Конспект по биологии на тему "Естественный отбор и его формы" (9 класс)
Оценка 4.7

Конспект по биологии на тему "Естественный отбор и его формы" (9 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков +1
docx
биология
9 кл—11 кл
25.02.2018
Конспект по биологии на тему "Естественный отбор и его формы" (9 класс)
Тема: Естественный отбор и его формы. Тип урока: изучение нового материала. Задачи: 1.Образовательная: раскрыть понятия «естественный отбор», , заслугу Ч. Дарвина перед наукой – открытие принципа естественного отбора как важнейшего фактора эволюции; сформировать знания о естественном отборе, его формах. 2.Развивающая: продолжить формирование умений обобщать и делать краткие записи; развитие компетенций получения информации, анализа полученных данных. 3.Воспитательная: реализовать мировоззренческий аспект воспитания; понимание роли личности Ч. Дарвина в становлении эволюционной теории. Методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, демонстрация. Оборудование: таблицы, презентация на тему «Учение Дарвина о естественном отборе».
ЕО.docx
Конспект урока Тема: Естественный отбор и его формы. Тип урока: изучение нового материала. Задачи:  1.Образовательная:  раскрыть понятия «естественный   отбор», ,  заслугу  Ч. Дарвина   перед   наукой   –   открытие   принципа   естественного   отбора   как важнейшего фактора эволюции; сформировать знания о естественном отборе, его формах.  2.Развивающая:  продолжить   формирование   умений   обобщать   и   делать краткие   записи;   развитие   компетенций   получения   информации,   анализа полученных данных. 3.Воспитательная:  реализовать   мировоззренческий   аспект   воспитания; понимание роли личности Ч. Дарвина в становлении эволюционной теории. Методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, демонстрация.  Оборудование:  таблицы,   презентация   на   тему   «Учение   Дарвина   о естественном отборе».  Ход урока: 1.Организационный момент (1­2 минуты) 2.Изучение нового материала Понятие "естественный отбор" ­ важнейшее не только в эволюционной  теории , но и во всей биологии. Ч. Дарвин определил естественный отбор как  выживание особей с полезными и гибель с вредными индивидуальными  уклонениями ­ "выживание наиболее приспособленных". В процессе естественного отбора важны не столько выживание или гибель  отдельных особей, сколько их избирательное размножение. Главное значение в эволюции имеет не само выживание особей, а вклад каждой особи в генофонд  популяции. Больший вклад внесет та особь, которая оставит более  многочисленное потомство. Особи, которые не оставили потомства, не имеют  значения для эволюции. Только успех в распространении и закреплении  определенных аллелей генов в популяциях ведет к возникновению  эволюционных явлений. Таким образом, под естественным отбором нужно понимать избирательное  воспроизведение разных генотипов.  Естественный отбор ­ единственный фактор эволюции, приводящий к  повышению приспособленности ( мутации, популяционные волны, изоляция,  относятся к факторам эволюции, изменяющим частоту аллелей в популяциях  независимо от того, приводит ли это к повышению или понижению  приспособленности организмов.) Формы естественного отбора Движущий                        Стабилизирующий                  Дизруптивный Движущий отбор  ­ отбор в пользу генотипов  с уклоняющимся значением признака от ранее установившегося в популяции значения. Действует при изменении условий среды обитания популяции и приводит к закреплению новой нормы реакции организмов, изменению фенотипического облика и генотипической структуры популяции. Пример движущего отбора: индустриальный меланизм. Это явление присуще множеству   насекомых,   например,   бабочка   березовая   пяденица.   Обычно встречается   бабочка   с   белой   окраской   тела   и   черными   пятнышками   на крыльях.Такие   бабочки   трудноразличимы   на   стволах   берез,   покрытых лишайниками.