Конспект поурочного плана по учебному предмету "Музыкальная литература" на тему "Музыкальная культура XVIII века. Творчество Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского и другие" (3 класс)
Оценка 4.7

Конспект поурочного плана по учебному предмету "Музыкальная литература" на тему "Музыкальная культура XVIII века. Творчество Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского и другие" (3 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка +1
3 кл—11 кл +1
23.04.2017
Конспект поурочного плана по учебному предмету "Музыкальная литература" на тему "Музыкальная культура XVIII века. Творчество Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского и другие" (3 класс)
В конспекте представлена методическая разработка поурочного плана по УП "Музыкальная литература", где есть материал о Музыкальной культуре XVIII века, о творчестве композиторов этого периода Д.С. Бортнянском, М.С. Березовском, Е.И. Фомине, В.А. Пашкевиче, фото композиторов, список литературы, использование ЭОР, домашнее задание.
конспект поурочного плана по УП Музыкальная литература Музыкальная культура 18 век.docx
План­конспект урока  по учебному предмету «Музыкальная литература» 3 класс (5­летний курс обучения) ДПОП преподаватель Белобородова Виктория Викторовна МУДО «Усть­Ордынская ДШИ» Тема: Музыкальная культура XVIII века. Творчество Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского  и другие Цель:  познакомить   обучающихся   с   музыкальной   культурой  XVIII  века,   с   творчеством композиторов Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского, Е.И. Фомина и В.А. Пашкевича Задачи: 1.Образовательная:  Опрос по теме: Русская церковная музыка, нотация, жанры и формы. Музыкальная культура XVIII века. Реформы Петра I коснулись и русской культуры. Созданы   в   русских   армиях   духовые   оркестры.   В   честь   побед   русского   оружия   звучали хоровые песни – «приветственные», или «виватные», канты. Любовные канты. Крепостные оркестры.   Роговые   оркестры.   Крепостные   театры   Н.   Шереметьева,   П.   Позднякова   и Ржевского, С. Апраксина. В XVIII веке не было четкого деления на театр драматический и оперный.   Зарождение   и   развитие   национальной   композиторской   школы.   Интерес   к фольклору.   Народная   песня   в   России   –   развитие   профессионального   композиторского творчества. Первые печатные сборники В. Трутовского, Н. Львова – И. Прача и другие. Творчество Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского,  Е.И. Фомина и В.А. Пашкевича Д.С.   Бортнянский  (1751   –   1825)   –   классик   хоровой   музыки,   автор   нескольких   опер, произведений для ф­но, инструментальных ансамблей. Родился в г. Глухове, украинец по происхождению, г. Глухов – крупный центр хоровой культуры, здесь создана специальная школа, готовившая певчих для русского двора. В 7 лет зачислен в Придворную капеллу, имел прекрасный голос, выдающиеся музыкальные данные. С 10 лет принимал участие в придворных   концертах,   пел   ведущие   партии   в   оперных   спектаклях.   В   1769   году   был отправлен для обучения в Италию, где провел около 10 лет. Там он пишет итальянские оперы «Креонт» (1776), «Алкид» (1778), «Квинт Фабий» (1779)   с успехом ставились в крупных оперных театрах Италии. 1779 год – вернулся в Россию, назначен капельмейстером при Малом дворе наследника Павла. Пишет оперы «Празднество синьора», «Сокол», «Сын­ соперник»,   камерные   инструментальные   сочинения.   1796   год   –   директор   Придворной капеллы и посвящает свое творчество хоровой духовной музыке.  Мастер хорового письма а капелла,   вместе   с   М.   Березовским   создал   новый   тип   русского   хорового   концерта.   Его концерты   выходят   за   рамки   церковной   музыки,   во   многих   из   них   воплощена   глубокая философская тема. Писал светские хоры, в их числе патриотическая песня на стихи В. Жуковского   «Певец   во   стане   русских   воинов».   Почти   30   лет   проработал   в   качестве директора капеллы, умер в Петербурге. М.С. Березовский (1745 – 1777) – русский композитор, по национальности украинец. Член Болонской   филармонической   академии   (1771).   С   конца   50­х   годов   жил   в   Петербурге. Участвовал как певец в спектаклях итальянской оперной труппы в Ораниенбауме (1759 – 60). В 1774 году Березовский возвратился в Петербург и был зачислен в штат придворных музыкантов. Автор оперы «Демофонт» (либретто П. Метастазио, 1773 г., Ливорно), духовных концертов, богослужебных песнопений. Мастер хорового письма а капелла, вместе с Д. Бортнянским создал новый тип русского хорового концерта. Е.