Конспект семинара - практикума для родителей "Влияние внутри семейных отношений на формирование личности ребенка"
Оценка 4.9

Конспект семинара - практикума для родителей "Влияние внутри семейных отношений на формирование личности ребенка"

Оценка 4.9
Семинары
docx
родителям
Детсад
19.10.2019
Конспект семинара - практикума для родителей "Влияние внутри семейных отношений на формирование личности ребенка"
Формирование личности ребёнка начинается в семье с самого раннего детства. От детско-родительских отношений зависит настоящее и будущее каждого человека. Обучающий семинар-практикум раскрывает перед родителями стили воспитания в семье, роль отца и матери, влияние бабушек и дедушек, старших детей на личностные качества малыша.
Семинар Роль детско-родительских отношений.docx
Конспект проведения семинара – практикума для родителей по теме «Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребёнка» Поверь мне, счастье только там, где любят нас, где верят нам. М. Лермонтов  «Потребность в родительской любви не только самая сильная из всех человеческих потребностей, но и самая длительная. Пройдут увлечения, отзвучат некогда потрясавшие нашу жизнь страсти, минут многие привязанности, но любовь к родителям и необходимость ответной любви остается с нами до конца наших дней» Алла Спиваковская Цели: ­ Раскрыть причины появления тревожности у детей. ­   Убедить   родителей   в   том,   что   «острый   недостаток   ласки   в   семье»   –   причина повышенной   заболеваемости,   агрессивности,   тревожности,   страхов,   одиночества, жестокости у детей. ­   Убедить   родителей   в   том,   что   внутрисемейные   отношения   оказывают   огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, на формирование личности Оборудование: Мяч, шариковые ручки, чистые листы бумаги, конверт с раздаточным материалом,  Ход семинара ­ практикума Вступительное слово  Ведущая: Детские годы ­ самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.              Главную роль в жизни маленького человека играет семья. Нормы поведения, характер взаимоотношений между людьми, ребенок усваивает прежде всего в семье. Если его любят, он открыт для общения, энергичен, любознательный, здоров, счастлив. У него активно происходит развитие интеллекта, чувств, воли. Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда.          Как при недостатке кислорода человек начинает задыхаться, так при дефиците ласки   ребенок   болеет,   становится   нервным   и   раздражительным,   у   него   случаются серьезные   психические   срывы.   Даже   если   таких   детей   завалить   игрушками,   это   не помогает. Потому и со сверстниками они не находят общего языка, со злости ломают чужие игрушки, становятся неуправляемыми и могут даже ударить.       Еще хуже развиваются события, если родители позволяют себе пренебрежительное или жестокое отношение к ребенку, унижаю, наказывают физически. Если человек не познал   в   детстве   любви   и   нежности,   он,   вероятнее   всего,     спрячется   под   маской агрессивности. Чтобы ваш ребенок был психически и физически здоров, необходимо оберегать его от внутрисемейных разработок, неурядиц, чаще прислушиваться к нему, ставить себя на   его   место. Какими   бы   ни   были   родители,   они   всегда   ответят   утвердительно   на вопрос «Любите ли вы своего ребенка?» А как мы любим и, тем более, умеем ли мы любить, над этим как­то задумываться не приходилось.       Давайте   сегодня   поразмышляем   над   этим   вопросом   и   попытаемся   выделить   слагаемые родительской любви. Упражнение 1  «Здравствуйте, меня зовут…». Ведущая:  Закончите фразу – «Здравствуйте, меня зовут…»,   называете свое имя, а далее,  сделать какой­нибудь комплемент вашему соседу. Ведущая:  Ну что же, мы с вами познакомились, настроились на рабочий лад, а сейчас перейдем   непосредственно   к   упражнениям.   И   первое   наше   упражнение   называется «Конверт отношений». Упражнение 2 «Конверт отношений».  Цель: снятие эмоциональных барьеров, настрой на рабочую атмосферу Ведущая:  Достаньте   из   этого   конверта   по   одному   листочку.   На   них   вы   видите неоконченные фразы. Я хочу, что бы вы по очереди их закончили. Каждый участник по очереди вынимает из конверта ведущего листок с вопросом и отвечает на него. Мой ребёнок радуется, когда… Мой ребёнок злится, когда… В общении с детьми мой ребёнок… Ребёнку вместе со мной нравится… Я спокойна (ен), когда знаю… Меня больше всего расстраивает… Ребёнок плачет, если… Если у меня плохое настроение… Больше всего я хочу, чтобы мой ребенок… Родители для ребенка… На выходных мы с ребенком… Мой ребенок самый… Если ребенок плачет, нужно… Ведущая:   Сложно ли вам было продолжать фразы? Как думаете, почему? Наверное, потому, что мы не всегда можем точно понять собственные чувства и чувства наших детей. Сегодня мы попробуем этому научиться. Упражнение 3 «Я – ребёнок». Цель: формирование «языка общения» родителей с ребёнком. Ведущая:  Сейчас мы рассмотрим несколько фраз, которые часто можно слышать от родителей в отношении своих детей. Узнаем, как они могут повилять на ребенка в дальнейшем и какими фразами желательно их заменить. Представьте, что Вы  ­ дети. Я говорю вам… «Ты ничего не умеешь делать, неумейка!», что вы чувствуете на месте ребенка услышав такую фразу? (она формирует у ребенка неуверенность в своих силах, низкая самооценка,  страхи,  безынициативность).    