Конспект урока чтения и развития речи по рассказу "Судьба человека" (9 класс, коррекционная школа)
Оценка 4.9

Конспект урока чтения и развития речи по рассказу "Судьба человека" (9 класс, коррекционная школа)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
чтение
9 кл
24.03.2017
Конспект урока чтения и развития речи по рассказу "Судьба человека" (9 класс, коррекционная школа)
Конспект урока по чтению и развитию речи по рассказу М.Шолохова "Судьба человека" предназначен для 9 класса коррекционной школы, работающей по АООП обучающихся с умственной отсталостью. Урок - обобщения проходит в форме читательской конференции. Цель урока показать: показать мужество, стойкость, силу русского солдата, оставшегося ЧЕЛОВЕКОМ в нечеловеческих условиях, и нашедшего в себе силы жить дальше...
конспект урока .doc

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа №10»

Г.Орска Оренбургской области

 

WWX8VNCAGC10E9CAMJAV87CAD01C8ACA7CU3SMCAX14B28CAOIAGHWCA2WBUEHCA0TOHB9CAR5VVQ1CAMZZOPRCA4GVMUECATS7J9RCA1901ACCACC13W5CAE6HB1PCA5DX2KWCALWL6D0CA29LW1JCABL2YTD

 

Открытый урок   по   рассказу М.А.Шолохова

 «Судьба человека»

 

«Ты же выжил,  солдат…»

 

                                                                                              Подготовила:

                                                                                              учитель-олигофренопедагог

                                                                       Денисенкова Н.А.

 

2017г.

«Ты же выжил,  солдат… »

Читательская конференция по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»

 

Цель:

·        Подумать, как война отразилась на судьбе страны и на судьбе отдельного человека;

         Попробовать   разобраться, поразмышлять о смысле человеческой жизни, о том, чем же жив человек? Где тот стержень, который помогает оставаться человеком в нечеловеческих условиях;

         Понять  в чем сила русского характера, позволившего нашему солдату одержать победу в схватке с жестоким врагом ценой великих потерь, но нашедшего в себе силы жить дальше…

Задачи:

Образовательные: развивать навыки анализа текста,  умение выбирать главное, обобщать; развивать умение выделять ключевые эпизоды; развивать умение  читать выразительно.

Коррекционно-развивающая: развивать устную речь учащихся – монологическую и диалогическую; развивать аналитическое мышление, творческое воображение.

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну и ее народ

Тип урока: нетрадиционная форма – литературная гостиная

Оборудование:

1.     Портрет М.Шолохова

2.     Иллюстрации к рассказу «Судьба человека»

3.     Карточки с заданиями

4.     Карточки с отрывками из рассказа «Судьба человека»

5.     Презентация к уроку.

 

Ход урока:

 

Содержание этапа

Примечание

I.

Организационный момент

- Приветствие гостей и учащихся

 

II.

Актуализация имеющихся знаний и сообщение темы и целей урока:

1) Буктрейлер «С чего начинается Родина?»  слайд 1

- В жизни каждого человека есть святыни: хлеб, которым человек кормится, земля, на которой он живёт, мать, которая  даёт  жизнь и  Родина. Так много значит слово Родина, что другим словом  и не объяснишь, и не охватишь. Одно назовёшь, а каждый тебе ещё что-либо подскажет, так как каждый по-своему Родину понимает.

- А как это понимаете вы, ребята? Что такое Родина?» (ответы учеников)

- Родина – это место, где ты родился и живёшь. Друзья и соседи. Это мать и отец, это твоя малая родина, поэтому Родину ещё Отчизной, Отечеством называют, как дом родной – отчим домом. Наша Родина – Россия.

Откуда появилось такое название Россия? В стародавние времена её называли Русью. Слово Русь, как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло» (ложе реки, по которому она течёт меж берегов) Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна Света, солнца и добрых людей.

Психологический настрой

- Народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но  всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история и духовные традиции. 
- Сегодня мы поведем  разговор об  одном из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – о Великой Отечественной войне и сделаем мы это на примере рассказа М.Шолохова «Судьба человека».

- Проведем мы этот разговор в форме читательской конференции «Ты же выжил солдат».

 

Буктрейлер  «С чего начинается Родина?»

