Конспект урока А.С. Пушкин "Капитанская дочка"
Оценка 4.8

Конспект урока А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
русская литература
8 кл
13.01.2017
Конспект урока  А.С. Пушкин "Капитанская дочка"
Класс: 8 Тема: Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Цели: 1. Познакомить с историей создания произведения, его персонажами, как главными, так и второстепенными. 2. Раскрыть связь «Капитанской дочки» с другими произведениями Пушкина, развивать умение связно и логично отвечать на поставленные вопросы 3. Воспитывать любовь к русской истории и русской литературе Оборудование: учебник «русская литература», книга «Краткое содержание произведений», портреты Пушкина и Пугачева, картинки к поэме (фронтальный опрос), видеоролики. Ход урока.Дата: ______________ Класс: 8 Тема: Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Цели: 1. Познакомить с историей создания произведения, его персонажами, как главными, так и второстепенными. 2. Раскрыть связь «Капитанской дочки» с другими произведениями Пушкина, развивать умение связно и логично отвечать на поставленные вопросы 3. Воспитывать любовь к русской истории и русской литературе Оборудование: учебник «русская литература», книга «Краткое содержание произведений», портреты Пушкина и Пугачева, картинки к поэме (фронтальный опрос), видеоролики. Ход урока. 1.Организационный момент: Готовность класса к уроку. Цели и задачи. Мотивация. 2.Воспроизведение изученного материала: На прошлом уроке какую поэму мы прочитали? (Цыганы) Что мы взяли из нее для себя? (не нужно мстить, человек имеет право выбора, цыганы – свободный народ, не нужно быть жестоким) Правильно поступил главный герой Алеко, убив молодого цыгана и Земфиру? (мнения учащихся) Что накануне убийства рассказал старик Алеко? – Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с исторической повестью Пушкина «Капитанская дочка». События повести происходят в 1773 – 1774 гг). Пушкин не только писатель, но и (как вы думаете?) (дети отвечают) ПРОЗАИК, ПОЭТ, СКАЗОЧНИК, КРИТИК, ПОРТРЕТИСТ-ГРАФИСТ. (портреты Пушкина) – Какие произведения Пушкина вам известны еще? (дети называю, дополняю, запись в тетради) Повести Белкина, Дубровский, станционный смотритель, Евгений Онегин, Полтава, Медный всадник, Руслан и Людмила, сказка о Золотой рыбке, Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях, сказка о попе и его работнике Балде, сказка о царе Салтане, сказка о Золотом петушке, Моцарт и Сальери, история Пугачева 3.Работа писателя над «Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой» Писателя интересует и тема народных восстаний. Интерес Пушкина к народному движению неслучаен. В начале 30-х годов 19 века крестьянские волнения вспыхивают с большой силой. Среди них – восстание военных поселян в Новгородской губернии. Пушкин с волнением следит за его развитием. В 1833 году поэт работает в исторических архивах. Он обращается к военному министру Чернышеву за разрешением получить доступ к документам, касающимся следственного дела о Пугачеве, так как фигура Емельяна Пугачева кажется Пушкину очень яркой и самобытной, ведь он деятель большого исторического масштаба. ( открываю портрет Пугачева) Пушкин мотивирует это тем, что задумал работать над историей Суворова (Суворов принимал участие в ликвидации Пугачевского бунта). Он получает разрешение и приступает к работе. Кроме работы в архивах, Пушкин совершает поездку в Казань, Симбирск, Уральск, Оренбург, побывал он и в Бердской слободе – столице Пугачева. Он беседует с еще оставшимися в живых свидетелями тех событий. В начале 1834 года исторический труд «История Пугачева» («История Пугачевского бунта») вышел в свет. Замысел «Капитанской дочки» возник у Пушкина еще до работы над «Историей Пугачева». борьба за свободу, а с другой – гигантский самосуд, ведь Пугачёв уничтожал целое сословие, включая малолетних детей. Образ Пугачёва виделся противоречивым, становился всё трагичнее и тревожнее. Его победа пробила бы чудовищную брешь в