Конспект поурочного плана по учебному предмету "Музыкальная литература" на тему "Вокальные циклы Ф. Шуберта" (3 класс)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка +1
3 кл—11 кл +1
23.04.2017
В конспекте представлена разработка поурочного плана по УП "Музыкальная литература", где дается материал о вокальных циклах Шуберта "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь", повторение прошлого урока: блиц-опрос по симфонии Ф. Шуберта си минор, список методической литературы, использование ЭОР, ИКТ, домашнее задание
конспект плана урока по УП музыкальная литература на тему Вокальные циклы Ф. Шуберта 3 класс.docx
Планконспект урока
по учебному предмету «Музыкальная литература»
3 класс (5летний курс обучения) ДПОП
преподаватель Белобородова Виктория Викторовна
МУДО «УстьОрдынская ДШИ»
Тема: Вокальные циклы Ф. Шуберта
Цель: познакомить обучающихся с вокальными циклами Ф. Шуберта
Задачи: 1. Образовательная:
Проверка домашнего задания: письменный опрос и викторина по симфонии си минор Ф.
Шуберта.
Цикл песен «Прекрасная мельничиха» (1823 г.) на стихи немецкого поэта Вильгельма
Мюллера. Содержание песен «В путь», «Колыбельная ручья» (слушание).
Цикл «Зимний путь» (1827 г.) на стихи немецкого поэта В. Мюллера. Содержание песен:
«Спокойно спи», «Весенний сон», «Шарманщик» (слушание).
2.Воспитательная: вызвать чувство эмоциональной отзывчивости на музыкальные образы в
песнях Ф. Шуберта.
3.Развивающая: слух, ритм, память, мышление, речь.
Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, перспективы, сравнения, музыкального
обобщения.
Оборудование: ноутбук.
Использование ИКТ: Кушнир М.Б. Аудиопособие для учебных заведений. Музыка
зарубежных стран. – М.: Музыкальный Издательский Дом ЛАНДГРАФ, 2007.
. classic
Использование ЭОР:
http
http
. audiopoisk
Название ресурса: Тематическая подборка
. ru
/ track
. com
:// www
:// www
music
/ franc
6…
Список методической и используемой литературы
1.Дмитриева Л.В., Лазарева И.А., Казанцева И.В. Программа учебного предмета
ПО.02.УП.03. «Музыкальная литература» дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные
инструменты» для учащихся 1 – 5 классов. – Срок реализации – 5 лет. – УстьОрдынский,
2015.
2.Шорникова М. Музыкальная литература: Развитие западноевропейской музыки. Второй
год обучения. Изд. 2е, доп. И перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
4.И. Прохорова. Музыкальная литература зарубежных стран для 5 класса ДМШ. – М.:
«Музыка», 1990.
Наглядные пособия
Портрет композитора Франца Шуберта. Нотные примеры песен. Картинки к песням «В
путь», «Колыбельная ручья», «Спокойно спи», «Весенний сон», «Шарманщик».
Ход урока
1.Проверка домашнего задания: письменный опрос и викторина по симфонии си минор Ф.
Шуберта.
1.В каком году была написана симфония си минор? (1822 г.)
Блицопрос по симфонии си минор № 8 2.Какое название получила симфония си минор? («Неоконченная»)
3.Сколько частей в симфонии? (2 части)
4.В какой форме написана I часть симфонии? (сонатное аллегро)
5.В каком году была впервые исполнена симфония си минор? (1865 г.)
6.В какой тональности звучит побочная партия I части? (Соль мажор)
7.В каком темпе написана I часть симфонии? (Allegro moderato)
8.Для какого инструмента создавалась первоначально симфония? (для двух фортепиано)
9. Какой характер имеют все темы симфонии? (песенный)
10.Что такое симфония? (созвучие)
11.По фактуре изложения, что напоминает симфония? (песню с сопровождением)
12.В каком темпе написана II часть симфонии? (Andante con moto)
2.Вокальные циклы Ф. Шуберта
Цикл песен «Прекрасная мельничиха» (1823 г.) на стихи немецкого поэта
Вильгельма Мюллера. В песнях этого цикла рассказывается о юном мельнике. Следуя
течению ручья, он отправляется в путь искать свое счастье. Большая часть песен этого
цикла имеет светлый характер. Широко известна первая песня «В путь». Весело журчит
вода, вращая жернова мельницы. Юноше кажется, что это ручей зовет его в путь за собою.
Простая мелодия народного склада хорошо передает радостное настроение
мельника. Подвижная фигурация сопровождения подражает журчанию ручейка, ласкового
и приветливого.
