Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"
Оценка 5
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
3 кл
10.01.2017
Региональный компонент содержания образования по изобразительному искусству направлен на приобщение к искусству как духовному опыту поколений, развитие индивидуальности, творческих способностей ребенка, предусматривая два вида деятельности: восприятие произведений искусства и собственную художественную деятельность.
В данном конспекте открытого урока мы познакомим ребят с многообразием форм и красок окружающего мира, учим находить красоту природы в разных её состояниях и передавать это красками, расширяем знания учащихся о пейзаже как жанре искусства.
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра, обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, неочарованных людей…Материал регионального компонента на уроках изобразительного искусства позволяет пробуждать чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю, а также помогает значительно повысить качество художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Он способствует развитию более широкого и полного представления об окружающем мире, формированию эстетического вкуса на примере творчества художников и поэтов Кольского края, умению понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, помогает глубже понять красоту и богатство родной природы.
Содержание программы учитывает преемственность в изобразительном творчестве детей и ю
Развитие творчества младших школьников
в процессе изучения краеведения
Солдатова Ирина Валентиновна,
учитель начальных классов
МБОУ ООШ № 2 г. Полярный
Образование в начальной школе является базой, фундаментом своего последующего
обучения. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к
окружающему миру, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики
поведения. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность своего
окружения. В привычном социуме учится взаимодействовать с миром.
Закон РФ «Об образовании», раскрывая структуру государственного образовательного
стандарта, закрепляет наряду с Федеральным региональный компонент. Под региональным
компонентом начального образования Мурманской области понимается «педагогически
отобранный учебный материал к контексте базового содержания совокупности
образовательных ресурсов начальной школы, раскрывающий типичное и особенное в
природном, историческом и духовном развитии Кольского Севера».
Региональный компонент содержания образования по изобразительному искусству
направлен на приобщение к искусству как духовному опыту поколений, развитие
индивидуальности, творческих способностей ребенка, предусматривая два вида
деятельности: восприятие произведений искусства и собственную художественную
деятельность.
В основе программы регионального компонента по изобразительному искусству лежат
два направления:
1) знакомство с культурными ценностями края;
2) воспитание позиции «художник»
Эти направления предусматривают:
1) первичное знакомство с различными видами изобразительного искусства, а также с
творчеством художниковсовременников. Это позволяет в доступной форме
приобщить детей к некоторым аспектам истории культуры и изобразительного
искусства Мурманской области: местные культурные достопримечательности,
традиционные ремесла данного региона, развивающиеся в прошлом или
сохранившиеся до нашего времени. 2) постоянное творческое общение детей с окружающей действительностью, помощь в
развитии умения видеть особенности форм и цветов в природе родного края и в
жизни человека, нацеливание на внимательное и уважительное отношение к
предметам искусства. Все это будет способствовать формированию у школьников
собственных творческих проявлений и образного мышления, приобщению к
основным понятиям изобразительного искусства, стремлению узнать как можно
больше о произведениях и творчестве художников Кольского края.
Задачи регионального компонента по изобразительному искусству следующие:
привитие детям понимание искусства как высокого творческого процесса на примерах
творчества местных художников, уважение самоценности личности художника как
профессионального, так и юного, начинающего;
развитие в детях духовного начала, формирование образнохудожественного мышления,
эмоционального осмысления явлений действительности;
приобщение к истории региональной культуры и современному художественному
процессу;
развитие творческих способностей и навыков, а также представлений о разнообразии
возможностей изобразительного языка на основе регионального компонента.
Материал регионального компонента на уроках изобразительного искусства позволяет
пробуждать чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю, а
также помогает значительно повысить качество художественного образования и
эстетического воспитания учащихся. Он способствует развитию более широкого и полного
представления об окружающем мире, формированию эстетического вкуса на примере
творчества художников и поэтов Кольского края, умению понимать и ценить произведения
искусства, памятники истории и архитектуры, помогает глубже понять красоту и
богатство родной природы.
Содержание программы учитывает преемственность в изобразительном творчестве
детей и межпредметные связи с другими общеобразовательными программами.
Предлагаем урок по интегрированному курсу «Изобразительное искусство и
художественный труд» для 3 класса.
Тема: «Жанр изобразительного искусства – пейзаж»
Цели урока: образовательные:
расширить знания учащихся о пейзаже как жанре искусства, который предполагает
гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности;
познакомить с многообразием форм и красок окружающего мира;
учить находить красоту природы в разных её состояниях и передавать это красками.
