Конспект урока истории в 5 классе по теме: «Вечный город» и его жители.
Оценка 4.8

Конспект урока истории в 5 классе по теме: «Вечный город» и его жители.

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история
5 кл
16.01.2017
Конспект урока истории в 5 классе  по теме: «Вечный город» и его жители.
Конспект урока истории в 5 классе по теме: «Вечный город» и его жители разработан с целью познакомить учащихся с условиями жизни в Римской империи, рассказать о строительном искусстве римлян; ознакомить учащихся со знаменитыми памятниками и сооружениями Рима и на их примере с особенностями римской культуры, показать учащимся, что римская культура имела большое значение в развитие человечества.
конспект урока.doc
Конспект урока истории в 5 классе  по теме: «Вечный город» и его жители. Цель:  Познакомить   учащихся   с   условиями   жизни   в   Римской   империи, рассказать о строительном искусстве римлян; ознакомить учащихся со знаменитыми   памятниками  и сооружениями Рима  и  на  их примере  с особенностями   римской   культуры,   показать   учащимся,   что   римская культура имела большое значение в развитие человечества. Оборудование:  для учащихся ­ учебники, тетради для учителя ­  CD  Всеобщая история, История Древнего мира, 5 кл., ООО «Кордис & Медиа»,2004 г.   Формируемые универсальные учебные действия: Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе. Регулятивные УУД: осуществлять контроль, вносить коррективы в действия  обучающихся.  Познавательные УУД: через решение  познавательных заданий, путем  анализа и логических выводов обобщить знания учащихся об архитектуре  Рима и условиях  жизни римлян в Городе. Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, сотрудничать,  договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать  деятельность в группе. Ход урока. Организационный момент I. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я чувствую, что вы готовы меня слушать  и слышать. Мне хочется вам пожелать, чтобы ваше  творческое настроение  не покидало вас в течение урока. Сегодня у нас гости. Надеюсь, что вы активно  будете работать на уроке. Устный опрос. На   протяжении   нескольких   уроков   мы   с   вами   знакомимся   с   историей Древнего Рима. Сейчас давайте вспомним, что мы о нём знаем.   ­ Расскажите, что Вы знаете об императоре Нероне и его правлении? ­ Кого называли в Риме «Лучший из императоров»? Почему?       2.  Диктант.­ Я зачитаю определения понятий, а Вы – назначения:  1) Огромное сооружение, в котором зрители наблюдали гладиаторские бои. (Амфитеатр) 2) Правитель, обладающий неограниченной властью и не обязанного ни перед кем отчитываться в своих действиях ­ (Диктатор) 2)  Торжественный въезд в Рим полководца – победителя ­  (Триумф) 4)  Земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет ­ (Колоны) 5)   Назовите имя раба, который в 74­71 годах до н.э. возглавил восстание рабов ­ (Спартак) II. Переход к изучению новой темы: 1. Вводная беседа ­ В каком году был основан город Рим? (753 г. до н.э.) ­ Как изменилась жизнь в Римской империи во время правления императора Августа? (Во время правления Августа в Риме прекратились гражданские войны. Это благоприятно   отразилось   на   развитие   римской   литературы,   искусства, культуры). Скажите, а какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите  о ВОДОПРОВОД, городе ГЛАДИТОРСКИЕ БОИ). А кто жил в Риме? Риме?(КОЛИЗЕЙ,     ПАНТЕОН,   Давайте обозначим тему нашего урока. Итак, она звучит ­ ««Вечный город» и его жители. А какова цель нашего урока? (предположения детей) ­   Действительно,   сегодня   мы   поговорим   об   условиях   жизни   в   Римской империи, об особенностях строительного искусства римлян, познакомимся со знаменитыми памятниками и сооружениями Рима. ­ Какие памятники архитектуры Древнего Рима вам уже известны? ­ Римляне прошли многовековой путь развития. Из небольшого поселения в излучине Тибра Рим превратился в столицу Средиземного моря. III.  Объяснение новой темы.   ­ Ребята, а слышали ли вы когда­нибудь поговорку: «Все дороги ведут в Рим»? (ответ учеников). ­ А как вы думаете, почему все дороги ведут в Рим? (центр государства и торговли). План урока: 1. «Все дороги ведут в Рим». 2. Особняки на городских холмах.  3. Многоэтажные дома в низинах между холмами.  4. Посещение бань. 5. Беднота требует «хлеба и зрелищ».  