Конспект урока истории 8 класс Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие Российской империи.
Оценка 4.6

Конспект урока истории 8 класс Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие Российской империи.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
8 кл
16.05.2017
Конспект урока истории 8 класс Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие  Российской империи.
Конспект открытого урока.docx
Тема: Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие  Российской империи. Цель урока: сформировать у учащихся представление о характере внутренней политике Александра III и понять чем это было обусловлено.     Задачи: ­  образовательные    (формирование   познавательных   УУД):     умение   анализировать,   обобщать,   сравнивать     факты, формулировать и обосновывать выводы, представлять результаты своей деятельности в форме таблицы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации;  ­  воспитательные    (формирование   коммуникативных   и   личностных   УУД):   умение   слушать   и   вступать   в   диалог, участвовать в  обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формами речи, воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; воспитание интереса к предмету истории.  ­ развивающие (формирование регулятивных УУД): умение  ставить  учебную  задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;  умение выделять, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Тип урока: изучение нового материала. Методы урока: частично­поисковый, наглядный. Межпредметные связи:   литература,   Форма урока: групповая, коллективная, индивидуальная. Оборудование: компьютер,  раздаточный материал: сигнальные карточки, карточки с датами, схемы Основные понятия: контрреформа, рабочее законодательство, реакционная политика.      Персоналии: Александр III, К.П. Победоносцев,  ,И.Д. Делянов, Д.А. Толстой,   1) Организационный этап. Дан звонок, и все мы смело Принимаемся за дело Путь нелегкий предстоит В даль дорога побежит Мы промчимся чрез века Через многие года Пронесемся над лесами И окажемся мы с вами… Далеко за много лет… В том истории секрет…… 2)Актуализация знаний. Индивидуальная работа в карточках ( 5 чел)  и за компьютером  ( 1 чел) Карточка. 1.Для разработки проекта крестьянской реформы Александр 2 в 1857г. создал А. Негласный комитет Б. Секретный комитет В. Редакционную комиссию Г. Государственный совет Д. Святейший синод 2. Выберите причину отмены крепостного права А. Военно­техническая отсталость Российской империи от передовых промышленных держав Б. Социальное расслоение крестьянства В.Формирование рынка наемного труда Г. снижение крестьянского движения против помещичьего гнета Д.ликвидация угрозы возможного революционного переворота  3. Разработкой проекта отмены крепостного права руководил А. Н.А.Милютин  Б.К.Д.Кавелин  В.А.М.Унковский  4. Отметьте, о какой реформе историк Р.Пайпс писал: «Она являлась по общему признанию наиболее успешной из  Великих реформ и единственная дожила до конца царского режима без того, чтобы быть искромсанной всякими  оговорками». А.Отмена крепостного права Б.земская  В.городского самоуправления Г.судебная  Д.военная  5. Закончите определение: «Крепостное право – это…» А.повинность крестьян за право работать на земле Б.возможность свободного ухода и переезда с места на место при отказе от земли В.личная зависимость крестьянина от помещика, возможность быть избитым, проданным Г.отсутствие у крестьянина всякой собственности и всех личных прав Фронтальный  опрос  О ком идет речь? Александр I Был старшим сыном в семье, его воспитанием больше занималась бабушка, она возлагала на него  особые надежды. Первые годы его деятельности оценены А. С. Пушкиным как «прекрасные». А о  последних же поэт писал: «Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно  пригретый славой». Стремился жить вне столицы, видимо, потому, что чувствовал здесь влияние  высших бюрократических сфер, а так же помня заговор против своего отца и ту легкость, с какой он совершился. М. М. Сперанский О ком говорил французский император, обращаясь к Александру I: «Неугодно ли вам будет, государь, А. А. Аракчеев Александр  II променять этого человека на какое­нибудь королевство?» Характеризуя этого человека, его наделяют отрицательными качествами: жестокость, беспощадность,  тщеславие, льстивость. Возвышение началось при Павле I с поста командира гатчинской артиллерии, а  при Александре I он стал графом и сосредоточил в своих руках огромную власть. Именно он был  инициатором печально знаменитых военных поселений. Этот человек получил прекрасное образование – среди его учителей были В. А. Жуковский и  М.М.Сперанский. Вступил на престол в трудных условиях ­ Россия проигрывала в войне. Был  страстным охотником, не мог пройти мимо «Записок охотника» И. С. Тургенева, об этой книге он  говорил позднее, что именно она стала тем фактором, который показал ему необходимость отмены  крепостного права. Назовите события по датам:   1803 г. – Указ о «Вольных хлебопашцах»;   1807 г. – Тильзитский мир;  1812 г., 7 сентября – Бородинское сражение;  1825 г., 14 декабря – Восстание декабристов;  1853 – 1856 гг. – Крымская война;  1861 г., 19 февраля – Отмена крепостного права;  1864 г. – Земская реформа;  1874 г. – Военная реформа;       1877 – 1878 гг. – Русско­турецкая война       1876г. – возникла организация « Земля и воля»    1879 г. – «Земля и воля»  раскололась на две организации « Народная воля» и « Черный передел»    1 марта 1881 г – смерть Александра II 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 1. Вступительное слово. Любая   историческая   эпоха   имеет   свои   характерные   особенности.   Изучая   тот   или   иной   исторический   период, внимание акцентируют, в первую очередь, на главе государства.    