И.   Фомин  (1761   ­   1800)   –   русский   композитор.   Член   Болонский   филармонической академии   (1785   г.).   С   1797   года   занимал   должность   репетитора   придворных   театров. Крупнейший представитель русской композиторской школы  XVIII  века, он способствовал формированию   русской   национальной   оперы.   В   опере   «Ямщики   на   подставе»   (1787) воспроизвел   многоголосный   склад   русской   народной   песни.   К   высшим   достижениям композитора принадлежит мелодрама «Орфей» (1792). Во многих произведениях, особенно в увертюрах к операм, проявился дар симфониста. В.А.  Пашкевич    (1742  –  1797)  –  русский  композитор.  Был   скрипачом  в   петербургском придворном и бальном оркестрах (с 1783 концертмейстером), а также учителем пения и помощником регента Придворной певческой капеллы. В 1780 – 83 гг. руководитель оркестра «Вольного российского театра» К. Книпера. Пашкевич – один из крупнейших композиторов XVIII  века,   его   творчество   сыграло   важную   роль   в   создании   и   развитии   русской национальной оперы. Ему принадлежат оперы (все поставленные в Петербурге): «Несчастье от кареты» (1779), «Скупой» (ок. 1782), «Тунисский паша» (1782), «Февей» (1786) и др. Писал музыку к спектаклям драматического театра, церковную музыку. 2.Воспитательная:   воспитание   у   обучающихся   эмоционального   отношения   к   восприятию русской духовной музыки. 3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление. Методы:   словесный,   наглядный,   ретроспективы,   перспективы,   сравнения,   музыкального обобщения. Оборудование: ноутбук, колонки, мультимедиа. Демонстрационный   материал:   Презентация   «Русская   музыка  XVII  –  XVIII  веков». Музыкальный материал: слушание: Д. Бортнянский. Хоровой концерт № 34 «Да воскреснет Бог»,   М.   Березовский.   Хоровой   концерт   «Не   отвержи   мене   во   время   старости»,   Кант «Радуйся, радость твою воспеваю». Использование  ЭОР:  Д. Бортнянский.  Хоровой  концерт №  34  «Да воскреснет Бог»,  М. Березовский.   Хоровой   концерт   «Не   отвержи   мене   во   время   старости»  http   .  get  ­     tune   М.С. Березовский. Биография  http://school­collection.edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7­f1f4­5b76­f453­552f31d9b164/64694/  В.А. Пашкевич фото http://www.encspb.ru/object/2846524295?lc=ru Использование ИКТ: Кушнир М.Б. Аудиопособие для  учебных  заведений.  Русская музыка. – М.: Музыкальный Издательский Дом ЛАНДГРАФ, 2007. Название ресурса: тематическая подборка материала.  ://   stream  .  net    /  file   /    Список методической и используемой литературы 1.Дмитриева   Л.В.,   Лазарева   И.А.,   Казанцева   И.В.   Программа   учебного   предмета ПО.02.УП.03.   «Музыкальная   литература»   дополнительной   предпрофессиональной общеобразовательной   программы   в   области   музыкального   искусства   «Народные инструменты» для учащихся 1 – 5 классов. – Срок реализации – 5 лет. – Усть­Ордынский, 2015. 2.Шорникова   М.   Музыкальная   литература:   русская   музыкальная   классика:   третий   год обучения: учеб. пособ. / М. Шорникова. – Изд. 6­е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 3.Г.В.   Келдыш.   Музыкальный   энциклопедический   словарь.   –   М.:   «Советская энциклопедия», 1991. Наглядные   пособия:   портреты   Д.   Бортнянского,   М.   Березовского,   Е.   Фомина,   В. Пашкевича. Ход урока 1.Опрос по теме: Русская церковная музыка, нотация, жанры и формы. 2. Музыкальная культура XVIII века. XVIII  век­ важный этап в России. Время коренных преобразований во всех областях русского общества. Реформы Петра  I  коснулись и русской культуры. Расцвет светского, не церковного   искусства.   Новые   формы   музицирования   и   новые   жанры.   Создаются   духовые оркестры во всех русских армиях. В честь побед русского оружия звучали хоровые песни – «приветственные», или «виватные», канты. Любовные канты в домашних концертах пели под аккомпанемент   арфы,   гитары,   клавесина.   На   ассамблеях   в   царском   дворце   танцевали аллеманду менуэт, гавот – танцы, пришедшие из Европы. Очень   популярны   были   крепостные   оркестры,   создаваемые   в   усадьбах   русских помещиков.   Особой   известностью   пользовались  роговые   оркестры.  Эти   оркестры просуществовали примерно сто лет и исчезли. В  XX  веке в нашей стране возродили эту традицию. В Российской музыкальной академии им. Гнесиных  в начале 80­х годов даже было открыто   отделение   рожечников.   В   городах   Владимире,   Суздале   были   созданы   роговые оркестры, дававшие концерты.  