Конспект урока-экскурии в музей по окружающему миру"Жизнь на селе в старину"3,4 классы
Оценка 4.7

Конспект урока-экскурии в музей по окружающему миру"Жизнь на селе в старину"3,4 классы

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл—4 кл
07.01.2017
Конспект урока-экскурии в музей по окружающему миру"Жизнь на селе в старину"3,4 классы
Урок окружающего мира проведён в 3 классе. Это урок-зкскурсия. . Проведение урока окружающего мира в нестандартной форме и в нетрадиционной обстановке способствует формированию у учащихся устойчивого интереса к учебному процессу, развитию творческой активности и самостоятельности, снимает напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, оказывает глубокое эмоциональное воздействие на ребенка, благодаря чему формируются более прочные и глубокие знания. Этому уроку предшествовала большая подготовительная работа с организацией поисковой самостоятельной деятельности детей. Учащиеся 4 класса, выступающие в роли экскурсоводов, собирали и обрабатывали необходимый материал, соответствующий экспонатам музея. Также они подбирали необходимые загадки, колыбельные песни, русские народные игры. Учащиеся 3 класса тоже были вовлечены в активную поисковую деятельность. Работали группами. Собирали информацию о русских народных праздниках, играх, искали новые загадки, пословицы, потешки, небылицы, используя для этого различные источники: от рассказов своих бабушек до современных возможностей ИКТ.
урок-экскурсия.docx

Методическая разработка урока

«Окружающий мир» в 3,4 классах

Конуркина Ольга Валерияновна

МОУ Ильинская СОШ

 

Тема:   «Жизнь па селе в старину».

 

Цели:

Образовательные: - формирование представления о старинном быте сельских   

                                     жителей;

                                   - осознание смысла и значения исторической и духовной ценности  

                                      музейных предметов;  

                                   -  приобщение к таланту и мастерству предков;                                

                                  

Воспитательные:    - воспитание уважительного отношения к крестьянскому труду,

                                      к старшим  в семье, желание быть помощником в семейных трудах

                                      и заботах;

                                    - воспитание любви к устному народному творчеству;

                                    - воспитание бережного отношения к тому, что создали  и оставили

                                      нам наши предки;

                                    - содействие воспитанию патриотической личности

 

Развивающие:          - развитие умения сравнивать, обобщать и делать выводы;

                                     - развитие воображения и творческих способностей,

                                       эстетического вкуса и познавательной творческой активности;

                                     -развитие умения работать с дополнительными источниками

                                      информации: художественной литературой, научной литературой,  

                                      словарями, ресурсами Интернета;    

                                     -  развитие речи учащихся;

                      4 класс  - развитие  актерского мастерства и коммуникативных качеств

                                       личности

 

 

Форма проведения урока:     урок-экскурсия

 

Место проведения:     школьный музей «Русская изба»

 

Оборудование:     1. Предметы старины в музее «Русская изба».

                                 2. Карточки с названиями предметов крестьянского быта.

                                 3. Аудиозапись русской народной песни «Как пошли наши подружки».

                                 4. Карточки с загадками.

                                 5. Карточки с пословицами.

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

Начало.

Учитель:        Тайны прошлого для нас открыты.

                         Мы смогли о них узнать.

                         По вещам давно забытым,

                         Но желающим все рассказать.

 - Сегодня у нас с вами урок окружающего мира будет не совсем обычный. Это будет урок-экскурсия, который позволит заглянуть нам в далекое прошлое нашей страны, коснуться той жизни, которой жили наши предки. Мы совершим с вами небольшое путешествие в старину и не только послушаем, но и посмотрим многое своими глазами.

Будьте внимательны! Все замечайте и запоминайте, а в конце нашего путешествия вы поделитесь своими впечатлениями и мыслями. Ответить на многие вопросы и разобраться во всем нам поможет та обстановка, в которой в свое время жили простые люди на селе. Для этого мы побываем сегодня в русской избе примерно такой, в какой жили наши предки.