Рукой железной правя твердо, Ты порождал любовь и страх, И Флаг Российский реял гордо В нам чуждых странах и морях. Таких Царей, как Ты, не будет, Вот почему Ты мог сказать: «Когда Царь Русский рыбу удит – Европа может подождать!» Этот очерк написан замечательной современной писательницей Еленой Семёновой. Посвящён он русскому царю­ миротворцу Александру Третьему. Какую  характеристику даёт императору автор этих строк? Миротворец  как вы думаете, за что правитель мог удостоиться такого имени? Действительно все годы правления Александра III  с 18881 по 1894 Россия не участвовала ни в одной войне. Строго и решительно  охраняя русские национальные интересы, он уклонялся от вмешательства в европейские дела и был прозван народом  "Миротворцем". Сообщение ученика. ( показывается фрагмент фильма с фотографиями АлександраIII)  Император Александр III, прозванный в народе «миротворцем», родился в Санкт­Петербурге 26 февраля (по старому  стилю) 1845 года. Он поначалу не готовился в государи, так как после отца на престол должен был вступить его старший  брат — Николай. Александру же предназначалось военное поприще. Но случилось непредвиденное: в 1865 году Николай,  находясь в Ницце, тяжело заболел и на 23­м году жизни скончался. Перед смертью он сказал прибывшему проститься с  ним Александру: «Оставляю тебе тяжёлые обязанности, славный трон, отца и невесту, которая облегчит тебе это бремя».  Цесаревич Николай умер женихом принцессы Дагмары, дочери датского короля Христиана IХ. Через полтора года с ней  вступит в брак новый цесаревич Александр Александрович. Стал наследником престола в 1865 году после неожиданной кончины старшего брата Николая. Его не готовили к  императорскому венцу, и он получил обычное для великих князей военное образование, однако и его не сумел освоить в  полной мере. Еще до вступления на престол объездил пол России. Предпочитал останавливаться в домах простых людей,  вел долгие разговоры с людьми пожившими, знавшими толк в старинных обычаях и привычках, поражал современников  своей простотой, знанием народной жизни; и русским (мужицким) складом характера. Внешне он тоже напоминал мужика, был излишне полн, чем вызывал насмешки в царской семье. Но окладистая борода и  почти всегда военный мундир предавали его облику представительность и основательность. Отличался колоссальной  физической силой: легко ломал подковы и сгибал серебряный рубль. Государственной экономией был похож на Петра I,  даже брюки ему перештопывал ординарец. После смерти Александра II стал опасаться террора. Уже 2 марта принимая высших государственных сановников, император подчеркнул, что не обманывается относительно  состояния дел в России, что не пойдет ни на какие уступки и готов мужественно встретить опасность. Он сказал: «Я  принимаю венец с решимостью. Буду пытаться следовать отцу моему и закончить дело начатое им».    Какими качествами обладал император?  Как вы думаете, какие действия должен предпринять  император, отец которого  был убит заговорщиками? Наша задача на уроке:  Выяснить, какой путь выберет Александр III (укрепление самодержавия или сотрудничество власти и общества);  4)Первичное усвоение новых знаний  Работа с документом  № 1 в  приложении. 8 марта 1881 года состоялось обсуждение проекта Лорис­Меликова. За созыв представительства высказалась большая  часть сановников, в руках которых к началу 1881 года была реальная власть – сам граф Лорис, министр внутренних дел,  министр финансов Абаза и военный министр Д. А. Милютин. Казалось, настроение собрания определилось, когда слово  взял один из второстепенных сановников, худощавый человек с сухим худощавым лицом. «Бледный, как полотно и,  очевидно, взволнованный», – с удивлением отметил очевидец. «Я в смущении, я в отчаянии, – почти с крика начал оратор, – сердце сжимается при мысли о предложенном проекте: в нем слышаться фальшь, скажу более, он дышит фальшью, едва  ли не пришло время сказать: конец России, ведь в России хотят ввести Конституцию!». Беды России, по мнению оратора,  порождены реформами. Речь его продолжалась 10­15 минут, но некоторым показалось, что она длилась, целую вечность. Он доказывал, призывал, разоблачал. Теперь, восклицал оратор, обращаясь к царю, нам предлагают учредить верховную  говорильню, и когда? «Когда по ту сторону Невы, рукой подать отсюда, лежит в Петропавловском соборе не погребенный еще прах благодушного русского царя, который среди белого дня растерзан русскими же людьми!».  Совещание было ошарашено. Впервые осуждались «Великие реформы». Их авторы обвинялись в гибели Александра II . «На всех нас лежит клеймо несмываемого позора. Мы все должны каяться!» – выкрикнул оратор. И Александр  III  неожиданно отозвался: «Сущая, правда, все мы виноваты. Я первый обвиняю себя!». Что  предлагали ввести в России накануне смерти Александра II ? Кто, по – мнению собравшихся, был  виновен в смерти Александра II? Как вы думаете, будет ли новый император продолжать дело отца? Преобразования в стране при Александре III вошли в историю, как контрреформы.  Находим определение в рабочем листе. еКонтрреформы  —мероприятия правительства Александра III, направленные на стабилизацию (консервацию)  социально­политической жизни в Российской империи после либеральных реформ предыдущего царствования. В считанные недели после 8 марта руль государственного корабля был повернут на 180 градусов. Еще недавно всесильные Лорис, Абаза, Милютин получили отставку, а у кормила власти встал человек, выступивший против них 8 марта. Этим  человеком был Константин Петрович Победоносцев   (Сообщение  уч­ся о Победоносцеве) Манифест «О незыблемости самодержавия» был подготовлен К.П. Победоносцевым. Работа с документом. Из манифеста Александра III  « О незыблемости самодержавия» с. 173  ( 208) О чём свидетельствует название Манифеста?    