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

 

 

III

Сообщение темы  и цели урока

1)    История написания рассказа

М.А.Шолохов написал за свою жизнь много произведений, которые сделали его известнейшим писателем ХХ века.

Талант писателя отмечен Ленинской и Нобелевской премиями в области литературы, ему присвоено  звание  Героя Социалистического Труда.

             

Рассказ «Судьба человека» впервые был  опубликован в газете «Правда»  в новогодние дни - 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года.

           

В 1959г. на экраны страны вышел фильм  «Судьба человека», снятый С.Бондарчуком. Фильм завоевал главный приз на Московском международном кинофестивале. Создатели фильма были награждены Ленинской премией

         

А одна английская газета тогда написала: "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»".

                

2)    Сообщение цели урока:

- Вот мы и постараемся понять, где  народ брал силы, в чем его сила, что хватило ее для победы в самой страшной войне всей мировой истории.

- Постараемся понять как связаны понятия – война - человек – характер - судьба

                                            

3)      Словарная работа:

Есть знаменитая русская поговорка «Посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу»       

                      

т.е. из привычки складывается характер, а из характера – судьба.

                                   

«Характер — совокупность моральных, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении (человек с характером, сильный характер)»  (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка)

                     

         Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств

               

Вот и мы постараемся понять, в чем же сила русского человека?

·        Подумать как война отразилась на судьбе страны и

на судьбе отдельного человека.

·        Попробовать   разобраться, поразмышлять о

смысле человеческой жизни, о том, чем же жив человек? Где тот стержень, который помогает оставаться человеком в нечеловеческих условиях.

·        Понять в чем сила русского характера,

позволившего нашему солдату одержать победу в схватке с жестоким врагом ценой великих потерь, но нашедшего в себе силы жить дальше…

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

Слайд 8

 

 

Слайд 9

 

 

Слайд 10

 

 

 

Слайд 11

IV

Работа над темой и целью мероприятия

- Итак, начинаем нашу работу над рассказом «Судьба человека»

1)    Жанр произведения

– К какому жанру относится данное произведение М.Шолохова? (рассказ – эпопея)

Рассказ –      повествовательное произведение  небольшого  объема  с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий.

Эпопея - большое произведение, повествующее о значительных исторических событиях (о войнах, революциях и т.д.)

       

В  рассказе на тридцати страницах Шолохов  добился

огромного обобщения — в образе простого русского человека воплотилась и отразилась судьба целой страны, подобно тому, как огромное солнце отражается в маленькой капле росы.

- У М.А. Шолохова показана не только история жизни  Андрея Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. В битве с судьбой он проявил великую силу характера.

2)    Этапы жизни героя:

- Назовите главного героя рассказа? (Андрей Соколов)

- Каковы основные этапы судьбы Андрея Соколова?

(1. Жизнь Андрея Соколова до войны.

 2. Война.

 3. После войны.)

         

- Предметом нашей работы и будут эти основные этапы.

1-е  задание: -  У Вас на столах иллюстрации к рассказу  «Судьба человека», распределите эти иллюстрации на 3 части – жизнь героя до войны, в войну, после войны. Какие эпизоды связаны с каждым этапом?

До войны – встреча, рождение сына, заботливая жена, сын

Война – проводы на фронт, ранение, плен, попытка побега, разговор с лагерфюрером, побег, потеря семьи, потеря сына, конец войны

После войны- встреча с Ваней, усыновление Ванюшки

(проверка по слайдам)

    Блиц - опрос (короткий вопрос – короткий ответ)

- Поговорим о жизни Андрея Соколова:

a.      В каком году родился герой? (1900г.)

b.     Где он родился? (уроженец Воронежской

губернии)

c.      Кем работал до войны? (сначала в плотником,

затем шофером)

d.     Как звали жену Андрея? (Ирина)

e.      Как Андрей говорил о жене?

(Со стороны глядеть — не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивее и желанней ее, не было на свете и не будет!)

·        Сколько детей было у Андрея с Ириной? (трое – сын

и две дочки)

·        Что построила семья Андрея перед войной? (дом)

·        Как Андрей говорил о своей довоенной жизни?

(Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке)

·        Что нарушило мирную жизнь героя? (война с

фашистской Германией)

·        Когда началась ВО война? (22 июня 1941г.)

·        На какой день войны пришла повестка Андрею

Соколову и он был призван на фронт? (на второй день войны повестка, а на третий день – эшелон)

·        О чем сожалел Андрей всю свою жизнь при прощании с женой?

(— До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..)

·        Кем Андрей Соколов был на фронте? (шофером,

подвозил снаряды на передовую)

·        Сколько времени провоевал Андрей Соколов?

(меньше года, т.е.  до лета 1942г.)

·        Давайте вспомним из уроков истории, что

происходило в это время на фронтах? (Красная армия отступала, с большими потерями. Ленинград был в блокаде, немец рвался к Волге, к Сталинграду. Сталин издал приказ «Ни шагу назад!»).

·        Что случилось с Андреем Соколовым в эти дни?

(после ранения и контузии попадает в плен к фашистам)

4) Исторический комментарий

К концу 1941 года в немецкий плен попало около 4 миллионов красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь около 1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

   8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: "...Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата..."

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

Из 6 с половиной  миллионов советских военнопленных погибли около 4 миллионов. Многие из 2 миллионов бывших пленных, вернувшихся в СССР,  были сосланы в лагеря.»

             

В рассказе  «Судьба человека», главным героем стал прошедший плен советский солдат. И хотя М. Шолохов не осмелился сказать, что ждало военнопленных на родине в дни войны, сам выбор героя стал актом гражданского мужества писателя.

- Шолохов впервые в советской литературе, ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели.

- Понимал ли Андрей, что ждет его в плену?

- Как мог повести себя Андрей? Застрелиться? Кинуться на немцев, чтобы они его застрелили? Но как сказал поэт:

« В этой жизни умереть не ново, сделать жизнь значительно трудней…».

- Андрей выбирает для себя самый трудный путь, выжить в плену и остаться человеком. Именно в этих условиях раскрывается характер человека, его душевные качества?

- Как ведет себя Соколов в момент пленения? Почему поднялся? (эпизод с сапогами, портянками).

5)Вспомним эпизод в церкви. Как вели себя плененные солдаты Красной Армии? (соедините стрелками героев и их поступки)  

              

Врач как настоящий доктор помогает раненым

Крыжнев собирается выдать взводного, предает своих

Богомольный солдат – погибает, но не отступает от своих убеждений, но он невольно становится виновником гибели четырех человек

Взводный - Безропотно, покорно ожидает своей участи.

- Как повел себя Андрей Соколов? (Убил Крыжнева)

- Легко ли было это сделать? Какие ощущения испытал герой?

                

(До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил… Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель.)

- С первого дня плена герой задумал уходить к своим. Удалось ли ему это? (нет, немцы нагнали его с собаками)

 В этих эпизодах мы видим и сильные и слабые черты характера разных людей: взаимовыручка и  благородство  с одной стороны -  предательство с другой.

6) – Как герой рассказывает о жизни в лагере?

        Выборочное чтение: (чтение по абзацам)  стр. 197-198

"Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать..."

        Куда меня только не гоняли за два года плена! Половину Германии объехал за это время… Природа везде там, браток, разная, но стреляли и били нашего брата везде одинаково… И кулаками били, и ногами топтали, и резиновыми палками били, и всяческим железом, какое под руку попадется, не говоря уже про винтовочные приклады и прочее дерево.

     Били за то, что ты — русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь. Били и за то, что не так взглянешь, не так ступнешь, не так повернешься. Били запросто, для того чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев. Печей-то, наверное, на всех нас не хватало в Германии.

     И кормили везде, как есть, одинаково: полтораста грамм эрзац-хлеба пополам с опилками и жидкая баланда из брюквы.»

7) М.Шолохов описывает  главного героя не с оружием в руках, не в обстановке боя. У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой — вот что главное. В душе — один из источников победы, в душе секрет выживания.

7) Сцена «Поединок Андрея Соколова с лагерфюрером  Мюллером» стр. 200-202

- Зачем Мюллер вызывает к себе Соколова?

- Что предложил ему Мюллер?

- Как повел себя наш герой?

