Конспект открытого урока по литературе "Мир обездоленных и равнодушных в повести В.Г. Короленко "В дурном обществе" (5 класс, литература)
Оценка 4.8

Конспект открытого урока по литературе "Мир обездоленных и равнодушных в повести В.Г. Короленко "В дурном обществе" (5 класс, литература)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
17.02.2018
Конспект открытого урока по литературе "Мир обездоленных и равнодушных в повести В.Г. Короленко "В дурном обществе" (5 класс, литература)
Конспект открытого урока по литературе "Мир обездоленных и равнодушных в повести В.Г. Короленко "В дурном обществе" (5 класс, литература) Цель: знакомясь с творчеством В.Г. Короленко, показать особенности эпохи, жизни сверстников, понимания добра и зла; углубить работу над литературным портретом; пробуждать в учащихся сострадание; проследить взаимоотношение «отцов и детей» в изображении автора; учить ответственности за эти отношения; пробуждать добрые чувства друг к другу. Тип урока: комбинированный. Оборудование: текст повести, эпиграф, аудиозапись С. Лемешев «Лучина», презентация, свеча и спички, 6 цветов (рефлексия «Метод шести шляп»), кластер - нарисовать на доске солнышко с лучиками, листы А4 – один на ряд, цветные карандаши или фломастеры, конверт, кластер-смайл.
открытый урок 5 класс 14 февраля .docx
III четверть Класс 5 г Дата проведения урока 14.02.18 Степанова М.В. Конспект урока по повести Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе». Тема: Мир обездоленных и равнодушных в повести «В дурном обществе».  Цель: знакомясь с творчеством В.Г. Короленко, показать особенности эпохи, жизни  сверстников, понимания добра и зла; углубить работу над литературным портретом;  пробуждать в учащихся сострадание; проследить взаимоотношение «отцов и детей» в  изображении автора; учить ответственности за эти отношения; пробуждать добрые чувства  друг к другу. Тип урока: комбинированный. Оборудование: текст повести, эпиграф, аудиозапись С. Лемешев «Лучина», презентация,  свеча и спички, 6 цветов (рефлексия «Метод шести шляп»), кластер ­ нарисовать на доске  солнышко с лучиками, листы А4 – один на ряд, цветные карандаши или фломастеры,  конверт, кластер­смайл. ХОД УРОКА Глухой к другим людям останется глухим к самому себе. Василий Сухомлинский. I. Организационный момент. (Затемнить помещение, зажечь свечу) ­ Не правда ли, таинственно и страшновато? Только теплится свеча, разливая свет вокруг  себя. Таинственно – это потому, что сегодня мы продолжаем знакомиться с интересным  человеком, писателем Владимиром Галактионовичем Короленко.  СЛАЙД 1   Смотрите, какое у него отчество интересное. Как будто зажглись сразу звёзды над  нами, появились галактики. НАЛОЖИТЬ ЭФФЕКТ – ЗВЁЗДЫ, ГАЛАКТИКИ  ВОЗЛЕ ПОРТРЕТА ПИСАТЕЛЯ. Но всё равно темно. А это потому, что  произведение, о котором мы будем с вами сегодня говорить, расскажет нам о том,  как непросто было героям жить вот в такой темноте, почти под землёй, без  родителей. II. Мотивация учебной деятельности.  Как думаете, им было уютно а такой темноте? III. Постановка цели и задач урока.  Как вы думаете, каковы задачи нашего сегодняшнего урока? В своих произведениях писатель изображал простых людей, людей, стремящихся к  свободе, людей, от которых иной раз отворачивается общество, стараясь их не замечать.  Так, сейчас, многие отворачиваются от людей без определённого места жительства, нищих,  думая, что эти люди сами куда­нибудь исчезнут. В.Г. Короленко не отворачивался, он  показывал их такими, каковы они есть на самом деле, с их непростыми судьбами,  призывая: посмотрите, они тоже люди, они такие, как мы. Просто им плохо, они  попали в такие жизненные обстоятельства. С которыми им не справиться! Давайте повторим    , что знаем о В.Г. Короленко. Самое основное. (Сообщение ученика) УЧЕНИК: Владимир Галактионович Короленко родился в семье судьи в г. Житомир на  Украине. С детства хорошо знал русский, польский и украинский языки. Повзрослев, стал  писателем, который поступал, как велит ему голос совести, никогда не изменяя своим  нравственным принципам.  Он был удивительным человеком, его называли «нравственным  гением» русской литературы. Владимир Галактионович стремился улучшить жизнь  простого народа, боролся с царским самодержавием. В наказание за это много раз отбывал  ссылку. В одной из них, в Якутии (1881 – 1884 г.г.) и была написана повесть «В дурном  обществе». Спасибо за помощь. А теперь поработаем с текстом. Дома вы читали первые 2 главы  повести.  Найдите в тексте, каково было «украшение» города? Почему автор  акцентирует внимание на серости города? Может, и  люди в нём такие  же?  