Работа  в парах в рабочем листе. 1. Какую задачу своего правления Александр III, согласно Манифеста 1881 года, считал главной? С. 173     Манифест   29   апреля,   возвестивший   о   незыблемости   самодержавия,   послужил   сигналом   к   смене   правительства   и перегруппировке сил в верхах.  Давайте с вами проследим, как постепенно осуществлялись преобразования. М Какой вопрос в Российской империи  оставался  самым острым? Каково было положение крестьян? Большая часть крестьян по­прежнему сохраняла статус временнообязанных, а значит зависимых от помещика. 28 декабря 1881 года был принят указ об обязательном выкупе крестьянами наделов,  чем было прекращено временнообязанное  положение крестьян. Этот закон включал положение о снижении выкупных платежей на 1 рубль. Постепенно была  отменена подушная подать. В 1882 году были приняты меры для смягчения малоземелья крестьян: учрежден  Крестьянский банк, который предоставлял дешевые кредиты для покупки земли, облегчена аренда казенных земель.  В     мае 1881г. Был издан указ о постепенной замене подушной подати другими налогами; окончательное прекращение  взимания подушной подати произошло 1 января 1887г. Работа с документом №2 Как менялось положение крестьян?  Для чего это делалось?  Кем становились крестьяне по указу с 1 января 1883 г.? Бурное экономическое развитие заставляло правительство все больше обращать внимание на взаимоотношения рабочего и предпринимателя. 1 июня 1882 года был издан закон, который запрещал труд детей до 12­летнего возраста и ограничивал  рабочий день детей от 12 до 15 лет 8 часами. Для надзора за исполнением закона вводилась фабричная инспекция. В 1885  году последовало запрещение ночного труда для женщин и детей.   Главной целью принятых законов, как в отношении крестьян, так и в отношении рабочих, была попытка отвлечь народ от  революционных выступлений, продемонстрировав им царскую заботу. В то же время наряду с пряником Александр III  держал в своих руках и кнут. Ужесточились административно­полицейские репрессии и цензуры (Положение о мерах к охранению государственной  безопасности и общественного спокойствия, 1881; Кто должен был охранять государственный порядок и общественное спокойствие?  Какие изменения должны  происходить  на неспокойных  территориях? Какие меры должны принимать к нарушителям спокойствия? Новым министром внутренних дел стал Толстой Дмитрий Андреевич.   Работа с документом № 3 Сообщение уч­ся о  Д.А. Толстом Под его нажимом министр просвещения Делянов  Иван Давыдович  меняет политику в области просвещения.  5 июня 1887 г. выходит циркуляр Делянова, получивший название «Циркуляр о «кухаркиных детях». 5) Первичная проверка понимания Работа в парах  в рабочем листе с документом. Сообщение о И.Д. Делянове Вершиной борьбы с реформами стала земская контрреформа. Задачи, которые выполняли земства, вполне устраивали  царя. Какие задачи выполняли земства? Правительство под влиянием К.П. Победоносцева  начало «наступление» на земское самоуправление. Уже в 1881 году  издано «Положение о мерах к сохранению государственного порядка и общественного спокойствия». Оно давало право  министру иностранных дел и генерал­губернаторам объявлять любой район на «исключительном положении». В 1889 году был издан закон о земских участковых начальниках, которые контролировали деятельность органов местного  самоуправления крестьян и осуществляли судебные функции. ( Используются документы: « Из письма  К.П.Победоносцева Александру III о необходимости ужесточения контроля над земствами 18 апреля 1886 г.» и « Из  положения о земских участковых начальниках 12 июля 1889 г.») 1. Как, по новому положению, получает должность земский начальник? 2. Какая власть сосредоточена в руках земских начальников? 3. Кому надлежало жаловаться на   них? 4. Какой должна быть власть по мнению Победоносцева? Оценивая внутриполитическую деятельность Александра III, необходимо учитывать, что ее сущностью в первую очередь  являлась корректировка реформ предыдущих правителей. При этом в полной мере сохранялось и укреплялось  самодержавие. Отсюда жесткая борьба со всем, что несло угрозу самодержавной власти. Итак, внутренняя политика Александра III все четче становилась консервативно­охранительной. В 80­е — начале 90­х гг.  в области просвещения, печати, местного управления, суда и в конфессиональной политике преследовал ряд  законодательных актов, которые определяли как контрреформы. 6) Первичное закрепление. Первичный контроль  Проверь себя. Мини­тест 1.Александр III царствовал в: А) 1881 – 1894 гг. Б) 1853 – 1878 гг. В) 1837 – 1883 гг. Г) 1894 – 1917 гг.  2. Наставником Александра III, вдохновителем его политики контрреформ был: А) С.Уваров    Б) К.Победоносцев   В) М.Лорис ­ Меликов      Г) С.Витте  3. Основное направление внутренней политики Александра III:  А) развитие местного самоуправления  Б) укрепление сословного  строя и самодержавия  В) постепенный переход к правовому государству 4. Так называемый циркуляр о «кухаркиных детях» (1887г.): А) запрещал принимать в гимназии детей низших социальных слоев Б) предписывал открывать в городах детские дома В) разрешал фабрикантам нанимать на работу детей с восьмилетнего возраста    7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Домашнее задание:  Задание базового уровня: параграф 28, выучить термины и даты, отвечать на вопросы 1­ 2  с. 172  Задание повышенного уровня: параграф 28, выучить термины и даты, задание  № 3 с. 172  8) Рефлексия (подведение итогов занятия) сегодня я узнал…  было интересно…  было трудно…  я выполнял задания…  я понял, что…  теперь я могу…  я почувствовал, что…  я приобрел…  я научился…  у меня получилось …  я смог…  я попробую…  меня удивило…  урок дал мне для жизни…  мне захотелось…

