Конспект открытого урока в 5б классе по теме:
«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
Цель урока: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, тренировать
способность к его практическому использованию
Личностные УУД:
Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель
учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Познавательные:
формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, формировать умение решать задачи на
сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач.
Коммуникативные:
воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность,
самостоятельность мышления.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Виды деятельности: слушание, говорение, прогнозирование, проектирование и анализ.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, самостоятельная.
№ Этап урока
1
(время)
Организационный
момент – 3 мин.
Деятельность учителя
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.
Повернитесь к ним поприветствуйте, посмотрите друг на друга,
улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения.
Садитесь.
Деятельность
учеников
Проверка готовности к уроку,
приветствие гостей и друг друга.2
Актуализация знаний
(12 мин.)
Ребята, проверьте на столе у вас всё в порядке: книжки, ручки и
тетрадки?
Готовы? Тогда начнем наш урок. А начнем его с небольшого видео.
(фрагмент фильма «Кухня» 1 мин.).
Эпиграфом нашего урока станут слова Анатоля Франса: «Чтобы
переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
А чтобы их поглощать с аппетитом, их нужно сначала приготовить.
Поэтому мы с вами отправляемся на математическую кухню, где
испечем … математическую пиццу. Эта пицца нам поможет
поглотить новые знания с аппетитом.
А какова будет цель нашего урока?
Цель звучит неопределенно, но в течение урока она должна
обрести форму, так же как и пицца во время ее приготовления.
А что является основой пиццы?
Правильно.
Посмотрите перед вами 6 ингредиентов для того, чтобы замесить
тесто для математической пиццы. Будем замешивать тесто знаний.
Для этого сначала запишите в тетради число и классная работа. С
какого ингредиента начать?
1. Мука. Сейчас мы с вами ее будем просевать. А поскольку мы
на математической кухне, то и мука у нас математическая,
состоящая из дробей. Вам необходимо просеять через сито все
правильные дроби.
Запишите в тетради №1 и выпишите все правильные дроби в
строчку.
Перед тем как проверить вспомним определения.
Какую дробь называют правильной?
Какую дробь называют неправильной?
Учащиеся отвечают: узнать чтото
новое.
Учащиеся отвечают: тесто
Учащиеся записывают в тетрадь.
Учащиеся выполняют задание.
отвечают:
Учащиеся
называется правильной,
числитель меньше знаменателя.
Дробь называется неправильной,
если числитель больше знаменателя.
Дробь
если
А теперь проверьте, верно, ли вы просеяли дроби. Если все
Проверяют
правильностьсделано правильно поставьте себе 1 балл.
выполнения
2. Дрожжи. Чтобы тесто хорошо подошло, надо в муку всыпать
дрожжи. В качестве дрожжей у нас будут знаменатели.
Подпишите №2 и выпишите в строчку все знаменатели.
А что такое знаменатель обыкновенной дроби?
Проверьте, правильно ли вы записали знаменатели. Все
сделано правильно поставьте себе 1 балл.
Учащиеся выполняют задание
Учащиеся отвечают: Знаменателем
обыкновенной дроби называется
число, стоящее под дробной чертой.
Проверяют
правильность
выполнения
3. Сахар и соль для нашего теста – это числители дробей.
Поставьте №3 и выпишите все числители данных дробей.
Учащиеся выполняют задание.
Что такое числитель обыкновенной дроби?
Учащиеся отвечают: Числителем
обыкновенной дроби называется
число, стоящее над дробной чертой.
Проверьте, правильно ли вы записали числители. Все сделано
правильно поставьте себе 1 балл.
Проверяют
выполнения
правильность
4. Яйца. Яйца в отличие от остальных ингредиентов имеет
небольшой срок годности. Нам нужны самые свежие. Поэтому
решим задачу.
В магазин завезли яйца в разное время и выставили их на
прилавок. Расположите яйца по сроку годности. 7/25, 19/25,
5/25, 3/25, 6/25, 18/25, 9/25 и определите самые свежие.
Подпишите №4 и расположите дроби в порядке возрастания.
Что вы делали, когда располагали дроби в порядке
возрастания?
Как сравнить две дроби с одинаковыми знаменателями?
Учащиеся выполняют задание.
