Конспект интегрированного урока литературы и истории "Исторические лица в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
история +1
8 кл
26.02.2017
Материал представляет собой разработку интегрированного урока литературы и истории по теме "Исторические лица в художественном произведении. По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» для обучающихся с ОВЗ (нарушением опорно- двигательногоаппарата).По УМК по литературе под редакцией В.И.Коровина.Цеью урока является:Показать связь истории и литературы на примере повести “Капитанская дочка”.Рассмотреть, проанализировать образы исторических личностей в литературном произведенииКонспект урока
Конспект интегрированного урока литература.doc
Конспект интегрированного урока литературы и истории,
проведенного в 8 «А» классе коррекционной школы интерната для обучающихся с
нарушением опорно двигательного аппарата,
учителем литературы Смирновой Т.Ю. и учителем истории Коровченко Е.А.
Тема. Исторические лица в художественном произведении. По повести А.С.Пушкина
«Капитанская дочка»
Цели:
1.
2.
Показать связь истории и литературы на примере повести “Капитанская дочка”.
Рассмотреть, проанализировать образы исторических личностей в литературном
3.
4.
5.
6.
произведении.
Рассмотреть Екатерину II, Е.Пугачева и его приближенных (Белобородов и
Хлопуша), как исторические фигуры и как литературных героев.
Развивать навыки анализа литературного героя.
Развивать навыки выступления речь.
Воспитывать интерес учащихся к эпохе 18 века, к личности Пугачёва, воспитывать
нравственные качества.
Оборудование: учебники, иллюстрации Герасимова “Пугачёв в окружении соратников”,
портреты Пугачева и Екатерины (работы учащейся 8 класса),таблички с ключевыми
словами характеристики героев,
История: карта, хронологическая таблица.
Эпиграф урока: В «Капитанской дочке» всё не только самая правда,
но ещё как бы лучше ее.
Н.В. Гоголь
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
– Мы завершаем работу по изучению такого масштабного и последнего произведения
Пушкина «Капитанская дочка», работа над которым была закончена19 октября 1836 года.
Тема нашего урока – (записана на доске).
Прочитайте эпиграф слова Н.В.Гоголя о повести Пушкина. Как вы понимаете их?
Да, речь идет о правдивом изложении, а также об историзме в повести «Капитанская
дочка»
III. Основное содержание урока.
3.Историческое время в повести. Эпоха Екатерины Второй. Историческая справка.
Сейчас с помощью Елены Анатольевны мы перенесемся в 18 век.в век «Золотой
Екатерины». Наша задача – постараться найти ответ на вопрос почему стало возможным
1 восстание , принявшее размах крестьянской войны под предводительством Емельяна
Пугачева.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ.
Какой вам представляется императрица? (заинтересованной в совершенствовании
государственной власти, желающей добра России,…)
Какие действия (или бездействия ) императрицы привели к восстанию крестьян?
Заставили организовать бунт?
(Пушкин глубоко и исторически верно раскрыл причины, ход и характер крестьянских
восстаний, неоднократно вспыхивавших в Поволжье и на юге Урала и приведших к
крестьянской войне 1773 1775 годов. Причину этих восстаний автор справедливо видит в
крепостном гнете, жестокостях и самовластии правителей края и в политике царского
правительства в отношении нерусских народностей юга Урала. )
4.Историчесая справка о Емельяне Пугачёве.
Вы работали дома с дополнительными источниками информации. В частности с
ресурсами Интернета. На сайте tabularium.narod.ru («Личнось в истории»). Настя К.
сейчас даст краткую биографическую справку о личности Пугачева.
5.Словарная лексическая работа.
Обратимся к толковому словарю. Выясним лексическое значение слова
1. Приспешникустар. помощник, прислужник, служитель ◆ Тогда Робин Гуд сорвал с
, ◆ Затем в одной
него облачение и надел его на своего верного присп шника
палатке владыка с иеромонахом стали молиться богу, а в другой — кел йная
прислуга и присп шники
начали готовить ужин. Н. С. Лесков,
ее
ее
ее
2. неодобр. помощник в какихлибо неблаговидных, предосудительных делах ◆ Но, в
конечном счете, властям и их присп шникам
ответственность за гибель Цветаевой на её близких и на неё самое.
не удалось возложить
ее
Синонимы помощник, пособник ,соучастник,
6. Хлопуша и Белобородов приспешники Пугачева.
Каких реальных исторических персонажей , приспешников Пугачева изображает
Пушкин ?
(Историческую. Биографическую справку дают
Хлопуша Анна Лунгу
Белобородов –Иван ) Найдем описание этих героев в повести СТР…..
Что из реальных фактов попало в повесть?
Работа с презентацией.
Физминутка.
7.Художественный образ Пугачева в повести «Капитанская дочка»
СЛОВО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ
2 Образ Пугачева в художественном произведении Пушкина не тождествен своему
историческому прототипу.
( Как вы хорошо помните, Пушкин пробует себя и в качестве историка, собирая
материалы и издав исторический труд «История пугачевского бунта»)
Это сложное переплетение, сплав исторических, реально бытовых, символических и
фольклорных элементов, это образ символ , развертывающийся, как и любой
символический образ в нескольких плоскостях.
Пугачев персонаж романа, участник сюжетного действия. Он увиден глазами Гринева.
Как персонаж он появляется только тогда, когда его жизнь пересекается с жизнью
мемуариста.
