Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"
Оценка 5

Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
3 кл
10.01.2017
Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"
Региональный компонент содержания образования по изобразительному искусству направлен на приобщение к искусству как духовному опыту поколений, развитие индивидуальности, творческих способностей ребенка, предусматривая два вида деятельности: восприятие произведений искусства и собственную художественную деятельность. В данном конспекте открытого урока мы познакомим ребят с многообразием форм и красок окружающего мира, учим находить красоту природы в разных её состояниях и передавать это красками, расширяем знания учащихся о пейзаже как жанре искусства. В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна. С утра, обремененная работой, Трудом лесов, заботами полей, Природа смотрит как бы с неохотой На нас, неочарованных людей…Материал регионального компонента на уроках изобразительного искусства позволяет пробуждать чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю, а также помогает значительно повысить качество художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Он способствует развитию более широкого и полного представления об окружающем мире, формированию эстетического вкуса на примере творчества художников и поэтов Кольского края, умению понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, помогает глубже понять красоту и богатство родной природы. Содержание программы учитывает преемственность в изобразительном творчестве детей и ю
Солдатова И.В. МБОУ ООШ № 2 г.Полярный Конспект открытого урока по изобразительному искусству..doc
Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения Солдатова Ирина Валентиновна, учитель начальных классов МБОУ ООШ № 2 г. Полярный         Образование в начальной школе является базой, фундаментом своего последующего обучения. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к окружающему миру, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность своего окружения. В привычном социуме учится взаимодействовать с миром.          Закон РФ «Об образовании», раскрывая структуру государственного образовательного стандарта, закрепляет наряду с Федеральным региональный компонент. Под региональным компонентом   начального   образования   Мурманской   области   понимается   «педагогически отобранный   учебный   материал   к   контексте   базового   содержания   совокупности образовательных   ресурсов   начальной   школы,   раскрывающий   типичное   и   особенное   в природном, историческом и духовном развитии Кольского Севера».                 Региональный компонент содержания образования по изобразительному искусству направлен   на   приобщение   к   искусству     как   духовному   опыту   поколений,   развитие индивидуальности,   творческих   способностей   ребенка,   предусматривая   два   вида деятельности:   восприятие   произведений   искусства   и   собственную   художественную деятельность.          В основе программы регионального компонента по изобразительному искусству лежат два направления:        1) знакомство с культурными ценностями края;        2) воспитание позиции «художник»         Эти направления предусматривают: 1) первичное знакомство с различными видами изобразительного искусства, а также с творчеством   художников­современников.   Это   позволяет   в   доступной   форме приобщить   детей   к   некоторым   аспектам   истории   культуры   и   изобразительного искусства   Мурманской   области:   местные   культурные   достопримечательности, традиционные   ремесла   данного   региона,   развивающиеся   в   прошлом   или сохранившиеся до нашего времени. 2) постоянное творческое общение детей с окружающей действительностью, помощь в развитии умения видеть особенности форм и цветов в природе родного края и в жизни   человека,   нацеливание   на   внимательное   и   уважительное   отношение   к предметам искусства. Все это будет способствовать формированию у школьников собственных   творческих   проявлений   и   образного   мышления,   приобщению   к основным   понятиям   изобразительного   искусства,   стремлению   узнать   как   можно больше о произведениях и творчестве художников Кольского края.        Задачи регионального компонента по изобразительному искусству следующие: ­  привитие детям понимание искусства как высокого творческого процесса на примерах творчества   местных   художников,   уважение   самоценности   личности   художника   как профессионального, так и юного, начинающего; ­ развитие в детях духовного начала, формирование образно­художественного мышления, эмоционального осмысления явлений действительности; ­   приобщение   к   истории   региональной   культуры   и   современному   художественному процессу; ­   развитие творческих способностей и навыков, а также представлений о разнообразии возможностей изобразительного языка на основе регионального компонента.         Материал регионального компонента на уроках изобразительного искусства позволяет пробуждать чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю, а также   помогает  значительно   повысить   качество   художественного   образования   и эстетического воспитания учащихся. Он способствует развитию более широкого и полного представления   об   окружающем   мире,   формированию   эстетического   вкуса   на   примере творчества художников и поэтов Кольского края, умению понимать и ценить произведения искусства,   памятники   истории   и   архитектуры,   помогает   глубже   понять   красоту   и богатство родной природы.              Содержание программы учитывает преемственность в изобразительном творчестве детей  и межпредметные связи с другими общеобразовательными программами.                