Конспект урока "Добро воспитывать добром" по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" (6 класс, литература)
Оценка 4.7

Конспект урока "Добро воспитывать добром" по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" (6 класс, литература)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
03.09.2019
Конспект урока "Добро воспитывать добром" по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" (6 класс, литература)
Конспект урока Добро воспитывать добром по рассказу В.Астафьева «Конь с розовой гривой».docx
Конспект открытого урока по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».    Тема урока: нравственные проблемы в рассказе «Конь с розовой гривой». Цели: обучающая: рассмотреть поступки и характеры главных героев; понять идейно­нравственное содержание рассказа; развивающие:  формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать  умение выразить свои мысли, оценить поступок героя;  обобщать, делать выводы; воспитательные:  воспитание общечеловеческих ценностей; воспитание гуманного отношения к людям; формирование ответственности; развитие требовательности к себе и другим.    Задачи:   Образовательные:  обеспечить   усвоение   учащимися   понятий:   «нравственность»,     «нравственные ценности»;       рассмотреть  нравственные   проблемы,   поднятые   в  рассказе   В.П.  Астафьева   «Конь  с розовой гривой»;   формировать умения анализировать текст художественного произведения;   побудить к стремлению разбираться в трудных ситуациях;   формировать умения находить и принимать верные решения.    Развивающие:  развивать навыки осмысленного чтения; совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся; способствовать   познанию   общечеловеческих   ценностей: ответственность;   прощение,   любовь, развивать читательскую культуру учащихся; развивать творческие способности, воображение учащихся.    Воспитательные:  воспитывать чувство ответственности за свои поступки; 1 воспитывать   у   учащихся   такие   нравственные   ценности   как:   доброта,       совестливость, умение признавать свои ошибки; воспитывать учащихся нравственно и духовно; прививать любовь и внимательное отношение к слову.   Тип урока: урок обобщения знаний.       Методы   обучения:  анализ   текста   художественного   произведения,  работа   с   текстом, опрос, словарная работа, инсценировка эпизода, беседа.    Формы организации обучения: фронтальная.    Планируемые результаты обучения:      Предметные: понять и принять идейное направление художественного произведения; уметь сравнивать героев.       Метапредметные: развивать   мотивы   и   интересы   своей   познавательной   деятельности; умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами,   определять   способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.       Личностные: формирование   нравственных   чувств   и   нравственного   поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.    Оборудование: рассказ В.П.Астафьева, портрет писателя, тетради, презентация.    Название: «Добро воспитывать добром». (СЛАЙД 1)                                                          Ход урока 1. Орг. момент 2. Вступительная часть. Слово учителя: Писателей, поэтов разных эпох волновали одни и те же вопросы: что значит воспитанный, порядочный, высоконравственный человек, что такое доброта, понимание,  отзывчивость, дружба, любовь, прощение… Поэтому и урок наш называется «Добро воспитывать добром». А к нему я подобрала такие эпиграфы разных авторов (вспомним, что такое эпиграф? Это фраза, выражающая главную  мысль произведения): СЛАЙД 2 Кузбасского поэта Николая Черкасова: «Хочу на нашей чтоб планете, 2 И без сомненья, так сказать,                                                                                    Смотрели взрослые и дети                                                                                    Друг другу честно бы в глаза.» Призыв Александра Яшина, вологодского поэта: СЛАЙД 3                                                                        «Спешите делать добрые дела!» И строки еще одного нашего земляка, Николая Рубцова: СЛАЙД 4                                                          «За все добро расплатимся добром,                                                                   За всю любовь расплатимся любовью». Какие слова являются ключевыми в этих эпиграфах? Чему учат нас они? 3.Введение в тему. Итак, сегодня мы проведем расследование, в результате которого взвесим поступки Вити  Потолицына на «весах совести» (они у нас на доске).  А теперь сформулируйте, пожалуйста цели урока, посмотрев на экран, подумайте и  скажите, почему герой называет себя преступником? Какое совершил преступление и  какие уроки вынес из этого? СЛАЙД 5  С чего же началась история с обманом? (Бабушка Екатерина Петровна отправляет Витю за земляникой с левонтьевскими ребятами и обещает за это любимое его лакомство – пряник конем. Друзья отправляются в путь. На  увале произошел спор между Санькой и Витей).  4.Анализ рассказа. Найдите, пожалуйста, в тексте сам момент спора (стр. 232 – 233). СЛАЙДЫ 6 – 7.  Прочитаем по ролям: Витя ­ …, Санька ­ …, слова автора ­ … . Но сначала вспомним, где  происходит сцена объяснения героев? Какие чувства нужно передать актерам, разыгрывая  сцену? Как это сделать? (интонацией) Верно: здесь начало всей истории. У нас в этом отрывке есть интересный фразеологизм –  «попасть на уду». СЛАЙД 8. Каково его значение, по вашему мнению? Почему писатель  использует фразеологизм, ведь можно было сказать обычным словосочетанием? 3 Как вы думаете, какое чувство руководило Санькой во время этого спора? Почему? (Зависть. Витя, который прилежно собирает ягоды – прямой укор левонтьевской орде). Прокомментируйте фразу Саньки: СЛАЙД 9 «Задаст тебе Катерина Петровна! Задаст!» ­  заржал Санька.  (Провокатор Санька со злобой говорит о наказании, которое ждет героя дома). Судя по этой фразе, определите, какие отношения между мальчишками? Можно ли здесь говорить о дружбе? Почему? Сделайте, пожалуйста, вывод: каких друзей нужно выбирать себе и почему? (Лучше себя, чтобы стремиться к хорошим поступкам). Подумайте и скажите: можно ли было выйти из спора по­другому, или путь, выбранный  Витей, единственный? (Нет. Можно было противостоять Саньке). Что нужно человеку, чтобы в такой ситуации не идти на обман? (Нужен твердый характер, тогда не будешь поддаваться дурному влиянию. Такой характер  нужно воспитывать). А сейчас давайте выстроим логическую цепочку событий, последовавших за спором ребят,  и поместим на весы. СЛАЙДЫ 10, 11, 12. Помещаем карточки с этими событиями на левую чашу весов, т.к. в разной степени, но  герой совершал их со спокойным сердцем, от некоторых даже получал удовольствие. Что же поместим на вторую чашу весов? Каково было наказание за проступки? (СЛАЙДЫ  13 – 14) Итак, какая чаша перевесила?  (У нас перевесила чаша с наказаниями, хотя их количество меньше).  Как вы думаете, почему именно эта чаща оказалась тяжелее?  (Потому что муки совести очень тяжело переживаются и становятся уроком на всю жизнь). Поэтому как лучше нужно было поступить герою? 4 (Сразу признаться во всем, а не копить обман за обманом, т.к. любой обман в итоге  раскрывается).  Какие фразеологизмы раскрывают суть вывода? СЛАЙД 15 Хорошо! А теперь я предлагаю вам провести стилистический эксперимент, т.е. в отрывок  из рассказа вам нужно вставить пропущенные слова. Те слова, которые, вы считаете, что  здесь поставил автор. Потом мы слушаем ваши варианты и сравниваем с оригиналом, т.е. с текстом. СЛАЙД 16,  потом СЛАЙД 17. Молодцы! Этот эпизод предшествовал утреннему объяснению героя и его бабушки. Теперь  я предлагаю вам побывать в роли одного из героев, участвовавших в этом действии,  ощутить и пережить те чувства, которые перполняли бабушку и внука, пережить и оценить  поступок Вити самим.   ИНСЦЕНИРОВКА. Спасибо участникам! Получилось ли у актеров вжиться в образы и передать их чувства и  эмоции? Мы с вами знаем, что название произведения имеет огромное значение, в нем – основной  смысл. Но не менее важную роль играет первое слово, с которого начинается произведение. Вспомним, с какого же слова начинается рассказ? (Бабушка). Как вы думаете, почему? (Поступок бабушки ключевой во всей этой поучительной истории). И это совершенно не случайно. Вспомним: кто заменил маленькому Вите родителей, когда  они погибли? (Бабушка). И именно бабушка боролась за то, чтобы несмышленыш Витька стал хорошим человеком, а  не «каторжанцем». Она воспитывала его добром. А что значит слово «каторжанец»? (Преступник, тот, кого отправили на каторгу отбывать наказание). 5 Вот что пишет о своей бабушке сам Виктор Петрович: СЛАЙД 18 «Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и  любимых людях отыскали они ее…» В.П. Астафьев «Последний поклон». Выскажите, пожалуйста, свое мнение – если бы у автора не было бабушки Катерины  Петровны, появился бы этот рассказ? Почему? Посмотрите же и вы на привычные, знакомые вам лица родных, как будто заново –  добрыми, «астафьевскими», внимательными, благодарными глазами. Вспомним эпиграфы к уроку. Какими мы должны быть по отношению к людям? Давайте подводить итоги. Почему перевесила чаша с наказаниями на наших весах, хотя их  гораздо меньше? (Потому что маленького Витю очень сильно мучила совесть за обман, настолько сильно,  что он неоднократно даже хотел умереть. Значит, Витя совестливый человек, а значит ­  нравственный. Такие уроки совести не дадут ему в следующий раз пойти на обман). Как вы поняли основную мысль рассказа? Были ли достигнуты учебные цели, поставленные в начале занятия? Какие новые знания получили? Какой новый жизненный опыт  приобрели? Что захотите рассказать о сегодняшнем уроке своим друзьям? Родителям? Запишите домашнее задание: пользуясь знаниями, полученными на уроках, посвященных  этому рассказу, и его содержанием, написать мини­сочинение на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?» Спасибо за урок. До свидания. 6

Конспект урока "Добро воспитывать добром" по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" (6 класс, литература)

Конспект урока "Добро воспитывать добром" по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" (6 класс, литература)

Конспект урока "Добро воспитывать добром" по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" (6 класс, литература)

Конспект урока "Добро воспитывать добром" по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" (6 класс, литература)

Конспект урока "Добро воспитывать добром" по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" (6 класс, литература)

Конспект урока "Добро воспитывать добром" по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" (6 класс, литература)

Конспект урока "Добро воспитывать добром" по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" (6 класс, литература)

Конспект урока "Добро воспитывать добром" по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" (6 класс, литература)

Конспект урока "Добро воспитывать добром" по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" (6 класс, литература)

Конспект урока "Добро воспитывать добром" по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" (6 класс, литература)

Конспект урока "Добро воспитывать добром" по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" (6 класс, литература)

Конспект урока "Добро воспитывать добром" по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" (6 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2019