Ф. И. О. учителя: Никитина Оксана Владимировна
Класс: 3 класс
Предмет: окружающий мир
Авторы УМК: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Образовательная система «Школа 2100»
Предмет: окружающий мир
Тема: Почва – важнейшая часть экосистемы.
Цели:
1. Предметные: - познакомить учащихся с составом, свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы.
2. Метапредметные: -формирование умения формулировать тему урока;
-ставить учебную задачу и удерживать ее;
-строить высказывания, понятные собеседнику;
-анализировать информацию и делать выводы;
-формировать начала предметной рефлексии;
-формировать умение работать с информацией;
-формировать умение работать с учебником.
3. Личностные: -формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),
-воспитывать толерантность,
-развивать мотивы учебной деятельности,
-формировать экологическое мировоззрение.
УУД:
Личностные: принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний, умений; желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия; готовность преодолевать школьные затруднения и оценивать свои усилия; принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Регулятивные: способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием; осуществлять контроль и оценку результатов.
Познавательные: понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную; способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; умение наблюдать и сопоставлять.
Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; выражать в речи свои мысли и действия; осуществлять совместную деятельность в малых группах.
Тип урока: ОНЗ
Формы организации:
· традиционные: беседа, тест, работа с учебником
· нетрадиционные: работа в парах
Оборудование: стаканы с водой, земля, ложечки, салфетки, лупа, микроскопы, спиртовка, спички, стекло, держатель; ТСО: компьютеры, телевизор, мультимедийная презентация, презентация Power Point; учебник «Окружающий мир» 1 часть А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан – М.:«Баласс» 2014г., рабочая тетрадь к учебнику, карточки для работы в группах
Структура урока.
№ п/п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Организационный момент. |
Эпиграф: «Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять» - Сегодня у нас с вами необычный урок. Посмотрите, сколько разных тарелочек, стаканов. Ребята, как вы думаете, на что похож наш класс сегодня? - Верно, а мы с вами учёные-исследователи, я буду научным руководителем. - Кто такие исследователи?
- Как работают исследователи? - Ваша работа будет оцениваться на листах отчёта работы членов каждой микролаборатории. В группе назначены контролёры. Их задача, посоветовавшись с партнёрами, поставить + тем, кто работал и верно делал выводы, - тем кто работал, но в выводах ошибался. А тем кто не работает, ничего не ставить. Надеюсь, таких не будет. В конце каждого столбика рисует смайлик весёлый, если вся группа работал, грустный, если не вся. Тем самым определиться самая дружная микролаборатория. - Вы готовы попасть в лабораторию? - Тогда отправляемся. Ребята у вас на спинках стула висят халаты, оденьте их и посмотрите на номер в какой лаборатории вы будите работать. Перейдите в нужную лабораторию. (звучит музыка)
|
- Наш класс похож на лабораторию.
- Люди, которые что-то исследуют, изучают, открывают новое. - Правильно, быстро, организованно
- Да! |
Личностные УУД: мотивация к познанию, учёбе, самосознание «что я хочу», «что я могу», осмысление . |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Актуализация знаний и постановка проблемы.
|
- У вас на партах карточки с вопросами. Прочитайте их и подготовьте вопросы на них. 1. Какие оболочки нашей планеты вы знаете?
2. В какой оболочке живут живые организмы?
3.Какие «профессии» живых организмов вы знаете?
4.Приведите примеры, какие живые организмы относятся к производителям, потребителям и разрушителям.
5.Могут ли «разрушители» напрямую передавать растениям минеральные вещества?
6.Где все это происходит?
-О чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Сформулируйте тему урока . - Молодцы! Знания у вас есть. Но не забывайте о технике безопасности в лаборатории.
|
1-й ученик. Воздушная оболочка – атмосфера. 2-й ученик. Водная оболочка – гидросфера. 3-й ученик. Каменная оболочка – литосфера. - На границе всех трёх оболочек – в биосфере. - Производители, потребители, разрушители. - К «производителям» относятся растения, например, берёза, ель, рябина. «Потребители» – это животные, например, ворона, белка, лиса и многие другие. «Разрушители» – это грибы, дождевые черви, микробы и другие. - Нет.