(чтение по ролям отрывка:

Соколов – читают 2 человека:

прямая речь- учащиеся

комментарии - учитель

Лагерфюрер Мюллер-  учащийся

 

Прямо передо мною сидит полупьяный Мюллер, пистолетом играется, перекидывает его из руки в руку, а сам смотрит на меня и не моргнет, как змея. Ну, я руки по швам, стоптанными каблуками щелкнул, громко так докладываю: «Военнопленный Андрей Соколов по вашему приказанию, герр комендант, явился». Он и спрашивает меня: «Так что же, русс Иван, четыре кубометра выработки — это много?» — «Так точно, — говорю, — герр комендант, много». — «А одного тебе на могилу хватит?» — «Так точно, герр комендант, вполне хватит и даже останется».

Он встал и говорит: «Я окажу тебе великую честь, сейчас лично расстреляю тебя за эти слова. Здесь неудобно, пойдем во двор, там ты и распишешься». — «Воля ваша», — говорю ему. Он постоял, подумал, а потом кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и все это подает мне и говорит: «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия».

Я было из его рук и стакан взял, и закуску, но как только услыхал эти слова, — меня будто огнем обожгло! Думаю про себя: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!»

Поставил я стакан на стол, закуску положил и говорю: «Благодарствую за угощение, но я непьющий». Он улыбается: «Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель». А что мне было терять? «За свою погибель и избавление от мук я выпью», — говорю ему. С тем взял стакан и в два глотка вылил его в себя, а закуску не тронул…

Но он смотрит внимательно так и говорит: «Ты хоть закуси перед смертью». Я ему на это отвечаю: «Я после первого стакана не закусываю». Наливает он второй, подает мне. Выпил я и второй и опять же закуску не трогаю, на отвагу бью, думаю: «Хоть напьюсь перед тем, как во двор идти, с жизнью расставаться». Высоко поднял комендант свои белые брови, спрашивает: «Что же не закусываешь, русс Иван? Не стесняйся!» А я ему свое: «Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать». Надул он щеки, фыркнул, а потом как захохочет и сквозь смех что-то быстро говорит по-немецки: видно, переводит мои слова друзьям. Те тоже рассмеялись, стульями задвигали, поворачиваются ко мне мордами и уже, замечаю, как-то иначе на меня поглядывают, вроде помягче.

Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от смеха. Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.

После этого комендант стал серьезный с виду, поправил у себя на груди два железных креста, вышел из-за стола безоружный и говорит: «Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я — тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свой блок, а это тебе за смелость», — и подает мне со стола небольшую буханку хлеба и кусок сала.»

- Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

 (Диалог с Мюллером – это невооруженная схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать, даже Мюллер)

8) – Можно только удивляться, о выносливости русского человека, о его силе воли. Я думаю, к данному эпизоду подходят строки из

 из стихотворения Р.Рождественского «Летопись» о мужестве  русского человека, о его силе воли

«А кто слабым был –

сильным стал тогда.

А кто сильным был –

стал еще сильней.

И кричали враги

потрясенные:

«Может, русские

заколдованы?!»

Их сожжешь огнем,

а они живут!

Их пронзишь стрелой,

а они живу!

Их убьешь сто раз,

а они живут!

А они живут

И сражаются!..»         

                                      

9) – Когда и как удалось Соколову бежать из плена?

( летом  1944г.)

(Пересказ отрывка по плану:

                                                           1.      Приказ немецкого майора

                                                           2.      Доставить живым

                                                           3.      Между двух огней

                                                           4.      На родной земле)       стр. 203 – 204

 

10) - Какие еще испытания выпали на долю Соколова?

 (потеря семьи)

(-Во вражеском плену Андрей Соколов провел два долгих года. Судьба награждает его и предоставляет случай бежать. Он уже на родной земле среди своих. Его тут же отправляют в госпиталь, а затем в отпуск. Вот она, долгожданная свобода. Ничто не мешает ему хоть ненадолго вернуться к семье и любимой жене; вновь окунуться в домашнее тепло, ласку и любовь. Но нет…

Судьба распорядилась по-иному. Андрей никогда больше не сможет встретиться со своей семьей, так как жена и дочери погибли при попадании тяжелой бомбы в родную хату. То, чем он жил два этих мучительных года, было утрачено в одно мгновенье. Лично для самого солдата все его подвиги и заслуги ничего не стоят, если он теряет свою жену и детей.)

