Конспект по биологии на тему "Естественный отбор и его формы" (9 класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков +1
docx
биология
9 кл—11 кл
25.02.2018
Тема: Естественный отбор и его формы.
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи:
1.Образовательная: раскрыть понятия «естественный отбор», , заслугу Ч. Дарвина перед наукой – открытие принципа естественного отбора как важнейшего фактора эволюции; сформировать знания о естественном отборе, его формах.
2.Развивающая: продолжить формирование умений обобщать и делать краткие записи; развитие компетенций получения информации, анализа полученных данных.
3.Воспитательная: реализовать мировоззренческий аспект воспитания; понимание роли личности Ч. Дарвина в становлении эволюционной теории.
Методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, демонстрация.
Оборудование: таблицы, презентация на тему «Учение Дарвина о естественном отборе».
ЕО.docx
Конспект урока
Тема: Естественный отбор и его формы.
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи:
1.Образовательная: раскрыть понятия «естественный отбор», , заслугу Ч.
Дарвина перед наукой – открытие принципа естественного отбора как
важнейшего фактора эволюции; сформировать знания о естественном отборе,
его формах.
2.Развивающая: продолжить формирование умений обобщать и делать
краткие записи; развитие компетенций получения информации, анализа
полученных данных.
3.Воспитательная: реализовать мировоззренческий аспект воспитания;
понимание роли личности Ч. Дарвина в становлении эволюционной теории.
Методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, демонстрация.
Оборудование: таблицы, презентация на тему «Учение Дарвина о
естественном отборе».
Ход урока:
1.Организационный момент (12 минуты)
2.Изучение нового материала
Понятие "естественный отбор" важнейшее не только в эволюционной
теории , но и во всей биологии. Ч. Дарвин определил естественный отбор как
выживание особей с полезными и гибель с вредными индивидуальными
уклонениями "выживание наиболее приспособленных".
В процессе естественного отбора важны не столько выживание или гибель
отдельных особей, сколько их избирательное размножение. Главное значение в
эволюции имеет не само выживание особей, а вклад каждой особи в генофонд
популяции. Больший вклад внесет та особь, которая оставит более
многочисленное потомство. Особи, которые не оставили потомства, не имеют
значения для эволюции. Только успех в распространении и закреплении
определенных аллелей генов в популяциях ведет к возникновению
эволюционных явлений.
Таким образом, под естественным отбором нужно понимать избирательное
воспроизведение разных генотипов.
Естественный отбор единственный фактор эволюции, приводящий к
повышению приспособленности ( мутации, популяционные волны, изоляция,
относятся к факторам эволюции, изменяющим частоту аллелей в популяциях
независимо от того, приводит ли это к повышению или понижению
приспособленности организмов.)
Формы естественного отбора Движущий Стабилизирующий Дизруптивный
Движущий отбор отбор в пользу генотипов с уклоняющимся значением
признака от ранее установившегося в популяции значения.
Действует при изменении условий среды обитания популяции и приводит к
закреплению новой нормы реакции организмов, изменению фенотипического
облика и генотипической структуры популяции.
Пример движущего отбора: индустриальный меланизм. Это явление присуще
множеству насекомых, например, бабочка березовая пяденица. Обычно
встречается бабочка с белой окраской тела и черными пятнышками на
крыльях.Такие бабочки трудноразличимы на стволах берез, покрытых
лишайниками.Здесь эти сумеречные бабочки проводят светлую часть суток. У
бабочек данного вида встречаются мутации, определяющие темную окраску
тела с белыми пятнышками на крыльях. Темная форма получила название
меланистической. Название происходит от пигмента меланина, придающего
окраску телу бабочки. Темная форма стала вытеснять светлую в тех районах,
где стволы берез покрывались сажей, а лишайники погибали.
Оказалось, что ген меланизма определяет более высокую устойчивость
березовой пяденицы на стадии личинки к действию различных химических
загрязнителей среды.
За последние десятилетия обнаружены популяции различных видов
насекомых, устойчивых к действию ядохимикатов, от которых насекомые
данных видов ранее погибали. В результате размножения таких особей
мутации накапливались в популяции из поколения в поколение, а затем могла
возникнуть целая популяция, устойчивая к некоторым ядам.
Стабилизирующий отбор – форма отбора, действующая в постоянных
условиях среды. Это отбор в пользу генотипов со средним выражением
признака. Отбор направлен на устранение от размножения особей,
фенотипически заметно уклоняющихся от сложившейся нормы. Он действует
в стабильных условиях окружающей среды, сохраняет фенотипический облик
популяции и ее генотипическую структуру.
Стабилизирующая форма отбора оберегает норму от разрушающего влияния
мутационного процесса. Она также играет роль для сохранения и усиления
результатов движущего отбора.
Дизруптивный отбор – разрывающий отбор, приводит к появлению двух или
нескольких новых форм из одной исходной; он действует против
промежуточных средних форм. Результатом дизруптивного отбора являются,
например, две формы погремка – раннецветущей и позднецветущей.
Естественный отбор – важнейший и единственный направляющий фактор
эволюции. Он осуществляет не случайное, а направленное изменение
фенотипического облика популяции и ее генотипического состава. 3.Закрепление изученного материала.
Заполните таблицу, используя учебник.
Признаки сравнения
Характер действия Творческий
Искусственный отбор
направленное
накопление признаков на
пользу человека.
Формы отбора
индивидуальный,
бессознательный
методический.
Массовый,
и
Путь изменений
Результат отбора
Отбираются, становятся
производительными.
Отбираются,
уничтожаются.
Новые сорта, породы и
штаммы
Естественный отбор
Творческийотбор
приспособительных
признаков на пользу
особи, популяции, вида,
приводящий к
возникновению новых
форм.
Движущий,
поддерживающий
уклонения в
изменяющихся условиях
среды и
стабилизирующий.
Поддерживающий
постоянство средней
нормы.
Остаются,
накапливаются,
передаются по
наследству.
Уничтожаются в БЗС.
Новые виды
5. Домашнее задание: Решите задачи.
1.Колорадский жук наносит картофельным посадкам большой урон. Сам жук
и его личинки могут съесть все листья на картофельном кусте, но иногда
можно найти кусты, незначительно поврежденные жуками. Почему?
2.У 100 пчел длина губы с язычком оказалась неодинаковой: 12 ос. – самый
маленький хоботок, 10 –наиболее длинный, а 78 – имели хоботки средних
размеров. Какое значение для жизни популяции имеют эти различия?
3.Гориллы обычно имеют темный цвет шерсти. В Барселонском зоопарке
содержалась белая горилла Снежинка. Все ее особенности в остальном были
схожи с собратьями. Какими положениями эволюционного учения можете
объяснить это явление?
4. У северных оленей размеры рогов всегда различны, редко встречаются
животные, имеющие совершенно одинаковый размер рогов. Какое значение
доли жизни и эволюции популяции имеет это обстоятельство?
Конспект по биологии на тему "Естественный отбор и его формы" (9 класс)
Конспект по биологии на тему "Естественный отбор и его формы" (9 класс)
Конспект по биологии на тему "Естественный отбор и его формы" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.