Конспект интегрированного урока «Песни и стихи, опаленные войной» (музыка и литература)
Оценка 4.6

Конспект интегрированного урока «Песни и стихи, опаленные войной» (музыка и литература)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
29.04.2017
Конспект интегрированного урока   «Песни и стихи, опаленные войной»  (музыка и литература)
Конспект открытого интегрированного урока (музыка и литература) «Песни и стихи, опаленные войной» в рамках районного семинара учителей художественно-эстетического воспитания, 21.04.2017 год Цели урока: Познакомить учащихся с произведениями искусства, созданными в годы Великой Отечественной войны. Песни: «Священная война» сл. В.Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова; «Катюша» сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера; «День Победы» сл. В.Харитонова, муз. Д.Тухманова.Конспект интегрированного урока (музыка и литература) «Песни и стихи, опаленные войной» в рамках районного семинара учителей художественно-эстетического воспитания, 21.04.2017 год
Интег.урок семинар.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 ст.Александровской» Майского района Кабардино­Балкарской Республики Конспект интегрированного урока   «Песни и стихи, опаленные войной»  (музыка и литература)                                                                         Учитель русского языка и                                                                            литературы: Диденко О.Б.,                                                                                   учитель музыки Шиляго Г.В. 1 2017 г. Конспект интегрированного урока  (музыка и литература)  «Песни и стихи, опаленные войной» в рамках районного семинара учителей художественно­эстетического воспитания, 21.04.2017 год Ход урока Цели   урока:  Познакомить   учащихся   с   произведениями   искусства, созданными в годы Великой Отечественной войны. Песни: «Священная война» сл. В.Лебедева­Кумача, муз. А.Александрова; «Катюша»  сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера; «День Победы» сл. В.Харитонова,  муз. Д.Тухманова. Задачи урока: Дидактические: ­Обучать   детей   высказываться   о   содержании   прослушиваемых   и рассматриваемых произведений искусства; ­Закреплять умения и навыки, полученные ранее на уроках изобразительного искусства. Развивающие: ­ Развитие у учащихся эмоционального восприятия музыки и произведений изобразительного искусства и адекватной реакции на события, воплощенные в них. Воспитательные: ­Воспитывать чувство гордости за людей, отстоявших Родину в годы Великой Отечественной войны; ­Воспитывать   умение   выслушивать   другого   ученика   и   отвечать   на поставленный вопрос. Методы обучения:   ­ метод эмоциональной драматургии, ­ метод художественного контекста, ­ метод сравнения, ­ метод размышления о музыке, ­ словесные методы: диалог, беседа, разъяснение. Задания для учащихся на уроке: (Групповая и индивидуальная форма  работа) Слушание музыки. Сравнение фрагментов музыки. Определение музыки разных композиторов. Работа с определениями. 2 Исполнение песни. Участие в дискуссии, отстаивание точки зрения, нахождение аргументов в защиту своего мнения. Составление  плана воспитания  гражданина­патриота. Оборудование: Компьютер, аудиозаписи песен Великой Отечественной войны; презентация с видеорядом по теме урока, портретами авторов песен.  Ход урока 1.Организационный момент. Учитель музыки:  ­  Ребята,   я   предлагаю   вам   начать   наш   урок   с   видеоролика,   посмотрев который, вы поймете, о чем мы с вами будем говорить. 2.Просмотр видеоролика песни «Офицеры» Слайд 1 ­ Ребята, вы посмотрели видеоролик, в котором прозвучала песня «Вечный огонь»  из   фильма   «Офицеры»,   созданная   творческим   дуэтом   в   составе Рафаила   Хозака,  написавшего   музыку,    и  Евгения  Аграновича,  создавшего текст.  ­ Чему же посвящена эта песня? (Ответы детей) ­ Какой музыкальный образ создал композитор в этой песне? (Лирический, эпический, лиро­эпический, драматический) ­ Как вы думаете, в какое время была создана эта песня? До войны, во время войны, после войны? Почему? (После войны)  Эта   песня   ­   воспоминание   посвящена   большому   и   радостному   празднику, который будет отмечать вся страна в начале мая. Это праздник… Слайд 2 (День Победы, 9 мая). ­ Как вы думаете, как же будет звучать тема нашего урока? Тема урока: «Песни и стихи, опаленные войной». ­ 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков, которая длилась пять долгих лет. Сегодня на уроке об этих страницах в истории нашей страны расскажут песни и стихи, созданные в годы войны и последующие десятилетия.   Нам надо запомнить эти произведения и постараться понять их содержание ­ Нам предстоит ответить на проблемный вопрос:  Есть   ли   необходимость   в  современное   время   вспоминать   песни   и   стихи   о войне, воспитывать молодёжь  на героических произведениях?       ­ Подумайте над этим вопросом, а в конце урока мы к нему вернемся. Учитель литературы:  Слайд 3 3 ­  Ничто не вдохновляет нас так, как хорошие стихи. А если их объединить с музыкой, то появляется песня. Чтец 1:  Эти песни в суровое время рождались, Над Россией война грохотала когда И за Родину храбро солдаты сражались, Чтобы злых оккупантов изгнать навсегда.  В текстах песен военных сплелись воедино Неудач наших горечь и радость побед, С оккупантами схваток жестоких картины И любви негасимый, приветливый свет.  