Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)
Оценка 4.8

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка
1 кл
16.12.2018
Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 7 урока 2 четверти «Конкретизация проблемы «Существует ли в музыке чистая изобразительность?». Цель: Исследование (конкретизация) проблемы «Существует ли в музыке чистая изобразительность?» Задачи: - обогащать эмоциональный слуховой опыт первоклассников; - продолжать учить прослеживать смысловое развитие музыки: учить мыслить, анализировать содержательный смысл музыки во взаимодействии с окружающей жизнью, распознавать в музыкальном содержании образы окружающего мира и средства их создания; - познакомить школьников с «Карнавалом животных» Сен-Санса: «Аквариум», «Черепахи», «Кенгуру», «Слон», «Лебедь» и др.; проанализировать то, как изобразительные средства в своей совокупности становятся выражением характера животных; - активизировать слушание музыки, выявляя ее интонационно-образное содержание через жесты, характерные обобщенные движения; продолжать учить вслушиваться, всматриваться, вдумываться в музыку; - играть на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле; сочинять и исполнять аккомпанемент к песням на шумовых инструментах; - развивать навыки интонационного чистого и ритмически точного пения; - продолжать работу по привитию культуры слушания музыки школьников, укреплять их интерес к музыке, воспитывать способность эмоционально откликаться на музыкальные произведения композиторов-классиков.
7 урок.doc
Усачева, Школяр. Музыка, 1 класс II четверть Урок   7.   Конкретизация   проблемы   «Существует   ли   в   музыке  чистая изобразительность?» Тема: Существует ли в музыке чистая изобразительность? (Обобщение) Цель: Исследование (конкретизация) проблемы «Существует ли в музыке чистая изобразительность?» Задачи: ­ обогащать эмоциональный слуховой опыт первоклассников;  ­   продолжать   учить   прослеживать   смысловое   развитие   музыки:   учить   мыслить, анализировать содержательный смысл музыки во взаимодействии с окружающей жизнью, распознавать   в   музыкальном   содержании   образы   окружающего   мира   и   средства   их создания; ­   познакомить   школьников   с   «Карнавалом   животных»   Сен­Санса:   «Аквариум», «Черепахи»,   «Кенгуру»,   «Слон»,   «Лебедь»   и   др.;   проанализировать   то,   как изобразительные   средства   в   своей   совокупности   становятся  выражением   характера животных; ­ активизировать слушание музыки, выявляя ее интонационно­образное содержание через   жесты,   характерные   обобщенные   движения;   продолжать   учить   вслушиваться, всматриваться, вдумываться в музыку; ­   играть   на   элементарных   музыкальных   инструментах   в   ансамбле;   сочинять   и исполнять аккомпанемент к песням на шумовых инструментах; ­ развивать навыки интонационного чистого и ритмически точного пения; ­   продолжать   работу   по   привитию   культуры   слушания   музыки   школьников, укреплять их интерес к музыке, воспитывать способность эмоционально откликаться на музыкальные произведения композиторов­классиков.       71.  Средства обучения и оборудование 1. Учебник, с. 96—99. 2. Музыкальный материал:  К. Сен­Санс. «Карнавал животных» / фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 66— В.А. Моцарт. Дуэт Папагено и Папагены из оперы «Волшебная флейта» / ЭФУ, с. 57; фонохрестоматия.  «Авсень» / нотная хрестоматия, с. 53.  ХОД УРОКА I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Дети входят в класс под музыку В.А. Моцарта «Дуэт Папагено и Папагены» из оперы «Волшебная флейта». 