Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
03.11.2019
Цель урока: создание условий для работы над развитием нравственных качеств при работе с художественным текстом.
Задачи урока:
образовательные: продолжить работу над произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей»; обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, обучать краткому пересказу; пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи; показать детям, что тема затронутая автором, актуальна в жизни.
развивающие: развивать речь; логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях; учить видеть позицию автора; прогнозировать события, отвечать на вопросы, формировать коммуникативные навыки работы в группах.
воспитывающие: воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях; воспитывать любовь и уважение в семье; воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим"; интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Предметные:
-осмысленно правильно читать;
-отвечать на вопросы;
-давать оценку героям и их поступкам.
Метапредметные:
Познавательные:
-анализировать, сравнивать характеристики героев и их поступков.
Регулятивные:
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-учиться высказывать свое предположение.
Коммуникативные:
-оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
-высказывать свою точку зрения на события;
-договариваться с одноклассниками, работая в паре, группах.
Литературное чтение 3 класс.docx
Литературное чтение 3 класс
Тема: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (урок 3)
Учитель: Исамагомедова Патимат Шамильевна
УМК «Школа России»
Цель урока: создание условий для работы над развитием нравственных
качеств при работе с художественным текстом.
Задачи урока:
: продолжить работу над произведением К.Паустовского
образовательные
«Растрёпанный воробей»; обеспечить глубокое понимание смысла
прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, обучать
краткому пересказу; пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения
художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи;
показать детям, что тема затронутая автором, актуальна в жизни.
развивающие: развивать речь; логическое, образное и ассоциативное
мышление учащихся, умение грамотно читать; формировать нравственно
эстетическую отзывчивость в детях; учить видеть позицию автора;
прогнозировать события, отвечать на вопросы, формировать
коммуникативные навыки работы в группах.
воспитывающие: воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях;
воспитывать любовь и уважение в семье; воспитывать любовь к природе, к
окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим"; интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Предметные:
осмысленно правильно читать;
отвечать на вопросы;
давать оценку героям и их поступкам.
Метапредметные:
Познавательные: анализировать, сравнивать характеристики героев и их поступков.
Регулятивные:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться высказывать свое предположение.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
высказывать свою точку зрения на события;
договариваться с одноклассниками, работая в паре, группах.
: портрет К.Г. Паустовского, иллюстрации вороны, воробья,
Оборудование
детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки, презентация,
карточки для работы в парах и в группах, цветные карандаши, учебник
«Литературное чтение» Климанова Л.Ф.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Технология: использование элементов технологии критического мышления.
Методы: частичнопоисковый метод
1. Орг.момент.
Ход урока
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим
солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую
звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы
чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир.
Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала
еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье,
радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой,
как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны). Вот с таким настроением мы начинаем наш сегодняшний урок.
2. Речевая разминка
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
И – под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
Что вы можете рассказать о воробье, прослушав это стихотворение?
Да, зимой воробьям приходится особенно «туго». Они питаются тем, чем
придется.
Прочитайте загадку, отгадайте ее.
Окраской сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это….( ворона)
С вопросительной интонацией.
с восклицательной интонацией.
с ускорением .
По каким признакам вы узнали, что речь идет о вороне?
III. Самоопределение к деятельности
Я весь день
ловлю жучков,
Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чикчирик! Не робей!
Я бывалый…(воробей)
— Прочитайте загадку шепотом, хором, отгадайте ее.
— Прочитайте ее с интонацией удивления.
Сильная, большая птица
Даже кошки не боится!..
Очень важная персона –
Чёрносерая ...
(Ворона)
— Прочитайте загадку шепотом, хором, отгадайте ее.
— Прочитайте весело (грустно).
— Что вы знаете о воробьях? …о воронах?
Почему мы начали урок именно с загадок о воробье и вороне?
Какие цели мы ставим перед собой на уроках литературного чтения?
Да, действительно, сегодня на уроке мы продолжим работу над
произведением К.Г.Паустовского « Растрёпанный воробей».
Как понимаете название?
IV. Работа по теме урока.
1. Проверка домашнего задания.
Дома вы рисовали рисунок к понравившемуся эпизоду. Давайте сейчас
покажем рисунки и расскажите, к какому эпизоду вы нарисовали свой
рисунок (рисунки оставлять на доске). (Получается картинный план)
1) Машина семья. 2 ) Жизнь воробья Пашки.
