Конспект урока-игры по русскому языку в 3 классе «Правописание глаголов с частицей не»
Оценка 4.7
Игры +1
docx
русский язык
3 кл
22.11.2017
Все этапы данного урока спланированы так, что способствуют формированию орфографической зоркости, умению решать орфографические задачи и осуществлять орфографический самоконтроль. Работа в группе позволяет ученику развивать умение оценивать себя и своих одноклассников. В конце урока проводится творческая работа. Ведётся работа над владением связной речи, обогащением активного словарного запаса.Документ Microsoft Word (.docx)
Урок игра.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 имени Поповичевой Н.З. г. Липецка
Конспект урокаигры по русскому языку
в 3 классе
«Правописание глаголов с частицей не»
подготовила
учитель начальных классов
Шкут Елена Васильевна
г. Липецк
2014 г. Задача.
Развивать умения правильно употреблять и писать частицу НЕ с глаголами.
Цели.
1. Способствовать формированию орфографической зоркости, умений решать
орфографические задачи и осуществлять орфографический самоконтроль.
2. Содействовать воспитанию активного отношения к приобретаемым умениям на
уроке.
3. Развивать умение оценивать себя и своих одноклассников.
Форма работы. В группах.
Оборудование. Карточки с заданиями.
Ход урока.
I. Повторение.
Учитель.
Урок с игры я начинаю,
Всех в части речи превращаю.
I ряд – существительные,
II ряд – прилагательные,
III ряд – глаголы.
Запишите себя, уважаемые ЧАСТИ РЕЧИ. Составьте рассказ о себе в виде текста –
рассуждения. (Дети защищают «свою» часть речи.)
«Я считаю прилагательное одной из главных частей речи, потому что оно обозначает
признак и качество предмета. Это самая красивая часть речи». «Почему без
прилагательного невозможно обойтись? Да потому, что оно помогает описать
предмет, уточнить его признак». «Почему существительное – главная часть речи?
Потому, что оно обозначает предмет». «Почему без глагола речь была бы
немыслима?». « Глагол обозначает действие предмета, является главным членом
предложения. Это самая живая часть речи». И т.д.
Учитель.
Все части речи примут активное участие в уроке, но ведущее место займёт глагол.
Незнайка, зная, что у нас в школе неделя Светофора, составил такое предложение о
светофоре:
Кто меня признаёт, Тот в беду попадёт.
Всё ли правильно сделал Незнайка? (Дети объясняют, что Незнайка пропустил
частицу НЕ). Нужно было предложение составить так:
Кто меня НЕ признаёт,
Тот в беду попадёт.
А можно и так:
Кто меня признаёт,
Тот в беду НЕ попадёт.
Выясняется, какой смысл вносит частица НЕ (отрицание) и как пишется с глаголом
(раздельно).
II. Сообщение цели урока.
Появляется Гном. В правой руке у него карточка с частицей НЕ, в левой карточка
«Глагол». Гном говорит:
Дружит НЕ с глаголом?
Нет! Это вовсе не секрет!
И глагол дружить не стал.
Между ними – интервал.
Дети читают стихотворение, движением рук показывают интервал между глаголом и
частицей НЕ. Далее учитель даёт задание: написать любой вариант загадки о
светофоре. Дети ещё раз проговаривают, помогая жестом руки написать НЕ с
глаголами: НЕ попадёт, НЕ признаёт.
III. Закрепление.
Учитель.
Светофор даёт мудрые наставления, но Незнайка, как всегда, всё перепутал. Чтобы
беду предотвратить, Незнайку будем мы учить.
Составим памятку пешехода для Незнайки. Перед вами правила светофора (у
каждого ребёнка плакат с правилами дорожного движения), они написаны в
утвердительной форме, а вы должны изменить текст или составить свой, чтобы
смысл в нём был отрицательный, чтобы были глаголы с частицей НЕ на тему: «Не
шали на улице». Проводится орфографическая подготовка перед записью трудных
слов, проверяется, предупреждается написание безударных гласных в корне слова.