Учащиеся отвечают: Сравнивали.
отвечают:
Учащиеся
Чтобы
сравнить дроби с одинаковым
знаменателем, надо сравнить ихПроверьте, правильно ли вы записали дроби в порядке
возрастания. Все сделано правильно поставьте себе 1 балл.
Проверяют
выполнения
правильность
числители, та дробь больше, у
которой числитель больше.
5. Молоко. Следующий ингредиент – молоко. Нам понадобится
150 мл теплого молока. Для этого решим задачу.
Хватит ли нам молока, если в холодильнике стоит
двухлитровая банка, которая заполнена на 3/40.
Ответьте, к какому типу относится эта задача?
Что для этого надо сделать?
2 л на 40 не делится, что надо сделать?
Чему равно это число?
Подпишите №5 и решите эту задачу.
Проверьте, правильность решения задачи. Все сделано
правильно поставьте себе 1 балл.
6. Растительное масло. И еще один ингредиент – растительное
масло. Наливаем его вначале в чашку. Сколько нужно еще
влить масла в чашку, если 10 мл составило 2/3 чашки.
А эта задача, к какому типу относится?
Как найти это число?
Подпишите №6 и решите задачу.
Проверьте, правильность решения задачи. Все сделано
правильно поставьте себе 1 балл.
А теперь поставим наше тесто в теплое место, чтобы оно подошло.
Давайте подумаем, достигли ли мы нашей цели урока?
Учащиеся отвечают: нахождение
дроби от числа.
Надо число поделить на знаменатель
и умножить на числитель.
Перевести в мл.
2000 мл.
Учащиеся выполняют задание.
Проверяют
выполнения
150 мл – хватит.
правильность
Учащиеся отвечают: Нахождение
числа по его дроби.
Надо число разделить на числитель
и умножить на знаменатель.
Учащиеся выполняют задание.
Проверяют
выполнения
5мл.
правильностьА какой цели мы сейчас с вами достигли?
Т.е. мы вспомнили, что такое числитель, что такое знаменатель,
какие дроби называются правильными и неправильными,
вспомнили как решаются задачи и сравниваются дроби.
Учащиеся отвечают: нет.
Повторили изученный материал.
3
Первичное усвоение
А как думаете, что дальше мы будем делать с дробями?
новых знаний
(7 мин.)
А как же тогда звучит тема нашего урока?
Чтобы сформулировать четко тему урока нам пригодятся наши
ингредиенты. Переверните листочки.
Если вы сложите ваши ингредиенты в правильном порядке, то у вас
получится тема сегодняшнего урока.
Какова же тема урока?
Попробуйте сейчас сформулировать цель урока!
Т.е. мы с вами будем учиться складывать и вычитать дроби с
одинаковыми знаменателями.
Ребята, наше тесто уже подошло, пора печь пиццу. А мы ничего не
забыли?
Начинки бывают разные. И всегда хочется попробовать, чтото
новое.
Как вы думаете, что же будет начинкой нашей математической
пиццы?
Так вот начинкой нашей пиццы будет правило сложения и
вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Чтобы сформулировать правило нам поможет задача.
На классный вечер привезли большую пиццу, которую разрезали на
33 куска. Дима съел 3 куска, а Никита 2. Какую часть пиццы съел
Дима?
Учащиеся отвечают: складывать и
вычитать.
Учащиеся отвечают.
Учащиеся складывают слова.
Учащиеся отвечают: Сложение и
вычитание дробей с одинаковыми
знаменателями.
Учащиеся отвечают: Узнать, как
можно складывать и вычитать дроби
с одинаковыми знаменателями.
Научиться применять правило при
решении задач.
Учащиеся отвечают начинку.
Учащиеся отвечают.
Учащиеся отвечают:3/33
2/335/33
28/33
Учащиеся отвечают.
Чтобы сложить или вычесть две
дроби с одинаковым знаменателем,
надо сложить или вычесть их
числители, а знаменатель оставить
тем же.
Учащиеся читают.
Учащиеся отвечают: нет.
Учащиеся отвечают: узнали правило.
Учащиеся рассказывают правило
друг другу.
Учащиеся играют в игры.
Какую часть пиццы съел Никита?
Какую часть пиццы съели мальчики?