Фальши, пошлости всякой они не подвластны; Как в лесном роднике ключевая вода, Эти песни правдивы, светлы и прекрасны ­ Будет помнить российский народ их всегда. ­ Как вы считаете, нужны ли были такие стихи на войне? (Нужны.   Поднимали   боевой   дух   солдат,   помогали   выиграть   последний бой,   напоминали   о   родных,   близких,   которые   нуждались   в   них,   ради которых надо было вопреки всему остаться живым) ­   Стихи  рождались   в  содрогающихся   от   разрывов   землянках,   в   гуле воинских эшелонов, в затемненных тыловых городах.  Слайд 4 Вот они, поэты, на чьи стихи была положена музыка:  Константин Симонов, Александр Прокофьев, Алексей Сурков, Михаил Исаковский, В. И. Лебедев­ Кумач, Александр Твардовский и многие, многие другие.  2.  Научно­исследовательская деятельность учащихся по группам. Учитель музыки: ­ Военные песни создавались в разное время. ­ Ребята, я предлагаю вам поработать в группах. Каждой группе предоставлен список песен о войне. Ваша задача ­ выбрать из списка: песни, написанные до войны; во время войны; после войны. Список песен: А.   Новиков   “Дороги”   ­  после   окончания   Великой   Отечественной   войны, осенью 1945 года. А. Александров “Священная война” ­ 24 июня 1941 года  К. Листов “В землянке”­  в конце ноября 1941 года Э. Колмановский “Алеша” ­ в 1962 году  В. Мурадели “Бухенвальдский набат” – в сентябре 1958 года Д. Тухманов “День Победы” ­ в марте 1975 года Я. Френкель “Журавли” – в 1969 году  Н. Богословский “Темная ночь” ­ в 1943 году М. Блантер “Катюша” ­ в 1938 году А. Новиков “Смуглянка” – 1940 год 4 Слайд 5 ­ Давайте подведем итоги  групповой работы (на слайде) Учитель музыки: ­ Ребята, какая из этих  песен была написана первой во время войны? (“Священная война”) Слайд 6 ­ Почему Вы так решили? (Песня начинается словами “Вставай страна огромная”) Слайд 7­ 12  ­ Мешева Таня подготовила материал об истории создания этой песни. 3. Творческий ответ учащегося. Ученик: с портретом композитора А.В. Александрова и плаката “Родина мать ­ зовет” ­ 24 июня 1941  года  газеты  «Известия» и «Красная  звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева­Кумача, начинавшееся словами:  «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…» Стихотворный текст был написан в первый же день Великой Отечественной войны – 22 июня 1941 года. Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя   на   репетицию,   композитор   объявил:  «Будем   изучать   новую   песню  ­ «Священная война». Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты. А певцы и музыканты переписали  их  в  свои тетрадки. Еще  день –  на репетицию с  оркестром, и вечером – премьера на Белорусском вокзале, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост –эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на сцену, и у них зародилось сомнение: можно ли выступать  в такой обстановке? В зале  – шум, резкие команды,  звуки   радио.  Но   вот   поднимается   рука   Александра   Васильевича Александрова, и зал стихает… С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда звучал второй куплет, в зале   наступила   абсолютная   тишина.   Все   встали,   как   во   время   исполнения гимна.  На суровых лицах видны слезы …  Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну». Учитель музыки: ­   Песня   «Священная   война»   стала   музыкальной   эмблемой   Великой Отечественной войны. Люди, взволнованные и потрясенные, уносили в своих сердцах эту мужественную, суровую, справедливую музыку.  Давайте прослушаем фрагмент песни «Священная война» 5. Звучит аудиозапись песни «Священная война» 5 Слайд 13 ­ Ребята, какая музыка здесь звучит? (грозная, мужественная, суровая, призывная)  ­ Какие чувства людей выражает эта песня?  (Возмущение, гнев, месть, ненависть к врагу). ­  Какие чувства пробуждают ее мелодия?  (Гордость за свою Родину, придает уверенность в Победе). ­   Хор   поет   песню   сурово,   мужественно,   произносит   слова   твердо   и решительно. Как можно назвать такую песню? (Песня – клятва)  ­ Какие главные идеи несёт это произведение? (Любовь к Родине, патриотизм   и героизм   народа, сила духа, желание выстоять любой ценой, защитить свою страну) 6. Анализ песни «Катюша» Учитель музыки: ­ Казалось, что среди грохота сражений могут звучать лишь боевые песни да марши.     Однако   уже   с   первых   дней   войны   стало   слышно,   что   рядом   со строками   «Идет   война   народная,   священная   война»   в   солдатском   сердце теплятся тихие слова лирических песен.  Чтец:  Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит  Музыки вдвойне! Кто сказал, что сердце губит Свой огонь в бою, Воин всех вернее любит Милую свою! Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне. Слайд 14 ­  Одна из самых любимых лирических песен военных лет ­  «Катюша».  ­   Однажды   известный   поэт   Михаил   Исаковский,   автор   уже   всенародно любимых песен, сочинил четверостишие: Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша На высокий берег  на крутой. А дальше стихи не складывались. Вскоре у поэта состоялось знакомство с М. И.   Блантером,   которому   он     показал   стихотворение.   Композитор   написал 6 музыку   к   стихам,   Михаил   Исаковский   дописал   стихотворение,   и   песня зазвучала.   Премьера   ее   состоялась   в   Колонном   зале   Дома   Союзов.   