1. Организационный момент. Музыкальное приветствие: ­ Вот опять звонок весёлый Громко прозвенел для нас. Мы счастливые шагаем В музыкальный светлый класс. Здравствуй, музыка родная, ­ Дружно скажем мы сейчас, ­ И учитель наш любимый, Как мы рады видеть Вас! ­ Здравствуйте! ­ Здравствуйте! ­ Колокольчик наш звенит, Быть внимательным велит ­ Тему урока чтобы назвать, Загадку нужно нам отгадать: «Разрываются салютом Эти сладкие минуты. Каждый верит, каждый ждет Этот праздник...» (Новый год.) ­ О чем пойдет разговор на нашем сегодняшнем уроке? ­ О зимнем новогоднем празднике. Да,   Новый   год   –   это   один   из   зимних   праздников.   Но   на   Руси   в   зимнее   время существовало   много   и   других   праздников:   Святки,   Новый   год,   Рождество,   Крещение, Масленица. В эти праздники устраивались настоящие гуляния с песнями, играми.  В народе зимние святки считались особым временем – солнце поворачивало на лето. Праздник Святки традиционно сопровождался ряжеными. Это было одним из любимых развлечений   молодежи.   В   комедийных   представлениях,   разыгрываемых   ряжеными, участвовали   разные   персонажи:   старик,   старуха,   нищий,   цыган,   солдат   и   персонажи   в масках,   изображающих   зверей:   конь,   коза,  медведь   и   др.   В  канун   Нового   года   ходили ряженые под окнами домов, авсенили­таусенили – пели рождественские коляды, таусенные песни. Давайте и мы вспомним с вами народные новогодние поздравления («Авсени» и «Таусени»). Исполнение «Авсень». 2. Мотивация. Целеполагание ­ Народные традиции переодеваний в разных персонажей и животных, надевания масок плавно перетекли и в празднование Нового года. Всем вам известны новогодние маскарады и карнавалы. В преддверии  новогодних праздников мы  и отправимся  сегодня на один  такой карнавал, но не обычный, а музыкальный ­ познакомимся с музыкой «Карнавала животных» французского композитора К. Сен­Санса. Внимательно слушая музыку, мы, с вами, как по волшебству   окажемся   в   царстве   зверей   и   птиц,   попытаемся   поразмышлять   и проанализировать,   как   изобразительные   средства   в   музыке   становятся  выражением характера животных, так удивительно иной раз похожих на нас ­ людей. Под Новый год, под Новый год Сбываются все сказки. Олень и волк под Новый год Гуляют без опаски. Пусть говорят: «Такого нет, Такого не бывает…» Кружится в небе белый снег И ветки укрывает. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Интонационная атмосфера зоокарнавала О   карнавале   животных   замечательно   рассказал   своей   музыкой   французский композитор   Сен­Санс.   Вот   пьесы,   которые   входят   в   его   «Карнавал   животных»: «Королевский марш львов», «Курицы и петух», «Антилопы», «Черепахи», «Ископаемые», «Слоны», «Кенгуру», «Аквариум», «Персонаж с длинными ушами», «Кукушка в глубине леса», «Птичник» и самая знаменитая пьеса – «Лебедь». Сам Сен­Санс считал это произведение лишь музыкальной шуткой. Однако, каждый изображенный   им   образ   –   это   будто   настоящий   музыкально­драматический   этюд (зарисовка). «Карнавал   животных»   наполнен   юмором,   иногда   переходящим   в   сатиру:   в   его частях зачастую содержатся пародии и цитаты из известных музыкальных произведений, высмеиваются человеческие пороки либо просто ведётся подражание голосам животных. Персонажи,   выведенные   композитором   на   этом   карнавале,   предстают,   кроме   лебедя,   в шутливом, а порой даже в карикатурно­сатирическом виде. Причем в некоторых случаях композитор   имел   в   виду   не   столько   собственно   животных,   сколько   человеческие характеры, которые они олицетворяют. Что ж, друзья, настало время познакомиться с первым животным, скрывающимся под маской на нашем музыкальном карнавале. А чтобы легче вам было догадаться, кого изобразил Камиль Сен­Санс, я загадаю вам загадку: Что за чудо?.. Вот так чудо ­ Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге: Голова торчит, да ноги… (Черепаха) 1) Черепахи ­ Итак, первый музыкальный портрет, нарисованный Сен­Сансом… Вслушиваемся, размышляем, ищем изобразительные подсказки. Звучит «Черепахи» К. Сен­Санса. Музыкальный анализ: ­ Какой была музыка ­ быстрой или медленной?  ­ Музыка медленная. Похоже, это животное никуда не торопится. Слышно было,   как   оно   плавно   передвигается,   не   спеша   поворачивает   голову,   медлительно разворачивается, чтобы направиться в другую сторону...  ­   Верно,   музыкальная   тема   черепах   чинна,   неспешна,   тяжеловата.   Композитору здорово   удалось   передать   неторопливую   походку   черепахи,   правда?   Даже   имя   этот музыкальный портрет имеет несколько неторопливое: «Черепахи». Да, черепах принято считать редкостными копушами. Про того, кто плетётся еле­ еле, говорят, что он шагает черепашьим шагом, а если какое­то дело делается чересчур медленно, говорят, что оно продвигается черепашьими темпами.  А   знаете   ли   вы   выражение   «Мудрый,   как   черепаха»?   Почему   черепах   считают мудрыми? Ответы учащихся. ­ Помните Черепаху Тортиллу из сказки про Буратино? Сколько ей было лет? Черепахи ­ настоящие долгожители: почти все они живут больше ста лет. Наверное, потому их и считают мудрыми: за такую долгую жизнь можно накопить немало опыта и знаний. Потому, наверное, и не спешат никуда: «Тише едешь – дальше будешь». ­   А   какой   характер   был   у   музыки   Сен­Санса?   Тревожный,   сердитый?   Или спокойный и доброжелательный? ­   Какое   средство   музыкальной   выразительности   передает   медлительность   этого животного? ­ Темп. ­ А как звучит мелодия? Песенная она или танцевальная? ­ Мелодия тянется, медленно распевается. Танцевальность здесь неуклюжая, тяжеловатая. ­ Послушайте теперь и сравните с другой мелодией: Звучит фрагмент Канкана из оперетты Оффенбаха «Орфей в аду». ­ Что скажете? Похоже на музыку черепах Сен­Санса? ­ Мелодия чем­то похожая. Но характер музыки, настроение, темп – все другое. ­   Действительно,   ребята,   на  редкость   медлительные   животные   охарактеризованы Сен­Сансом   одним   из   самых   залихватских   французских   танцев   19   века:   в   умеренном, неспешном  темпе и величественном, торжественном характере прослушивается интонация зажигательного танца Канкан (еще одного французского композитора Оффенбаха). ­ Как думаете, что хотел этим подчеркнуть Камиль Сен­Санс? А может, по­доброму что­то высмеивал? ­ Как вы думаете, черепахи в музыке Сен­Санса были маленькими или большими?  ­ Почему вы так думаете? Размышления учащихся. ­ Черепахи тоже ведь бывают разные. Есть и ниндзя, как известно. Но лично мне слышится в этих звуках нечто гораздо более романтичное и возвышенное, чем просто возня панцирных рептилий.  Например, можно сочинить свою сказку про благородных рыцарей, отправившихся в поход. Едут эти рыцари на своих конях по долам, по полям и через пустыни, по береговой линии моря и на фоне далёких заснеженных гор. Едут они, наряженные в тяжелые доспехи, а   вокруг   них   наблюдаются   всякие   красоты,   чувствуется   царящая   праздничность атмосферы. Давайте   в   движении   попытаемся   передать   образ   черепахи   Сен­Санса.   А   может, рыцарей в тяжелых доспехах, непозволяющих станцевать вместе со всеми зажигательный танец? Повторное прослушивание. Пластическое интонирование. 