Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "Почва - важнейшая часть экосистемы" (3 класс, окружающий мир)
Оценка 5

Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "Почва - важнейшая часть экосистемы" (3 класс, окружающий мир)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
06.01.2017
Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "Почва - важнейшая часть экосистемы" (3 класс, окружающий мир)
Презентация к уроку по окружающему миру 3 класс по теме "Почва - важнейшая часть экосистемы"
Урок. Почва - важнейшая часть экосистемы. .doc

Ф. И. О. учителя:  Никитина Оксана Владимировна

Класс: 3 класс

Предмет: окружающий мир

Авторы УМК: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Образовательная система «Школа 2100»

Предмет: окружающий мир

Тема: Почва – важнейшая часть экосистемы.

Цели:

1.     Предметные: - познакомить учащихся с составом, свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы.

                       

 

2.     Метапредметные:     -формирование умения формулировать тему урока;

-ставить учебную задачу и удерживать ее;

-строить высказывания, понятные собеседнику;

-анализировать информацию и делать выводы;

-формировать начала предметной рефлексии;

-формировать умение работать с информацией;

-формировать умение работать с учебником.

 

3.     Личностные:     -формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),

-воспитывать толерантность,

-развивать мотивы учебной деятельности,

-формировать экологическое мировоззрение.

УУД:

Личностные: принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний, умений; желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия; готовность преодолевать школьные затруднения и оценивать свои усилия; принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

 

Регулятивные: способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием; осуществлять контроль и оценку результатов.

 

Познавательные: понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную; способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; умение наблюдать и сопоставлять.

 

Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; выражать в речи свои мысли и действия; осуществлять совместную деятельность в малых группах.

Тип урока: ОНЗ

Формы организации:

·        традиционные: беседа, тест, работа с учебником

·        нетрадиционные: работа в парах

 

Оборудование: стаканы с водой, земля, ложечки, салфетки,  лупа, микроскопы, спиртовка, спички, стекло, держатель; ТСО: компьютеры, телевизор, мультимедийная презентация, презентация Power Point; учебник «Окружающий мир» 1 часть А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан – М.:«Баласс» 2014г., рабочая тетрадь к учебнику, карточки  для работы в группах

 

 

Структура урока.

 

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

               УУД

1.

Организационный момент.

Эпиграф: «Природа – это книга, которую надо прочитать и  правильно понять»

- Сегодня у нас с вами необычный урок. Посмотрите, сколько разных тарелочек, стаканов. Ребята, как вы думаете, на что похож наш класс сегодня?

Верно, а мы с вами учёные-исследователи, я буду научным руководителем.

- Кто такие исследователи?

 

 

- Как работают исследователи?

- Ваша работа будет оцениваться на листах отчёта работы членов каждой микролаборатории. В группе назначены контролёры. Их задача, посоветовавшись с партнёрами, поставить + тем, кто работал и верно делал выводы, - тем кто работал, но в выводах ошибался. А тем кто не работает, ничего не ставить. Надеюсь, таких не будет. В конце каждого столбика рисует смайлик весёлый, если вся группа работал, грустный, если не вся. Тем самым определиться самая дружная микролаборатория.

- Вы готовы попасть в лабораторию?

- Тогда отправляемся. Ребята у вас на спинках стула висят халаты, оденьте их и посмотрите на номер в какой лаборатории вы будите работать. Перейдите в нужную лабораторию. (звучит музыка)

 

 

 

 

 

- Наш класс похож на лабораторию.

 

 

- Люди, которые что-то исследуют, изучают, открывают новое.

- Правильно, быстро, организованно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да!

Личностные УУД:

мотивация к познанию, учёбе, самосознание «что я хочу», «что я могу», осмысление .

2.

Актуализация

знаний и постановка проблемы.

 

- У вас на партах карточки с вопросами. Прочитайте их и подготовьте вопросы на них.

1.  Какие оболочки нашей планеты вы знаете?

 

 

 

 

 

 

 

2. В какой оболочке живут живые организмы?

 

3.Какие «профессии» живых организмов вы знаете?

 

4.Приведите примеры, какие живые организмы относятся к производителям, потребителям и разрушителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Могут ли «разрушители» напрямую передавать растениям минеральные вещества?

 

 

6.Где все это происходит?

 

 

 

 -О чем мы сегодня будем говорить на уроке?  

- Сформулируйте тему урока .

- Молодцы! Знания у вас есть. Но не забывайте о технике безопасности в лаборатории.

 

 

 

1-й ученик. Воздушная оболочка – атмосфера.

2-й ученик. Водная оболочка – гидросфера.

3-й ученик. Каменная оболочка – литосфера.

- На границе всех трёх оболочек – в биосфере.

- Производители, потребители, разрушители.

- К «производителям» относятся растения, например, берёза, ель, рябина.

 «Потребители» – это животные, например, ворона, белка, лиса и многие другие.

