Конспект урока "Филосфия Николая Бердяева
Оценка 4.7

Конспект урока "Филосфия Николая Бердяева

Оценка 4.7
Занимательные материалы +2
doc
история +2
10 кл—11 кл +1
09.01.2017
Конспект урока "Филосфия Николая Бердяева
Использование философских материалов в процессе изучения истории России играет важную иллюстративную роль. Кроме того, помогает ученикам лучше понять настроения эпохи, проникнуть в сущность таких понятий как "менталитет", "этническая идентичность" и т.п. Ученики учатся анализировать, работать с научными статьями, делать логические выводы.
О Бердяеве.doc
Стенгач Людмила Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей «Дубна» города Дубны Московской области» Конспект урока с элементами эвристической беседы по обществознанию «Взгляд   на   иррациональную   основу   личности   в   работах   Николая Бердяева». Цель:  закрепление   умения   интегрирования   знаний   по   истории   России   и обществознанию с опорой на философские источники. Задачи:  1.Познакомить учащихся с взглядами Николая Бердяева 2.Расширить кругозор учащихся и их представления о взглядах философов­ богословов 3.Познакомить учащихся с понятием «русская идея» Виды деятельности: диалог, эвристическая беседа, элементы лекции Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация                                           Ход урока Николай Алексеевич Бердяев – видный православный философ конца XIX – начала   ХХ   вв.   В   начале   своей   деятельности   он   находился   на   позициях «легального   марксизма»,   но   в   процессе   философских   изысканий   стал   не только идеологом «веховства», антикоммунистом и даже антисоветчиком, но и вождем философии «нового религиозного сознания». В   самом   начале   богоискательского   этапа   литературной   деятельности   Н. Бердяев   не   придавал   значения   проблеме   личности,   придерживаясь традиционных принципов христианства. В работе «Философия святого духа» он отмечал: «Человек есть образ и подобие Бога, поэтому он не является продуктом свободы». А значит, понимал писатель, не может быть никаких учений о личности. Но, продолжая изучать проблему, философ обнаруживает в православии ту основу,   которая   может   служить   отправной   точкой   для   философского обоснования христианской антропологии. Он начинает исследования с вопроса: от чего страдало православие? И дает ответ: от традиционного отчуждения человека от Бога. Именно   на   этой   платформе,   в   основу   которой   он   ставит   догмат боговоплощения, Н. Бердяев начинает строить свое учение о личности. «… Центральной   и   верной   идеей   восточной   патристики   была   идея   обожения человека и всего тварного мира. Спасение и есть обожение.» ­ пишет автор. И на основе этого делает вывод, что только это и вернёт человека в лоно божье. У   Н.   Бердяева   появляется   своеобразный   план   этого   возвращения,   так называемый «план возвращения блудного сына в церковную обитель». В чем его суть? XIX  век показал, насколько устарели и мешают развитию общества старые православные традиции. Обращение к классу: Что нового принес России     страна?  XIX     век? Как изменилась Во­первых,   Россия   из   феодальной   превратилась   в   буржуазную;   во­вторых, капиталистические   отношения   не   оформились   еще   политически,   а общественные   деятели   уже   заговорили   о   социализме;   в­третьих,   пройдет совсем немного времени, и социализм станет реальностью. В 1905 году Николай Бердяев окончательно разрывает связи с «легальным марксизмом» как дестабилизирующей идеологией, идущей вразрез с истинной историей   страны.   Он   начинает   активно   отстаивать   интересы   кадетов, сотрудничает   в   сборнике   либеральной   оппозиции   «Вехи».   Осознавая   уже ощутимый   кризис   власти   и   испытывая   страх   перед   социалистической революцией,   «веховцы»   считали,   что   корни   кризисных   явлений   не   в материальных, а в духовных сферах, а именно –  в несвободе личности.  И философ   Н.   Бердяев   подчеркивал,   что   то   понимание   свободы,   которое поддерживают   социалисты,   не   имеет   со   свободой   ничего   общего.   Так, например, В. Ленин, критикуя  взгляды Н. Бердяева, писал: «…свобода есть обман,   если   она   противоречит   интересам   освобождения   труда   от   гнета капитала…»,   «…необходимо   бороться   с   дипломированными   лакеями поповщины».   Лидер   социал­демократов   считал,   что   либералами   «идея свободы   подкрашивается   идеализмом».   А   именно   такую   «свободу»,   как видели ее социал­демократы, Н. Бердяев и считал реальной несвободой. Во   взглядах   философа   все   заметнее   и   сложнее   переплетаются   элементы субъективного   идеализма,   подчеркивающие,   что   человек   –   есть   фактор свободы, и элементы объективного идеализма, поддерживающие  идею о том, что Бог – основа мира. Именно это переплетение и отражается на решении философом вопроса о личности и обществе. Сказалось, конечно и влияние Вл.