развивающие:
развивать творческое воображение;
совершенствовать технику работы с красками.
воспитательные:
воспитывать интерес к искусству, любовь и привязанность к родным местам – краю,
городу, к природе;
укреплять межпредметные связи (литература, мир вокруг нас, мировая художественная
культура);
прививать эстетический вкус.
Оборудование:
репродукции картин художников с изображением пейзажей: И.Э.Грабарь «Февральская
лазурь», И.И.Шишкин «На Севере диком», Ф.А.Васильев «Перед дождем», А.К.Саврасов
«Грачи прилетели», А Грицай «Весна. Верхушки берез», И.И.Левитан «Март», «Весна.
Большая вода»;
северные пейзажи (лето, осень, зима, весна).
Технические средства:
видеоаппаратура;
магнитофон.
Словарь:
пейзаж
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку. II. Вступительное слово учителя.
Сообщение темы, целей урока.
Учитель: В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра, обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, неочарованных людей…
Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из любимых зрителями жанров
изобразительного искусства. Каким, сейчас узнаем.
Посмотрите, что вы видите?
Ответ: Картины.
Учитель: А точнее?
Ответ: Картины, на которых изображена природа.
Учитель: Ребята, может быть, ктонибудь из вас знает, как называется
изображение природы на картине, ведь некоторые из вас посещали
кружки изобразительного искусства?
Ответ: Пейзаж.
Учитель: Верно, и тема нашего урока «Жанр изобразительного искусства –
пейзаж». Наша задача – попробовать написать пейзаж, свой,
неповторимый, по вашему представлению, развивая при этом
творческое воображение.
III. Изучение нового материала.
1. Учитель: Дети, скажите, кто пишет пейзажи?
Ответ: Художники.
Учитель: Много известных художниковпейзажистов знает наша страна. Их картины
выставлены в художественных музеях и галереях Москвы, СанктПетербурга. Учитель: И я приглашаю вас на выставку произведений известных художников,
подлинные картины которых находятся в Московской Государственной Третьяковской
галерее.
Беседаэкскурс по картинам.
(На доске выставлены картины великих художников)
Учитель: Обратите внимание, перед вами величественная картина Игоря
Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь». Она рассказывает о необычайном утре,
когда природа «праздновала какойто небывалый праздник» праздник лазоревого неба,
жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на снегу.
А вот картина известного художника Ивана Ивановича Шишкина «На Севере диком».
В картине как бы соединились низ и верх – земля и небо и влекут нас, зрителей, в
бесконечную даль.
На картине Федора Александровича Васильева «Перед дождем» изображен момент
надвигающейся грозы. Налетающий порыв ветра гнет деревья, и они шумят своей листвой,
движение пронизывает все изображение.
Картины Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» и Алексея Грицая
«Весна. Верхушки берез» рассказывают нам о чуде весеннего пробуждения природы от
зимнего сна. И кажется, всюду слышится гомон грачей. А грачи – это…
Ответ: Первые вестники весны.
Перед вами картины прекрасного русского художника Исаака Ильича Левитана
«Март» и «Весна. Большая вода». Его картины наполнены воздухом, весенняя синева
прозрачна и лучи золотисты. Все запело, зазвучало.
По колено застыли в воде,
Как неловкие сестрыподростки,
И дрожат на весеннем ветру
Тонкоствольные эти березки.
(выдержать паузу)
2. Учитель: Ребята, почему художники пишут пейзажи?
Ответ: Потому что они любят природу.
Учитель: Что они выражают в картинах? Ответ на этот вопрос вы найдете сейчас в
учебнике на странице 114. (1 ученик читает вслух)
Учитель: Так что же художники выражают в своих пейзажах? Ответ: Художники делятся радостью общения с природой, выражают свои эмоции,
чувства, мысли.
Учитель: И, как говорят авторы нашего учебника по изобразительному искусству, «С
пейзажа начинается любовь к Родине…»
Дети, а что такое Родина?
Ответ: Место, где человек родился, живет.
Учитель: Кто своей родиной считает Север? Поднимите руки.
Замечательно! Как видим, все мы северяне!
3. Учитель: Природа Севера прекрасна и неповторима. Полюбуйтесь нашими красотами.
Использование технических средств.
Фрагмент фильма с изображением северной природы и музыкальным
сопровождением (3 минуты)
(Учитель подходит к доске, где выставлены картины северной природы).
Учитель: Художники своими картинами выражают любовь к родному краю, и поэты
Севера, в частности Елена Кажаралиева, признаются в любви к РОДИНЕ в своих стихах.