- О подобной истории написал стихотворение М.Исаковский в победном 1945г.. Позднее эти стихи композитором Блантером были положены на музыку и получилась песня «Враги сожгли родную хату…»

              

11) Просмотр буктрейлера «Враги сожгли родную хату…» (Что общего в песне на стихи М.Исаковского и рассказе Шолохова?)

                                 

- В день победы 9 мая 1945г. Андрей Соколов узнает о гибели сына. Сына, которого он только что нашел на войне, который стал капитаном и общеголял отца в звании. Последнюю надежду на счастье оставил Соколов в немецкой земле.

12) - Сломали ли эти испытания нашего героя? Нашел ли он в себе силы жить дальше? Кто и что  помогло  ему в этом? (он усыновляет беспризорного мальчика)

Чтение отрывка о встрече Ванюшки и Соколова

(На четвертый день прямо из совхоза, груженный хлебом, подворачиваю к чайной. Парнишка мой там сидит на крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный. Высунулся я в окошко, кричу ему: «Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернемся сюда, пообедаем». Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит: «А вы откуда знаете, дядя, что меня Ваней зовут?» И глазенки широко раскрыл, ждет, что я ему отвечу. Ну, я ему говорю, что я, мол, человек бывалый и все знаю.

Зашел он с правой стороны, я дверцу открыл, посадил его рядом с собой, поехали. Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет да и взглянет на меня из-под длинных своих загнутых кверху ресниц, вздохнет. Такая мелкая птаха, а уже научилась вздыхать. Его ли это дело?

Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?»

Шепчет: «Погиб на фронте». 

— «А мама?»

— «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали». 

— «А откуда вы ехали?»

— «Не знаю, не помню…»

— «И никого у тебя тут родных нету?»

— «Никого». 

— «Где же ты ночуешь?»

— «А где придется».

Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил:

- «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети».

И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло.

Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю:

-«Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?»

Он и спросил, как выдохнул: «Кто?»

Я ему и говорю так же тихо:

- «Я — твой отец».

Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно:

«Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!» Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся… Как я тогда руля не упустил, диву можно даться! Но в кювет все же нечаянно съехал, заглушил мотор.

 Пока туман в глазах не прошел, — побоялся ехать, как бы на кого не наскочить. Постоял так минут пять, а сынок мой все жмется ко мне изо всех силенок, молчит, вздрагивает. Обнял я его правой рукою, потихоньку прижал к себе, а левой развернул машину, поехал обратно, на свою квартиру. Какой уж там мне элеватор, тогда мне не до элеватора было)

- Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши? (Две сироты, жизни которых искорежены войной)

– Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.

 (Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.)

- Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. В этом проявился его сильный характер.    

 

Словарная работа:

Рассказ - эпопея

 

 

Слайд 13

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с иллюстрациями

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды 14,15,16

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся на вопросы

 

 

 

 

 

 

Зачитывание отрывков из приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды 17,18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 19

 

 

Работа по разрезным карточкам

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 20

 

 

 

Чтение отрывка из приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение отрывков из учебника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 21

 

 

 

 

Чтение по ролям

из учебника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение учителем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 22

 

 

 

 

 

 

Пересказ с чтением

 

 

 

 

 

 

Слайд 23

 

 

 

 

Слова учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 24

 

 

 

 

Буктрейлер «Враги сожгли родную хату»

Слайд 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 26

 

 

Чтение отрывка по ролям из приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 27

 

 

 

 

 

 

 

 

Читает учитель

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 28

V

Закрепление:

1) Викторина по произведению М.А.Шолохова

«Судьба человека»

1. Жанр произведения:                           

         а) быль;               

         б) рассказ - эпопея            

         в) повесть.

2. Избрав такое название своего рассказа,  Шолохов повествует: 

         а) о судьбе Андрея Соколова;

         б) о судьбе одного из многих русских солдат;

         в) о судьбе всего человечества в целом.

3. Андрей Соколов, попав в плен:

а) смирился со своей судьбой и надеялся на   скорое освобождение советскими войсками;

б) старался выполнять всю работу без нареканий;

в) всегда думал о побеге.