Соловьёва, А.Хомякова, Ф.Достоевского, И.Канта и др. Обращение   к   классу:   Какие   идеи   Ф.Достоевского   могли   повлиять   на взгляды Н.Бердяева? Вспомните уроки по литературе (изучение романа «Преступление и наказание») Какие идеи славянофилов могли «зацепить» философа? Бердяев,   не   отрицая   в   человеке   природной   стороны,   видит   и   другую составляющую   –   социальную.   Но   по­прежнему   отстаивает,   как   высшую структурную основу человека, его духовную сторону. Ибо только духовная сторона выражает сущность человека, так как она заключает в себе «образ и подобие Божие». Размышляя   о   судьбе   личности,   Николай   Бердяев   все   дальше   отходит   от традиционной христианской трактовки. И, наконец, приходит к пониманию того,   что   главная   тенденция   развития   личности   состоит   в   достижении свободы. «…Свобода и есть абсолютное отчуждение от материального…» В работе «Философия свободы» он размышляет, стараясь быть максимально понятым   своими   читателями:   «Воспринимаемая   мною   чернильница принудительно мне дана, как и связь частей суждения; она меня насилует, как и весь мир видимых вещей; я не свободен принять её или не принять.» Обращение к классу: На какие мысли натолкнули вас слова Н.Бердяева? Что мы можем сказать о связи знания и свободы? Какова роль знания в современном мире? Стал ли человек свободнее? Итак, философ приходит к мысли о том, что знание – есть всегда насилие, принуждение, а значит, (насколько это абсурдно?) знание убивает свободное мышление. Бог же не принуждает к познанию. Вера в Бога – есть свобода. И автор пишет: «Отречение от разума сего, безумие в Боге, есть высший подвиг свободы». Конечно, весьма спорное утверждение, и Н. Бердяев сам понимал это,   так   как   будучи   человеком   интеллигентным   и   думающим,   он   видел невозможность теперь связать духовность и интеллигентность, отрицая разум и познание. В   работе   «Духовный   кризис   интеллигенции»   философ   делает   попытку преодолеть противоречие между  волей и разумом. «…Вера, соединенная со знанием, становится некой сверхразумной формой постижения  божества». В этом, конечно, был более утонченный путь постижения Бога. Основные компоненты личности проявляются через различные качественные состояния   человеческого   сознания.   «Есть   два   мироощущения,   ­   пишет   Н. Бердяев, ­ в основе одного лежит чувство обиды, в основе другого – чувство вины…»   Именно   они   подталкивают   человека   к   действию, неудовлетворенность заставляет совершенствоваться. И если чувство обиды связано,   по   мнению   философа,   с   рабской   философией,   характерной   для «социалистической   веры»   (отомстить   обижавшим,   «весь   мир   насилья   мы разрушим…»),   то   чувство   вины   порождено   философией   свободы, порожденной   христианской   верой   (мироощущение   трагизма,   пустоты   из­за осознания своего отчуждения от Бога). Если чувство обиды способно только увеличивать   ее   чередой   несправедливости     из­за   бесплодности   и бесполезности,   то   чувство   вины   –   это   путь   к   самосовершенствованию,   а, значит, к самосозиданию личности. Обращение   к   классу:   Приведите   свои   доводы   в   случае     согласия   или несогласия с этими мыслями.    На экране высвечиваются слова песни: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем – мы наш, мы новый мир построим. Кто был ничем, тот станет всем».. Почему  я предлагаю вам именно эти слова? Как они связаны с темой занятия?   (   как   правило,   ребята   приходят   к   выводу   о   том,   что   от перестановки   слагаемых   сумма   не   меняется,   то   есть   результат   – бесплодность действий). Отношение   к   философскому   наследию   Николая   Бердяева   даже   в богословской литературе  неоднозначно. Исследователи не соглашаются с ним по двум основным моментам: 1.   В   его   работах   нет   ничего   нового   по   сравнению   с   традиционным православием. 2.   «персонализм   Бердяева   обособляет,   а   не   соединяет   людей;   становится «самозамыканием» 3.   Бог   вытесняется   на   вторую   позицию,   на   первой   –   преклонение   перед человеком Главное, что получаем мы от работ великого философа Николая Бердяева – возможность думать, спорить, зажигать от его мыслей свой разум, а значит, становиться свободными.

Конспект урока "Филосфия Николая Бердяева

Конспект урока "Филосфия Николая Бердяева

Конспект урока "Филосфия Николая Бердяева

Конспект урока "Филосфия Николая Бердяева

Конспект урока "Филосфия Николая Бердяева

Конспект урока "Филосфия Николая Бердяева

Конспект урока "Филосфия Николая Бердяева

Конспект урока "Филосфия Николая Бердяева

Конспект урока "Филосфия Николая Бердяева

Конспект урока "Филосфия Николая Бердяева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2017