2) Слон Попробуйте отгадать, а теперь какое живое существо нарисовал композитор своей музыкой? Звучит фрагмент «Слон». ­ Как вам кажется, это животное большое или маленькое? Ответы детей. ­   Конечно,   большое.   Недаром   музыка,   которая   его   изображает,   написана   для контрабаса: самого большого инструмента в оркестре.  А каких животных­великанов вы знаете? И кого же из них, по­вашему, изобразил композитор? Ответы детей. ­ Если  кто­то ещё не догадался,  подскажу: у этого животного ­ огромные уши, длинный хобот... ­Похоже на слона. ­ Правильно,  это слон!  Среди животных, которые  живут на суше, слон  ­ самый большой.   А   вы   услышали   в   музыке,   как   громко   топает   слон?   Композитор   передал   его тяжёлую походку, верно? Слон и вправду очень тяжёлый: он может весить больше семи тонн ­ столько весит большой грузовик, нагруженный кирпичами. Когда слон шагает по земле,   она   как   будто   гудит   и   трясётся.   Ноги   у   слона   толстые,   как   стволы   взрослых деревьев. И, представьте себе, ногами слоны умеют ... слышать! Они переговариваются топаньем, даже если находятся далеко друг от друга. Теперь   скажите,  какой   характер  у слона,  которого изобразил   композитор?  Этот слон сердитый или добрый? Ответы детей. ­ Ну, конечно, добрый. Слоны и вправду добродушные животные. Здороваясь, они обвивают друг друга хоботами, точь­в­точь как мы при встрече обнимаем своих друзей и родственников. Как вам кажется, какое настроение у слона, которого изобразил композитор? Этот слон грустный или весёлый? Ответы детей. ­ Слоны ­ весёлые и жизнерадостные животные. Они умеют радоваться, улыбаться и даже смеяться. Они не прочь поиграть ­ и между собой, и с человеком, которого считают своим другом. Как вы думаете, что делал слон в музыке, которую вы только что слушали? Просто топал по дороге? Ел траву и листья? Или, может быть, он танцевал? Ответы детей. ­ Да, слона можно научить танцевать! Недаром слоны с большим успехом выступают в цирке. А какой танец напомнили звуки пьесы «Слон» Сен­Санса? Ответы детей. ­ Низкие, солидные звуки, действительно, изобразили что­то добротное и смутно знакомое – вроде вальса.  И Сен­Санс такой интонацией изобразил, наверное, циркового слона, который умеет танцевать и кланяться публике: самый низкий инструмент оркестра, тяжеловесный и малоподвижный, пышно и торжественно играет вальсовую мелодию. ­ А как вы думаете, почему иногда про человека говорят «слон в посудной лавке»? Или «Вы танцуете, как слон»? Это комплимент? Ответы детей. Вот какой он, наш слон: большой, тяжёлый и неуклюжий, весёлый и добрый. И всё это мы услышали в музыке: она звучит низко, тяжело, неповоротливо. Чтобы передать, как тяжело шагает слон, давайте постучим кулачками (кулачком о кулачок) – увесисто, неторопливо, медленно. А может, кто­то хочет показать, как танцует слон? Повторное прослушивание. Пластическое интонирование.  Этот номер «Карнавала» действительно пробуждает мысль о чём угодно большом и добром,   красивом   и   сильном.   Например,   наши   рыцари­странники   встретили   по   пути   к подвигу замок одинокого волшебника: башни, стены, флаги…  ­ Кто же выскочит, кто выпрыгнет им навстречу? 3) Кенгуру Прослушивание. Далее Сен­Санс рисует образ кенгуру, да не одного, а сразу нескольких кенгуру. Фортепьяно   изображает   резвые   прыжки   и   любопытство,   блестящее   в   чёрных   глазах сумчатого   зверька.   Прыжки   экзотических   австралийских   животных   переданы   в   музыке отрывистыми аккордами. Если   находить   ассоциации   кенгуру   с   человеком,   то   можно   услышать   разные поговорки: «Держи карман шире!» обозначает  иронично­насмешливое отношение к тому кто хочет получить больше, чем заслуживает, т.