Конспект интегрированного урока по биологии и русскому языку в 6 классе "Его Величество Цветок"
Оценка 4.6

Конспект интегрированного урока по биологии и русскому языку в 6 классе "Его Величество Цветок"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология +1
6 кл
12.02.2017
Конспект интегрированного урока по биологии и русскому языку в 6 классе "Его Величество Цветок"
Интегрированный (бинарный) урок для учащихся 6 класса по биологии и русскому языку "Его Величество Цветок". Его особенность – изложение, исследование проблемы одного предмета (биологии) находит продолжение в другом ( русский язык). Это творчество двух педагогов, которое перерастает в творческий процесс у учащихся. Изучение строение цветка на стыке двух наук – это всегда интересно, такой вид деятельности вызывает высокую мотивацию. На данном уроке дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.
урок.docx
Интегрированный урок по биологии и русскому языку в 6 классе Тема: «Его Величество Цветок» Авторы: Богданова Эльвира Миневарисовна, учитель биологии,                                   МАОУ «СОШ №31» городского округа г. Стерлитамак  РБ;                                  Республика Башкортостан г. Стерлитамак , ул. Коммунистическая, д.40                                   Круликовская Резида Рашитовна, учитель русского языка и литературы,                                    МАОУ «СОШ №2», городского округа г. Стерлитамак РБ;                                    Республика Башкортостан г. Стерлитамак, ул. Революционная, д.9 а Интегрированный урок по  биологии и русскому языку в 6 классе «Его Величество Цветок»                                                                                                              Богданова Эльвира Миневарисовна,                                                                                                              учитель биологии МАОУ «СОШ №31»                                                                                                              г. Стерлитамак РБ;                                                                                                               Круликовская Резида Рашитовна,                                                                                                              учитель русского языка и литературы                                                                                                              МАОУ «СОШ №2» г. Стерлитамак РБ Цель:  систематизировать   и   обобщить   знания   учащихся   о   цветке   как   органе   покрытосеменных растений и о прилагательном как части речи. Задачи:          Образовательная – закрепить знания учащихся по темам «Имя прилагательное» и « Строение  цветка». Развивающая – развивать практические навыки по распознаванию цветков различных растений,  умение создавать  модели цветов, совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и  навыки учащихся.  Воспитательная – формировать научное  мировоззрение учащихся, бережное отношение к  растениям, воспитывать культуру умственного труда.  Средства:   Предметные: презентация.   Практические:  выполнение практической  работы,   Интеллектуальные:  анализ, сравнение.  Эмоциональные:  интерес. Методы и приёмы:      словесный  –  беседа, объяснение, рассказ, творческое чтение с элементами анализа;  наглядный – демонстрация моделей цветка, слайдов; поисковый  – работа с текстом и рисунками; практическая работа ­  составление модели цветка, выполнение теста, работа по карточкам. Формы урока: индивидуальная, групповая. Тип урока:  интегрированный. Оборудование и материалы: раздаточный материал, ноутбук, мультимедиапроектор, презентация, интерактивная доска.  Продолжительность урока: 45 минут Ход урока Слайд № 1­2. Учитель русского языка: Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок.  Наша встреча посвящается цветам.  Мы хотим  хотя бы на миг приоткрыть вам окно  в удивительный и таинственный мир волшебного царства  Флоры.  Учитель биологии:  По царству Флоры вас поведут  русский язык и биология. Чтобы познать сокровенные тайны  мира цветов, вам необходимо закрепить знания по теме «Строение  цветка» и обобщить изученный  материал по теме «Имя прилагательное».  Учитель русского языка:  Фея цветов приглашает нас прогуляться по своим владениям, насладиться красотой природы.  Для создания эмоционального настроя, отношения к предмету обсуждения звучит музыка  Чайковского «Вальс цветов»  и демонстрируются слайды с изображением цветов,  которые  вызывают у учеников эмоции, чувства,  ассоциации. (Слайды № 3­9.) Учитель русского языка:    Сегодня, ребята, ваши группы представляют частичку этого благоухающего царства – Цветочные  города. Представьтесь, пожалуйста. (С целью взаимной настройки на изучение новой темы  учащимся, организованным в группы,  предлагается коротко рассказать о своем любимом цветке).  1 группа (Роза) О ней поют поэты  всех веков,  Нет в мире ничего нежней и краше, Чем этот  сверсток алых лепестков,  Раскрывшийся благоуханной чашей.  2 группа (Ландыш) Проснулся лес, весной разбуженный, Деревья в мареве  парят,  Веселых ландышей жемчужины Под каждым кустиком горят. 3 группа  (Тюльпан) Их лепестки трепещут,  Как крылья мотыльков. А вдруг они все вместе Взлетят до облаков? И полетят, как стая Веселых мотыльков,  До дальнего до края Голландских берегов?! 