Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)
Оценка 4.9

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
03.11.2019
Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)
Цель урока: создание условий для работы над развитием нравственных качеств при работе с художественным текстом. Задачи урока: образовательные: продолжить работу над произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей»; обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, обучать краткому пересказу; пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи; показать детям, что тема затронутая автором, актуальна в жизни. развивающие: развивать речь; логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях; учить видеть позицию автора; прогнозировать события, отвечать на вопросы, формировать коммуникативные навыки работы в группах. воспитывающие: воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях; воспитывать любовь и уважение в семье; воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим"; интерес к чтению. Планируемые результаты: Предметные: -осмысленно правильно читать; -отвечать на вопросы; -давать оценку героям и их поступкам. Метапредметные: Познавательные: -анализировать, сравнивать характеристики героев и их поступков. Регулятивные: -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; -учиться высказывать свое предположение. Коммуникативные: -оформлять свои мысли в устной форме; -слушать и понимать речь других; -высказывать свою точку зрения на события; -договариваться с одноклассниками, работая в паре, группах.
Литературное чтение 3 класс.docx
Литературное чтение 3 класс Тема: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (урок 3) Учитель: Исамагомедова Патимат Шамильевна УМК «Школа России» Цель урока: создание условий для работы над развитием нравственных  качеств при работе с художественным текстом. Задачи урока:  :   продолжить работу над произведением К.Паустовского  образовательные   «Растрёпанный воробей»; обеспечить глубокое понимание смысла  прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, обучать  краткому пересказу; пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения  художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи;  показать детям, что тема затронутая автором, актуальна в жизни. развивающие: развивать речь; логическое, образное и ассоциативное  мышление учащихся, умение грамотно читать; формировать нравственно­ эстетическую отзывчивость в детях; учить видеть позицию автора;  прогнозировать события, отвечать на вопросы, формировать  коммуникативные навыки работы в группах. воспитывающие: воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях;  воспитывать любовь и уважение в семье; воспитывать любовь к природе, к  окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим"; интерес к чтению. Планируемые результаты: Предметные: ­осмысленно правильно читать; ­отвечать на вопросы; ­давать оценку героям и их поступкам. Метапредметные: Познавательные: ­анализировать, сравнивать характеристики героев и их поступков. Регулятивные: ­определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; ­учиться высказывать свое предположение. Коммуникативные: ­оформлять свои мысли в устной форме; ­слушать и понимать речь других; ­высказывать свою точку зрения на события; ­договариваться с одноклассниками, работая в паре, группах.     : портрет К.Г. Паустовского, иллюстрации вороны, воробья,  Оборудование   детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки, презентация, карточки для работы в парах и в группах, цветные карандаши, учебник  «Литературное чтение» Климанова Л.Ф. Тип урока: урок закрепления знаний. Технология: использование элементов технологии критического мышления. Методы: частично­поисковый метод 1. Орг.момент. Ход урока В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим  солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую  звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы  чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала  еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье,  радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой,  как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны). Вот с таким настроением мы начинаем наш сегодняшний урок. 2. Речевая разминка Чуть живой. Не чирикает даже.  Замерзает совсем воробей.  Как заметит подводу с поклажей,  И – под крыши бросается к ней!  И дрожит он над зёрнышком бедным,  И летит к чердаку своему.  А гляди, не становится вредным  Оттого, что так трудно ему…  Что вы можете рассказать о воробье, прослушав это стихотворение? ­ Да,  зимой воробьям приходится особенно «туго». Они питаются тем, чем  придется. ­ Прочитайте загадку, отгадайте ее.  Окраской ­ сероватая,  Повадкой – вороватая,  Крикунья хрипловатая –  Известная персона.  Это….( ворона)  ­С вопросительной интонацией. ­с восклицательной интонацией. ­с ускорением .  По каким признакам вы узнали, что речь идет о вороне?  