4. По признанию героя, на допросе у коменданта  лагеря он не притронулся к хлебу, потому что:

а) не был голоден;       

б) хотел поделиться с пленными; 

в) показал врагам достоинство и гордость  солдата.

5. Причина, по которой Андрей Соколов усыновил Ваню:

а) думал, что забудет собственное горе;

б) был потрясён трагической судьбой мальчика.

Слайды 29- 33

VI

Подведение итогов (слайд)

 - Какими чертами характера обладал Соколов?

 (убери лишнее)            

«Честь, совесть, порядочность, надежность – самое важное из того, что дает человеку жизнь. Оставаться человеком в нечеловеческих  условиях — это настоящее богатство. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо  тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить» (Б. Васильев)

Именно таким богатством обладал Андрей Соколов, поэтому он выстоял и победил.

В битве с судьбой Соколов проявил великую качества  русского солдата (любовь, сострадание, доброту, человеческое достоинство)

                 

«Символический русский солдат – это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдал последний кусок хлеба и фронтовые 30 граммов сахару осиротевшему в грозные годы войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасал его от неминучей гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины. И несмотря на все невзгоды русский солдат выжил в той  страшной войне…»                       

Просмотр буктрейлера на песню М.Агашиной и В.Мигули «Ты же выжил солдат…» в исполнении Т.Гвардцители

 

 

Слайд 34

 

 

Работа с таблицей «Черты характера»

 

 

 

Слайд 35

 

 

 

Читает учитель

 

 

Слайд 36

 

 

 

Слайд 37

 

 

 

 

Слайд 38

VII

Рефлексия.

1) -Ребята, вы все молодцы, замечательно работали. Мы вместе совершили путешествие вглубь строк произведения М.Шолохова. Мы вспомнили сегодня только одно произведение писателя, но, надеемся, что наша конференция дала новый толчок для того, чтобы взять книги М.Шолохова и вновь перечитать рассказы этого удивительного писателя.

- А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на классном часе. Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии? Что больше всего понравилось?

Заполните бланк: распределите по цветовой гамме:

белый – равнодушно,

 красный – у тебя появилось чувство гордостью за свой народ, ты хотел бы еще почитать книги о войне

2) Награждения за работу (грамоты)

 

 

Квадратики «белый» - «красный»

 

 

Грамоты

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа №10»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа №10»

Ты же выжил, солдат… » Читательская конференция по рассказу

Ты же выжил, солдат… » Читательская конференция по рассказу

Родину ещё Отчизной, Отечеством называют, как дом родной – отчим домом

Родину ещё Отчизной, Отечеством называют, как дом родной – отчим домом

Постараемся понять как связаны понятия – война - человек – характер - судьба 1)

Постараемся понять как связаны понятия – война - человек – характер - судьба 1)

Этапы жизни героя: - Назовите главного героя рассказа? (Андрей

Этапы жизни героя: - Назовите главного героя рассказа? (Андрей

Сколько времени провоевал Андрей

Сколько времени провоевал Андрей

Красной Армии? (соедините стрелками героев и их поступки)

Красной Армии? (соедините стрелками героев и их поступки)

Сцена «Поединок Андрея Соколова с лагерфюрером

Сцена «Поединок Андрея Соколова с лагерфюрером

После этого комендант стал серьезный с виду, поправил у себя на груди два железных креста, вышел из-за стола безоружный и говорит: «Вот что,

После этого комендант стал серьезный с виду, поправил у себя на груди два железных креста, вышел из-за стола безоружный и говорит: «Вот что,

Но нет… Судьба распорядилась по-иному

Но нет… Судьба распорядилась по-иному

Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: -«Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?»

Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: -«Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?»

По признанию героя, на допросе у коменданта лагеря он не притронулся к хлебу, потому что: а) не был голоден; б) хотел поделиться с пленными; в…

По признанию героя, на допросе у коменданта лагеря он не притронулся к хлебу, потому что: а) не был голоден; б) хотел поделиться с пленными; в…

Конспект урока чтения и развития речи по рассказу "Судьба человека" (9 класс, коррекционная школа)

Конспект урока чтения и развития речи по рассказу "Судьба человека" (9 класс, коррекционная школа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017