Конспект урока истории 8 класс Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие Российской империи.

Конспект урока истории 8 класс Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие  Российской империи.

Конспект урока истории 8 класс Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие Российской империи.

Конспект урока истории 8 класс Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие  Российской империи.

Конспект урока истории 8 класс Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие Российской империи.

Конспект урока истории 8 класс Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие  Российской империи.

Конспект урока истории 8 класс Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие Российской империи.

Конспект урока истории 8 класс Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие  Российской империи.

Конспект урока истории 8 класс Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие Российской империи.

Конспект урока истории 8 класс Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие  Российской империи.

Конспект урока истории 8 класс Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие Российской империи.

Конспект урока истории 8 класс Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие  Российской империи.

Конспект урока истории 8 класс Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие Российской империи.

Конспект урока истории 8 класс Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие  Российской империи.

Конспект урока истории 8 класс Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие Российской империи.

Конспект урока истории 8 класс Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие  Российской империи.

Конспект урока истории 8 класс Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие Российской империи.

Конспект урока истории 8 класс Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие  Российской империи.

Конспект урока истории 8 класс Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие Российской империи.

Конспект урока истории 8 класс Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие  Российской империи.

Конспект урока истории 8 класс Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие Российской империи.

Конспект урока истории 8 класс Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие  Российской империи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2017