- Это происходит в почве, т.к. «разрушители» живут в почве. - О почве.
- Почва – важнейшая часть экосистемы |
Познавательные УУД: выполнять универсальные логические действия (выделение признаков, производить синтез, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, относить объекты к известным понятиям. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи, аргументировать, понимать другие позиции. Регулятивные УУД: определять цель деятельности, обнаруживать и формулировать учебную проблему, работать по плану, соотнести степень успешности выполнения своей работы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Постановка учебной задачи. |
Просмотрите видео Лены и Миши и попытайтесь самостоятельно вывести проблему к теме «Почва». (Диалог инсценируют 2 ученика) -Куда нужно сажать растения? -Почему растениям нужна именно почва? -Какова проблема нашего урока? - Так как мы с вами сегодня научные сотрудники. А научные сотрудники работают по плану. Я предлагаю вам составить план работы на уроке. С чего начнем? -Знаете ли вы, что такое почва? - Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На доске появляется табличка "Что такое почва? - Что еще хотели бы узнать о почве? - Какими свойствами она обладает? - Как образуется почва? |
- В почву.
- Какова роль почвы в экосистеме?
|
Познавательные УУД: предсталять информацию в виде опоры, передавать содержание в сжатом виде, выстраивать логическую цепь рассуждений.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Совместное открытие знаний |
- Итак, приступим к работе, следуя составленному плану. - Так, что же такое почва? (Дети внимательно рассматривают изображение почвы.) - Внимательно рассмотрите верхний слой. - Какого он цвета. - Сделайте вывод. -Правильно. Почва - верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна: от 2см до 2м и больше. (На доску вывешивается вывод, сделанный детьми "Почва - это верхний, темный, рыхлый слой земли") -Ответили на первый пункт плана?
-Исследуем свойства почвы. Для этого мы будем работать каждый в своей лаборатории. Каждая лаборатория проделает свой опыт. -По инструкциям на ваших партах я прошу провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам. а) Проведение опытов Опыт №1 (лаборатория 1) 1. Возьми стакан с водой. 2. Брось туда комочек почвы. 3. Что ты наблюдаешь? Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор. Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.
Опыт №2 (лаборатория 2) 1. Возьми фильтровальную бумагу. 2. Насыпь на нее немного почвы. 3. Плотно придави её к бумаге вторым листом. 4. Стряхни почву обратно в стакан. 5. Что ты наблюдаешь? Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор. Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке _____________________
Опыт №3 (лаборатория 3) 1. Возьмите горшок с почвой. 2. Налейте туда немного воды. 3. Держите горшок над пустым стаканом. 4. Что вы наблюдаете? Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва_______________________________________________ воду.
Опыт №4(лаборатория 4) 1. Возьмите посуду с почвой. 2. Рассмотрите почву через лупу 3. Что вы увидели? 4. Запишите. Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых. Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели __________________________________________________________.
