Тема: « Сочетания ЖИШИ, ЧАЩА, ЧУЩУ»
Тип урока: Урок новых знаний .
Цели урока:
Закрепить навыки правописания сочетаний ЖИШИ, ЧАЩА,
ЧУЩУ.
Способствовать развитию речи учащихся, умению чётко выражать свои
мысли, развитию мыслительных процессов и познавательной
активности;
Развивать орфографическую зоркость учащихся;
Воспитывать интерес к русскому языку, чувство культуры
интеллектуального труда.
Оборудование:
Мультимедийный проектор и слайды по теме урока;
Наглядные пособия – таблицы «Правописание сочетаний ЖИШИ,
ЧАЩА, ЧУЩУ»;
Листочки с заданиями урока для каждого ученика;
Ход урока
1. Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам в прок.
Интересные заданья,
Игры, шутки – всё для вас!
За работу, в добрый час!
2Актуализация знаний.
Минутка чистописания.
Сегодня на минутке чистописания мы пропишем буквы
ш щ ч ж
По какому признаку мы можем объединить все эти буквы? (согласные,
обозначают 1 звук)
По какому признаку можем разделить на 2 группы (по звонкости и
глухости, по твердости и мягкости, по парности).А какие сочетания вы знаете и почему они так пишутся?
3 А теперь послушайте и посмотрите сказку про эти буквы.
Сказка про эти звуки
Жили были шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы,
И, А, Я. Жили они очень дружно. Вот однажды решили они в прятки
поиграть. Выпало водить шипящим. Попрятались остальные буквы.
Щипящие во все щели заглянули, уже нашли многих, вот только не
могут найти три гласные – Ы, Ю, Я. Искали до вечера, устали и пошли
домой. Проходят шипящие мимо домика гласных и в окошко видят, что
Ы, Ю, Я дома сидят, чай пьют и телевизор смотрят! Обиделись
шипящие на Ы, Ю, Я и с тех пор у них и дружба врозь.
И с тех пор мы пишем ЖИ ШИ,ЧАЩА, ЧУ_ЩУ.
А почему они обиделись?
А вы так поступаете?
А почему так нельзя поступать?
Ребята, так какая у нас тема урока? ( Тема: «Правописание сочетаний ЖИ
ЩИ, ЧАЩА, ЧУЩУ».
А цели урока? ( читают с учебника с. )
3Новый материал.
Итак, вспомним первое правило. (На листочках к уроку записываем правило)
В сочетаниях ЖИШИ
только И всегда пиши!
Например: ЖИЗНЬ, КАМЫШИ
(Подготовленный ученик читает стихотворение)
Лыжи, мыши и ужи,
Шины, ёжики, чижи.
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ
С буквой И всегда пиши.
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши.
Все сочетания ЖИ – ШИТы только с буквой И пиши!
Отлично, а теперь правило второе.
В сочетаниях ЧАЩА
пишем только букву А!
Например: ЧАЙКА, ПИЩА
(Подготовленный ученик читает стихотворение)
ЧА и ЩА, ЧА и ЩА –
Роща, чаща и свеча.
Пища, туча, саранча –
С буквой А и ЧА и ЩА.
Пища, чаща, роща, куча,
Саранча, кочан и туча,
Дача, гуща и свеча –
Все слова на ЧА и ЩА.
Чаща, дача и печать –
Нужно с буквой А писать!
Хорошо, и, наконец, третье правило.
В сочетаниях ЧУЩУ
пишем только букву У!
Например: ЧУДЕСА, ЩУКА
(Подготовленный ученик читает стихотворение)
Я грамотно писать хочу,
Слова на ЧУ и ЩУ учу:
Чулок, и чудо, и чугун,
Чудак, и щука, и ворчун.
Не стучу, не пищу,
Не ворчу и не кричу,
А учу да учу
Все слова на ЩУ и ЧУ:
Чум, чудак, чулок, чурбан,
Щука, чудо и чулан.
Сочетанья ЧУ и ЩУ
Пишем только с буквой У!