III. Самоопределение к деятельности Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю, Здесь, под крышей обитаю. Чик­чирик! Не робей! Я бывалый…(воробей) — Прочитайте загадку шепотом, хором, отгадайте ее. — Прочитайте ее с интонацией удивления. Сильная, большая птица Даже кошки не боится!.. Очень важная персона – Чёрно­серая ... (Ворона) — Прочитайте загадку шепотом, хором, отгадайте ее. — Прочитайте весело (грустно). — Что вы знаете о воробьях? …о воронах? ­ Почему мы начали урок именно с загадок о воробье и вороне? ­ Какие цели мы ставим перед собой на уроках литературного чтения? ­ Да, действительно, сегодня на уроке мы продолжим работу над  произведением К.Г.Паустовского « Растрёпанный воробей». ­ Как понимаете название? IV. Работа по теме урока. 1. Проверка домашнего задания. Дома вы рисовали рисунок к понравившемуся эпизоду. Давайте сейчас  покажем рисунки и расскажите, к какому эпизоду вы нарисовали свой  рисунок (рисунки оставлять на доске). (Получается картинный план) 1) Машина семья. 2 ) Жизнь воробья Пашки. 3 ) Кража. 4)  Счастливый финал. 2. Определение жанра текста. ­ В каком разделе находится произведение? ­ Почему? ­ Определите жанр произведения (рассказ или сказка) (Прием «Корзина идей») События могли происходить в реальной жизни. Вороны воруют блестящие предметы и прячут в гнезде. Воробей понимает людскую речь и способен им сочувствовать. Жизнь воробьиного племени очень напоминает человеческую. Ворона размышляет и видит сны. ВЫВОД: Сказка, где главным героем является воробей, находится  внутри рассказа, в котором главная героиня – Маша. 3. Составление характеристик главных героев ­Назовите мне, пожалуйста, главных героев произведения. (Маша, воробей) ­Давайте попробуем охарактеризовать каждого из этих героев. Маша – добрая девочка, она заботится о раненом воробье. «Маша принесла  Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила». Очень  переживает, что по ее вине расстроилась мама: «А мама, когда возвратилась  из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша». Любознательная. Это видно из того, какие вопросы ее волнуют: «И было  непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще  было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе  в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона…». Именно из­за Машиной любознательности случилось так, что ворона унесла  мамин букетик: «Маше было любопытно посмотреть, как ворона  протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на  стул, открыла форточку и спряталась за шкафом. Впечатлительная. Это ярче всего проявляется во время спектакля, в том,  как она воспринимает то, что происходит на сцене: «Золушка!» ­ тихо  вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены». Это проявляется и в  том, как Маша воспринимает музыку: «Было очень хорошо, что музыка все  время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму. Как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами». Xарактеристика Пашки – Расскажи, что ты знаешь про Пашку? Каков характер Пашки? (Он  ловкий,  умный, смелый, шустрый, что он обожает Машу). – А какие отношения у Маши с воробьем? (Отношения Маши с воробьем Пашкой дружеские. Пашка благодарен Маше за то, что она его кормит. Воробей постоянно пытается выразить девочке свою  признательность: то гусеницу принесет в подарок, то вещи, украденные  вороной, старается вернуть. Не случайно именно Пашка возвращает  стеклянный букетик Машиной маме.) – Что является главным чудом в рассказе?         ( – Главным чудом в рассказе является любовь, которая связывает его  героев: их желание помочь друг другу, поддерживать в трудный момент  жизни.  _ – Почему не пропал и не разбился хрупкий стеклянный букетик? (Стеклянный букетик не потерялся и не разбился потому, что Машин отец  подарил его Машиной маме в знак большой любви для того, чтобы хотя бы  букетик (если не он сам) смог присутствовать на таком важном событии, как  исполнение мамой партии Золушки в балете. Букетик не разбился потому, что любовь – это такая огромная ценность и сила, которой не страшны никакие  случайные обстоятельства. И если ворона украла букетик, значит, найдется  такой воробей, который его вернет.) 4. ФИЗМИНУТКА ­ В произведении встречаются два вида птиц: ворона и воробей. Если я буду  читать слово, которое можно отнести к характеристике воробья, вы  подпрыгиваете и хлопаете ладошками над головой. Если слово относится к  характеристике вороны – присаживаетесь. Маленький, голодный, скупая, растрепанный, смелый, сварливая,  жадная, благодарный, хитрая, безжалостная, решительный, злая,  отважный. 5. Беседа с сопровождением выборочного текста. ­ С какого эпизода начинается произведение? ­ Прочитайте. ­ Какой прием использует автор? (олицетворение – это приписывание свойств  человеческой психики предметам и явлениям реального или вымышленного  мира: животным, растениям и явлениям природы) ­ Почему с этого приема начинается повествование? ­ Где еще мы встречаем прием олицетворения? Прочитайте.  …все спит кругом: весь дом, и сад за окнами, и каменный лев…  Не спали только Маша, отопление и зима. Маша смотрела за окно,  отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и  сыпала с неба тихий снег.  Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный  шкаф и затих.  А теперь в городе одни машины. Они овсом не кормятся, не жуют  его с хрупом, как добродушные лошади, а пьют какую­то ядовитую  воду с едким запахом.  Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что  печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои,  флейты и тромбоны были живыми добрыми существами. ­ Сделайте вывод:       Какое настроение создают эти ожившие предметы? (Сказочное, волшебное, приподнятое. Автор использует этот прием, чтобы  перенести нас в сказку.) 6. Работа в парах. ­ Паустовский в своем произведении использует много цветовых эпитетов. ­ Что такое эпитеты? (Эп тет ­ определение при слове, влияющее на его  выразительность, красоту произношения) ии ­ Заполните карточки, используя цветные карандаши. К.Г.Паустовский в своем произведении использует много цветовых  эпитетов. Закрась клеточки тем цветом, который указан в тексте. И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый  снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у  мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего  была седая ворона. Там, в сиянии голубого, розового, золотого и лунного света, появился  дворец. Дети находят в тексте представленные фрагменты, зачитывают описания  цветов (фрагмент 1: черный, белый, красный, серый; фрагмент 2: голубой,  розовый, золотой, лунный*) и одновременно закрашивают пустые клеточки  указанными цветами. * Примечание: особое затруднение у детей может вызвать идентификация  «лунного» света: необходимо оживить жизненные впечатления детей,  вспомнить луну на чистом ночном небе и ее серебристый, таинственный свет. ­ Каким рассказ получился по настроению и по цвету? (Дети выбирают из ряда вариантов свой ответ ответа и обосновывают свой  выбор: 1.Разноцветный, унылый, сказочный, однотонный, яркий, весёлый,  необыкновенный, контрастный.) ­ Сделайте вывод. (Рассказ благодаря цветовым эпитетам получился необыкновенно­ красочным, волшебным и т. д.) 7. Анализ произведения. ­ У Паустовского произведение получилось веселое или печальное? (Веселое,  счастливое, смешное.) ­ Почему же его персонажи так часто плачут? (Учитель активизирует эмоционально­образную память детей и просит их  вспомнить, от чего обычно плачут люди: от горя, от обиды, от боли и т.д.) Работа в группах (по рядам) ­ Найдите эпизоды, где персонажи рассказа плачут, перечитайте их и  подумайте, от каких чувств и переживаний они плачут. (2.Счастье, душевная боль, восхищение, печаль, сочувствие, сожаление о  прошлом, горькие воспоминания о любимом.) В результате самостоятельных поисков должны быть найдены следующие  фрагменты текста: 1. «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней  заплакала и Маша.» 2. «А один старый капельдинер даже вытирал глаза. Да и как ему было не  прослезиться, если так хорошо танцевала дочь его умершего товарища.» 3. «... люди улыбнулись про себя и только недоумевали, почему у счастливой  Золушки на глазах слёзы.» 4. «Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от обиды и голода. Хоть  бы склюнуть какую ни на есть крошку!» Дети зачитывают указанные эпизоды, размышляют о причинах слез и  выбирают из предложенных аншлагов тот, который, по их мнению, называет то чувство, которое стало источником столь сильных человеческих переживаний. Вывод: рассказ Паустовского не только об удивительных животных, похожих  на людей, он еще сказочный, разноцветный, волшебный, а также в этом  произведении очень много сказано о необыкновенных человеческих чувствах:  о любви, верности и печали, о счастье и боли. ­ Задумайтесь над идеей рассказа. Перечитайте итоговые слова мамы («От  маленькой радости смеются, а от большой плачут»). Как вы понимаете эти  слова? (Писатель стремился показать силу человеческих переживаний, силу  любви, которая вызывает у человека и боль, слезы, и большую радость,  счастье. Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она  превращает обычный мир в разноцветную сказку.) ­Чему хотел научить нас автор? ­ Какие средства он для этого использовал? V. Итог урока ­ Я предлагаю вам сочинить синквейн. Воробей, ворона, Маша. ( По рядам)  Воробей.  Взъерошенный, голодный.  Прилетел, подрался, помог. Отблагодарил  девочку за заботу.  Храбрец. VI. Рефлексия. ­ Вот и подошел к концу наш урок . ­ Вы довольны своей работой? По желанию выберите фразу и закончите ее самостоятельно. сегодня я узнал... мне было трудно… я понял, что… я научился… я смог… мне было интересно узнать, что… VI. Домашнее задание: Пересказ понравившегося отрывка.

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2019