По воспоминаниям М. И. Блантера, «когда после всей нашей программы на сцену вышла девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов».  Песня стала событием в музыкальной жизни.  5. Исполнение песни «Катюша» ­ Какие чувства у бойцов и слушателей вызывала эта песня? ­ Каков ее характер? ­   Миллионы   людей   воспринимали   героиню   песни   как   реальную   девушку, которая любит бойца и ждет ответа. ­ Да, песня «Катюша», с ее бодрым,  маршево – танцевальным ритмом,  чувством уверенности пробуждала надежду: все беды пройдут, страшная  война закончится.  ­ Какой же можно сделать вывод о песнях, написанных в первые годы войны? Вывод:  песни   пользовались   уважением   и   любовью.   Поднимали   настроение бойцов.  Слайд 15 Учитель литературы:  ­  Не   только  песни, но  и  стихи, написанные  во   время  войны, пользовались уважением и любовью. Зимой 1941 ­1942 года по всем фронтам распространилось известное всем стихотворение  Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь».  Стихи у каждой группы. Отрывок из стихотворения  Чтец: Жди меня и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводит грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара. Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера, Жди, когда из дальних мест писем не придет. Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Слайд 16 ­ Как вы думаете, от чьего имени ведется повествование?  (От имени автора.)  7 ­  Каким   вы   увидели   лирического   героя?  Каково   его   душевное   состояние? (Лирический герой этого стихотворения простой солдат, который хочет выжить, вернуться домой, надеется, верит.) ­ Это послание любимой, написанное сдержанным языком. Нет здесь нежных слов, признаний в любви. Но мы ощущаем силу чувств поэта.  ­ Почему поэт обращается со страстным призывом «только очень жди»? (Поэт   обращается   с   призывом   для   того,   чтобы   чувствовать   сильную поддержку, ему нужна вера, что всё хорошо закончится.)   ­   Какие   строки   выражает   надежду   автора   на   то,   что   ничто   не   должно поколебать веру любимой?   (Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут...)  ­ Во что верит автор, когда просит ждать его даже когда самые близкие – мать, сын, друзья – устанут ждать?  (Автор   очень   верит   в   любовь,   она   сильнее   дружеских   и   родственных чувств.) ­ Почему это стихотворение стало близким каждому солдату на поле боя, в тылу врага, в военном госпитале, каждой женщине – матери, сестре, любимой?  (Потому что оно написано простым, понятным всем языком.)  ­ Какая главная мысль пронизывает всё стихотворение?  (Мысль – надеяться, ждать, вопреки всему.)  тест: ­ Ребята, я предлагаю вам ответить на вопросы теста, работая в парах.  1)  С какой песней ассоциируется начало войны: а)  «Синий платочек» б)  «Священная война в)  «На позицию девушка провожала бойца» 2) Какая песня помогала победить врага в боях за Москву. а)  «Землянка» б)  «Катюша» в)  «Соловьи» 3)     Какую   песню   любили   слушать   на   войне   в   исполнении   Клавдии Шульженко. а)  «Землянка» б)  «День Победы» в)  «Синий платочек» 4)  Какая песня звучит сейчас чаще всего перед 9 Мая. а)  «День Победы» б)  «Священная война» в)  «Темная ночь» Слайд 17 Проверка на слайдах. 8 6. Анализ песни «День Победы» Учитель музыки: ­ Песни и стихи военных лет!.. от самых первых залпов и выстрелов и до победного   майского   салюта,   через   всю   войну   прошагали   они   в   боевом солдатском строю.  ­ Как вы думаете, какая песня является главной, «победной»? ­ Конечно, это песня «День Победы» ­ Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня   «День   Победы»   была   создана   поэтом   Владимиром   Харитоновым   и композитором Давидом Тухмановым к 30­летию великой даты. Впервые эта песня   прозвучала   на   праздничном   концерте   в   московском   Кремле   в исполнении Льва Лещенко.  Слайд 18 7.Просмотр видеоролика песни «День Победы» Учитель музыки: ­ Какие чувства вызвала у вас эта песня?  8.Подведение итогов урока Учитель литературы: ­ Давайте подведем итог нашим размышлениям: ­   Какую   роль   сыграли   стихи   и   песни   военных   лет   в   победе   Великой Отечественной войны? ­ Они поднимали боевой дух солдат, помогали солдатам выжить в трудные минуты,   вселяли   уверенность,   что   дома   ждут   родные   и   близкие,   и   нужно обязательно   вернуться.   Бойцы   знали,   что   воюют   они   за   свою   Родину,   и поэтому нужна была только Победа! Учитель музыки:   –  Ответим  на  проблемный  вопрос:   есть  ли  необходимость  в современное время   вспоминать   песни   и   стихи   о   войне,   воспитывать   молодёжь     на героических произведениях?       Слайд 19   9. Рефлексия: ­  Ребята, предлагаю вам подвести итог своей работы на уроке и заполнить лист самооценки. Урок 1. интересно 2. скучно 3.безразлично Моя оценка работы ­ Я на уроке 1. работал 2. отдыхал 3.помогал другим Итог 1. понял материал 2. узнал больше, чем знал 3.не понял 10. Домашнее задание, выставление оценок 9 ­   Сегодня   мы   только   слегка   соприкоснулись   к   песням   и   стихам   Великой Отечественной   войны.   Слушая   музыку,   исполняя   песни,   читая   стихи,   мы, таким образом, вспоминаем и чтим память погибших во время войны , отдаем дань уважения ветеранам, живущим ныне. 11. Домашнее задание ­ Выбрать одну песню о Великой Отечественной войне и рассказать историю ее создания.       10