Как  можно  заменить  эту   фразу,  если  мы видим,  что у  ребенка что­то не  получается?   («Попробуй еще раз, давай я тебе помогу, у тебя все получится»), ребенку важно чувствовать вашу поддержку. «Неряха, грязнуля!»,  что чувствует ребенок, которому часто говорят эту фразу? (она формирует у ребенка чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности), как можно сказать эту фразу в позитивном ключе?  («Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»). «Вот ты плакса, нытик, с плаксами никто не дружит!» Что чувствует ребенок? (она   формирует   у   ребенка   сдерживание   эмоций,   внутренняя   озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем), что мы должны сказать, что бы успокоить ребенка?  ( «Расскажи мне, что тебя расстроило, я с тобой»). Ведущая:  Итак, сейчас мы поставили себя на место наших детей, почувствовали, то, что   чувствуют   они,   когда   мы   их   ругаем   и   научились   заменять   обидные   фразы, поощряющими, стимулирующими к позитивным действиям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах   общежития,   первые   трудовые   навыки.   Именно   в   семье   складываются жизненные планы и идеалы человека.          Если ребенок воспитывается в семье, где присутствуют агрессивные отношения (неудовлетворенность взрослых жизнью, отсутствие взаимной любви между супругами, алкоголизация,   измены,   драки,   избиение   матери,   ребенка   ­   основной   фон   жизни агрессивной   семьи),   то   внутрисемейная   агрессия   влечет   за   собой   формирование агрессивного   типа   личности   ребенка.   Он   приучается   обеспечивать   себе   место   под солнцем агрессивными нападениями, не желает подчиняться правилам поведения. В школе   такой   малыш   будет   иметь   серьезные   проблемы   в   развитии,   в   дальнейшем обучении.          Авторитарный   стиль  подразумевает   жесткое   руководство,   подавление   инициативы,   окрики   и   физические   наказания   являются   типичной   формой   во взаимоотношениях взрослого с ребенком. При этом не исключается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно экспрессивно. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе дети, или агрессивные и авторитарные — подобие своих родителей.            Попустительский  стиль  подразумевает   общение   с   ребенком   по   принципу вседозволенности. Такой ребенок не знает иных отношений, кроме утверждения себя через требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», капризы, демонстрируемые обиды; главное социальное правило «надо» для него не существует. В подобной семье формируется эгоист, которому сложно вступить в нормальные взаимоотношения с другими детьми и взрослыми.            Гиперопека  изначально лишает ребенка самостоятельности – семья полностью фиксирует свое внимание на нем: родители растворяются в ребенке, посвящают ему всю свою жизнь. Не болит ли «головка», «животик», «горлышко» – типичное поведение родителей способствует развитию инфантильного, неуверенного в себе человека, что в дальнейшем, в школе ребенок займет подчиненную позицию, найдя себе покровителя среди одноклассников.       Демократический – наиболее эффективный стиль воспитания: ребенку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают, при этом его не сажают себе на голову, предлагают считаться с другими. Малыш знает, что такое «надо», умеет дисциплинировать   себя.   В   школе   ребенок   из   такой   семьи   быстро   обретает самостоятельность, он умеет строить отношения с одноклассниками.             Перечисленные   стили   общения   в   семье   при   всех   различиях   имеют   общее  — родители неравнодушны к своим детям. Они любят своих детей, а стиль воспитания часто является преемственным, передаваемым в семье из поколения в поколение. Лишь семья, обладающая способностью к рефлексии на особенности ребенка, сознательно ищет наиболее эффективный стиль его индивидуального воспитания.  Упражнение 4 «Выбери адекватный ответ» Родителям   раздаются   карточки   с   ситуацией   и   предполагаемыми   вариантами ответа. Необходимо выбрать адекватный данной ситуации вариант. Ситуация 1.  Вы заходите в комнату и видите, что ребенок разбросал игрушки. Вы сердитесь и говорите: — «Сколько раз я тебе повторяла, как надо играть»; — «Я сержусь, когда ты не убираешь игрушки на место»; — «Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха». Ситуация 2.  