( Звучит русская народная песня «Как пошли наши подружки». Учащиеся 3 класса входят в избу. Их встречают 2 ученика 4 класса -- хозяин и хозяйка, одетые в русские народные костюмы).

 

Хозяйка:   Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин:     Давно мы вас ждем, поджидаем.

                   Зачем пожаловали, знаем.

Хозяйка:    У нас для каждого найдется местечко и словечко.

(Учащиеся рассаживаются на скамейки и лавки).

 

Основная часть.

 

Учитель:    Примерно так встречали гостей в старину на Руси, т.к. русский народ всегда был нрава доброго и очень гостеприимен. Итак, мы с вами находимся в комнате очень похожей на ту, в которой жили простые люди на селе. Давайте знакомиться с окружающими нас предметами быта.

Самое почетное место в доме занимала печь.

- Как вы думаете, почему?  Попробуем разобраться во всем вместе.

В каждой избе обязательно клали печь. С ней связана вся жизнь человека. Поначалу существовали «черные» избы, в которых у печи не было трубы. Дым выходил через отверстие на потолке на чердак, а затем на улицу. Позднее печи стали с трубой и топились по «белому», т.к. дым в избу уже не шел. Примерно такую печь  вы сейчас и видите.

Ту часть дома, где стояла печь, называли «женской половиной».

- Как вы думаете, почему?

Место рядом с печью – «царство» хозяйки. Давайте заглянем в это царство.

 

Хозяйка:  Рядом с печью обязательно находилась вся посуда, так необходимая для хозяйства. Хранилась она рядом на полках. Давайте посмотрим, что здесь находится - деревянные ложки, миски, ковши, ушаты, глиняные плошки, кринки, различные  чугунки. Посуда простая и удобная. Обратите внимание на то, из какого материала все изготовлено. ( обращается внимание на дешевизну, доступность, экологическую чистоту исходных материалов и возможность красивого оформления).

У каждой хозяйки обязательно были под рукой и другие так необходимые в хозяйстве предметы. Я сейчас вам загадаю загадки, а вы попробуйте догадаться, о чем идет речь и найти этот предмет глазами.

1.       Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдает.

Сам в угол идет. (ухват)

- Для чего нужен ухват?

     2.    Железный конь скачет в огонь. (кочерга)

- Для чего нужна кочерга в хозяйстве?

     3.     Деревянная дуга ведра подхватила,

             По воду поспешила. (коромысло)

 -  Зачем нужно коромысло? Как им пользуются?

 

Учитель:  Из всего сказанного давайте попробуем сделать вывод. Какое главное назначение печи в избе?       ( Печь – кормилица.)

Вы правильно сказали ранее, что на печи можно было согреться от холода. Значит, печь – защитница от холода.

Это теплое место, куда можно было забраться, зачастую служило еще и теплой постелью. Значит, печь – место для сна.

А как  полезно было полежать на горячей печи и погреть уставшую и разболевшуюся спину!

Значит, печь – средство от болезней.

Вот мы с вами  разобрались и поняли, какую чудесную силу имела русская печь.

А то, что я сейчас вам расскажу, вас удивит непременно. Посмотрите все сюда. Вот это место в печи, куда закладывались дрова, называется устьем. Хозяйка топила жарко печь. Угли, оставшиеся от сгоревших дров, разгребались кочергой по сторонам. На освободившееся место укладывали солому или хворост, ставили таз с теплой водой и можно было спокойно  сидя мыться, закрывшись заслонкой, как в настоящей жаркой бане. Слышали такое?  Значит, печь  заменяла баню.

Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а ее  образ стал традиционным для русских сказок. Давайте вспомним.  В каких русских народных сказках встречается этот образ?

Вот  какую важную роль играла русская печь в жизни человека.

 

Продолжаем знакомиться с предметами, которые нас окружают.