4 группа  (Орхидея)  К дождю протяну ладони,  Солнце шепнет мне секрет. От глаз посторонних скрою Волшебный свой амулет. Я – символ весенней песни. Тонкостью форм маня,  Отвечу тому, кто не знает, Цветок Орхидея я. Учитель биологии:  Для того чтобы постичь тайну его Величества Цветка, Фея цветов приглашает вас в  удивительный замок… Слайд № 10 «  На высоком холме стоит прекрасный замок. Крепостная стена замка двухрядная. В  первом ряду вокруг замка расположены  пять зелёных зубцов, а во втором – пять больших  белых стен. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые  подушечки».  О каком замке идёт речь? (О цветке.)  Как называются все части замка? Ответы учащихся:  Высокий холм – цветоложе.  Двухрядная крепостная стена – двойной околоцветник.  5 зеленых зубцов – зеленые чашелистики, образующие чашечку.  5 больших белых стен – лепестки, образующие венчик.  Столб – пестик.   Подушечки на ножках – тычинка = пыльник + тычиночная нить. Покажите все части  замка на интерактивной доске. (Работа на интерактивной доске.)      Учитель биологии: Цветки растений бывают разными: одни из них крупные, другие мелкие; одни собраны в пышные соцветия, а другие расположены одиночно. Как бы ни было велико разнообразие цветков  окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Блиц­опрос:  Главные части цветка – это ….(пестик и тычинки).  Мужской орган цветка, образующий пыльцу – это …(тычинка).  Цветок ,имеющий пестики и тычинки, называется ….( обоеполым, или двуполым).  Женский орган цветка – это ….(пестик).  Внешние листочки цветка – это ….(чашелистики).  Орган цветка, из которого формируются плоды с семенами – это ….(пестик).  Внутренние листочки цветка – это … (лепестки). Учитель биологии:      Молодцы.  Вы доказали, что хорошо знаете жителей Цветочного города.    Учитель русского языка:     Мир цветов чарует своей красотой, смягчает душу, является неисчерпаемым источником  вдохновения художников, музыкантов и поэтов.     Ребята, слова какой части речи помогают ярко, образно описать цветок?  Ответы учащихся:   Прилагательные, так как они обозначают признаки предметов.   Учитель русского языка:     Прочтите предложенный вашему вниманию текст. Попробуйте увидеть краски, почувствовать  аромат прелестного цветка, о котором здесь идет речь.  Слайд № 11 (Текст о ландыше.)     « Каждый год в весеннем лесу происходит чудо. Зацветает ландыш. Удивительных цветов очень  много, но этот самый изящный, самый душистый, самый таинственный.      Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями.  Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. К концу лета  они превратятся в оранжево­красные бусинки. Словно из далеких стран попали в лес драгоценные  камни.     Ландыш мне представляется символом леса. Вся красота весеннего, летнего, осеннего и зимнего   леса сошлась в этом неповторимом цветке. В его зелёных с прожилками листьях отыщутся  весна и  лето. В августе в бледно­коричневых листьях и красных плодах присутствуют краски осени. В  изящных  снежно­белых цветках прячется зима, ждет своей поры.     В ландыше соединились хрупкость, нежность, красота и вечность».  Учитель русского языка:  Я предлагаю вам поработать над данным текстом.  Каждая группа получает задание: 1. Определить тему, идею текста.  2. Определить тип текста.  3. Озаглавить текст.  4. К какому стилю речи относится текст.  5. Какие изобразительно­выразительные средства использует автор текста?  Ответы учащихся:  1. В данном тексте речь идет о ландыше, который представляется автору символом леса, так  как в этом удивительном цветке воплощается красота весеннего, летнего, осеннего и  зимнего леса. Идея текста, я думаю, состоит в том, что в ландыше, этом самом изящном, таинственном  цветке, соединились хрупкость, нежность, красота и вечность.  2. Описание с элементами повествования и рассуждения.  3. Мы предлагаем несколько заголовков: «Ландыш – символ леса», «Чудо­цветок», «Самый  удивительный лесной цветок». 4. Текст относится к художественному стилю. 5. Автор текста использует такие изобразительно­выразительные средства, как сравнение,  эпитет, олицетворение, метафора.  Учитель биологии:     Давайте вспомним, какие типы околоцветников могут быть у цветков и чем они различаются. Ответы учащихся:  1. С простым околоцветником  (нет разделения на чашечку и венчик). 2. С двойным околоцветником (есть разделение на чашечку и венчик). 3. Цветки голые, без околоцветника (нет ни чашечки, ни венчика).   Работа на  интерактивной доске (Определение типа околоцветника цветка по рисункам с  изображением разных цветковых растений.) Учитель биологии:    Молодцы, вы справились с заданиями Феи, проявив упорство и смекалку, показали хорошие  знания о строении цветка.  Фея приготовила вам еще одно испытание­сюрприз. Откройте сундучки (в них находится мини­ конструктор с разными частями­деталями цветка). Сейчас вам в группах предстоит собрать цветок  Феи по его описанию.  1 группа – двуполый цветок с простым околоцветником.  2 группа  – обоеполый цветок с двойным околоцветником.  3 группа – однополый (мужской)  цветок с двойным околоцветником.  4 группа –  однополый (женский)  цветок с двойным околоцветником.  Учитель биологии:  У вас получился замечательный букет. Физкультминутка (В сопровождении классической музыки учащиеся выполняют различные  движения, имитирующие « жизнь»  цветов.) Учитель биологии:    В прекрасных  Цветочных городах  все жители живут в своих домиках. Посмотрите на эти  удивительные конструкции.  Найдите различия между ними и объясните их, применив свои знания.  ( Слайд № 12.)  Ответы учащихся:  1. Это  однодомные растения, у которых  пестичные и тычиночные цветки  расположены на  одном растении. 2. Это двудомные растения, т.к. пестичные и тычиночные цветки расположены на разных  растениях.   Учитель биологии:      Приведите примеры таких растений.  Учитель русского языка:    Изучая строение цветка, невозможно обойтись без прилагательных. Ребята, почему в научном  стиле прилагательные используются, как правило, в прямом значении?  Ответы учащихся:  Потому что представление о предмете должно быть точным, конкретным. Учитель биологии: Опишите в научном стиле цветок дикой розы по его формуле: *Ч 5 Л5 Т∞ П∞ (Слайд № 13.)   Ответы учащихся:   Цветок  правильный.  Цветок двуполый (обоеполый).  С двойным околоцветником.   Чашечка состоит из 5 свободных (несросшихся) чашелистиков.  Венчик состоит из 5 свободных (несросшихся) лепестков.  Тычинок и пестиков много (больше 12). Учитель русского языка:     А сейчас, ребята, составьте описание розы в художественном стиле, используя изобразительно­ выразительные  средства языка. Выразите свои эмоции, чувства, возникающие при виде этого  прелестного цветка.  Звучат ответы учащихся. Учитель русского языка:    Фея цветов предлагает вам выполнить задания на закрепление (освоение) правил написания имен  прилагательных. Обратитесь к тесту о ландыше. Найдите в нем примеры прилагательных, в  которых есть следующие орфограммы: « не с прилагательными», « н, нн в суффиксах  прилагательных», «о, е после шипящих в суффиксах прилагательных», « слитное и дефисное  написание прилагательных», «суффиксы прилагательных –к­, ­ск­». Звучат ответы учащихся. (Слайды № 14­18.) Учитель русского языка:    Выполните тест, предложенный вам Феей цветов. Учитель биологии:    Нет  на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы.   С глубокой древности людей  интересовала тайна появления цветов на Земле.  Сообщение ученицы (с презентацией):     Меня поразила красивая легенда о происхождении восхитительного цветка–   ОРХИДЕИ. Это  предание зародилось в Новой Зеландии.      Племена маори, очарованные красотой орхидей, были уверены в их божественном  происхождении. Давным­давно, задолго до появления людей, единственными видимыми частями  Земли были заснеженные пики высоких гор. Время от времени солнце подтаивало снег, заставляя  тем самым воду бурным потоком спускаться с гор, образуя при этом восхитительные водопады. Те, в свою очередь, бурлящей пеной неслись в сторону морей и океанов, после чего, испаряясь,  образовывали кучерявые облака. Эти облака в конце концов совсем заслонили от солнца вид на  землю.      Однажды солнцу захотелось проколоть этот непроницаемый покров. Пошел сильный  тропический дождь. После него образовалась огромная радуга, обнявшая все небо.      Восхищенные невиданным доселе зрелищем бессмертные духи ­ единственные тогда обитатели  земли ­ стали слетаться к радуге со всех,  даже самых отдаленных краев. Каждому хотелось  отхватить местечко на разноцветном мосту. Они толкались и бранились. Но потом все уселись на  радугу и дружно запели. Мало­помалу радуга прогибалась под их тяжестью, пока, наконец, не  рухнула на землю, рассыпавшись при этом на несметное количество мелких разноцветных искорок.       Бессмертные духи, доселе не видевшие ничего подобного, затаив дыхание, наблюдали за  фантастическим разноцветным дождем. Каждая частичка земли с благодарностью приняла осколки небесного моста. Те из них, которые были пойманы деревьями, превратились в орхидеи.      С этого и началось триумфальное шествие орхидей по земле. Разноцветных фонариков  становилось все больше и больше, и уже ни один цветок не осмеливался оспаривать право орхидеи  называться королевой Цветочного царства. Учитель русского языка:    Ребята, дома вам предстоит выполнить творческое задание – сочинить сказку о любимом цветке.   Учитель биологии:      Завершая урок, мы рады, что вы, ребята, показали хорошие знания  по биологии и русскому языку и заслужили следующие оценки…. Слайд № 19­25.(Цветы Башкирии.) Учитель русского языка:  Вы проходите мимо цветка? Наклонитесь, поглядите на чудо,  Которое видеть вы раньше нигде                                                                не могли. Учитель биологии:      Он умеет такое, что никто на Земле                                                     не умеет. Из одной и той же черного цвета земли Он то красный, то синий, то сиреневый,                                                   то золотой. Учитель русского языка:  Мы сегодня постарались приоткрыть дверь в таинственный мир цветов. Ведь в самом крошечном  одуванчике, в затерянном среди хлебов васильке, заложена великая сила, которая заставляет  радоваться или грустить, волноваться, вспоминать о чём­то своём. Учитель биологии:  Ребята, творите добрые дела!  Если каждый из вас посадит и вырастит,  хотя бы один цветок, Земля превратится в прекрасный цветущий сад!!! Литература 1. Библиотечка "Первого сентября": Как готовить интегрированные уроки / Москва "Чистые  пруды", 2006. 2. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/10/06/tsvetok 3. http://www.orhidei.org/forum/85­2219­1 4. http://liter.assistancerussia.org/liter.php?proizvid=8367 5. http://s­marshak.ru/works/poetry/poetry029.htm 6. http://www.cveti.net/category/none/landysh.html 7. http://schoolinfo.do.am/publ/stikhi_dlja_shkolnikov/vesennie_stikhi/2­1­0­430 8. http://ped­kopilka.ru/photos/photo1211.html