Вы заняты очень важным делом. К Вам обращается ребенок и просит поиграть с ним. Ваши слова: — «Не сейчас, видишь, я работаю»; — «Займись чем­нибудь, вот возьми бумагу и порисуй»; —   «Я   сейчас   работаю   и   не   могу   поиграть   с   тобой,   но   скоро   я   освобожусь,   и   мы обязательно поиграем». Ситуация 3. Ребенок приходит с улицы грязный. Вы говорите: — «Вечно ты приходишь с улицы как поросенок»; — «Ты посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша (Света), а ты?!»; — «Я сержусь, когда ты приходишь домой грязным». Ситуация 4.  Встретившись на улице с коллегой по работе, Вы разговорились. Ваш ребенок то и дело прерывает разговор: «Мама (папа), пойдем!» Ваши слова: — «Ты что не видишь, я с тетей разговариваю»; — «Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают»; — «Не мешай нам разговаривать». Резюме.  Одной из важных и эффективных техник общения является «Я­выражение». Оно не унижает и не оскорбляет ребенка – вы высказываете собственные эмоции и чувства по отношению к ребенку и ситуации. Упражнение 5  «Ругаемся овощами». Ведущая:  К   сожалению,   часто   случаются   ситуации,   когда   эмоции   сдержать   очень сложно, и мы выясняем отношения на повышенных тонах при ребенке, а он, в свою очередь, видя такую  модель поведения, копирует вас и те бранные слова, которые может услышать.  Но можно попробовать заменить наши бранные «взрослые» слова на слова   менее   экспрессивные.  Например,  заменить   их   названиями   овощей.  Предлагаю сейчас вам немножечко поругаться, но не плохими словами, а названиями овощей: «Ты – огурец, а ты редиска», «Ты – морковка, а ты – тыква» и так далее. И так начинаем с этого края, поворачиваетесь к соседу и называете его каким­ нибудь овощем, сосед отвечает в том же ключе. Вот так, теперь, прежде чем начать ругаться вспомните это наше веселое упражнение. Упражнение  6 «Ласковый мячик». Цель: создание условий для определения уровня эмоциональной близости с ребёнком. Ведущая: Ну что же, мы научились с вами заменять злые слова смешными, а теперь мы вспомним самые добрые, самые нежные слова, которыми мы называем наших детей дома.  Это «Ласковый мячик», возьмите его в руки и вспомните, как ласково вы называете своего ребенка дома, скажите нам, передайте мячик соседу. ­ Что вы чувствовали, выполняя это упражнение? Это теплые, добрые, домашние слова, говорите их своим деткам почаще. По мнению психологов, ребенок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее 4­ 5 раз в день. Любовь делает детей счастливыми, она отвечает базовой физиологической и   психологической   потребности,   которая   остается   неизменной   на   всем   протяжении взросления ребенка.  Ведущая:  Социально­экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать ухудшению детско­родительских отношений. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у   родителей   приводят   к   ухудшению   их   физического   и   психического   состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам.       Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители часто выплескивают на тех,   «кто   под   руку   попадется»,   чаще   всего   ­   на   детей,   особенно   дошкольников   и младших школьников, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей, что сказывается на его психологическом здоровье. Рассмотрим наиболее типичные ошибки родителей, которые возникают при воспитании детей. Обещание больше не любить Мнение родителей.  Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может   быть,   они   делают   нам   назло?   Да   они   просто   не   слышат,   что   взрослые   им говорят.   Вытаскиваем   козырную   карту:   «Теперь   мамочка   больше   не   будет   любить тебя». Как часто многие из нас произносят эту фразу! Мнение психологов: Обещание больше не любить своего малыша — одно из сильнейших средств   воздействия.   Однако   эта   угроза,   как   правило,   не   осуществляется.   А   дети прекрасно чувствую фальшь. Одиножды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребёнка. Лучше сказать так: «Я буду тебя всё равно любить, но твоё поведение я не одобряю». Безразличие: «Делай что хочешь, мне всё равно» Мнение родителей. Ребёнок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, его надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое. Мнение психологов.  Нельзя говорить малышу, что вам всё равно, чем он занимается. Почувствовав   ваше   безразличие,   он   немедленно   начнёт   проверять,   насколько   оно «настоящее»,   совершая   различные   поступки,   чаще   отрицательные.   Лучше   вместо показного безразличия постараться наладить с ребёнком дружеские отношения. Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я   хочу   помочь   тебе,   потому   что   люблю   тебя.   В   любой   момент,   когда   тебе   это понадобится, ты можешь спросить у меня совета». Детей надо баловать: «Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам» Мнение   родителей.  