Молодцы! Надеюсь, эти правила вы никогда не забудете, и не будете
допускать ошибки в подобных словах.4. Выполнение практических заданий по изученной теме
Предлагаю вам разгадать этот кроссворд, который так и называется: «ЖИ
ШИ, ЧАЩА, ЧУЩУ».
1
3
4
9
6
1
5
3
2
4
9
2
7
7
8
5
10
8
Во всех словах, из которых состоит этот кроссворд, встречаются сочетания
ЖИШИ, ЧАЩА, ЧУЩУ.
Загадки для кроссворда
По горизонтали:
1. Ночь. Но если захочу,
Щёлкну раз – и день включу. (Выключатель)
2. Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука)
3. Перед тем, как лягу спать,
Съем котлетку я опять.
Я расту, и мне так нужен
Калорийный, вкусный … (Ужин)
4. Хлеб сегодня я купил,
Деньги в кассу заплатил.
Оказалось, вот удача,
Что положена мне … (Сдача)
5. В краях заснеженных живу.
Их на прогулку я беру.
Чтобы по снегу пробежать
И кислородом подышать. (Лыжи)
6. Залатать плохой башмак
Без него нельзя никак.
На иглу оно похоже
И поранить палец может. (Шило)7. Читаю учебник, нельзя мне иначе,
А то ни за что не решится … (Задача)
8. Распорядок этот дня
Был написан для меня.
Никуда не опоздаю,
Ведь его я соблюдаю. (Режим)
9. Мама мне пирог купила,
На тарелку положила.
Мне не нужно много класть –
Съесть смогу я только … (Часть)
По вертикали:
1. Теперь простуды не боимся
И среди луж мы веселимся.
Гулять пойдём сейчас с Алёшей,
Наденем на ноги … (Галоши)
2. Он хотя не самовар,
Выпускает так же пар.
В чашку воду я налью
И с баранками попью. (Чайник)
3. Центр – свободное пространство,
В городе находится.
Отсюда во все стороны
Улицы расходятся.
Как место называется,
Кто же догадается? (Площадь)
4. Однажды маг взмахнул рукой,
И вдруг стал белым кролик мой,
Хоть чёрным был. Я удивилась.
По воле мага что случилось? (Чудо)
5. Сочинение писала,
Всё черкала, исправляла.
Непонятно даже стало,
Где конец, а где … (Начало)
6. На обочине машина.
Гвоздь попал – спустила … (Шина)
7. В лесочке над речкой тот домик стоит.И пусть невысок он, небросок на вид,
Но лето придёт, быть не может иначе,
Нас встретит с тобой эта милая … (Дача)
8. Очень длинный кусок ткани
Вспомним быстренько мы с вами.
Этот головной убор
На индусах с давних пор. (Чалма)
9. Солнце весело блестело,
Вдруг всё сразу потемнело.
Дождь пошёл и даже град.
Кто же в этом виноват? (Туча)
10. С длинной шеей африканец,
Он в России иностранец,
И уже, который год
В зоопарке он живёт. (Жираф)
Молодцы! А теперь давайте немножко расслабимся и подвигаемся.
Проведём физкультурную паузу.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
А теперь, ребята, я предлагаю вам следующее задание.
Перед вами части слов, из которых вы будете составлять целые слова.
Работать будем по группам, по рядам – для каждого ряда своё задание:
1 ряд 2 ряд 3 ряд
(Задание дифференцированное: дети составляют и записывают слова, затем
следует проверка.)Перед вами текст с ошибками.
Исправь ошибки, допущенные в тексте:
Был чюдный летний день. Дети пошли в рощю. Маша на полянке собирает щявель.
Миша и Катя ищют грибы. Под кустом шыповника дети нашли ёжыка.
(Дети исправляют ошибки, Затем следует взаимопроверка.)
5. Подведение итогов урока
Ребята, на этом наш урок подходит к концу.
Что на уроке было самым интересным?
Что на уроке показалось вам самым трудным?
Спасибо вам за активное участие, за верные ответы, за хорошую работу на
уроке.