А в конце  урока  мы  попытаемся  объяснить,   почему  Рим  называли Вечным городом, Золотым. Рим ­ Вечный город» рассказ учителя (презентация 1. часть 1). К   началу   новой   эры   Римская   империя   достигла   своего   наивысшего могущества.  Значительно  расширялись   границы  империи,  постепенно   в  неё включались новые и новые народы. Центром этого многоязычного государства был Рим. Его называли «Вечный город», или просто Город. Римляне   всегда   предавали   особое   значение   благоустройству   своей столицы.   Но   на   рубеже   тысячелетий,   по   приказу   императоров   лучшие градостроители   страны   перестраивали   римские   городские   здания,  мосты   и акведуки – водопроводы. Работа в тетрадях. Акведук – Это водопровод для снабжения водой населённые пункты. А так же фонтан, водоёмы, бани. Акведуками Рим гордился особо, в столице империи всегда была чистая и свежая вода, которая подавалась в дома граждан 11 акведуками, 2 из которых работают до сих пор. Рим был огромным городом.  И дворцы и хижины строили из кирпича или камня. ­   Как   Вы   думаете,   почему   до   нашего   времени   сохранилось   столько образцов древнеримских сооружений? Для прочных сооружений Римляне использовали бетон. При сооружении здания   на   небольшом   расстоянии   друг   от   друга   выкладывают   две   тонких стенки из кирпича. Пространство между ними заполняются бетоном – смесью мелких   камешков   и   песка   и   заливали   всё   это   раствором   извести.   Через некоторое   время   раствор   затвердевал   и   стена   становилась   мощной   почти несокрушимой. ­Посмотрите   на   изображение   Храма   императора   Адриана.   Что   Вы видите? (Колонны) ­ Скажите, а при изучении какого Древнего государства мы встречались с колоннами? (Древняя Греция) ­ Или: в каком государстве римляне заимствовали колонна? Появление в Риме зданий, фасады которых были выражены в греческом стиле. Запись определения  в тетради. Фасад – наружняя сторона здания или сооружения.    IV.  Познакомиться   с   условиями   жизни   в   Римской   империи, узнать   о   строительном   искусстве   римлян   и   познакомиться   с знаменитыми   памятниками   и   сооружениями   Рима?   Ответы   на   эти вопросы мы попытаемся сейчас найти опираясь на документы, работая в группах. (Каждая группа получает конверт с документом). Ребята, если в ваших документах вам  встретятся новые слова, выделите их и озвучьте нам. Мы уже с вами разделились на группы, а теперь, определим наших капитанов  (назначение капитанов групп). работа в группах сопровождается составлением таблицы. Особняки на  городских  холмах.  Многоэтажные  дома в низинах  между холмами.  Посещение бань. Беднота требует  «хлеба и  зрелищ».  Защита проектов групп (презентация 2. часть 2). Группа 1. Особняки на городских холмах. Богатейшие римляне жили в собственных домах (домус), которые располагались на холмах, где воздух был здоровее и чище. В главном помещении дома не было окон, четыре колонны поддерживали перекрытие. В нём было четырёхугольное отверстие, под которым располагался бассейн, куда попадала дождевая вода. В этом помещении хозяин дома принимал посетителей, пришедших по делам. И только близких друзей он приглашал пройти внутрь дома, например, во дворик-сад, окружённый портиками. В саду благоухали цветы, били фонтаны. В доме было несколько спален и столовых, кабинет хозяина, помещения для рабов. Группа 2. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Большинство римлян не могли обзавестись собственным домом. Они снимали жильё в пяти-шести этажных домах (инсулы), принадлежавших богачам. В таком доме в нижнем этаже сдавались помещения под лавки и харчевни, а в верхних – комнаты и квартиры. Бедняки ютились в каморках под черепицей крыши. Человеку, плохо знавшему город, разыскать нужный ему дом было непросто. На улицах не было табличек с их названиями, а на домах – номеров. Ошибиться адресом, принять один многоэтажный дом за другой ничего не стоило: все эти дома были уныло однообразными, а улицы, на которых они стояли, - грязными и узкими. Из-за тесноты не оставалось места для деревьев и цветников. Прохожих подстерегали опасности: из окон летела битая посуда, лились помои. Жизнь в многоэтажных домах была полна неудобств. Печей не было. В сырые и холодные дни жильцы обогревались жаровнями, куда насыпали древесный уголь. Не было в домах и настоящих кухонь: пищу готовили также на жаровнях. Бедняки