Популярны в то время в России были и крепостные театры. Первые из них появились в конце XVIII века. Через сто лет их насчитывалось уже 170.  Особенно славились крепостные театры   Н.   Шереметева,   П.   Позднякова   и   Ржевского,   С.   Апраксина.   Некоторые   из   них отличались вызывающей роскошью своих постановок, не уступали по уровню исполнения и оформления придворным театрам. Во многих помещичьих усадьбах были школы крепостных актеров, некоторым из них удавалось получить образование за границей.  Среди крепостных актеров били и прекрасные артисты, и выдающиеся певцы. Одной из таких была замечательная артистка и певица театра графа Шереметева Прасковья Жемчугова. Жизнь у крепостных актеров была тяжелой, они не имели право распоряжаться своим временем, все за них решал их хозяин. Но именно эти крепостные артисты и музыканты двигали развитие русского театра вперед.   В  дальнейшем   часть  этих   крепостных   трупп  влилась   в  казенные   театры,  заложив основу их дальнейшего развития. Репертуар крепостных театров был очень разнообразным. Помимо драматических пьес большое место в нем занимали оперные спектакли. Самый богатый и известный крепостной театр в то время был театр графа Шереметева. Н.П. Шереметев был человеком образованным, начитанным, бывал за границей и получал оттуда оперные либретто, партитуры. На сцене его театра ставились оперы Глюка, Сальери, Гретри, Руссо. Большое   место   в   репертуаре   Шереметьевского   театра   занимали   оперы   русских композиторов. Здесь были поставлены 13 русских оперных спектаклей, среди них «Мельник – колдун, обманщик и сват» Соколовского, «Новгородский богатырь Боеславович» Фомина, «Несчастье от кареты» и «Февей» Пашкевича и другие произведения. Это столетие выдвинуло плеяду   русских   композиторов:   Михаил   Соколовский,   Василий   Пашкевич   Максим Березовский, Иван Хандошкин, Дмитрий Бортнянский, Евстигней Фомин. Интерес   к   фольклору.   Народное   пение   было   популярно   в   тот   период.   Сама императрица Екатерина II в Царском селе ходила смотреть хоровод сельских девок, которые пели песни. Во дворце фрейлины, наряженные в сарафаны, тоже водили хороводы и распевали народные песни.   В это время началось изучение и собирание народных песен, появились первые сборники народных песен. Практически с изучения народной песни в России началось развитие профессионального композиторского творчества. Русские песни стали записывать, разрабатывать и изучать. Появились первые печатные сборники В. Трутовского, Н. Львова – И. Прача и другие. Большой интерес к фольклору проявился во многих видах русского искусства той эпохи. Передовые художники ощутили необходимость правдиво отражать в своем творчестве жизнь русского народа.  Обращаясь к быту городского мещанства, купечества, крестьянства, они находили общие черты в самом укладе жизни и быта этих сословий. Фольклор вносил в их произведения стихию народной жизни. Это делало их сочинения популярными у широких слоев зрителей. В конце XVIII века зародился жанр комической оперы. В нем проявилось стремление русских авторов к реализму. Основой для нее послужила литературная комедия. Русская комическая опера обязана своим рождением, прежде всего, литераторам. Это А. Сумароков, М.   Херасков,   Я.   Княжнин,   А.   Аблесимов,   И.   Крылов,   В.   Капнист,   Н.   Львов   и   другие. Композиторская   школа   в   России   этого   времени   еще   только   формировалась,   и   жанр комической оперы в момент его рождения рассматривался больше как явление литературы. Первые   оперы   представляли   собой   чередование   разговорных   диалогов   и   песенных номеров. Образцом для многих народно­бытовых опер конца XVIII века послужила песенная опера Михаила Матвеевича Соколовского «Мельник – колдун, обманщик и сват» (1779). В этой опере веселый и хитрый Мельник одурачивал простодушных героев, выманивал у них деньги и содействовал общему благополучию, выступая в роли свата. Комедийное действие было тесно связано с сатирой. 3.Творчество Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского,  Е.И. Фомина и В.А. Пашкевича Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 – 1825) Классик   хоровой   музыки,   автор   нескольких   опер,   произведений   для   ф­но, инструментальных ансамблей. Родился в г. Глухове, украинец по происхождению, г. Глухов – крупный центр хоровой культуры, здесь создана специальная школа, готовившая певчих для   русского   двора.   