В другом переднем или его еще называют «красном» углу обычно висела икона. Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами и страхами, попросить помощи, счастья, люди обращались к Богу. Это было почетное место в доме. Здесь под иконой стояла широкая лавка, где сажали самых дорогих и почетных гостей. А вышитые вручную руками женщин полотенца, которые здесь видите, доказывают мастерство, творчество и любовь к труду русского человека.

 

Хозяин:   Рядом обычно стоял обеденный стол, сделанный  мужскими руками. За него усаживали и дорогих гостей, за ним собиралась и вся семья для трапезы. Во главе стола обычно сидел хозяин дома. Далее рассаживались по старшинству. Ели из общей миски деревянными ложками. Удивительно хороша была их форма! Посмотрите! Зимними вечерами с любовью вырезались они хозяином дома и его сыновьями.

За столом был строгий порядок. Первым начинал есть хозяин, затем все остальные приступали к трапезе. А нетерпеливый и непослушный мог получить в наказание и назидание ложкой по лбу. Старшим всегда и везде почет и уважение.

Еда была самая простая. Овощи и фрукты со своего огорода.  Варили щи, уху, кашу, делали окрошку, пили молоко. Одним из любимых блюд была каша.  «Каша – матушка наша» - говорили в старину. Любили готовить и поесть пареную репу. А т.к. готовить ее было очень просто: залил водой в чугунке и поставил в печь париться. С того времени и пошло выражение «проще пареной репы». Очень бережно относились люди к хлебу. Отрезая ломти от круглого каравая, тщательно собирали все крошки, а уж выбросить корочку или кусочек хлеба – считалось великим грехом. Тяжело давался хлеб, поэтому знали ему цену. Хлеб ставили на самое почетное место на столе. Хлебом – солью встречали дорогих гостей.

В каждом дворе была коровушка – кормилица. Чтобы она давала молоко, о ней постоянно заботились, кормили и поили.

 

Учитель:  То, что вы сейчас услышали, подтверждается следующим разговором.

( звучит  диалог в исполнении хозяина и хозяйки)

 

- Куда, Фома, едешь?  Куда погоняешь?

- Сено косить.

- На что тебе это сено?

- Коровок кормить.

- На что тебе коровки?

- Молоко доить.

- На что тебе молоко?

- Ребяток поить.

 

 Учитель: В то время в семьях было много ребятишек. И, конечно,  в каждом доме была колыбелька для младенца. Посмотрите сюда. Ее обычно подвешивали к потолку. Мама качала малыша и пела ему колыбельные песенки. Убаюкивать малыша приходилось и старшим детям в семье, тем самым помогая родителям. Было это примерно так.

              ( В исполнении хозяйки звучит колыбельная песня.)

 

Баю-баю баюшок!

Кладу Машу на пушок.

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать.

Баю-бай! Баю-бай!

Маша глазки закрывай.

- А кто еще знает колыбельные песни?

(дети по желанию исполняют песни)

 

Продолжаем наше путешествие в старину. Особое место в русской избе занимала прялка - непременная спутница русской женщины. Прялки могли отличаться по форме, но были всегда очень красиво украшены узорами, резьбой и были всегда выполнены с любовью.

- Кто знает, для чего нужна прялка?

Наши предки выращивали на полях лен, обрабатывали его, получали льняное волокно (кудель), из которого пряли нити, накручивая их на веретено – вот такую гладкую с заостренным концом палочку. Таким же образом получали шерстяные нити из шерсти.

И крутилось, и жужжало веретено в умелых женских руках, и выходила ровная нить.

Из  льняных нитей  получали ткань с помощью вот такого ткацкого станка, натягивая нити с одного конца на другой.  Поперек этих нитей вручную протаскивали другие нити и прижимали плотно друг к другу. Таким образом получая ткань, которую потом морозили на морозе, расстилали на снегу, отбеливали. Холст получался из серого белым. Ткацкий станок делали сами и имели в каждой избе, т.к. и такой станок , и прялка с веретеном играли важную роль в жизни человека.

- Почему?  (дети приходят к выводу, что таким образом наши предки имели возможность одеваться)

Ваши предположения и мысли подтверждаются и пословицами, которые сложил народ.