Здесь эти сумеречные бабочки проводят светлую часть суток. У бабочек данного вида встречаются мутации, определяющие темную окраску тела с белыми пятнышками  на крыльях. Темная форма получила  название меланистической. Название происходит от пигмента меланина, придающего окраску телу бабочки. Темная форма стала вытеснять светлую в тех районах, где стволы берез покрывались сажей, а лишайники погибали. Оказалось,   что   ген   меланизма   определяет   более   высокую   устойчивость березовой пяденицы на стадии личинки к действию различных химических загрязнителей среды. За   последние   десятилетия   обнаружены   популяции   различных   видов насекомых,   устойчивых   к   действию   ядохимикатов,   от   которых   насекомые данных   видов   ранее   погибали.   В   результате   размножения   таких   особей мутации накапливались в популяции из поколения в поколение, а затем могла возникнуть целая популяция, устойчивая к некоторым ядам. Стабилизирующий   отбор   –  форма   отбора,   действующая   в   постоянных условиях   среды.   Это   отбор   в   пользу   генотипов   со   средним   выражением признака.   Отбор   направлен   на   устранение   от   размножения   особей, фенотипически заметно уклоняющихся от сложившейся нормы. Он действует в стабильных условиях окружающей среды, сохраняет фенотипический облик популяции и ее генотипическую структуру. Стабилизирующая форма отбора оберегает норму от разрушающего влияния мутационного процесса. Она также играет роль для сохранения и усиления результатов движущего отбора. Дизруптивный отбор – разрывающий отбор, приводит к появлению двух или нескольких   новых   форм   из   одной   исходной;   он   действует   против промежуточных средних форм. Результатом дизруптивного отбора являются, например, две формы погремка – раннецветущей и позднецветущей. Естественный   отбор   –   важнейший   и   единственный   направляющий   фактор эволюции.   Он   осуществляет   не   случайное,   а   направленное   изменение фенотипического облика популяции и ее генотипического состава. 3.Закрепление изученного материала. Заполните таблицу, используя учебник. Признаки сравнения Характер действия          Творческий­ Искусственный отбор направленное  накопление признаков на пользу человека. Формы отбора   индивидуальный, бессознательный методический. Массовый,   и Путь изменений Результат отбора Отбираются, становятся  производительными. Отбираются,  уничтожаются. Новые сорта, породы и  штаммы Естественный отбор Творческий­отбор  приспособительных  признаков на пользу  особи, популяции, вида,  приводящий к  возникновению новых  форм. Движущий,  поддерживающий  уклонения в  изменяющихся условиях среды и  стабилизирующий.  Поддерживающий  постоянство средней  нормы. Остаются,  накапливаются,  передаются по  наследству. Уничтожаются в БЗС. Новые виды 5. Домашнее задание: Решите задачи. 1.Колорадский жук наносит картофельным посадкам большой урон. Сам жук и его личинки могут съесть все листья на картофельном кусте, но иногда можно найти кусты, незначительно поврежденные жуками. Почему?  2.У 100 пчел длина губы с язычком оказалась неодинаковой: 12 ос. – самый маленький хоботок, 10 –наиболее длинный, а 78 – имели хоботки средних размеров. Какое значение для жизни популяции имеют эти различия? 3.Гориллы   обычно   имеют   темный   цвет   шерсти.   В   Барселонском   зоопарке содержалась белая горилла Снежинка. Все ее особенности в остальном были схожи   с   собратьями.   Какими   положениями   эволюционного   учения   можете объяснить это явление? 4.   У   северных   оленей   размеры   рогов   всегда   различны,   редко   встречаются животные, имеющие совершенно одинаковый размер рогов. Какое значение доли жизни и эволюции популяции имеет это обстоятельство?

Конспект по биологии на тему "Естественный отбор и его формы" (9 класс)

Конспект по биологии на тему "Естественный отбор и его формы" (9 класс)

Конспект по биологии на тему "Естественный отбор и его формы" (9 класс)

Конспект по биологии на тему "Естественный отбор и его формы" (9 класс)

Конспект по биологии на тему "Естественный отбор и его формы" (9 класс)

Конспект по биологии на тему "Естественный отбор и его формы" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018