3 ) Кража.
4) Счастливый финал.
2. Определение жанра текста.
В каком разделе находится произведение?
Почему?
Определите жанр произведения (рассказ или сказка)
(Прием «Корзина идей»)
События могли происходить в реальной жизни.
Вороны воруют блестящие предметы и прячут в гнезде.
Воробей понимает людскую речь и способен им сочувствовать.
Жизнь воробьиного племени очень напоминает человеческую.
Ворона размышляет и видит сны.
ВЫВОД: Сказка, где главным героем является воробей, находится
внутри рассказа, в котором главная героиня – Маша.
3. Составление характеристик главных героев
Назовите мне, пожалуйста, главных героев произведения. (Маша, воробей)
Давайте попробуем охарактеризовать каждого из этих героев.
Маша – добрая девочка, она заботится о раненом воробье. «Маша принесла
Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила». Очень
переживает, что по ее вине расстроилась мама: «А мама, когда возвратилась
из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша».
Любознательная. Это видно из того, какие вопросы ее волнуют: «И было
непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще
было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе
в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона…». Именно изза Машиной любознательности случилось так, что ворона унесла
мамин букетик: «Маше было любопытно посмотреть, как ворона
протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на
стул, открыла форточку и спряталась за шкафом.
Впечатлительная. Это ярче всего проявляется во время спектакля, в том,
как она воспринимает то, что происходит на сцене: «Золушка!» тихо
вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены». Это проявляется и в
том, как Маша воспринимает музыку: «Было очень хорошо, что музыка все
время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму. Как будто все
эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами».
Xарактеристика Пашки
– Расскажи, что ты знаешь про Пашку? Каков характер Пашки? (Он ловкий,
умный, смелый, шустрый, что он обожает Машу).
– А какие отношения у Маши с воробьем?
(Отношения Маши с воробьем Пашкой дружеские. Пашка благодарен Маше за
то, что она его кормит. Воробей постоянно пытается выразить девочке свою
признательность: то гусеницу принесет в подарок, то вещи, украденные
вороной, старается вернуть. Не случайно именно Пашка возвращает
стеклянный букетик Машиной маме.)
– Что является главным чудом в рассказе?
( – Главным чудом в рассказе является любовь, которая связывает его
героев: их желание помочь друг другу, поддерживать в трудный момент
жизни. _
– Почему не пропал и не разбился хрупкий стеклянный букетик?
(Стеклянный букетик не потерялся и не разбился потому, что Машин отец
подарил его Машиной маме в знак большой любви для того, чтобы хотя бы
букетик (если не он сам) смог присутствовать на таком важном событии, как
исполнение мамой партии Золушки в балете. Букетик не разбился потому, что
любовь – это такая огромная ценность и сила, которой не страшны никакие
случайные обстоятельства. И если ворона украла букетик, значит, найдется
такой воробей, который его вернет.)
4. ФИЗМИНУТКА В произведении встречаются два вида птиц: ворона и воробей. Если я буду
читать слово, которое можно отнести к характеристике воробья, вы
подпрыгиваете и хлопаете ладошками над головой. Если слово относится к
характеристике вороны – присаживаетесь.
Маленький, голодный, скупая, растрепанный, смелый, сварливая,
жадная, благодарный, хитрая, безжалостная, решительный, злая,
отважный.
5. Беседа с сопровождением выборочного текста.
С какого эпизода начинается произведение?
Прочитайте.
Какой прием использует автор? (олицетворение – это приписывание свойств
человеческой психики предметам и явлениям реального или вымышленного
мира: животным, растениям и явлениям природы)
Почему с этого приема начинается повествование?
Где еще мы встречаем прием олицетворения? Прочитайте.
…все спит кругом: весь дом, и сад за окнами, и каменный лев…
Не спали только Маша, отопление и зима. Маша смотрела за окно,
отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и
сыпала с неба тихий снег.
Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный
шкаф и затих.
А теперь в городе одни машины. Они овсом не кормятся, не жуют
его с хрупом, как добродушные лошади, а пьют какуюто ядовитую
воду с едким запахом.
Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что
печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои,
флейты и тромбоны были живыми добрыми существами.