русской культуре: едва не погиб Державин, едва не был повешен малолетний Крылов, да и Пушкина могло не быть (бунтовщики хотели расправиться с его дедом). Как дворяне не считали крестьян за людей, так и крестьяне перестали видеть в дворянах людей. Началось всеобщее ожесточение. Пушкин ищет духовные скрепы, которые смогут связать нацию воедино. Главное – личные связи, отношение человека к челове Победы Емельяна Пугачева пробивали чудовищную брешь в русской культуре. Едва не погиб Державин, и чуть не был повешен малолетний Крылов, да и Пушкина могло не быть (бунтовщики хотели расправиться с его дедом) 4.Работа с эпиграфом. «Береги платье снову, а честь смолоду» – Открыв произведение, сразу заметите пословицу «Береги честь смолоду» – Как вы понимаете смысл русской народной пословицы, которая является эпиграфом ко всей повести? (Береги — значит храни, не теряй в течение всей жизни) – Почему Пушкин взял именно эти слова? – Слышали ли вы когда – нибудь это выражение? («Честь, долг, верность – и в службе, и в любви) Отправляясь на службу, Петр Гринев получил наказ от своего отца: «...служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». (просматриваем видеоролик) Слово «честь» ассоциируется с понятием «русский офицер» . Не случайно бытуют такие сочетания: «честь имею» , «человек чести» , «отдать честь». Петр Гринев прочно усвоил наставления отца и не спасовал, когда Пугачев решал его судьбу. 5.Краткая характеристика главных героев. Андрею Петровичу Гриневу присущи высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие, которое отмечало «людей старого века». Он «не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение». Отец считал, что дворянину не пристало «мотать да повесничать». Поэтому он не послал Петрушу служить в Петербург: «Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».Он учит сына не гнаться за карьерой, а выполнять честно свой воинский долг. Мать Петруши происходила из семьи бедного дворянина. У нее был добрый, мягкий характер, привычка во всем слушаться своего мужа, поддерживать его. Она знала «наизусть все его свычаи и обычаи» Петр Гринев добрый человек, он умеет признать свои ошибки, умеет быть твердым, у него есть совесть, а пока она есть, это позволяет ему становиться ему лучше. Самонадеянность, упрямство Петра, ведь он не послушался опытного ямщика и не переждал бурю, а поехал ей навстречу. Савельич - честный, преданный, но недалекий «дядька» Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела Капитан Иван Кузьмич Миронов, его жена Василиса Егоровна. Комендант Белогорской крепости – офицер, выходец «из солдатских детей». Миронов проявил мужество в прусском походе и в сражениях с турками. Именно за это он получил офицерское звание. Это человек необразованный и простой, но честный и добрый. Домашний и семейный уклад Мироновых, как и Гриневых, патриархален и прост, поэтому скоро Гринев стал для Мироновых «родным». Родители Маши впоследствии были казнены Пугачевым. Швабрин – антипод Гринева, нехорош собою, подлый, хоть и офицер, но чести в нем нет ни грамма. Ш. ухаживал за Машей Мироновой, но получил отказ. Не простив ей этого, он, мстя девушке, распускает о ней грязные слухи Мужик с черной бородой - Емельян Иванович Пугачев — донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов. Одно имя Пугачева вызывало неподдельный страх среди населения. Хитрый обманщик и жестокий человек. (казнен в 75 году) 6.Подведение итогов урока. Заполнение таблицы. Смысл названия повести Какой пример подает нам молодой Гринев? Подумайте и определите жанр произведения: исторический роман, повесть. Гринев Швабрин Маша 7.Домашнее задание: 1-2-3-4 главы читать; пересказ отрывка «Встреча с вожатым», или сообщение о Емельяне Пугачеве.
Урок Капитанская дочка .docx