Прочитайте, пожалуйста, описание кладбища. Обратите внимание, что  даже кладбище вызывает у автора больше положительных эмоций, чем  город. «Творческая мастерская». Ребята, у вас на каждом ряду на столе лежат листы формата  А4. Создадим небольшую творческую мастерскую. Каждый ряд покажет, что у него  получится. Нарисуйте план города, указав те сооружения, которые упоминает автор в нём  и за ним. (Тюрьма, пруды, кладбище, мост, топи, остров с крепостью) (Полторы  минуты, схематично) СЛАЙД 2 И ДЕМОНСТРАЦИЯ РИСУНКОВ УЧАЩИМИСЯ Зачитайте описание зАмка. Какие чувства он вызывает?   Как автора называет опустившихся людей, ютящихся в зАмке? (Перекатная голь,  безродные бродяги, жалкие оборванцы, тёмные личности, проблематические  личности).  Кто выделяется из проблематических натур? Зачитайте его портрет. СЛАЙД 3  ПАН ТЫБУРЦИЙ ДРАБ В.Г. Короленко по­разному называл в повести опустившихся людей (мы только что  убедились в этом), но все слова, которые он подбирал, не вызывают положительных  эмоций, а скорее отталкивают нас, читателей. И вдруг среди них выделяется истинная натура – Тыбурций. Эта небольшая портретная зарисовка, которую вы зачитали нам только что даёт возможность читателю «заглянуть» в душу «проблематической натуре». Как называется такой приём в литературе, где есть описание внешности героя: черт лица,  фигуры, мимики, жестов и тому подобное? (Портрет) ФИЗМИНУТКА Супер физкультминутка для урока 1.41 мин  Кто был у пана Тыбурция? (Валёк)  Зачитайте, как автор вначале описывает этого мальчика. Очень важно, чтоб дома царил покой и взаимопонимание. Не правда ли? Важно, чтобы туда стремился вернуться каждый член семьи.  Вы часто ссоритесь дома с родителями? Из­за чего происходят ссоры?  Как вы понимаете слова эпиграфа к уроку? Дома вы читали главу «Я и мой отец». Давайте рассмотрим, какая обстановка царила в  доме Васи.   Что мы УЖЕ знаем о Васе? (Мать умерла, когда мальчику было 6 лет. Отец  очень горевал и перестал обращать внимание на Васю. Мальчик был лишён любви и заботы, поэтому стал пропадать на улице все дни).  Как считаете, отец мальчика был плохим или хорошим человеком? Докажите.   Предлагаю сейчас составить кластер. НА ДОСКЕ СХЕМА­КЛАСТЕР. Напишите  5­6 черт характера Васи.  Почему отношения Васи и отца не складывались?  Почему Короленко В.Г. называет пропастью отсутствие взаимопонимания?  Как бы вы повели себя на месте мальчика?  А на месте отца? Ролевая игра.  Со слов «Один раз. Когда, сжав руками голову, он присел на скамейку и зарыдал, я  не вытерпел и выбежал из кустов на дорожку, повинуясь неопределённому  побуждению, толкавшему меня к этому человеку. Но он, пробудясь от мрачного и  безнадёжного созерцания, сурово взглянул на меня и осадил холодным вопросом: ­ что нужно?» ИНСЦЕНИРОВАТЬ ДИАЛОГ, КОТОРЫЙ МОГ БЫ  ПРОИЗОЙТИ МЕЖДУ РОДНЫМИ ЛЮДЬМИ, ЕСЛИ БЫ ОНИ  ПОСТАРАЛИСЬ ПОНЯТЬ ДРУГ ДРУГА. И запомните, младший всегда должен  уступать старшему, прощать, п.ч. взрослому это сделать гораздо труднее.  Какие выводы мы можем сделать из этой сцены? Но, к сожалению, судья и мальчик повели себя не так, как мы постарались это представить  сейчас. А ведь иногда родные люди не понимают друг друга и не стараются понять. Что бы  вы им посоветовали?  Составьте 3­4 совета людям, которые хотят помириться, но боятся или стыдятся  это сделать. V. Рефлексия. СЛАЙД 4 У меня на столе лежат 6 шляп. Вы знаете, что каждая шляпка имеет  своё значение. Попрошу вас выбрать одну из шляп и подвести свой  итог сегодняшнего путешествия. (Выходит ученик, выбирает, к примеру, жёлтую шляпку и говорит  какие положительные моменты были для него извлечены из этого  урока. Затем учитель просит поднять руку тех учащихся, которые с  ним согласились). У вас в конвертах лежат квадратики таких же цветов, как и шляпки.  Выберите 1 ­ 2 цвета, подпишите квадратики на обратной стороне и  вложите в свои тетрадки.  VI. Домашнее задание:  СЛАЙД 5 Дочитать повесть до конца. Написать  своё окончание повести, используя художественные средства.

Конспект открытого урока по литературе "Мир обездоленных и равнодушных в повести В.Г. Короленко "В дурном обществе" (5 класс, литература)

Конспект открытого урока по литературе "Мир обездоленных и равнодушных в повести В.Г. Короленко "В дурном обществе" (5 класс, литература)

Конспект открытого урока по литературе "Мир обездоленных и равнодушных в повести В.Г. Короленко "В дурном обществе" (5 класс, литература)

Конспект открытого урока по литературе "Мир обездоленных и равнодушных в повести В.Г. Короленко "В дурном обществе" (5 класс, литература)

Конспект открытого урока по литературе "Мир обездоленных и равнодушных в повести В.Г. Короленко "В дурном обществе" (5 класс, литература)

Конспект открытого урока по литературе "Мир обездоленных и равнодушных в повести В.Г. Короленко "В дурном обществе" (5 класс, литература)

Конспект открытого урока по литературе "Мир обездоленных и равнодушных в повести В.Г. Короленко "В дурном обществе" (5 класс, литература)

Конспект открытого урока по литературе "Мир обездоленных и равнодушных в повести В.Г. Короленко "В дурном обществе" (5 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2018