В   7   лет   зачислен   в   Придворную   капеллу,   имел   прекрасный   голос, выдающиеся музыкальные данные. С 10 лет принимал участие в придворных концертах, пел ведущие партии в оперных спектаклях. В 1769 году был отправлен для обучения в Италию, где провел около 10 лет. Там он пишет итальянские оперы «Креонт» (1776), «Алкид» (1778), «Квинт Фабий» (1779)  с успехом ставились в крупных оперных театрах Италии. 1779 год – вернулся в Россию, назначен капельмейстером при Малом дворе наследника Павла. Пишет оперы   «Празднество   синьора»,   «Сокол»,   «Сын­соперник»,   камерные   инструментальные сочинения. 1796 год – директор Придворной капеллы и посвящает свое творчество хоровой духовной музыке.   Мастер хорового письма а капелла, вместе с М. Березовским создал новый тип русского хорового концерта. Его концерты выходят за рамки церковной музыки, во многих из них воплощена глубокая философская тема. Писал светские хоры, в их числе патриотическая песня на стихи В. Жуковского «Певец во стане русских воинов». Почти 30 лет проработал в качестве директора капеллы, умер в Петербурге. Созонтович композитор русской церковной музыки, Березовский Максим родился 16 (27) октября 1745 года в Глухове Черниговской губернии, и воспитывался в Киевской духовной академии. По приезде в Петербург благодаря своему прекрасному голосу был определен в Придворную певческую капеллу, где занимался музыкой под руководством итальянца Цопписа. В 1765 году Березовский был послан для совершенствования на казенный счет в Болонскую академию. Дарование Березовского и его музыкальные успехи доставили ему широкую популярность в Италии. Он удостоился неслыханных в то время для чужеземца почестей и отличий: многие музыкальные академии Италии избрали его своим почетным членом, а Болонская академия записала его имя золотыми буквами на мраморной доске и удостоила титула почетного академика. В Италии он написал на текст Метастазио оперу "Демофон" (1773), которая была поставлена в Ливорно и приводила в восторг всех знатоков и знаменитых музыкантов того времени. В 1774 году Березовский возвратился в Петербург и был зачислен в штат придворных музыкантов. В течение трех лет он не получал никакого определенного назначения. Неудачи, неопределенность положения и материальные невзгоды так повлияли на музыканта, что он, оскорбленный, униженный, терпя бедность и нужду, в 1777 году заболел и в одном из припадков покончил жизнь самоубийством. (22 марта / 2 апреля). Как композитор духовной музыки Березовский является представителем нового направления. В своих сочинениях он стремился к строгому согласованию музыки с текстом. Вместе с тем в своих произведениях он умел соединить простоту с изяществом, чем и объясняется то умилительное впечатление, которое производит музыка Березовского. Из сочинений его очень немногие изданы, и большинство из них находятся в рукописях у любителей. После смерти Березовского было издано его знаменитое "Верую". Из его 17 концертов самый известный - "Не отвержи мене во время старости". Вершиной творчества М.Березовского в области духовной музыки стал четырехголосный концерт «Не мене во время старости». Национальная самобытность произведения в сочетании с мастерским полифоническим письмом делают его ярчайшим образцом русского музыкального классицизма. отвержи Е.И. Фомин (1761 ­ 1800) – русский композитор. Член   Болонский   филармонической   академии   (1785   г.).   С   1797   года   занимал   должность репетитора   придворных   театров.   Крупнейший   представитель   русской   композиторской школы XVIII века, он способствовал формированию русской национальной оперы. В опере «Ямщики на подставе» (1787) воспроизвел многоголосный склад русской народной песни. К высшим  достижениям  композитора  принадлежит  мелодрама  «Орфей»  (1792). Во  многих произведениях, особенно в увертюрах к операм, проявился дар симфониста. В.А. Пашкевич  (1742 – 1797) – русский композитор. Был   скрипачом   в   петербургском   придворном   и   бальном   оркестрах   (с   1783 концертмейстером), а также учителем пения и помощником регента Придворной певческой капеллы. В 1780 – 83 гг. руководитель оркестра «Вольного российского театра» К. Книпера. Пашкевич – один из крупнейших композиторов XVIII века, его творчество сыграло важную роль   в  создании   и   развитии   русской   национальной   оперы.   Ему   принадлежат   оперы   (все поставленные   в   Петербурге):   «Несчастье   от   кареты»   (1779),   «Скупой»   (ок.   1782), «Тунисский паша» (1782), «Февей» (1786) и др. Писал музыку к спектаклям драматического театра, церковную музыку. Д/З Подготовиться к опросу по творчеству композиторов Д. Бортнянского, М. Березовского, Е. Фомина, В. Пашкевича.

