Конспект по музыки на тему: «Что за прелесть эти сказки» « Три чуда» (4 класс, музыка)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
4 кл
14.10.2019
Данный конспект предназначен для учащихся четвёртых классов. Он соответствует требованиям ФГОС и расширяет представления учащихся о связи музыки c литературой и изобразительным искусством на примере творчества А.С. Пушкина, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского и И.И. Левитана. Для проведения такого урока нужно использовать магнитофон.
Что за прелесть эти сказки» « Три чуда».docx
Тема урока: «Что за прелесть эти сказки» « Три чуда»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: расширить представления учащихся о связи музыки c литературой и изобразительным искусством на примере творчества А.С.
Пушкина, Н.А. РимскогоКорсакова, П.И. Чайковского и И.И. Левитана.
Задачи:
образовательные:
познакомить учащихся с музыкой русского композитора – сказочника Н.А. РимскогоКорсакова (Опера «Сказка о царе Салтане»);
вызвать эмоциональный отклик на музыку;
расширить знания о тембровой окраске инструментов симфонического оркестра;
формировать умение анализировать, сравнивать тембровое звучание групп симфонического оркестра;
развивающие: развивать интерес к искусству; вокальнохоровые навыки, тембровый слух;
воспитательные: воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке;
коммуникативные: создавать атмосферу творческой активности и сотрудничества учащихся в группах
Этап урока
Время
1. Организационный
5 мин Мы сюда пришли учиться,
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся момент
2. Сообщение темы
урока.
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр. И, как вы уже,
наверное, догадались, будем смотреть и слушать «Сказку о царе Салтане».
Познакомимся с ее музыкальной живописью. Ребята, а может быть вы знаете кто
сочинил «Сказку о царе Салтане»? (слайд № 1)
А. С. Пушкин.
Волшебством.
Правильно, Александр Сергеевич Пушкин. Скажите, пожалуйста, чем отличается
сказка от других жанров?
Молодцы. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина
передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто
догадался как зовут композитора?
«Что за прелесть эти сказки!» воскликнул однажды Николай Андреевич
РимскийКорсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки
вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.
« В синем небе звезды блещут
В синем море волны хлещут
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая девица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам…»
Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А.
РимскогоКорсакова.
Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.
Фанфары начинают каждую картину оперы.
Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных
Римский
Корсаков.
–
Со вступления
Помогла.
Звучали разные
инструменты. инструментов.
Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки?
Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление оперы « Сказка о царе Салтане» и
вслушайтесь в музыкальную живопись.
Белка.
Белка поет в
высоком регистре.
Легко, отрывисто,
подвижно
Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки? А каким
образом?
Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов.
Одинаково звучали инструменты? Как они звучали?
Правильно, все инструменты звучали поразному, то есть в разных регистрах.
Регистр – это высота музыкальных звуков (высокий, средний, низкий).
Показ на синтезаторе различие звучания.
И так, мы находимся в театре.
Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. В опере Н. А. РимскогоКорсакова у
каждого чуда своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не
красками, а звуками.
Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо.
Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте, в каком
регистре поет белочка.
(Просмотр видео фрагмента)
А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. РимскогоКорсакова.
Как она звучит?
А в каком регистре звучала тема белки?
Тема белки звучала в высоком регистре?
Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы?
3. Физминутка
5 мин
них
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая
на
нее.)
И
глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
(выдох).
Встрепенулся,
и
проснулся, (Поморгать
потянулся, (Руки
часовой
согнуты
в
стороны
по
вдруг
стрелке
против 4. Сообщение темы
урока.
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправовлево.)
А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей) (слайд №2)
« В чешуе как жар горя 33 богатыря…»
Посмотрите, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром
голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?
(Просмотр видео фрагмента)
А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.
( Звучит фрагмент)
На что похожа эта музыка? Конечно же на марш торжественный,
величественный.
В каком регистре звучал марш?
Богатыриэто 2 чудо
Показать картины Врубеля «царевна Лебедь» (слайд №3)
Посмотрите, как художник изобразил Царевну Лебедь при помощи красок.
Какая она?
Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?
Посмотрите как изображена ЦаревнаЛебедь в сказке.
(Просмотр видео фрагмента)
А теперь послушайте как ЦаревнуЛебедь изобразил Н. А. РимскийКорсаков
(Звучит фрагмент)
Музыка, изображающая ЦаревнуЛебедь прихотливая, извилистая, в высоком
регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и
привольная русская песня.
Рефлексия
ЦаревнаЛебедь 3 чудо.
Вот и заканчивается спектакль на сцене нашего театра.
Ребята! С чем мы сегодня познакомились?
Кто написал эту оперу?
А при помощи чего изображались в опере герои? При помощи инструментов.
Марш звучал в
Красивая,
низком регистре.
волшебная,
таинственная.
Мы
сегодня
познакомились
с
оперой «Сказка о царе
Салтане»
Николай Андреевич Молодцы. Можете быть свободны.
РимскийКорсаков.
Конспект по музыки на тему: «Что за прелесть эти сказки» « Три чуда» (4 класс, музыка)
Конспект по музыки на тему: «Что за прелесть эти сказки» « Три чуда» (4 класс, музыка)
Конспект по музыки на тему: «Что за прелесть эти сказки» « Три чуда» (4 класс, музыка)
Конспект по музыки на тему: «Что за прелесть эти сказки» « Три чуда» (4 класс, музыка)
Конспект по музыки на тему: «Что за прелесть эти сказки» « Три чуда» (4 класс, музыка)
Конспект по музыки на тему: «Что за прелесть эти сказки» « Три чуда» (4 класс, музыка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.