е. даже не надейся и не рассчитывай на что­ либо!  или «Скачет, как кенгуру»  (то же ­ «Кенгуру чокнутый»)  ­ оставляет проблемы нерешенными, перескакивая с одних на другие. А   в   нашей   благородной   сказке   новый   поворот   сюжета.   Это   из   замка   выскочил худенький   добренький колдун,   общительный   и   слегка   сумасшедший.   Он   бегает   вокруг рыцарей, всё нарадоваться не может, что их приезд скрасил его многолетнее одиночество.   Предлагаю, слушая эту мелодию, вдосталь поскакать, стоя на месте, изображая этих сумчатых животных. Или не сумчатых. Или не животных.  Включаем фантазию. Поскакали!.. Повторное прослушивание. Пластическое интонирование. 4) Аквариум ­ Давайте послушаем еще одно музыкальное произведение, которое сочинил Камиль Сен­Санс. Называется оно «Аквариум». Звучит «Аквариум» К. Сен­Санса. Музыка   «Аквариума»   рисует   безмолвный   подводный   мир.   Плавно   струятся переливающиеся   пассажи   двух   фортепиано;   тихо   повторяются   отрывистые   звуки стеклянной гармоники, флейты, струнных (без контрабаса) с сурдинами. Как вели себя рыбки в аквариуме? Кажется, они ­ то замирали на месте, чуть шевеля плавниками и хвостом, поблёскивая чешуёй; то устремлялись вглубь, ко дну, то всплывали к   поверхности.   И   резвились   друг   с   другом,   как   будто   танцевали   среди   разноцветных водных растений.  Ребята, а кто из вас знает, почему рыбке удаётся быстро плавать? Да, она двигает хвостом и плавниками. Но главный двигатель рыбы ­ её туловище. Она почти незаметно выгибает  туловище  то в одну сторону, то в другую, будто бы отталкивается  от воды. Плавники  помогают рыбке  сохранять  ровное  положение;  так человек,  который захотел пройтись по бревну, вытягивает руки в стороны и чуть покачивает ими, чтобы удержать равновесие. Кто знает, про какого человека говорят: «Нем, как рыба»? (Про молчаливого.) А   когда   человека   пренебрежительно   называют   «Ни   рыба   ни   мясо»?   (Человека сомневающегося,   колеблющегося;   когда   человек   так   и   не   определился   со   своими взглядами: ни то, ни сё). Давайте поиграем! Художественная игра: Основные жесты: 1. плывущая рыбка: ладонь правой руки, выполняющая волнообразные движения; 2. медузы, опускающиеся на дно: на 1,2 – отталкивающиеся от воды (собранная кисть на стаккато), на 3­4 – летящие и опускающие щупальца (свободная кисть); 3.   водоросли:   левая   рука   ладонью   вверх   пассивно,   правая   над   ней   быстро покачивается   и   увеличивает   расстояние   по   вертикали,   как   будто   по   ней   ударяются пузырьки   воздуха,   скользящие   по   водорослям   между   ладонями.   Движение   завершается коротким всплеском. 4. пузырьки воздуха на водорослях – жест «стаккато» собранной кистью (работают поочерёдно обе руки); 5. подводная пещера – домик (в неё спрячется рыбка в финале) – это вторая рука, бережно закрывающая «рыбку». Повторное прослушивание. Пластическое интонирование (игра) Дети   выполняют   движения   под   музыку   совместно   с   учителем   (метод «Зеркало»): [1 ­ 8 такты] – скользящая по волнам рыбка [9   –   12   такты]   –   медуза   (7   секвенций   постепенно   опускается   сверху   вниз,   на последних долях 12 такта качается у самого дна) [13 – 20 такты] – рыбка, плывущая по волнам (жест крупнее, например, потому что рядом проплыла крупная хищная рыба) [21 – 24 такты] – медуза (так же, можно сменить руку) [25 – 28 такты] – рыбка [29 – 30 такты] – водоросли справа и слева (на раз, два, три – скольжение пузырьков, на четыре – всплеск) [31 такт] – пузырьки на листьях (поочерёдно собранной кистью слева и справа 2+2) [32 – 33 такты] – водоросли (так же) [34 такт] – пузырьки (так же) [35 – 38 такты] – рыбка [39 такт] – рыбка исчезает в домике. ­   Ну   что,   дело   ясное,   что   дело   тёмное:   глубины,   колебания   водорослей, поблескивание   ярко   окрашенных   рыб.   