Болею Севером давно и безнадежно…
Хотя диагноз не смертелен, но увы –
Изгнать из сердца тот вирус невозможно,
Никак не вытряхнуть его из головы.
Он закрепился в каждой клеточке сознанья
И в каждом нервном окончании пророс
Брусничным кустиком, букетом Иванчая,
Листвой причудливо изогнутых берез.
Врачам течение болезни непонятно:
То спазмы в горле, то пульсирует в висках,
Когда скучаю по просторам, что распяты
Не на семи скорей, на тысячи ветрах.
Я не одна, таких неизлечимых много.
Когото жизнь в края иные позвала.
И в тех краях они мечтают, чтоб дорога
Хотя б однажды вновь на Север привела.
Учитель: А теперь внимание! Вопрос: какой пейзаж вы будете рисовать? Ответ: Северный.
Учитель: А свои чувства, настроение, эмоции, отношение к северной природе вы
будете выражать чем?
Ответ: Цветом.
Физкультминутка.
4. Учитель: Встаньте, подойдите к окнам. Посмотрите. Вот она, наша
северная природа.
IV. Актуализация знаний.
Учитель: Какое время года наступило?
Ответ: Весна.
Учитель: Какие цвета вы видите за окном?
Ответ: Черный, белый, серый, коричневый, синий.
Учитель: Повернитесь ко мне. А теперь представьте, что вы художники и
вам предстоит нарисовать Северный весенний пейзаж.
Садитесь на места.
V. Практическая работа.
1. Учитель: Положите перед собой палитру. Сейчас на палитре мы с вами
попробуем создать оттенки весеннего северного пейзажа, смешивая при этом краски.
(Учитель смешивает краски вместе с детьми на своей палитре, которая находится на
доске).
Смешивают: синий + белый
синий + вода
Учитель: Ребята, что мы этим цветом можем нарисовать?
Ответ: Небо, воду.
(На доске учитель открывает карточки, на которых написано – небо, вода).
Смешивают дальше: коричневый + желтый
коричневый + белый
черный + белый черный + желтый
черный + синий
Учитель: А такими цветами что мы можем нарисовать?
Ответ: Землю, деревья.
(На доске учитель открывает карточки, на которых написано – земля, деревья).
Учитель: Мы поработали на палитре, создали оттенки весеннего пейзажа, и я хочу
обратить ваше внимание вот на что (показывает на доску и просит 1 ученика прочитать
открытые слова: небо, вода, земля, деревья).
Вот это и есть главные элементы пейзажа, его составляющие.
2. Учитель: Краски смешаны. Оттенки найдены. Все готово к работе.
Вы юные художники, и сейчас вам предстоит создать свой неповторимый северный
весенний пейзаж по вашему представлению и творческому воображению. Творите!
Использование технических средств.
(Учитель включает музыку: Моцарт Рондо из «Маленькой ночной серенады»,
Боккерини «Менуэт», Шуберт «Серенада», Штраус «На прекрасном голубом Дунае»,
Мендельсон «Весенняя песня»).
Дети рисуют.
VI. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
Учитель: Сегодня в нашем классе открывается выставка творческих работ учащихся
3 «А» класса по теме: «Северный весенний пейзаж».
(Учитель вставляет рисунки детей в рамки, которые прикреплены на стене класса).
Учитель: Посмотрите, какие прекрасные пейзажи у вас получились. Вы
настоящие художники! Посмотрев на ваши картины, можно сказать: каждый художник
неповторим. Но главное, что ни одна из ваших работ не оставляет зрителя равнодушным. И
поэтому результаты получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки.
(Учитель оценивает работы детей).
2. Вопросы. Заключительное слово учителя.
Учитель: С каким жанром изобразительного искусства вы сегодня познакомились?
Ответ: Пейзаж.
Учитель: Что узнали? Чему научились? Что нужно делать для того, чтобы наша
природа оставалась такой же прекрасной и неповторимой?
Ответ: Беречь, любить…
Учитель: Что значит любить? Как беречь?
Ответы детей.
Учитель: Любуйтесь природой, ее красотой, бескрайними просторами,
любите ее, берегите ее!
VI. Домашнее задание (дифференцированное).
1й в. подобрать материал о художникахпейзажистах городского пейзажа и
иллюстрации этих видов пейзажей.
2й в. подготовить доклады о творчестве или отдельных работах художников
пейзажистов любой жанровой разновидности.
Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"
Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"
Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"
Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"
Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"
Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"
Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"
Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"
Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.