Мы   готовы   всё   сделать   для   нашего   малыша,   ведь   дети   всегда должны получать самое лучшее. Детство — такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно – в наших силах избавить детей от трудностей и неприятностей. Мнение  психологов.  Избалованным детям очень тяжело  приходится в жизни. Когда родители   убирают   буквально   каждый   камушек   с   дороги   малыша,  от   этого   ребёнок ощущает себя беспомощным и одиноким. «Попробуй­ка сделать это сам, а если не получится,   я   тебе   с   удовольствием   помогу»   —   вот   один   из   вариантов   мудрого отношения к дочери или сыну. Качество воспитания зависит от количества денег Мнение   родителей.   Мы   слишком   стеснены   в   средствах,   поэтому   не   можем   себе позволить даже побаловать ребёнка – будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями. Мнение   психологов.   Часто   бывает,   что   в   семьях   с   невысоким   достатком   взрослые делают   всё,   чтобы   ребёнок   ни   в   чём   не   нуждался.   На   самом   деле   любовь,   ласка, совместные   игры   и   проведённый   вместе   досуг   для   малыша   намного   важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребёнка счастливым, а осознание того, что он для вас самый­самый. Наполеоновские планы: «Мой ребёнок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс» Мнение родителей. Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам — дать детям самое лучшее образование. Мнение психологов. К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее   будущее,   нарисованное   взрослыми   в   своём   воображении,   разбивается   о полное   нежелание   ребёнка   заниматься,   скажем,   музыкой.   Заполняя   день   ребёнка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел. Слишком мало ласки: «Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребёнка» Мнение родителей. Приласкать младшую сестрёнку? Какая ерунда! Поцеловать маму? Обнять папу? Да на это нет времени. Короче, никаких объятий и поцелуев — есть более серьёзные и нужные вещи. Мнение психологов. Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придаёт уверенности в своих силах. Но помните: желание получить ласку   должно   в   большинстве   случаев   исходить   от   самого   ребёнка.  Не   навязывайте детям свою любовь активно — это может оттолкнуть их. Зависимость воспитания от настроения: «Можно или нет? Это зависит от настроения» Мнение родителей.  Неприятности на работе, плохие отношения в семье... Как часто взрослые выпускают пар на ребёнке. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом купить малышу игрушку, и всё будет в порядке. Мнение психологов. Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создаёт у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что­то, а завтра это же запрещают, ребёнок может понять только одно: всё равно, что я делаю, главное — какое у мамы настроение. Слишком   мало   времени   для   воспитания   ребёнка:   «К   сожалению,   у   меня совсем нет времени для тебя» Мнение   родителей.  Многие   взрослые   очень   загружены   на   работе,  но   каждую   свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и школу, готовят для них, стирают, покупают всё, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними. Мнение   психологов.  Взрослые   часто   забывают   простую   истину:   если   уж   родили ребёнка,  надо   и  время   для   него   найти.  Малыш,  который   постоянно   слышит,  что   у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество   важнее   количества)   посидеть   у   кроватки   малыша,   поговорите   с   ним, расскажите сказку, почитайте, поговорите. Упражнение 7 «Список положительных и отрицательных качеств ребёнка». Цель:  осознание индивидуальности  своего  ребёнка, изменение отношения к нему в позитивную сторону. Ведущая: А теперь возьмите в руки листочки и ручки. Разделите лист на две половины. В   левом   столбце   запишите   все   положительные   качества   ребенка,   в   правом   все отрицательные. Теперь посмотрите на список отрицательных качеств, подумайте, откуда появились эти качества?   Могли   ли   вы,   в   какой­то     степени   послужить   примером   для   их формирования? Я хочу, что бы вы взяли эти листочки домой и дома, глядя на список отрицательных качеств, постарались найти в них что­то хорошее. Ритуал завершения семинара ­ практикума Ведущая:  Вы   сегодня   отлично   поработали.   А   наши   детки   приготовили   для   вас небольшие подарки. Это сердечки с отпечатками их ладошек. Возьмите их себе на память.   Пусть   отпечатки   этих   маленьких   ладошек   навсегда   останутся   на   ваших сердцах. Семья начинается с детей.  Спасибо за вашу работу. Всего доброго. ЛИТЕРАТУРА 1. «Вестник   психосоциальной   и   коррекционно­реабилитационной   работы»,   №1, 1998, с. 22­31.          2.Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.      3. «Школьный психолог», №44, 1998, с. 8­9