Тайна   всех   океанов.   Вот   такой   получился   наш аквариум.  Рыбок у нас здесь с вами ­ пруд пруди и резвиться им приятно.  Если  же они у нас ­ рыцари,  то эта мелодия  означает: приехали  к морю. Море волнуется – раз, зритель волнуется – два. Из воды выглядывают русалки и акулы, чайки вьются над берегом в недобром предвкушении. Куда ж нам плыть? Рыцари в недоумении. Кто им подскажет дорогу? 5) Лебедь И вот навстречу им царственно и величественно выплывает…  Вот и настало время последней музыкальной загадки, ребята. Кого же изобразил Камиль Сен­Санс?  Слушание «Лебедь» К. Сен­Санса. Что ж, давайте отгадывать, кто это такой:  ­   Как   вы   считаете,   он   маленький   или   большой?   Быстрый   или   медленный? Добродушный или сердитый? Испуганный или спокойный? Ответы детей.  ­ А как вам показалось, он красивый?  ­ Что он делал? Может быть, бежал? Или прыгал? Или спасался от врагов?  ­   Какой   у   этой   музыки   характер?   Можно   ли   сказать,   что   она   была   плавной, задумчивой, величавой? Что вы представляли себе, пока её слушали? Ответы детей. ­   Не   показалось   ли   вам,   что   в   музыке   чуть   слышно   плещется   вода,   тихая   и спокойная, переливающаяся на солнце? Послушайте­ка ещё раз. Учитель наигрывает вступительные или заключительные такты, где «слышна» вода. ­ Возможно, тот, кого изобразил в музыке композитор, величественно скользил по водной поверхности? Кто еще умеет плавать кроме рыб? Конечно, плавать могут многие животные. Но вот вам подсказка: это не зверь, а птица. Одна из самых крупных птиц в мире.  ­ Каких водоплавающих птиц вы знаете? А какая из них самая большая и красивая? Ответы детей. ­ Молодцы, что догадались! Действительно, это произведение Сен­Санса называется «Лебедь».  Эти прекрасные птицы стали героями многих легенд и сказаний. Люди издавна поклонялись им за гордый неприступный вид. А   сколько   существует   пословиц   и   поговорок   про   эту   величественную   птицу, подчеркивающих   ее   красоту,   грацию,   верность,   преданность:   «Лебединая   верность», «Белый   лебедь   серому   гусю   не   товарищ»  (рус.   пословица),  «Жена,   что   лебедь­птица, вывела  детей  вереницу»  (рус.  пословица),  «Около высохшего  озера не бывает  лебедей, около   непостоянного   человека   не   бывает   друзей»  (монгольская   пословица),  «Красота пустыни ­ вода, красота воды – лебеди» (туркменская пословица).  Как звучала музыкальная интонация? Какие изобразительные краски использовал композитор, чтобы передать плавное и неторопливое движение по воде прекрасной птицы? ­ Интонация нежная, краски светлые, прозрачные. ­ «Лебедь» у Сен­Санса ­ единственный серьезный номер в его комической сюите ­ рисует   светлый   идеал.   Удивительную   по   красоте   певучую   мелодию   виолончели поддерживает   плавным   покачивающимся   аккомпанементом   фортепиано.   Чистота   и строгость   мелодии,   благородный   «бархатный»   тембр виолончели создают   образ красивейшей птицы, а спокойные звуки фортепиано подражают лёгкому всплеску воды. Лебедь у Сен­Санса красуется и плывёт по фортепианным волнам, блестя также звуками арфы. Это ­ самая знаменитая, самая обворожительная часть сюиты «Карнавал животных».  Давайте   послушаем   еще   раз   вместе   эту   замечательную   музыку   К.   