Конспект интегрированного урока «Песни и стихи, опаленные войной» (музыка и литература)

Конспект интегрированного урока   «Песни и стихи, опаленные войной»  (музыка и литература)

Конспект интегрированного урока «Песни и стихи, опаленные войной» (музыка и литература)

Конспект интегрированного урока   «Песни и стихи, опаленные войной»  (музыка и литература)

Конспект интегрированного урока «Песни и стихи, опаленные войной» (музыка и литература)

Конспект интегрированного урока   «Песни и стихи, опаленные войной»  (музыка и литература)

Конспект интегрированного урока «Песни и стихи, опаленные войной» (музыка и литература)

Конспект интегрированного урока   «Песни и стихи, опаленные войной»  (музыка и литература)

Конспект интегрированного урока «Песни и стихи, опаленные войной» (музыка и литература)

Конспект интегрированного урока   «Песни и стихи, опаленные войной»  (музыка и литература)

Конспект интегрированного урока «Песни и стихи, опаленные войной» (музыка и литература)

Конспект интегрированного урока   «Песни и стихи, опаленные войной»  (музыка и литература)

Конспект интегрированного урока «Песни и стихи, опаленные войной» (музыка и литература)

Конспект интегрированного урока   «Песни и стихи, опаленные войной»  (музыка и литература)

Конспект интегрированного урока «Песни и стихи, опаленные войной» (музыка и литература)

Конспект интегрированного урока   «Песни и стихи, опаленные войной»  (музыка и литература)

Конспект интегрированного урока «Песни и стихи, опаленные войной» (музыка и литература)

Конспект интегрированного урока   «Песни и стихи, опаленные войной»  (музыка и литература)

Конспект интегрированного урока «Песни и стихи, опаленные войной» (музыка и литература)

Конспект интегрированного урока   «Песни и стихи, опаленные войной»  (музыка и литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2017