( НЕ играй, НЕ обходи и т.д.) Физкультминутка.
Красный свет – хода нет.
Жёлтый свет – не снят запрет.
Зелёный горит: «В добрый путь», говорит.
IY. Обобщение.
Учитель сообщает, что зелёная улица привела класс на поляну пословиц. Игра
«Добавь слово». Дети добавляют нужное по смыслу слово – глагол.
Друзей и водой … (не разольёшь).
Без беды друга … (не узнаешь).
Дружбу на деньги … (не купишь).
Дружбой дорожи, забывать … (не спеши).
Хорошие друзья в беде … (не оставят).
Новых друзей наживай, а старых …(не теряй).
О чём эти пословицы? Как вы их понимаете? Нужно следовать этим мудрым
советам.
А теперь запишите глаголы с частицей НЕ из пословиц. (Не разольёшь, не узнаешь,
не купишь, не спеши, не оставят, не теряй).
Встреча с героями продолжается, каждый из них собирает слова со своей
орфограммой:
Заяц собирает слова с безударной гласной, не проверяемой ударением;
Марья – Краса – с разделительным мягким и твёрдым знаками;
Солнце – слова с непроизносимой согласной;
Снегурочка – слова с безударной гласной, проверяемой ударением;
Человек Рассеянный – слова с удвоенной согласной.
Дети распределяют слова в нужный столбик. Y. Творческая работа.
Из слов каждой строки учитель предлагает составить предложения, в третью
добавить слово «просторам». Получается текст:
Сегодня Илья участвовал в спортивном кроссе. Разделил с друзьями радостную
долгожданную победу. Вместе с классом шагал по необъятным просторам
неизвестного. Давал устные объяснения, выполнял письменные работы.
Учащиеся доказывают, что это текст, и озаглавливают его. Но перед ними стоит
главная задача: изменить текст, используя частицу НЕ с глаголами.
Что могло случиться с Ильёй? (Мог заболеть.)
Может ли концом текста быть такое предложение: Хорошо, когда рядом
чувствуешь добрые сердца друзей? (Может, но следует добавить несколько
предложений, чтобы связать две части.)
Учащиеся должны выполнить это творческое задание и из пословиц, записанных в
начале урока, выбрать такую, которая могла бы быть названием этого текста.
У ребят получается такой текст.
Хорошие друзья в беде не оставят.
Сегодня Илья не участвовал в спортивном кроссе, не разделил с друзьями радостную
долгожданную победу. Не шагал вместе с классом по необъятным просторам
неизвестного, не давал устные объяснения, не выполнял письменные работы. Илья
заболел.
Но друзья не оставили его в беде. Они навестили товарища, развеяли грустные
мысли, подняли настроение.
Хорошо, когда рядом чувствуешь добрые сердца друзей!
Проверка написания трудных слов.
Незнайка вместе с друзьями увлечённо работал весь урок. Всё понял, но неясно ему,
почему в слове Незнайка НЕ пишется слитно. Учащиеся объясняют, что в этом слове
приставка НЕ пишется с существительным «Знайка». YI. Итог урока.
Список использованной литературы
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык, 3 класс. Ч. 2М.: Издательство «Баласс»,
2012
2. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 3 класс.
М.: Издательство «Баласс»
3. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М.: Издательство «Просвещение»,
1985
Конспект урока-игры по русскому языку в 3 классе «Правописание глаголов с частицей не»
Конспект урока-игры по русскому языку в 3 классе «Правописание глаголов с частицей не»
Конспект урока-игры по русскому языку в 3 классе «Правописание глаголов с частицей не»
Конспект урока-игры по русскому языку в 3 классе «Правописание глаголов с частицей не»
Конспект урока-игры по русскому языку в 3 классе «Правописание глаголов с частицей не»
Конспект урока-игры по русскому языку в 3 классе «Правописание глаголов с частицей не»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.