к центральному историческому персонажу­ Пугачеву. Как закончил свои дни Пугачев? Вот как описывает это Пушкин­ историк в «Истории Пугачева» (Чтение фрагмента учителем) (Просмотр эпизода из кинофильма «Русский бунт») IV. Итог урока.  Оценки. Давайте, подводя итог урока, ответим на вопрос. Какова роль истории в повести.  Действительно ли Пушкину, как заметил Н.В.Гоголь, удалось сделать ее «живой»?                             (учащиеся читают заготовки) V. Домашнее задание . Сочинение по роману «Капитанская дочка»   Тему и план сочинения вы получаете. 4

Конспект интегрированного урока литературы и истории "Исторические лица в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс

Конспект интегрированного урока литературы и истории "Исторические лица в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс

Конспект интегрированного урока литературы и истории "Исторические лица в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс

Конспект интегрированного урока литературы и истории "Исторические лица в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс

Конспект интегрированного урока литературы и истории "Исторические лица в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс

Конспект интегрированного урока литературы и истории "Исторические лица в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс

Конспект интегрированного урока литературы и истории "Исторические лица в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс

Конспект интегрированного урока литературы и истории "Исторические лица в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2017