( чтение эпизода ……из главы «Вожатый».СТР,.................)
Несмотря на всю реалистичность Пугачев резко отличается от других героев. С его
появлением в романе возникает тревожная, загадочная атмосфера. В главе «Вожатый», и
во время бунта перед нами внешность человека, которого выразительна, но обманчива.
Внутреннее скрытое кажется в нем значительнее и таинственнее того, что доступно взгляду
Гринева. Человеческий облик Пугачева сложен и противоречив.
В нем уживается
Жесткость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и готовность
ему помочь. Пугачев может грозно хмуриться, напускать на себя «важный вид» и
улыбаться, добродушно подмигивать.
Какую деталь в описании портрета Пугачева читатель постоянно встречает на страницах
повести? (Глаза)
В романе постоянно говорится о глазах Пугачева. Эта деталь необходима для создания
динамического портрета. Пугачев непредсказуем, это человек стихия.
Важнейший принцип создания образа Пугачева превращение, метаморфозы. Он постоянно
пере воплощается, как бы ускользая от однозначных определений.
Двойственно его положение как человека «оборотня»:
В чем это проявляется?
..он: казак человек, имеющий подлинное имя, и самозванец, присвоивший чужое имя
императора Петра 3 (имя для Пугачева основной атрибут власти).
В сюжете романа из бродяги он превращается в «государя императора»
В нем проступают то черты плутоватого казака, то мудрость народного вождя и
полководца.
В некоторых эпизодах (Главы. «Незваный гость», «Мятежная слобода», «Сирота»)
Превращения следуют одно за другим: властный и грозный «государь» оборачивается
искренним и милосердным спасителем «его благородия» и «красной девицы»;
нетерпеливый и скорый на расправу человек – рассудительным и примиряющим
(«Мятежная слобода»).
Пугачев говорит о вариантах развития своей судьбы:
о походе на Москву ( «Дай срок, то ли еще будет, как пойду на Москву»),
о возможном триумфе (« Авось и удастся !Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над
Москвою!») Довольный своими военными победами, он предполагает даже потягаться с
самим прусским королем Фридрихом. Но ни один из этих вариантов не осуществился.
Пугачев фигура трагическая. В жизни ему тесно так же , как в детском заячьем
тулупчике, подаренном Гриневым. («Улица моя тесна,; воли мне мало»)
Власть его кажется безграничной, но он осознает трагизм своей судьбы это подчеркнуто и
в любимой песне ( «Не шуми, мати зеленая дубровушка…»), в рассказанной им калмыцкой
сказке.И как и всякий трагический георой, Пугачев предстоит в героическом ореоле.
Милуя своих противников,он гордо отвергает совет Гринёва«прибегнуть к милосердию
3 государыни».Им движет не чувство непомерной вины,а уверенность в несокрушимой
правоте. Он хозяин своей судьбы и не может принять то,что щедро даёт другим людям.
Милосердие для него унизительная милостыня.
8. Вывод:
Пугачёв одновременно реален и фантастичен, недоступен для понимания. Он звено,
соединившее обыкновенного человека Гринёва с миром таинственного и загадочного:с
судьбой и историей.
Образ Пугачёва центральный образ романа, хотя Пугачёв и не является главным
действующим лицом. Все композиционные и смысловые параллели романа связаны именно
с фигурой Пугачева.
“В моей “Капитанской дочке” не было капитанской дочки, до того не было, что и сейчас я
произношу название механически, как бы в одно слово, без всякого капитана и без всякой
дочки. Говорю: “Капитанская дочка”,а думаю : “Пугачёв”, – так Пушкина прочитала
Марина Цветаева, известная русская поэтесса.
– Задумывались ли вы над тем, какова его роль в романе? В истории России?
9. Образ Екатерины Второй в повести «Капитанская дочка»
Мы начали наш урок с обзора Екатерининской эпохи. Каков же образ этой монархини,
императрицы создал Пушкин в своем художественном произведении.
Известно, что Пушкин достаточно резко высказывался об этой исторической личности.
Каким образом мы переносимся из Оренбургских степей в столичный Петербург, Царское
село?
(Героиня Маша Миронова решается ехать к императрице, чтобы просить освобождение из
под ореста своего возлюбленного Петра Андреевича Гринёва.)
На предыдущем уроке мы знакомились с эпизодом встречи Маши с царицей.
Самостоятельно составленный Машей план действий требовал и энергии и смелости.
Какой мы видим императрицу? (Простой. «домашней», сочувствующей. )
10. Возвратимся к центральному историческому персонажу Пугачеву.
Как закончил свои дни Пугачев?
Вот как описывает это Пушкин историк в «Истории Пугачева»
(Чтение фрагмента учителем)
(Просмотр эпизода из кинофильма «Русский бунт»)
IV. Итог урока. Оценки.
Давайте, подводя итог урока, ответим на вопрос. Какова роль истории в повести.
Действительно ли Пушкину, как заметил Н.В.Гоголь, удалось сделать ее «живой»?
(учащиеся читают заготовки)
V. Домашнее задание .
Сочинение по роману «Капитанская дочка»
Тему и план сочинения вы получаете.
4
Конспект интегрированного урока литературы и истории "Исторические лица в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс
Конспект интегрированного урока литературы и истории "Исторические лица в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс
Конспект интегрированного урока литературы и истории "Исторические лица в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс
Конспект интегрированного урока литературы и истории "Исторические лица в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.