Конспект интегрированного урока по биологии и русскому языку в 6 классе "Его Величество Цветок"

Конспект интегрированного урока по биологии и русскому языку в 6 классе "Его Величество Цветок"

Конспект интегрированного урока по биологии и русскому языку в 6 классе "Его Величество Цветок"

Конспект интегрированного урока по биологии и русскому языку в 6 классе "Его Величество Цветок"

Конспект интегрированного урока по биологии и русскому языку в 6 классе "Его Величество Цветок"

Конспект интегрированного урока по биологии и русскому языку в 6 классе "Его Величество Цветок"

Конспект интегрированного урока по биологии и русскому языку в 6 классе "Его Величество Цветок"

Конспект интегрированного урока по биологии и русскому языку в 6 классе "Его Величество Цветок"

Конспект интегрированного урока по биологии и русскому языку в 6 классе "Его Величество Цветок"

Конспект интегрированного урока по биологии и русскому языку в 6 классе "Его Величество Цветок"

Конспект интегрированного урока по биологии и русскому языку в 6 классе "Его Величество Цветок"

Конспект интегрированного урока по биологии и русскому языку в 6 классе "Его Величество Цветок"

Конспект интегрированного урока по биологии и русскому языку в 6 классе "Его Величество Цветок"

Конспект интегрированного урока по биологии и русскому языку в 6 классе "Его Величество Цветок"

Конспект интегрированного урока по биологии и русскому языку в 6 классе "Его Величество Цветок"

Конспект интегрированного урока по биологии и русскому языку в 6 классе "Его Величество Цветок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017