«Разрушители» – это грибы, дождевые черви, микробы и другие.

- Нет.

 

 

 

- Это происходит в почве, т.к. «разрушители» живут в почве.

- О почве.

 

- Почва – важнейшая часть экосистемы

Познавательные УУД:

выполнять универсальные логические действия (выделение признаков, производить синтез, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, относить объекты к известным понятиям.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли  в устной речи, аргументировать, понимать другие позиции.

Регулятивные УУД:

определять цель деятельности, обнаруживать и формулировать учебную проблему, работать по плану, соотнести степень успешности выполнения своей работы.

 

3.

Постановка учебной задачи.

Просмотрите видео   Лены и Миши и попытайтесь самостоятельно вывести проблему к теме «Почва». (Диалог инсценируют 2 ученика)

-Куда нужно сажать растения?

-Почему растениям нужна именно почва?

-Какова проблема нашего  урока?     

- Так как мы с вами сегодня научные сотрудники. А научные сотрудники работают по плану. Я предлагаю вам составить план работы на уроке.  С чего начнем?

-Знаете ли вы, что такое почва?

- Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На доске появляется табличка "Что такое почва?

- Что еще хотели бы узнать о почве? 

 - Какими свойствами она обладает?

- Как образуется почва?   

 

 

 

 

- В почву.

 

- Какова роль почвы в экосистеме?

 

  1. Что такое почва?
  2. Состав почвы.
  3. Образование почвы.

Познавательные УУД:

предсталять информацию в виде опоры, передавать содержание в сжатом виде, выстраивать логическую цепь рассуждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Совместное открытие знаний

- Итак, приступим к работе, следуя составленному плану.

- Так, что же такое почва?

(Дети внимательно рассматривают изображение почвы.)

- Внимательно рассмотрите верхний слой.

- Какого он цвета.

- Сделайте вывод.

-Правильно. Почва - верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна: от 2см до 2м и больше.

(На доску вывешивается вывод, сделанный детьми "Почва - это верхний, темный, рыхлый слой земли")

-Ответили на первый пункт плана?   

 

-Исследуем свойства почвы. Для этого мы будем работать каждый в своей лаборатории.  Каждая лаборатория проделает свой опыт. 

-По инструкциям на ваших партах я прошу провести опыты. Записать выводы. Рассказать  о них нам.

а) Проведение опытов

Опыт №1 (лаборатория 1)

1. Возьми стакан с водой.

2. Брось туда комочек почвы.

3. Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.

 

Опыт №2 (лаборатория 2)

1. Возьми фильтровальную бумагу.

2. Насыпь на нее немного почвы.

3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.

4. Стряхни почву обратно в стакан.

5. Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке _____________________

 

 

Опыт №3 (лаборатория 3)

1. Возьмите горшок с почвой.

2. Налейте туда немного воды.

3. Держите горшок над пустым стаканом.

4. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва_______________________________________________ воду.

  

 

Опыт №4(лаборатория 4)

1.     Возьмите посуду с почвой.

2.     Рассмотрите почву через лупу

3.     Что вы увидели?

4.     Запишите.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.

Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели __________________________________________________________.

 

б) Знакомство с выводами учащихся. 

Представители каждой лаборатории знакомят учащихся с записанными выводами. (На экране открываются выводы по мере их озвучивания)

1.     В почве есть воздух.

2.     В почве есть вода.

3.     Почва не удерживает воду.

4.     В почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых.

- Ребята, но с последним выводом мы можем все познакомиться. У вас в каждой лаборатории есть микроскоп. Давайте рассмотрим почву и убедимся, есть ли эти компоненты в почве. Насыпьте почву ложечкой в подставочку и подложите под микроскоп. Давайте посмотрим, что видит каждая лаборатория.

- А все ли свойства, которые есть в почве, мы с вами назвали?

- Следующий опыт проведу я.  Я опустила почву в емкость с водой, тщательно ее размешала и дала отстояться. С помощью пипетки я возьму несколько капель этой воды и помещу на предметное стекло. Нагрею это стекло над огнем. После испарения воды, на стекле остался тонкий белый налет.

- Сотрудники помогите мне, что это такое?

- Этот опыт показал, что в почве, содержатся минеральные соли, которые могут растворяться в воде.

- Прочитайте на карточках, что такое минеральные соли.  (небольшое сообщение приготовила первая лаборатория о  минеральных солях. Видео)

1.      Перегной при гниении превращается в минеральные соли, которые нужны растению.

2.      Вода, попадая в почву, растворяет минеральные соли, а корни с водой всасывают их в растения и подают их с водой в листья.

3.      Минеральные соли - пища растений.

- Теперь все   свойства  почвы, мы с вами назвали?

- Заполните контрольный лист.

- На второй пункт плана мы дали с вами ответ?

- Контролеры посоветуйтесь с сотрудниками и оцените каждого члена своей лаборатории.

 

Работа с учебником.