Сделайте вывод:
Какое настроение создают эти ожившие предметы? (Сказочное, волшебное, приподнятое. Автор использует этот прием, чтобы
перенести нас в сказку.)
6. Работа в парах.
Паустовский в своем произведении использует много цветовых эпитетов.
Что такое эпитеты? (Эп тет определение при слове, влияющее на его
выразительность, красоту произношения)
ии
Заполните карточки, используя цветные карандаши.
К.Г.Паустовский в своем произведении использует много цветовых
эпитетов. Закрась клеточки тем цветом, который указан в тексте.
И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый
снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у
мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего
была седая ворона.
Там, в сиянии голубого, розового, золотого и лунного света, появился
дворец.
Дети находят в тексте представленные фрагменты, зачитывают описания
цветов (фрагмент 1: черный, белый, красный, серый; фрагмент 2: голубой,
розовый, золотой, лунный*) и одновременно закрашивают пустые клеточки
указанными цветами.
* Примечание: особое затруднение у детей может вызвать идентификация
«лунного» света: необходимо оживить жизненные впечатления детей,
вспомнить луну на чистом ночном небе и ее серебристый, таинственный свет.
Каким рассказ получился по настроению и по цвету?
(Дети выбирают из ряда вариантов свой ответ ответа и обосновывают свой
выбор: 1.Разноцветный, унылый, сказочный, однотонный, яркий, весёлый,
необыкновенный, контрастный.)
Сделайте вывод.
(Рассказ благодаря цветовым эпитетам получился необыкновенно
красочным, волшебным и т. д.)
7. Анализ произведения.
У Паустовского произведение получилось веселое или печальное? (Веселое,
счастливое, смешное.)
Почему же его персонажи так часто плачут?
(Учитель активизирует эмоциональнообразную память детей и просит их
вспомнить, от чего обычно плачут люди: от горя, от обиды, от боли и т.д.)
Работа в группах (по рядам)
Найдите эпизоды, где персонажи рассказа плачут, перечитайте их и
подумайте, от каких чувств и переживаний они плачут.
(2.Счастье, душевная боль, восхищение, печаль, сочувствие, сожаление о
прошлом, горькие воспоминания о любимом.)
В результате самостоятельных поисков должны быть найдены следующие
фрагменты текста:
1. «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней
заплакала и Маша.»
2. «А один старый капельдинер даже вытирал глаза. Да и как ему было не
прослезиться, если так хорошо танцевала дочь его умершего товарища.»
3. «... люди улыбнулись про себя и только недоумевали, почему у счастливой
Золушки на глазах слёзы.»
4. «Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от обиды и голода. Хоть
бы склюнуть какую ни на есть крошку!»
Дети зачитывают указанные эпизоды, размышляют о причинах слез и
выбирают из предложенных аншлагов тот, который, по их мнению, называет то
чувство, которое стало источником столь сильных человеческих переживаний. Вывод: рассказ Паустовского не только об удивительных животных, похожих
на людей, он еще сказочный, разноцветный, волшебный, а также в этом
произведении очень много сказано о необыкновенных человеческих чувствах:
о любви, верности и печали, о счастье и боли.
Задумайтесь над идеей рассказа. Перечитайте итоговые слова мамы («От
маленькой радости смеются, а от большой плачут»). Как вы понимаете эти
слова?
(Писатель стремился показать силу человеческих переживаний, силу
любви, которая вызывает у человека и боль, слезы, и большую радость,
счастье. Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она
превращает обычный мир в разноцветную сказку.)
Чему хотел научить нас автор?
Какие средства он для этого использовал?
V. Итог урока
Я предлагаю вам сочинить синквейн.
Воробей, ворона, Маша. ( По рядам)
Воробей.
Взъерошенный, голодный.
Прилетел, подрался, помог.
Отблагодарил девочку за заботу.
Храбрец.
VI. Рефлексия.
Вот и подошел к концу наш урок .
Вы довольны своей работой?
По желанию выберите фразу и закончите ее самостоятельно.
сегодня я узнал...
мне было трудно… я понял, что…
я научился…
я смог…
мне было интересно узнать, что…
VI. Домашнее задание:
Пересказ понравившегося отрывка.
Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)
Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)
Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)
Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)
Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)
Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)
Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)
Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)
Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)
Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)
Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.