Герой Шуберта переживает любовь и разочарование, надежды на счастье и крушение
этих надежд. Единственный друг мельника – ручеек. Его поэтический образ сопутствует
герою в его странствиях. В зависимости от настроения героя меняется и характер этого
образа. Так, например, в песне «Колыбельная ручья» музыка передает спокойное,
«баюкающее» движение ручейка, который утешает юношу в его горестях (слушание).
Цикл «Зимний путь» (1827 г.) на стихи немецкого поэта В. Мюллера совсем другое
настроение. Бедный юноша отвергнут богатой невестой. В отчаянии он оставляет родной
город и уходит бродить по свету. Он одинок. Его спутниками становятся ветер, метель,
зловеще каркающий ворон.
Цикл начинается песней «Спокойно спи». Скорбная нисходящая мелодия сразу
создает настроение тоски и глубокой печали. Эта песня вводит в новый круг переживаний
героя. Он прощается со своей прошлой жизнью, надеждами на будущее. Впереди – долгий,
безрадостный путь. Песня написана в куплетной форме, последний куплет песни звучит в
одноименном мажоре. Это прощальный привет юноши своей невесте. Но в конце песни
вновь звучит минор (слушание).
Песня «Весенний сон» строится на чередовании двух резко контрастных образов:
прекрасного сна несчастного странника и мрачной действительности, которую он видит,
просыпаясь. Музыка, рисующая сон юноши, светлая, радостная и понастоящему
весенняя. Картина действительности нарисована сумрачными красками. Мелодия теряет
свою теплоту, распевность, становится напряженной, прерывистой (слушание).
Звучание фортепианной партии приобретает зловещий оттенок, передавая
ощущение мрака и холода. Резкие аккорды напоминают крик ворона. Песня заканчивается
вопрошающей фразой («Когда же луч засверкает? Когда ж мы обнимемся вновь?»), в
которой звучат отчаяние, скорбь, боль, но и слабая надежда. «Зимний путь» заканчивается песней «Шарманщик». Основное ее настроение –
безнадежность, одиночество. Нищий старик еще по привычке крутит ручку шарманки. Он
одинок, голоден, его чашка для подаяния пуста. Надеяться больше не на что.
Уныло однообразно, на фоне неизменной квинты в басу, звучит у фортепиано
печальная мелодия. И так же заунывно, говорком ей отвечает мелодия голоса. И тут и там
– короткие прерывистые, «бессильные» фразы (слушание).
Последняя фраза, как и во многих песнях Шуберта, самая значительная. Мы
слышим голос героя произведения, а может быть, и самого композитора. В порыве
отчаяния он предлагает нищему свою дружбу. Снова вопрос, полный страдания, но уже без
надежды на счастье. В образе шарманщика, как бы воплощена судьба самого художника,
самого Шуберта. Не случайно весь цикл завершают слова автора: «Хочешь, будем вместе
горе мы терпеть, хочешь, будем песни под шарманку петь?»
В песнях Шуберта необычайно тонкая, выразительная мелодия, тесно слитая с
поэтическим текстом. Мелодия песни неизменно следует за развитием сюжета.
Фортепианная партия играет значительную роль.
«Секрет» простоты и выразительности песен Шуберта кроется в их родстве с
народными песнями: венгерскими, славянскими и особенно, с австрийскими.
Излюбленной формой песен Шуберта является куплетная, наиболее характерная
также и для народных песен. Особенность этой формы у Шуберта заключается в тех
небольших, но очень важных изменениях, которые вносит композитор в отдельные
куплеты, оттеняя этим наиболее значительные моменты текста. Характерным приемом в
изменении окраски звучания является чередование мажора и минора. Такое изменение
лада, игра света и тени имеют у Шуберта глубокий смысл, выражая смену настроений
героя песни.
Д/З
1.Подготовиться к контрольному уроку по всем темам I четверти: эпоха «Романтизм»,
биография Ф. Шуберта, творчество: фортепианные сочинения, вокальная музыка,
«Неоконченная симфония».
2.Составить письменно 7 вопросов по вокальным циклам Ф. Шуберта.
Конспект поурочного плана по учебному предмету "Музыкальная литература" на тему "Вокальные циклы Ф. Шуберта" (3 класс)
Конспект поурочного плана по учебному предмету "Музыкальная литература" на тему "Вокальные циклы Ф. Шуберта" (3 класс)
Конспект поурочного плана по учебному предмету "Музыкальная литература" на тему "Вокальные циклы Ф. Шуберта" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.