Какая часть пиццы осталась?
Как вы получили 5/33 и 28/33?
А что произошло со знаменателем?
(Сделать акцент на знаменатель).
Сформулируйте правило.
Откройте учебник стр. 155, прочитаем, как звучит правило.
Вот и теперь мы знаем, как выглядит начинка нашей
математической пиццы.
Мы достигли нашей цели урока?
А какой цели мы достигли?
Чтобы правило лучше запомнилось вы поработаете в парах.
Расскажите друг другу правила сложения и вычитания дробей с
одинаковыми знаменателями.
На это вам 3 минуты.
А теперь небольшой перерыв.
Мы должны немного отдохнуть.
Игры на внимание.
«Дроби»: все встали, если говорят слово числитель – руки
поднимают вперед, если знаменатель – в вверх, дробь – в стороны.
Тот, кто ошибся садится на свое место. Учитель говорит
показывает, а дети выполняют и стараются не ошибиться.
«Бабочка»: на доске нарисовано поле 4х4. В каждом квадрате
написаны дроби. В один из квадратов поставлен магнит. Учитель
говорит, куда будет двигаться магнит (например, 1 шаг вверх, два
шага вправо, 1 шаг вниз), а дети представляют глазами, куда в
конечном итоге магнит попадет.
4
Физкультминутка
(3 минуты)5
Первичная проверка
понимания (13 мин.)
Еще раз сформулируйте правило.
Учащиеся отвечают.
Откройте стр. 157 учебника, № 1011 – работаем устно.
Учащиеся устно решают примеры.
Что ж тесто подошло, начинка тоже готова, пора выкладывать
пиццу на противень и ставить в печь. Тесто и начинка в печи станут
единым целым. А что нужно, чтобы правило не стало сухой
теорией?
А для этого разобьемся на группы по 4 человека. Каждая группа
должна будет решить 4 задачи. На решение задачи отводится 2
минуты. Через 1,5 минуты вы передаете листочек своему соседу
справа. Через 6 минут у вас должно быть решено 4 задачи. И вам
дается еще 2 минуты, чтобы сравнить ответы и обсудить
правильность решения.
1. В начинку пиццы положили: 5/16 кг огурцов и 9/16
помидоров. Какова масса овощей в начинке?
2. Для начинки приготовила 2/7 кг вареной колбасы и 4/7 кг
копченой. Какова масса всей колбасы в начинке?
3. От куска сыра массой 13/17 кг отрезали кусок для начинки.
После чего осталось 4/17 кг сыра. Сколько кг пошло на
начинку?
4. Для заливки начинки смешали 3/14 кг майонеза и 6/14 кг
кетчупа. После использования осталось 2/14 кг. Сколько
заливки было использовано?
Если все задачи решены правильно, то поставьте себе еще 4 балла
Какую цель мы с вами сейчас достигли?
И в заключение, решим еще одну задачу. Узнаем массу нашей
пиццы.
Масса теста составляет 9/16 массы пиццы до ее выпечки, а масса
начинки 6/16. На сколько масса пиццы уменьшилась после ее
выпечка, если пицца стала весить 3кг 200г.
Наша пицца готова. Что с ней теперь делать?
А как поступить с математической пиццей?
д/з п. 26 (правила), № 1039 (задача), 1041 (примеры).
Учащиеся отвечают: Надо научиться
применять при решении задач.
Учащиеся выполняют задание.
По истечении времени, учащиеся
проверяют
правильность
выполнения
Учащиеся отвечают: Научились
применять правило при решении
задач
Учащиеся выполняют задание.
3 кг
Учащиеся отвечают: съесть.
Повторить правила.
Записывают задания.
6
7
Первичное
закрепление.
Информация о
домашнем задании,
инструктаж по его
выполнению8
Рефлексия
(подведение итогов
занятия)
Давайте подведем итоги нашего урока. Как мы сформулировали с
вами тему и цель урока?
Достигли ли мы цели?
У вас на столе лежит листочек. Уходя, положите его на одну из
чаш весов, если вы усвоили сегодняшний урок, то на правую, где
смайлик улыбается, если нет – на левую, где грустный смайлик.
На этом наш урок окончен.
Учащиеся отвечают.