Конспект к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергееева, Т.С. Шмагина
Оценка 4.8

Конспект к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергееева, Т.С. Шмагина

Оценка 4.8
Лекции
doc
музыка
5 кл
13.01.2017
Конспект к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергееева, Т.С. Шмагина
Конспект к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергееева, Т.С. Шмагина. Номер урока по теме: 12 Форма урока: комбинированный урок с использованием Интернета в форме презентации. Оборудование: дидактические материалы (портреты композиторов, репродукции картин, ударные инструменты, карточки с динамическими оттенками, тексты песни).
Конспект по музыке 5 кл. Опера Садко.doc
Предмет «Музыка» Место урока в структуре образовательного процесса: Урок по учебному  плану. Тема урока по учебно­методическому плану: «Первое путешествие в  музыкальный театр. Опера». Номер урока по теме:  12 Форма урока: комбинированный урок с использованием Интернета в форме  презентации. Оборудование: дидактические материалы (портреты композиторов,  репродукции картин, ударные инструменты, карточки с динамическими  оттенками, тексты песни).  ТСО (мультимедийное оборудование, компьютер, музыкальный центр, баян,  аккордеон, ударные инструменты) Цель:  1. Показать  взаимосвязь сказки и оперы. 2.  Воспитывать эстетические взгляды, прививать любовь к музыке русских композиторов. Задачи: оптимизация образовательного процесса в средней школе; внедрение продуктивных технологий организации учебного процесса. Ожидаемые результаты: повышение интереса учащихся к изучаемому  предмету, к музыке, к искусству. Этапы урока (с временной раскладкой). Музыкальное приветствие ­ 1 минута. I. II. Сообщение темы и целей урока.­ 3 минуты. III. Объяснение нового материала – 20 минут. IV. V. VI. Домашнее задание – 2 минуты. Разучивание песни – 13 минут. Итог. ­ 2 минуты. Ход урока: Слайд №1 I. Музыкальное приветствие. (Добрый день, ребята;  дети – здравствуйте). II. Сообщение темы и целей урока. Мы продолжаем 1 раздел четверти  «Музыка и литература».Тема  сегодняшнего урока «Первое  путешествие в музыкальный театр. Опера­ былина «Садко».  Мы с вами совершим путешествие в Слайд №2,3,4 одну из замечательных опер «Садко»,  послушаем музыкальные фрагменты, с  помощью таблиц «эмоциональных  состояний» и таблицей «музыкальная  палитра» определим характер музыки,  темп, ваше настроение. Затем споём  распевки и разучим 2 песню Садко  «Заиграйте, мои гусельки». Проверка домашнего задания 1. Кто по национальности Вольфганг  Амадей Моцарт? (австрийский  композитор) 2. Какими качествами обладал Моцарт? (музыкальным слухом и памятью) 3. В каком качестве выступал Моцарт?  ( в качестве клавесиниста, скрипача и дирижера) 4. Во сколько лет Моцарт написал свое  1 произведение? (в 5 лет) 5. По каким странам гастролировал  Моцарт? (Германия, Австрия,  Франция, Италия, Великобритания,  Швейцария) 6. Сколько лет прожил прожил В.А.  Моцарт? (35 лет) 7. Сколько он сочинилпроизведений?  (свыше 600) 8. Как называется произведение  траурного характера?  (реквием) III. Развитие темы. Опера – в переводе с итальянского: труд,  дело, сочинение. Возникла опера в  Италии на рубеже 16 и 17 веков.  Появление оперы в Италии не случайно.  Именно эта страна считается родиной   бельканто ­ прекрасного пения. Вопрос: Ребята, а мы с вами встречались  с оперой в начальных классах.  Вопрос: Что взял за основу композитор  для написания этих опер?  Вопрос: Ребята, что нужно чтобы опера  появилась на сцене?  Правильно. А еще нужно написать  либретто – это пьеса, предназначенная  для постановки на сцене. Либретто – краткое литературное  изложение сюжета оперы, оперетты,  балета, мюзикла.  Либретто пишется на основе  литературного  произведения.  Это  подчеркивает связь музыки и  литературы.  В переводе с итальянского слово  либретто означает книжечка.  