Конспект поурочного плана по учебному предмету "Музыкальная литература" на тему "Музыкальная культура XVIII века. Творчество Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского и другие" (3 класс)

Конспект поурочного плана по учебному предмету "Музыкальная литература" на тему "Музыкальная культура XVIII века. Творчество Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского и другие" (3 класс)

Конспект поурочного плана по учебному предмету "Музыкальная литература" на тему "Музыкальная культура XVIII века. Творчество Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского и другие" (3 класс)

Конспект поурочного плана по учебному предмету "Музыкальная литература" на тему "Музыкальная культура XVIII века. Творчество Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского и другие" (3 класс)

Конспект поурочного плана по учебному предмету "Музыкальная литература" на тему "Музыкальная культура XVIII века. Творчество Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского и другие" (3 класс)

Конспект поурочного плана по учебному предмету "Музыкальная литература" на тему "Музыкальная культура XVIII века. Творчество Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского и другие" (3 класс)

Конспект поурочного плана по учебному предмету "Музыкальная литература" на тему "Музыкальная культура XVIII века. Творчество Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского и другие" (3 класс)

Конспект поурочного плана по учебному предмету "Музыкальная литература" на тему "Музыкальная культура XVIII века. Творчество Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского и другие" (3 класс)

Конспект поурочного плана по учебному предмету "Музыкальная литература" на тему "Музыкальная культура XVIII века. Творчество Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского и другие" (3 класс)

Конспект поурочного плана по учебному предмету "Музыкальная литература" на тему "Музыкальная культура XVIII века. Творчество Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского и другие" (3 класс)

Конспект поурочного плана по учебному предмету "Музыкальная литература" на тему "Музыкальная культура XVIII века. Творчество Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского и другие" (3 класс)

Конспект поурочного плана по учебному предмету "Музыкальная литература" на тему "Музыкальная культура XVIII века. Творчество Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского и другие" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017