б) Знакомство с выводами учащихся. Представители каждой лаборатории знакомят учащихся с записанными выводами. (На экране открываются выводы по мере их озвучивания) 1. В почве есть воздух. 2. В почве есть вода. 3. Почва не удерживает воду. 4. В почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых. - Ребята, но с последним выводом мы можем все познакомиться. У вас в каждой лаборатории есть микроскоп. Давайте рассмотрим почву и убедимся, есть ли эти компоненты в почве. Насыпьте почву ложечкой в подставочку и подложите под микроскоп. Давайте посмотрим, что видит каждая лаборатория. - А все ли свойства, которые есть в почве, мы с вами назвали? - Следующий опыт проведу я. Я опустила почву в емкость с водой, тщательно ее размешала и дала отстояться. С помощью пипетки я возьму несколько капель этой воды и помещу на предметное стекло. Нагрею это стекло над огнем. После испарения воды, на стекле остался тонкий белый налет. - Сотрудники помогите мне, что это такое? - Этот опыт показал, что в почве, содержатся минеральные соли, которые могут растворяться в воде. - Прочитайте на карточках, что такое минеральные соли. (небольшое сообщение приготовила первая лаборатория о минеральных солях. Видео) 1. Перегной при гниении превращается в минеральные соли, которые нужны растению. 2. Вода, попадая в почву, растворяет минеральные соли, а корни с водой всасывают их в растения и подают их с водой в листья. 3. Минеральные соли - пища растений. - Теперь все свойства почвы, мы с вами назвали? - Заполните контрольный лист. - На второй пункт плана мы дали с вами ответ? - Контролеры посоветуйтесь с сотрудниками и оцените каждого члена своей лаборатории.
Работа с учебником. –Прочитайте самостоятельно о перегное на с.45 и определите еще одно свойство почвы. - Итак, что вы узнали из прочитанного? - Молодцы, правильно. - Значит следующее свойство почвы – плодородие. -Какое это слово? Почему?
- Вторая лаборатория приготовила научное сообщение о плодородии почвы (видео) Плодородие почвы во многом зависит от наличия в ней перегноя. Плодородие можно улучшить, внося в почву удобрения. Самое лучшее удобрение – навоз. Навоз безвреден для растений и людей. Именно на такой почве хорошо растут овощи, фрукты и ягоды, которые являются одним из компонентов здорового питания. Люди используют и искусственные удобрения, но их нужно использовать очень осторожно, чтоб не навредить здоровье. Давайте вернёмся к нашему определению почвы. Значит это не просто слой земли, а какой слой?
-Давайте обратимся к словарю в конце учебника.
-Что и кто помогает делать почву плодородной?
-Вы никогда не задумывались над тем, как возникает почва? Об этом нам расскажет третья лаборатория. 3. Образование почвы. Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет. Твердые горные породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под воздействием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя. Так, медленно, камни, песок, глина под воздействием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные. Они повышают плодородие почвы. Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано. - В результате чего появляется почва?
|
- Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.
- Да.
- Нет.
- Это минеральные соли. - Да.
- Да.
- Чем богаче земля перегноем, тем она плодороднее, тем лучше на ней растут любые растения.
- Сложное. Потому что два корня: плод и род.
-Почва – это поверхностный плодородный слой земли
-Перегной, мин. вещества, разрушители, а именно дождевой червь.)
- Почва возникает в результате разрушения горных пород под действием влаги, воздуха, тепла и холода и деятельности живых организмов.
|
Коммуникативные УУД: организовать учебное взаимодействие в группе , предвидеть последствия коллективных решений.
Познавательные УУД: создание схемы с выделением существенных характеристик объекта, представление. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Закрепление изученного материала. |
- Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог. - Перед вами кроссворд. 1. Основное свойство почвы. (Плодородие) 2.Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной) 3. Наиболее плодородная почва, богатая перегноем и имеющая темную окраску. (Чернозем) 4.Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух) 5.Живые организмы, перерабатывающие остатки организмов в минеральные вещества. (Разрушители)
- Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА. - Давайте вернемся к нашей проблеме урока. Проблема нашего урока: Какова роль почвы в экосистеме? Итак, какую роль играет почва в экосистеме?
|
- Растения растут в почве. Почва для них является опорой. Еще в почве живут разрушители. Они перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества, необходимые растениям. В почве завершается круговорот веществ. Значит почва -важнейшая часть экосистемы |
Личностные УУД: Самоопределяться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними, оценивать ситуации |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.
|
Итог урока. Рефлексия. |
- Какова была цель урока? Мы её достигли? -Что понравилось на уроке? Что было трудно? -Оцените свою работу на уроке.
|
|
Регулятивные УУД: Давать оценку результатам, определять степень успешности своей работы. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.