Предлагаем урок по интегрированному курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» для 3 класса. Тема: «Жанр изобразительного искусства – пейзаж» Цели урока: образовательные:  ­   расширить   знания   учащихся   о   пейзаже   как   жанре     искусства,   который   предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности; ­ познакомить с многообразием форм и красок окружающего мира; ­ учить находить красоту природы в разных её состояниях и передавать это красками. развивающие: ­ развивать творческое воображение; ­ совершенствовать технику работы с красками. воспитательные: ­ воспитывать  интерес к искусству, любовь и привязанность к родным местам – краю, городу,  к природе; ­ укреплять межпредметные связи (литература, мир вокруг нас, мировая художественная культура); ­ прививать эстетический вкус. Оборудование: ­ репродукции картин художников с изображением пейзажей: И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», И.И.Шишкин «На Севере диком», Ф.А.Васильев «Перед дождем», А.К.Саврасов «Грачи   прилетели»,   А   Грицай   «Весна.   Верхушки   берез»,   И.И.Левитан   «Март»,   «Весна. Большая вода»; ­ северные пейзажи (лето, осень, зима, весна). Технические средства: ­ видеоаппаратура; ­ магнитофон.  Словарь:  ­ пейзаж Ход урока. I. Организационный момент.     1. Приветствие.     2. Проверка готовности учащихся к уроку. II. Вступительное слово учителя.       Сообщение темы, целей урока. Учитель: В очарованье русского пейзажа                                       Есть подлинная радость, но она                                       Открыта не для каждого и даже                                       Не каждому художнику видна.                                      С утра, обремененная работой,                                      Трудом лесов, заботами полей,                                      Природа смотрит как бы с неохотой                                      На нас, неочарованных людей…              Сегодня   на   уроке   мы   познакомимся   с   одним   из   любимых   зрителями   жанров изобразительного искусства. Каким, сейчас узнаем. Посмотрите, что вы видите?   Ответ:    Картины. Учитель:  А точнее?  Ответ:    Картины, на которых изображена природа. Учитель:  Ребята, может быть, кто­нибудь из вас знает, как называется                   изображение природы на картине, ведь некоторые из вас посещали                    кружки изобразительного искусства?  Ответ:    Пейзаж. Учитель:  Верно, и тема нашего урока ­ «Жанр изобразительного искусства –                     пейзаж». Наша задача – попробовать написать пейзаж, свой,                     неповторимый, по вашему представлению, развивая при этом                    творческое воображение. III. Изучение нового материала. 1. Учитель: Дети, скажите, кто пишет пейзажи?      Ответ:     Художники.                            Учитель: Много известных художников­пейзажистов знает наша страна.      Их картины выставлены в художественных музеях и галереях Москвы, Санкт­Петербурга. Учитель:   И я приглашаю вас на выставку произведений    известных художников, подлинные картины которых находятся в   Московской   Государственной Третьяковской галерее.           Беседа­экскурс по картинам.          (На доске выставлены картины великих художников)        Учитель:   Обратите   внимание,   перед   вами   величественная   картина   Игоря   Эммануиловича  Грабаря   «Февральская  лазурь».   Она  рассказывает   о  необычайном   утре, когда природа «праздновала какой­то   небывалый праздник» ­ праздник лазоревого неба, жемчужных  берез, коралловых  веток и сапфировых теней на снегу.          А вот картина известного художника Ивана Ивановича Шишкина «На Севере диком». В   картине   как   бы   соединились   низ   и   верх   –   земля   и   небо   и   влекут   нас,   зрителей,   в бесконечную даль.          На картине Федора Александровича Васильева «Перед дождем» изображен момент надвигающейся грозы. Налетающий порыв ветра гнет деревья, и они шумят своей листвой, движение пронизывает все изображение.           Картины Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» и Алексея Грицая «Весна. Верхушки берез» рассказывают нам о чуде весеннего пробуждения природы от зимнего сна. И кажется,  всюду слышится гомон грачей. А грачи – это…         Ответ: Первые вестники весны.                Перед вами картины прекрасного русского художника Исаака Ильича Левитана «Март»   и   «Весна.   Большая   вода».   Его   картины   наполнены   воздухом,   весенняя   синева прозрачна  и лучи золотисты. Все запело, зазвучало.                          По колено застыли в воде,                          Как неловкие сестры­подростки,                          И дрожат на весеннем ветру                          Тонкоствольные эти березки. (выдержать паузу) 2. Учитель: Ребята, почему художники пишут пейзажи?      Ответ:   Потому что они любят природу.        Учитель:  Что они выражают в картинах? Ответ на этот вопрос вы найдете сейчас в учебнике на странице 114. (1 ученик читает вслух)     Учитель:  Так что же художники выражают в своих пейзажах? Ответ:  Художники делятся радостью общения с природой, выражают свои эмоции, чувства,  мысли.      Учитель: И, как  говорят авторы нашего учебника по изобразительному искусству,  «С пейзажа начинается любовь к Родине…» Дети, а что такое Родина?      Ответ: Место, где человек родился,  живет.     Учитель:  Кто своей родиной считает Север? Поднимите руки.     Замечательно! Как видим, все мы северяне!  3. Учитель: Природа Севера прекрасна и неповторима. Полюбуйтесь нашими красотами.     Использование технических средств.             Фрагмент   фильма   с   изображением   северной   природы   и   музыкальным сопровождением (3 минуты)    (Учитель подходит к доске, где выставлены картины северной природы).       