Давайте с ними познакомимся, а сначала попробуем собрать.

( Ученики 3 класса делятся на четыре группы. Хозяин и хозяйка раздают карточки со словами, чтобы каждая группа собрала свою пословицу и объяснила ее смысл.)

 

  1. Без веретена пряжи не спрядешь.
  2. Какова пряха, такова на ней и рубаха.
  3. Кривое веретено не оденет.
  4. Прялка не бог, а рубаху дает.

 

Хозяйка:  Одежда наших предков была простой. Основой женской одежды была длинная рубаха (сорочка) из белого льняного полотна. Сверху надевали сарафан, застегивающийся на пуговицы. Были и юбки с фартуками. Для праздников сарафаны были более яркие, украшенные вышивкой. Особенно любили красного цвета. В ненастную погоду надевали кофты с воротником и длинными рукавами – телогреи, которые напоминали маленькие шубки.На голове девушки носили ленты, а женщины покрывали голову платком.

 Хозяин:   Мужчины носили широкие штаны и рубашки-косоворотки, длинные до колен «навыпуск». На работу – темные рубашки, в праздники – более яркие и нарядные. Обязательно подвязывались  поясами, т.к. на Руси пояс был самой нужной деталью любого костюма. Верхней одеждой крестьянам служил зипун или кафтан из домотканого сукна. Зимой мужчины и женщины одевали тулупы. Одежду очень берегли.  Передавали по наследству,  неоднократно перешивая.

Самой распространенной обувью простого человека были лапти. Их плели из липового лыка. Внутри для тепла и мягкости клали солому, а ноги обматывали онучами, т.е. кусками ткани, портянками.Были в семье и валенки. Но т.к. они обходились дорого, то зачастую валенки в семье были одни на всех.

Хозяйка:   Давайте посмотрим, а где хранили свою одежду  наши предки. Верно. Для этого использовались широкие полки под потолком и, конечно, вот такие красивые сундуки, изготовленные с любовью своими руками.

Учитель:  Любили и умели работать русские люди на Руси. Вставали «ни свет, ни заря».

- Как понимаете эти слова?

Умывшись, а для этого у входа висел глиняный горшок с носиком, наполненный водой, выполнявший роль рукомойника. Молились Богу, завтракали чаще всего кружкой молока и куском хлеба. При этом хозяин дома говорил: «Дневную еду еще заработать надо». Прямо за утренней трапезой распределялись обязанности членов семьи на день. От мала до велика каждый имел свое дело. А работы было много: приготовить семена для посева, вспахать землю, посеять семена, следить за посадками, привезти дров из леса. Только сев закончился, нужно траву косить и сушить. Закончат с сенокосом, хлеба на поле поспели. От темна до темна кипит работа. Весь год у сельского жителя трудовой. Все работы на полях выполнялись вручную. Взрослым во всем помогали дети, которые с раннего детства участвовали во всех домашних делах. Труд у русского человека был всегда уважаем. Много пословиц было сложено в связи с этим.

- Какие пословицы о труде вы  помните?

Но как ни было много работы, оставалось время и на отдых, и на праздники. А как весело

отмечали праздники на Руси! События для радости находились всегда. Праздники были

часто завершением какой-то большой выполненной работы. Закончилась жатва в августе-праздник «Последнего снопа». Осенью убрали капусту – опять праздник. Поэтому, недаром в народе говорят: «Кончил дело – гуляй смело».

- Какие русские народные праздники вы знаете?

 

Зимой не было более веселого праздника, чем Святки. В некоторых местах называют Колядой. Толпа ряженых, проходя по деревне, пела колядки, а хозяева встречали их угощением. Колядки были самые разные. Вот послушайте.

      

 ( исполняют хозяин и хозяйка)

  

Коляда, коляда

Накануне Рождества.

Везде поспевай

С Рождеством поздравляй!

Кто даст пирожка,

Тому рожь густа, умолотиста.

Кому песни поем – тому сбудется.

Тому сбудется, не минуется.