Дата: ______________ Класс: 9  Тема: Александр Сергеевич Пушкин   «Капитанская дочка».  Историческая основа повести.  Цели:  1. Познакомить   с   историей   создания   произведения,   его   персонажами,   как главными, так и второстепенными.  2. Раскрыть связь «Капитанской дочки» с другими произведениями Пушкина, развивать умение связно и логично отвечать на поставленные вопросы 3. Воспитывать любовь к русской истории и русской литературе Оборудование:   учебник «русская литература», книга «Краткое содержание произведений»,   портреты   Пушкина   и   Пугачева,   картинки   к   поэме (фронтальный опрос), видеоролики. Ход урока. 1.Организационный   момент:  Готовность   класса   к   уроку.   Цели   и   задачи. Мотивация.  2.Воспроизведение изученного материала:  На  прошлом уроке какую поэму мы  прочитали? (Цыганы) Что мы взяли из нее для себя? (не нужно мстить, человек имеет право выбора, цыганы – свободный народ, не нужно быть жестоким) Правильно   поступил   главный   герой   Алеко,   убив   молодого   цыгана   и Земфиру? (мнения учащихся) Что накануне убийства рассказал старик Алеко?  –   Сегодня   на   уроке   мы   начинаем   знакомство   с   исторической   повестью Пушкина «Капитанская дочка». События повести происходят в 1773 – 1774 гг). Пушкин   не только писатель, но и (как вы думаете?) (дети отвечают) ПРОЗАИК,   ПОЭТ,   СКАЗОЧНИК,   КРИТИК,   ПОРТРЕТИСТ­ГРАФИСТ. (портреты Пушкина) – Какие произведения Пушкина вам известны еще? (дети называю, дополняю, запись в тетради) Повести Белкина, Дубровский, станционный смотритель, Евгений Онегин, Полтава, Медный всадник, Руслан и Людмила, сказка о Золотой рыбке, Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях, сказка о попе и его работнике Балде,   сказка   о   царе   Салтане,   сказка   о   Золотом   петушке,   Моцарт   и Сальери, история Пугачева 3.Работа писателя над «Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой» Писателя   интересует   и   тема   народных   восстаний.   Интерес   Пушкина   к народному движению неслучаен. В начале  30­х годов 19 века  крестьянские волнения   вспыхивают   с   большой   силой.   Среди   них   –   восстание   военных поселян   в   Новгородской   губернии.   Пушкин   с   волнением   следит   за   его развитием. В 1833 году поэт работает в исторических архивах. Он обращается к   военному   министру   Чернышеву   за   разрешением   получить   доступ   к документам,   касающимся   следственного   дела   о   Пугачеве,   так   как   фигура Емельяна   Пугачева   кажется   Пушкину   очень   яркой   и   самобытной,  ведь   он деятель большого исторического масштаба. ( открываю портрет Пугачева) Пушкин мотивирует это тем, что задумал работать над историей Суворова (Суворов принимал участие в ликвидации Пугачевского бунта). Он получает разрешение   и   приступает   к   работе.   Кроме   работы   в   архивах,   Пушкин совершает поездку в Казань, Симбирск, Уральск, Оренбург, побывал он и в Бердской  слободе  –  столице  Пугачева. Он  беседует  с еще  оставшимися  в живых   свидетелями   тех   событий.   В   начале  1834  года   исторический   труд «История Пугачева» («История Пугачевского бунта») вышел в свет. Замысел «Капитанской   дочки»   возник   у   Пушкина   еще   до   работы   над   «Историей Пугачева». борьба за свободу, а с другой – гигантский самосуд, ведь Пугачёв уничтожал  целое сословие, включая малолетних детей.  Образ Пугачёва виделся противоречивым, становился всё трагичнее и  тревожнее. Его победа пробила бы чудовищную брешь в русской культуре:  едва не погиб Державин, едва не был повешен малолетний Крылов, да и  Пушкина могло не быть (бунтовщики хотели расправиться с его дедом).  Как дворяне не считали крестьян за людей, так и крестьяне перестали видеть  в дворянах людей. Началось всеобщее ожесточение.  Пушкин ищет духовные скрепы, которые смогут связать нацию воедино.  Главное – личные связи, отношение человека к челове Победы   Емельяна   Пугачева   пробивали   чудовищную   брешь   в   русской культуре.   Едва   не   погиб   Державин,   и   чуть   не   был   повешен   малолетний Крылов, да и Пушкина могло не быть (бунтовщики хотели расправиться с его дедом) 4.Работа с эпиграфом.      «Береги платье снову, а честь смолоду» – Открыв произведение, сразу заметите пословицу «Береги честь смолоду» – Как вы понимаете смысл русской народной пословицы, которая является эпиграфом ко всей повести? (Береги — значит храни, не теряй в течение всей жизни) – Почему Пушкин взял именно эти слова? – Слышали ли вы когда – нибудь это выражение? («Честь, долг, верность – и в службе, и в любви) Отправляясь на службу, Петр Гринев получил наказ от своего отца: «...служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». (просматриваем видеоролик) Слово «честь» ассоциируется с понятием «русский офицер» . Не случайно бытуют такие сочетания: «честь имею» , «человек чести» , «отдать честь». Петр Гринев прочно усвоил наставления отца и  не спасовал, когда Пугачев решал его судьбу.  5.Краткая характеристика главных героев. Андрею Петровичу Гриневу присущи высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие,   которое   отмечало   «людей   старого   века».   Он   «не   любил   ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение». Отец считал, что дворянину   не   пристало   «мотать   да   повесничать».   Поэтому   он   не   послал Петрушу служить в Петербург: «Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».Он учит сына не гнаться за карьерой, а выполнять честно свой воинский долг. Мать Петруши происходила из семьи бедного дворянина. У нее был добрый, мягкий характер, привычка во всем слушаться своего мужа, поддерживать его. Она знала «наизусть все его свычаи и обычаи» Петр Гринев добрый человек, он умеет признать свои ошибки, умеет быть твердым, у него есть совесть, а пока она есть, это позволяет ему  становиться ему   лучше.   Самонадеянность,   упрямство   Петра,   ведь   он   не   послушался опытного ямщика и не переждал бурю, а поехал ей навстречу. Савельич ­ честный, преданный, но недалекий «дядька»  Маша Миронова ­ дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская   девушка,   "круглолицая,   румяная,   с   светло­русыми   волосами".   По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела Капитан  Иван Кузьмич  Миронов, его  жена  Василиса  Егоровна. Комендант Белогорской крепости – офицер, выходец «из солдатских детей». Миронов проявил мужество в прусском походе и в сражениях с турками. Именно за это он получил офицерское звание. Это человек необразованный и простой, но честный и добрый. Домашний и семейный уклад Мироновых, как и Гриневых, патриархален и прост, поэтому скоро Гринев стал для Мироновых «родным». Родители Маши  впоследствии были казнены Пугачевым. Швабрин – антипод Гринева, нехорош собою, подлый, хоть и   офицер, но чести  в нем нет ни грамма. Ш. ухаживал за Машей Мироновой, но получил отказ. Не простив ей этого, он, мстя девушке, распускает о ней грязные слухи Мужик   с   черной   бородой ­  Емельян   Иванович   Пугачев —  донской   казак, предводитель   Крестьянской   войны   1773­1775   годов.   Одно   имя   Пугачева вызывало   неподдельный   страх   среди   населения. Хитрый   обманщик     и жестокий человек. (казнен в 75 году) 6.Подведение итогов урока. Заполнение таблицы. Смысл названия повести Какой   пример подает   нам молодой Гринев? Подумайте   и   определите   жанр произведения: исторический роман, повесть.   Гринев Маша Швабрин 7.Домашнее   задание: 1­2­3­4   главы   читать;   пересказ   отрывка   «Встреча   с вожатым», или сообщение о Емельяне Пугачеве.

Конспект урока А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

Конспект урока  А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

Конспект урока А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

Конспект урока  А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

Конспект урока А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

Конспект урока  А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

Конспект урока А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

Конспект урока  А.С. Пушкин "Капитанская дочка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2017