Сен­Санса «Лебедь» и выполним пластические движения, передавая характер музыки. Повторное прослушивание. Пластическое интонирование. 2. Музыка рассказывает о животных и птицах Многие   композиторы   изображали   в   музыке,   как   в   инструментальной,   так   и   в вокальной, различные образы животных и птиц. Песни с таким содержанием написаны и немецким композитором Робертом Шуманом. В   музыке   Шумана   воплотились   страстное   стремление   к   идеалу   и   горечь   от ощущения   убожества   мещанского   духа   (как   он   сам   говорил,   «кричащих   диссонансов» жизни). Главным содержанием его творчества стала тема любви, любви ко всему живому, окружающему нас. Его постижение мира – это мгновенная и обостренно чуткая фиксация всего, что затронуло душу художника. Эмоциональная музыка Шумана рисует и портреты­ характеры, и картины настроения, и образы одухотворенной природы. Сегодня мы познакомимся  с песнями «Совенок» и «Мотылек» из  его «Альбома песен для юношества». 1) «Совенок» Роберт   Шуман   обладал   не   только   музыкальным,   но   и   поэтическим   дарованием. Произведение Роберта Шумана «Совенок» ­ удивительно нежное и печально­трогательное: с   совенком   никто   не   желает   играть,   все   его   боятся,   он   поёт   свою   песенку   жалобно, тоскливо и немного обиженно.  Давайте прочитаем текст песни «Совёнок» Роберта Шумана: Я маленький совенок Куда я полечу? Мне грустно темной ночью,  Я в дом родной хочу. У сов сердитый страшный вид; Кто встретит прочь от них спешит; А я совенок, Ведь я совенок. Я так хочу резвиться, В лесу родном порхать,  И слушать птичье пенье,  И радостно играть. Всех птиц милей мне соловей… Молчу о нежности своей,  Ведь я совенок! И дети все считают Меня сердитым, злым И гонят прочь камнями, Чтоб не мешал я им Угрюм я, жалок и смешон, Противен крик мой, резок он, Ведь я совенок! Мой сук на дубе старом, Где я всегда сижу, Покрыт сухой листвою, Оттуда я гляжу. Никто мне песню не споет, Никто ко мне не подойдет, Ведь я совенок! А) ­ Слушаем песню Роберта Шумана «Совёнок».  Обсуждение настроения музыки, учитель выслушивает мнения детей: ­ Настроение грустное, жалобное, печальное. ­ Как думаете, какие человеческие чувства передаются в музыке этой песни? ­   Страдания   и   переживания   чувства   одиночества,   беспомощности;   чувство жалости, сострадания к одинокому существу. Б) Разучивание. Вокально­хоровая работа. 2) «Мотылек» Роберт Шуман был композитором­романтиком. Одна из самых драгоценных черт музыкального романтизма — гуманность, любовь к человеку, величайшее внимание ко всем сторонам   его   душевной   жизни.   Отсюда   возникают   у   Шумана   музыкальные   картины настроения, раскрытие прекрасного в человеческих эмоциях, в необычайной отзывчивости на самые малые, самые тонкие проявления и оттенки чувства. Мы познакомимся сегодня еще с одной песней этого композитора.  Вы много раз видели на лугу, на лесной поляне маленьких нежных, юрких бабочек – мотыльков, которые легко порхают над цветами. Мотылёк беззащитен, всего боится. Он может спрятаться, стать незаметным, притаившись на цветке или травинке, сложив или расправив свои нежные прозрачные крылышки, похожие на цветок, или, быстро вспорхнув, улететь. Послушайте, как музыка расскажет вам о мотыльке, какой он. А) Звучит песня Р. Шумана «Мотылек»: Скажи, мотылек, куда твой полет? Куда ты стремишься, Куда ты летишь, Куда ты летишь? Тихонько вспорхнул, Крылами блеснул, Садись мне на руку, Не трону тебя, Не трону тебя. Останься со мной В полуденный зной. Я стану недвижно, Как в поле цветок, Как в поле цветок. Я песню свою Тебе пропою, Тихонько, чуть слышно Тебе, мотылек, Тебе, мотылек. ­ Как музыка рассказывает нам о мотыльке? ­   Музыка   по   характеру   легкая,   робкая,   трепетная,   тихая,   нежная;   то   ­ отрывистая, а то ­ плавная. ­ В этой песне Шуман будто погружает своих слушателей в такое состояние души, в котором они могли продолжать эту историю уже в своем собственном воображении.  