Литературной основой оперы «Садко»  стала поэтическая русская былина об  отважном путешественнике­ мореплавателе, певце­гусляре Садко. И так мы с вами знакомимся с оперой­ былиной «Садко»  Николая Андреевича  Римского­Корсакова, которого называют  величайшим среди музыкантов  сказочников. Он написал 15 опер, почти  все они сказочные. Опера «Садко»  состоит из 7 картин. И вот мы с вами в театре. Уже меркнет  свет, стало совсем темно, только оркестр  чуть светится. Опера началась. О скалы  грозные дробятся с ревом волны. Звучит вступление «Океан ­ море синее».  А пока будет звучать вступление, за  Слайд № 5,6,7 Дети: Да. «Сказка о золотом  петушке», «Сказка о царе Салтане». Римского­Корсакова. Дети: Сказки Дети: Сочинить музыку, создать  костюмы, сделать декорации. Слайд № 8 Слайд № 9 это время ребята вы сделаете набросок к нему.  (Слушание фрагмента)  Ребята выходите к доске и покажите  свои рисунки­наброски. Переходим  ко 2 картине, в которой  Садко идет к  Ильмень – озеру. Звучит 1 песня Садко «Ой, ты темная  дубравушка». (Слушание фрагмента) Вопрос: Скажите, ребята в какую  обстановку вела нас музыка? В реальную  или сказочную? Вопрос: Музыка вам показалась  спокойной или тревожной? Вопрос: Посмотрите в текст и скажите к  кому обращается в своей песне Садко? Музыка его песни похожа на русскую  народную протяжную песню, в которой  воспевается природа. Вопрос: А какой инструмент  сопровождает пение героя? Правильно. Звучит арфа, потому что ее  звучание очень похоже на звучание  гуслей, она звучит будто едва слышное  журчание озера  у самого бережка.       Голоса ночного леса, подводного мира  оживают благодаря чудесному дару  гусляра. Долетела до глубокого дна  Ильмень – озера. Начались чудеса:  всколыхнулось трость – дерево, стая  лебедей обернулась красными девицами,  а среди них Волхова – дочь царя  морского. По просьбе Волховы Садко  заводит игровую песню «Заиграйте, мои   гусельки».   Звучит 2 песня Садко «Заиграйте, мои  гусельки». (Слушание фрагмента) С помощью «Таблицы эмоциональных  состояний» давайте охарактеризуем 2  Слайд № 10 Дети: В сказочную. Дети: Сначала она была  тревожной, потому что он шел  ночью, через темный лес, но когда  герой вышел к озеру, стала светлой  и радостной. Дети: К природе, к дубравушке, к  Ильмень – озеру, к трость – дереву. Дети: Арфа Слайд № 11 песню Садко «Заиграйте, мои гусельки».  В награду за песню Волхова обещает  Садко, что он поймает трех рыбок  «золотое перо», которые принесут ему  богатство и славу.  В 4 картине на пристани Садко на спор  забрасывает сеть, и вытаскивает трех  чудесных рыбок, а мелкая рыбешка  оборачивается золотом. Теперь  удачливый Садко решает посмотреть  мир.  Садко собирается снарядить корабли и  отправиться в путь со своей храброй  дружиной. Он просит гостей­купцов  рассказать о своих странах.  Каждый из гостей – Варяжский,  Индийский Веденецкий поет свою песню.  Песня Варяжского (из Скандинавии)  гостя. (Слушание фрагмента) Вопрос: Какая музыка Песня  Индийского (из Индии) гостя.  (Слушание фрагмента) Ребята давайте с помощью таблицы  «Музыкальная палитра»  разберем эту  песню. Вопрос: Какая музыка Песня Веденецкого (из итальянского  города Венеции) гостя. Веденец так на Руст называли Венецию.  (Слушание фрагмента)  Вопрос: Какая музыка Новгородцы посоветовали Садко не  ездить в Индию, беречься от птицы  Феникс, а держать путь в прекрасный  город  Веденец.  В последней седьмой картине мы  познакомимся еще с одной песней  «Колыбельная Волховы».  На берегу Ильмень – озера спит Садко, а  сквозь сон слышит песню Волховы.  Слайд № 12 Слайд № 13 Слайд № 14 Дети: суровая, мужественная Слайд № 15 Дети: лирическая. Слайд № 16 Дети: светлая, широкая,  мелодичная Слайд № 17 (Слушание  фрагмента)  С помощью «Таблицы эмоциональных  состояний» опишите Колыбельную  Волховы. Фантастические переливы оркестровых  красок дают понять чудесное  происхождение героини.  «Тают силы морской царевны, она поет  все медленнее, словно начинает  расплываться, глуше звучит ее голос и  совсем исчезла Волхова и превратилась в  реку». Римский – Корсаков писал в своей  летописи «Вариации колыбельной песни   Волховы, прощание с Садко и  исчезновение считаю одними из лучших  страниц среди своей музыки  фантастического содержания.» Развеялись волшебные чары подводного  царства, весь новгородский люд  приветствуют смелого Садко, который  проложил путь Новгороду в страны  заморские. Слышится торжественный  трезвон колоколов, и вместе  торжественно поют: «Морю синему слава, Волхове – реке слава!» Вопрос: Ребята, как вы думаете, Садко  реальный герой или выдуманный. Правильно. Это опера – былина, здесь  описываются реальные события, но  добавлена сказка.  Два мира – реальный и сказочный. Два музыкальных лейтмотива в опере. Электронные физминутки для глаз Дети: грустная, широкая,  мелодичная Дети: Реальный Слайд № 18 Слайд № 19, 20 Слайд № 21, 22 Слайд № 23 IV. Тренинг для постановки голоса. Упражнения   для     разработки,   разогрева мышцы   лица:   высовываем   язык   (жуем), губками,   зубами,   прокалывание   щеки языком,   щелканье   языка   (изменение высоты тона).    вокал   для   Распевки:   тренинг   постановки детского голоса по системе Емельянова. Распевки под инструмент. Поем   звуки   музыки   с   динамическими оттенками   (Р  –  пиано,   тихо,  f  –  форте, плавно) Постепенно   добавляем   звук   вверх, постепенно ослабляем звук вниз.  Артикуляция:  legato  (легато)   –   плавно, мягко. Stakkato (стаккато) – остро, отрывисто Разучивание песни.         (Слушание песни в записи. Затем разбор  по фразам: сначала ­  учитель,  затем ­   дети; по одной строчке каждый ученик; 1  строчка – мальчики, 2 строчка – девочки). Заиграйте, мои гусельки Заиграйте, мои гусельки, Заиграйте, струны звончаты! Как под часты переборы мои Расплясалиля лебедушки. Лёли, лёли, лебеди, Лёли, лёли белые! Краше всех их одна девица, Лучше всех одна лебедушка, Собирает белы цветики, Молодильнички душистые. Лёли, лёли, цветики, Лёли, лёли белые! V. Итоги урока. 1. Что такое опера и когда она возникла? 2. Что означает либретто? 3. С какой оперой сегодня мы с вами  познакомились? 4. Как начинается опера? 5. Какие 2 песни Садко мы с вами  слушали?  С какими песнями заморских гостей  мы с вами познакомились? 6. 7. Какая по характеру колыбельная  Волховы? 8. Чем заканчивается опера? Все   сегодня   работали   хорошо,   но   мне хочется   отдельно   оценить   некоторых ребят… Выставление оценок. VI.  Домашнее задание. Выучить песню Садко. Сделать либретто  к опере и нарисовать к нему рисунки. Досвидания. Спасибо за урок. До свидания. Спасибо за урок. Слайд № 24, 25 Слайд № 26 Слайд № 27 Слайд № 27

Конспект к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергееева, Т.С. Шмагина

Конспект к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергееева, Т.С. Шмагина

Конспект к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергееева, Т.С. Шмагина

Конспект к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергееева, Т.С. Шмагина

Конспект к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергееева, Т.С. Шмагина

Конспект к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергееева, Т.С. Шмагина

Конспект к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергееева, Т.С. Шмагина

Конспект к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергееева, Т.С. Шмагина

Конспект к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергееева, Т.С. Шмагина

Конспект к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергееева, Т.С. Шмагина

Конспект к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергееева, Т.С. Шмагина

Конспект к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергееева, Т.С. Шмагина

Конспект к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергееева, Т.С. Шмагина

Конспект к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергееева, Т.С. Шмагина

Конспект к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергееева, Т.С. Шмагина

Конспект к уроку музыка 5 класс. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. По учебнику УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергееева, Т.С. Шмагина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2017