–Прочитайте  самостоятельно о перегное на с.45 и определите  еще одно свойство почвы.

- Итак, что вы узнали из прочитанного? 

- Молодцы, правильно.

- Значит следующее свойство почвы – плодородие.

-Какое это слово? Почему?

 

- Вторая лаборатория приготовила научное сообщение о плодородии почвы (видео)

Плодородие почвы во многом зависит от наличия в ней перегноя. Плодородие можно улучшить, внося в почву удобрения. Самое лучшее удобрение – навоз. Навоз безвреден для растений и людей. Именно на такой почве  хорошо растут овощи, фрукты и ягоды, которые являются одним из компонентов здорового питания. Люди используют и искусственные удобрения, но их нужно использовать очень осторожно, чтоб не навредить здоровье.

Давайте вернёмся к нашему определению почвы. Значит это не просто слой земли, а какой слой?

 

-Давайте обратимся к словарю в конце учебника.

 

-Что и кто  помогает делать почву плодородной?

 

 

 

 

 

 

 

-Вы никогда не задумывались над тем, как возникает почва? Об этом нам расскажет третья лаборатория.

3. Образование почвы.

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.

Твердые горные породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под воздействием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя.

Так, медленно, камни, песок, глина под воздействием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные. Они повышают плодородие почвы. Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано.

- В результате чего появляется почва?

 

 

 

 

 

- Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.

 

 

- Да.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Нет.

 

 

 

- Это минеральные соли.

- Да.

 

 

 

 

 

 

- Да.

 

 

 

 

 

- Чем богаче земля перегноем, тем она плодороднее, тем лучше на ней растут любые растения.

 

- Сложное. Потому что два корня: плод и род.

 

 

 

 

 

 

 

-Почва – это поверхностный плодородный

слой земли

 

 

 -Перегной, мин. вещества, разрушители, а именно дождевой червь.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Почва возникает в результате разрушения горных пород под действием влаги, воздуха, тепла и холода и деятельности живых организмов.

 

Коммуникативные УУД:

организовать учебное взаимодействие в группе , предвидеть последствия коллективных решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

создание схемы с выделением существенных характеристик объекта, представление.

5.

Закрепление изученного материала.

  - Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.

- Перед вами кроссворд.

1. Основное свойство почвы.  (Плодородие)

2.Вещество, повышающее плодородие почвы.  (Перегной)

3. Наиболее плодородная почва, богатая перегноем и имеющая темную окраску.  (Чернозем)

4.Вещество, помогающее корням растений дышать.  (Воздух)

5.Живые организмы, перерабатывающие остатки организмов в минеральные вещества.   (Разрушители)

 

 

 

П

Е

Р

Е

Г

Н

О

Й

 

П

Л

О

Д

О

Р

О

Д

И

Е

 

 

 

Ч

Е

Р

Н

О

З

Е

М

 

 

 

В

О

З

Д

У

Х

 

 

Р

А

З

Р

У

Ш

И

Т

Е

Л

И

 

- Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА.

 - Давайте вернемся к нашей проблеме урока. Проблема нашего урока: Какова роль почвы в экосистеме?  Итак, какую роль играет почва в экосистеме?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Растения растут в почве. Почва для них является  опорой. Еще в почве живут разрушители. Они  перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества, необходимые растениям. В почве завершается круговорот веществ. Значит  почва -важнейшая часть экосистемы

Личностные УУД:

Самоопределяться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними, оценивать ситуации

6. 

 

Итог урока. Рефлексия.

- Какова была цель урока? Мы её достигли?

-Что понравилось на уроке? Что было трудно?

-Оцените свою работу на уроке.

 

 

Регулятивные УУД:

Давать оценку результатам, определять степень успешности своей работы.

 


Ф. И. О. учителя: Никитина Оксана

Ф. И. О. учителя: Никитина Оксана

Познавательные: понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную; способность осуществлять логические действия…

Познавательные: понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную; способность осуществлять логические действия…

В группе назначены контролёры.

В группе назначены контролёры.

Могут ли «разрушители» напрямую передавать растениям минеральные вещества? 6

Могут ли «разрушители» напрямую передавать растениям минеральные вещества? 6

Правильно. Почва - верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли

Правильно. Почва - верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли

Возьмите горшок с почвой. 2.

Возьмите горшок с почвой. 2.

С помощью пипетки я возьму несколько капель этой воды и помещу на предметное стекло

С помощью пипетки я возьму несколько капель этой воды и помещу на предметное стекло

Какое это слово? Почему? -

Какое это слово? Почему? -

Вы никогда не задумывались над тем, как возникает почва?

Вы никогда не задумывались над тем, как возникает почва?

Основное свойство почвы. (Плодородие) 2

Основное свойство почвы. (Плодородие) 2

Регулятивные УУД: Давать оценку результатам, определять степень успешности своей работы

Регулятивные УУД: Давать оценку результатам, определять степень успешности своей работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017