часто ели всухомятку или же на ходу, покупая горячую еду или кружку дешёвого вина у уличных разносчиков. Окна в домах не имели стёкол и в непогоду закрывались ставнями. Тогда даже днём приходилось зажигать светильник. Вода в квартиры не подавалась, её брали в городских фонтанах и тащили по крутым лестницам наверх. Грязь и зловоние сопровождали римлян, живших в многоэтажных домах. Группа 3. Посещение бань. Проведя день в духоте тесных улиц под знойным южным солнцем, римляне испытывали потребность вымыться с головы до ног. Ежедневно они посещали термы – так назывались бани. Всего в Риме было около тысячи общественных бань, входная плата в них была мала. Самые большие и роскошно отделанные термы строились по повелению императоров. Эти термы, богато украшенные статуями, мозаиками и настенными росписями, располагались в тенистых парках. Перед купанием на специально отведённых площадках желающие играли в мяч, состязались в беге, борьбе и поднятии тяжестей. Набегавшись, покрытые пылью и потом, они шли мыться. Но прежде в удобных раздевальнях отдавали сторожу-рабу одежду на хранение: опасались банных воров. Затем переходили в помещение с тёплой водой или окунались в бассейны под открытым небом. При термах находились библиотеки и залы для отдыха и дружеских бесед. Здесь можно было узнать последние новости и сплетни, сделать модную причёску, вкусно поесть. Группа 4. Беднота требует «хлеба и зрелищ». Найти в Риме работу было нелегко, а многие бедняки и не хотели работать, считая труд рабским и унизительным занятием. Боясь народных выступлений, императоры приказывали вести списки неимущих граждан и раздавать по этим спискам хлеб. Однажды беднота забросала камнями повозку самого императора всего лишь из-за того, что зерно для раздачи не было вовремя доставлено в город. Беднота требовала не только дарового хлеба, но и бесплатных развлечений. Наряду с гладиаторскими играми любимейшим зрелищем были конские бега, для которых был построен Большой цирк. В дни состязаний весь город сидел в цирке, не отрывая от арены глаз. Клички цирковых коней и имена лихих возниц были на устах у всех. Однако жизнь возниц висела на волоске: колесницы часто сталкивались и опрокидывались. Вы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнем! Физкульминутка.     V.  В честь военных побед площади Рима украшали триумфальными  арками, статуями императоров и выдающихся людей государства. А Колизей   и сейчас считается одним из главных символов Рима. Сейчас вы прослушаете  небольшое сообщение о Колизее и  выпишите новые для вас исторические  сведения.   VI. Закрепление материала. ( презентация 2. часть 1) ­ Какие сооружения Рима времён империи Вы знаете. ­ Как устроены жилые дома римлян? ­ Какие общественные зрелища в Риме Вам известны? ­ Что Римляне подарили миру? Рефлексия Сегодня на уроке я - узнал (а)… - выяснил (а)… - понял (а)…  Так почему Рим называли Вечным городом, Золотым? VII. Домашнее задание: параграф 58, выборочно карточки, тест, определения, подготовиться к обобщению главы. Составьте рассказ от имени приезжего " Один день в Риме". Выставление оценок. Спасибо за урок. Я рада плодотворной работе с вами.

Конспект урока истории в 5 классе по теме: «Вечный город» и его жители.

Конспект урока истории в 5 классе  по теме: «Вечный город» и его жители.

Конспект урока истории в 5 классе по теме: «Вечный город» и его жители.

Конспект урока истории в 5 классе  по теме: «Вечный город» и его жители.

Конспект урока истории в 5 классе по теме: «Вечный город» и его жители.

Конспект урока истории в 5 классе  по теме: «Вечный город» и его жители.

Конспект урока истории в 5 классе по теме: «Вечный город» и его жители.

Конспект урока истории в 5 классе  по теме: «Вечный город» и его жители.

Конспект урока истории в 5 классе по теме: «Вечный город» и его жители.

Конспект урока истории в 5 классе  по теме: «Вечный город» и его жители.

Конспект урока истории в 5 классе по теме: «Вечный город» и его жители.

Конспект урока истории в 5 классе  по теме: «Вечный город» и его жители.

Конспект урока истории в 5 классе по теме: «Вечный город» и его жители.

Конспект урока истории в 5 классе  по теме: «Вечный город» и его жители.

Конспект урока истории в 5 классе по теме: «Вечный город» и его жители.

Конспект урока истории в 5 классе  по теме: «Вечный город» и его жители.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017