Учитель:  Художники своими  картинами выражают любовь к родному краю, и поэты Севера, в частности Елена Кажаралиева,  признаются в любви к РОДИНЕ в своих стихах. Болею Севером давно и безнадежно… Хотя диагноз не смертелен, но увы – Изгнать из сердца тот вирус невозможно, Никак не вытряхнуть его из головы. Он закрепился в каждой клеточке сознанья И в каждом нервном окончании пророс Брусничным кустиком, букетом Иван­чая, Листвой причудливо изогнутых берез. Врачам течение болезни непонятно: То спазмы в горле, то пульсирует в висках, Когда скучаю по просторам, что распяты Не на семи скорей, на тысячи ветрах. Я не одна, таких неизлечимых много. Кого­то жизнь в края иные позвала. И в тех краях они мечтают, чтоб дорога Хотя б  однажды вновь на Север привела.  Учитель:  А теперь внимание!  Вопрос: какой пейзаж вы будете рисовать? Ответ: Северный.              Учитель: А свои чувства, настроение, эмоции, отношение к северной природе   вы будете выражать чем?         Ответ: Цветом. Физкультминутка. 4. Учитель: Встаньте, подойдите к окнам. Посмотрите. Вот она, наша                      северная природа. IV. Актуализация знаний.       Учитель:  Какое время года наступило?         Ответ:  Весна.       Учитель:  Какие цвета вы видите за окном?        Ответ: Черный, белый, серый, коричневый, синий.       Учитель:  Повернитесь ко мне. А теперь представьте, что вы художники и      вам предстоит нарисовать Северный весенний пейзаж.  Садитесь на места. V. Практическая работа. 1. Учитель: Положите перед собой палитру. Сейчас на палитре мы с вами      попробуем создать оттенки весеннего северного пейзажа, смешивая при этом краски.       (Учитель смешивает краски вместе с детьми на своей палитре, которая находится на доске).       Смешивают:  синий + белый                               синий + вода      Учитель: Ребята, что мы этим цветом можем нарисовать?       Ответ:   Небо, воду.      (На доске учитель открывает карточки, на которых написано – небо, вода).       Смешивают дальше: коричневый + желтый                                           коричневый + белый                                           черный + белый черный + желтый                                           черный + синий       Учитель: А такими цветами что мы можем нарисовать?        Ответ: Землю, деревья.       (На доске учитель открывает карточки, на которых написано – земля, деревья).            Учитель: Мы поработали на палитре, создали оттенки весеннего пейзажа, и я хочу обратить ваше внимание вот на что (показывает на доску и   просит 1 ученика прочитать открытые слова: небо, вода, земля, деревья).        Вот это и есть главные элементы пейзажа, его составляющие. 2.   Учитель: Краски смешаны. Оттенки найдены. Все готово к работе.        Вы юные художники, и сейчас вам предстоит создать свой неповторимый  северный весенний пейзаж по вашему представлению и творческому воображению. Творите!          Использование технических средств.                  (Учитель включает  музыку: Моцарт Рондо из «Маленькой  ночной серенады», Боккерини   «Менуэт»,   Шуберт   «Серенада»,   Штраус   «На   прекрасном   голубом   Дунае», Мендельсон «Весенняя песня»).          Дети рисуют. VI. Итог урока. 1. Выставка работ учащихся.           Учитель: Сегодня в нашем классе открывается выставка творческих работ учащихся 3 «А» класса по теме: «Северный весенний пейзаж».  (Учитель вставляет рисунки детей в рамки, которые прикреплены на стене класса).           Учитель: Посмотрите, какие прекрасные пейзажи у вас получились. Вы  настоящие художники!  Посмотрев на ваши картины, можно сказать: каждый художник неповторим. Но главное, что ни одна из ваших работ не оставляет зрителя равнодушным. И поэтому результаты получились  впечатляющими и заслуживают  положительной  оценки. (Учитель оценивает работы детей). 2. Вопросы. Заключительное слово учителя.           Учитель: С каким жанром изобразительного искусства вы сегодня познакомились?            Ответ:    Пейзаж.             Учитель:  Что узнали? Чему научились? Что нужно делать для того, чтобы наша природа оставалась такой же прекрасной и неповторимой?           Ответ:  Беречь, любить…           Учитель: Что значит любить?    Как беречь?           Ответы детей.             Учитель: Любуйтесь природой, ее красотой, бескрайними просторами,    любите ее, берегите ее! VI. Домашнее задание (дифференцированное).                    1­й в. ­ подобрать материал о художниках­пейзажистах городского пейзажа и иллюстрации этих видов пейзажей.                    2­й в. ­ подготовить доклады о творчестве или отдельных работах художников­ пейзажистов любой жанровой разновидности.

Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"

Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"

Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"

Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"

Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"

Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"

Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"

Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"

Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"

Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"

Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"

Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"

Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"

Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"

Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"

Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"

Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"

Конспект открытого урока по изобразительному искусству и статья на тему "Развитие творчества младших школьников в процессе изучения краеведения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017