 

- Кто знает еще колядки?

Во время святок бывали и другие увеселения. Молодежь собиралась в избах, пели песни, плясали, играли в игры.

        ( хозяин и хозяйка проводят русскую народную игру «Сиди, сиди Яша»).

 

Описание игры.  Все участники встают в круг. В центре  сидит Яша с завязанными  глазами. Все идут по кругу со словами:   Сиди, сиди Яша.

                                                       Ты забава наша.

                                                       Погрызи орехи

                                                       Для своей потехи.

                                                       Свое уменье покажи,

                                                       Имя правильно скажи.

После этих слов водящий встает, с завязанными глазами подходит к любому  из участников игры и пробует угадать его имя.

Очень любили праздник «Масленица», встречавший весну. Праздник, который славился вкусными блинами, недельными развлечениями, сжиганием чучела. Этот праздник вам хорошо знаком.

 Жизнь человека в старину в деревне была как на ладони, все знали друг о друге все. Если кто-то поступал дурно, то односельчане осуждали его и переставали уважать. Благополучие семьи зависело не только от природы, но и от отношений с соседями. Именно поэтому все предпочитали жить в мире, дружбе и согласии.

Наше путешествие подходит к концу. Внимательны ли вы были во время нашего разговора? Это проверит игра «Найди предмет».

   ( Хозяин и хозяйка раздают карточки с названиями предметов русской избы. Дети должны найти эти предметы и оставить карточку рядом.)

 

Ухват, кочерга, коромысло, устье, колыбелька, прялка, веретено, ткацкий станок, сундук рукомойник, кадка, телогрея, тулуп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог занятия.  Рефлексия деятельности.

 

- Вы сегодня много услышали нового для себя, многое увидели своими глазами. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями. Какие мысли возникли у вас? Что вас удивило?

Что понравилось в жизни наших предков? Что не понравилось? Может быть, есть какие-то пожелания?

 

Горизонтальный свиток: Мне понравилось наше путешествие. Русские люди раньше много работали  и всего добивались своим трудом. Много приходилось работать детям. Свободного времени было мало.(отзывы  детей)

 

Мне понравилось наше путешествие в старину.

Русские люди были трудолюбивые и  много работали.

Даже все в доме делали своими руками.

Детей приучали рано работать.

                    

 

Горизонтальный свиток: Мне понравилось, что раньше люди были очень веселые и добрые. Весело отдыхали все вместе. Хорошо, что  у нас  проходят такие же праздники, как в старину: «Масленица», «Святки».                                                        

 

 

 

 

 

Горизонтальный свиток: Мне, кажется, люди раньше были добрее, чем сейчас. Помогали во всем друг другу. Дети уважали взрослых, не грубили, во всем подчинялись.
 

 

 

 


Горизонтальный свиток: Хорошо, что у нас в школе есть такой музей. Мы  увидели такие предметы, которых у нас уже дома нет: прялка, колыбелька, ткацкий станок, рукомойник. Даже не верится, что они сделаны руками человека.                                                       

 

 

 

 

Горизонтальный свиток: У моей бабушки тоже есть русская печь. Я не знала, что в ней можно мыться. Интересно, а моя бабушка мылась? Обязательно у нее спрошу и расскажу про ткацкий станок, прялку  и колыбельку.
 

 

 

 

 


Учитель:  Каждый народ имеет свои ценности – это его мудрость, его искусство, его обычаи и праздники, его трудовые будни. Люди из поколения в поколение передают свои традиции. Очень важно, чтобы  каждый человек  бережно относился ко всему тому, что создали и оставили нам наши предки.

         Красоту и чистоту мы у старших берем.

         Песни, сказки из прошлого ищем.

         Потому, что добро остается добром.

         В прошлом, будущем и настоящем!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые результаты.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа, которое большинство, к сожалению, знают очень поверхностно. Восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности и обратиться к истокам помогает фольклор, ведь его содержание – жизнь  народа, человеческий опыт, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.            

«Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».    В.Г. Белинский

Интегрированный курс «Окружающий мир» О.Т.Поглазовой открывает широкие возможности для знакомвства с историей нашей Родины, с культурой и бытом наших предков, а в комплексе с экспонатами краеведческого музея увеличивает возможности для развития познавательной активности и творческой самореализации ребенка. Услышать и увидеть своими глазами – залог успешной работы, эффективности задуманного, положительного результата в учебной и воспитательной работе. Поэтому урок окружающего мира в 3 классе по теме « Жизнь на селе в старину» был проведен в музее «Русская изба» в форме экскурсии с элементами драматизации и активным участием учащихся 4 класса в роли ведущих и участников тетрализованного мини-представления.

Долгая и кропотливая работа по подготовке данного урока, по тщательному отбору необходимого материала не могла не дать положительных результатов. Отзывы учащихся о проведенном занятии подчеркнули  важность и значимость подобных уроков, направленных на воспитание патриотической личности, на развитие познавательной активности детей и осознание важности и необходимости обращения к народным истокам, используя для этого любые возможности и, конечно, возможности исторических и краеведческих музеев, дающих благодатную почву для осознания и понимания исторических ценностей русского народа.

Активное участие детей в подготовке к уроку, вовлечение их в творческую поисковую  деятельность вызвало живой интерес к русской истории и желание самостоятельно продолжить поиски информации по особенно заинтересовавшим моментам из жизни русского человека в далеком прошлом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

Афанасьев А.Н.  Русские народные сказки. М.,1987.

Бармин З.И.  Русский дом. Н.Новгород, 1994.

Бударина Т.А., Маркеева О.А.  Знакомвство детей с русским народным творчеством. С-Петербург, 2003.

Бударина Т.А., Маркеева о.А. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Владимир, 1995.

Князева  О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С-Петербург, 2002.

Кокуева Л.В. Воспитание детей на культурных традициях своего народа. Ярославль, 1999.

Латышева Д.И.  Живая Русь. М.,1995.

Мартынова А.Н.  Пословицы. Поговорки. Загадки. М., 1986.

Молотова Л.Н., Соснина Н.Н.  Русский народный костюм. М., 1984.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989.

Поглазова О.Т.  Окружающий мир 3 класс. Смоленск, 2007.

Поглазова О.Т.  Окружающий мир. Методические рекомендации. Смоленск, 2003.

Рябцев Ю.С.  Путешествие в древнюю Русь. М., 1995.

Тихонова М.В.  Красна изба…  С.-Петербург, 2004.

Якуб С.К.  Вспомним забытые игры. М., 1990.

Ресурсы  Интернета.

 

 


 

Методическая разработка урока «Окружающий мир» в 3,4 классах

Методическая разработка урока «Окружающий мир» в 3,4 классах

Ход урока. Начало. Учитель:

Ход урока. Начало. Учитель:

Не ест, а еду хватает. Что схватит – отдает

Не ест, а еду хватает. Что схватит – отдает

Отрезая ломти от круглого каравая, тщательно собирали все крошки, а уж выбросить корочку или кусочек хлеба – считалось великим грехом

Отрезая ломти от круглого каравая, тщательно собирали все крошки, а уж выбросить корочку или кусочек хлеба – считалось великим грехом

Ученики 3 класса делятся на четыре группы

Ученики 3 класса делятся на четыре группы

Коляда, коляда Накануне Рождества

Коляда, коляда Накануне Рождества

Итог занятия. Рефлексия деятельности

Итог занятия. Рефлексия деятельности

Учитель: Каждый народ имеет свои ценности – это его мудрость, его искусство, его обычаи и праздники, его трудовые будни

Учитель: Каждый народ имеет свои ценности – это его мудрость, его искусство, его обычаи и праздники, его трудовые будни

Предполагаемые результаты. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя открываем и переоцениваем

Предполагаемые результаты. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя открываем и переоцениваем

Литература. Афанасьев А.Н

Литература. Афанасьев А.Н
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017