Конспект семинара - практикума для родителей "Влияние внутри семейных отношений на формирование личности ребенка"

Конспект семинара - практикума для родителей "Влияние внутри семейных отношений на формирование личности ребенка"

Конспект семинара - практикума для родителей "Влияние внутри семейных отношений на формирование личности ребенка"

Конспект семинара - практикума для родителей "Влияние внутри семейных отношений на формирование личности ребенка"

Конспект семинара - практикума для родителей "Влияние внутри семейных отношений на формирование личности ребенка"

Конспект семинара - практикума для родителей "Влияние внутри семейных отношений на формирование личности ребенка"

Конспект семинара - практикума для родителей "Влияние внутри семейных отношений на формирование личности ребенка"

Конспект семинара - практикума для родителей "Влияние внутри семейных отношений на формирование личности ребенка"

Конспект семинара - практикума для родителей "Влияние внутри семейных отношений на формирование личности ребенка"

Конспект семинара - практикума для родителей "Влияние внутри семейных отношений на формирование личности ребенка"

Конспект семинара - практикума для родителей "Влияние внутри семейных отношений на формирование личности ребенка"

Конспект семинара - практикума для родителей "Влияние внутри семейных отношений на формирование личности ребенка"

Конспект семинара - практикума для родителей "Влияние внутри семейных отношений на формирование личности ребенка"

Конспект семинара - практикума для родителей "Влияние внутри семейных отношений на формирование личности ребенка"

Конспект семинара - практикума для родителей "Влияние внутри семейных отношений на формирование личности ребенка"

Конспект семинара - практикума для родителей "Влияние внутри семейных отношений на формирование личности ребенка"

Конспект семинара - практикума для родителей "Влияние внутри семейных отношений на формирование личности ребенка"

Конспект семинара - практикума для родителей "Влияние внутри семейных отношений на формирование личности ребенка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2019