Его музыка действительно обращается со своей вестью прямо к сердцу. Шуман здесь будто является   посланцем   от   сердца   ребенка   к   сердцу   родителей.   Своей   тонкостью,   своими удивительными   замыслами,   своими   вопросами   и   умоляющими   просьбами,   своим богатством   фантазии   и   мечтательностью   он   внедрял   в   материнское   сердце   истинный портрет ребенка, и она понимала его. Б) Разучивание. Вокально­хоровая работа. 3. Как изобразить в музыке волшебство? ­ В преддверии новогодних праздников мы с вами побывали сегодня на музыкальном карнавале.  Но ведь Новый год не обходится без чудес,  без  волшебства. Давайте  и мы превратимся сейчас в добрых фей и волшебников и исполним уже известный вам Хор из оперы Моцарта «Волшебная флейта».  А   волшебства   музыке   Моцарта   постарайтесь   придать   аккомпанементом   на треугольниках.   Старайтесь   следовать   ритмическому   рисунку   музыки.   Но   может,   вы придумаете и свой ритмический рисунок, изображающий музыкальное волшебство? Зимний праздник на подходе,  Старый год от нас уходит,  В дверь стучится Новый год.  Пусть с метелью и порошею  Принесет он все хорошее:  Детям ­ радость, как и прежде,  Взрослым ­ счастье и надежды, Мир и дружбу, шутки, ласки!  Чтобы жизнь была, как в сказке! Исполнение   Хора   из   оперы   Моцарта   «Волшебная   флейта»   с аккомпанементом на треугольниках. III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Рефлексия ­ Сегодня, ребята, мы побывали с вами на музыкальном «Карнавале животных». Теперь   давайте   вспомним,   каких   животных   изобразил   композитор   Сен­Санс   под музыкальными масками? Ответы учащихся. ­ Что еще нового вы узнали на нашем уроке? ­ Сегодня все были  активны, внимательно  и эмоционально находили  и слушали, исполняли изобразительные моменты музыки. Но особенно хорошо это удалось сделать … Домашнее задание: Изобразить в рисунке самую понравившуюся музыку К. Сен­ Санса из сюиты «Карнавал животных». 2. Итог Вот и подошло время завершить нашу «карнавальную» сказку. Давайте придумаем ей   счастливый   конец.   Ведь   в   любой   сказке   всегда   происходит   полная   победа   добра   и красоты над силами зла и безвкусицы. Учитель выслушивает варианты ответов школьников и вместе с ними делает вывод, например: Рыцари поделились с совенком и мотыльком волшебными крылышками, которые им дарила Лебедь, и те превратились в прекрасных огромных лебедей. Подобно Лоэнгринам, рыцари возвращаются на лебедях домой. Над лесом летят – привет слонам и кенгуру! Над морем   летят   –   привет   рыбкам!   Над   одиноким   замком   летят   –   привет,   дядя   колдун, спасибо! Опять прозвенел звонок. Закончился наш урок. Как грустно покидать волшебный класс. Мы будем дни считать, мы очень будем ждать, Когда звонок вновь позовёт на музыку всех нас. До свидания! Спасибо за урок! ­ До свидания! Спасибо за урок!   ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ: 1) https://dic.academic.ru/ 2) https://ekomfort.ru/    3) https://nsportal.ru/  4) http://uznayslovo.ru/index  5) http://www.belcanto.ru/genre_simphony   6) https://www.liveinternet.ru/journal

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность? Обобщение» (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2018