Конспект урока литературного чтения 1 класс " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"
Оценка 4.9

Конспект урока литературного чтения 1 класс " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
1 кл
04.03.2018
Конспект урока литературного чтения 1 класс  " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"
На уроке дети научатся выделять звук щ’ из слов, характеризовать его (щ’ согласный, всегда мягкий, глухой), обозначать звук щ’ буквами Щ, щ; устанавливать на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук щ’ всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами; осознанно и выразительно читать небольшие тексты и стихотворения.
Урок литер. чтения.docx
Тема Педагогическая цель Тип урока Планируемые результаты (предметные) Личностные результаты Универсальные учебные  действия  (метапредметные) Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ Создать условия для ознакомления учащихся с мягким глухим согласным звуком щ’, буквами Щ, щ,  развития речи, памяти, логического мышления Решение учебной задачи Выделяют звук щ’ из слов, характеризуют его (щ’ согласный, всегда мягкий, глухой), обозначают звук  щ’ буквами Щ, щ; устанавливают на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ща пишется  всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук щ’ всегда мягкий, его мягкость не надо  показывать особыми буквами; осознанно и выразительно читают небольшие тексты и стихотворения Задумываются над вопросом: какое значение и какой смысл имеет для них учение? Регулятивные: учатся формулировать учебную задачу. Познавательные: общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения учебных задач;  логические – характеризуют звук щ’, выполняют слого­звуковой анализ слов. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных  задач Буквы Щ, щ; звук щ’; слого­звуковой анализ слова; правописание ча, ща, чу, щу; загадки, сказки,  скороговорки Основное содержание  темы, понятия и термины Образовательные ресурсы Рабочая тетрадь. Пластилин. Презентация. Этапы урока 1 I. Организация  начала урока. Проверка  готовности  класса и  Формы, методы, методические приёмы 2 Фронтальна я.  Словесный.  Слово  учителя Сценарий  урока Деятельность учащихся Деятельность учителя Осуществляемые  действия Формируемые  умения Вид и форма контроля 3 4 Приветствие учащихся. – Здравствуйте, дети! Я  рада встрече с вами!  Надеюсь, сегодня вы  порадуете меня.  Приветствуют  учителя.  Организуют свое  рабочее место,  проверяют наличие 5 Проявляют  эмоциональную  отзывчивость на  слова учителя 6 Фронтальный.  Наблюдение  учителя оборудования; Продолжение табл. 5 6 4 индивидуальных  учебных  принадлежностей  на столе Уч­ся   отвечают   на вопросы учителя. Коллективный . Правильное  произношение  звуков, букв 1 2 3 эмоциональный  настрой на урок II. Повторение  пройденного.  Актуализация знаний. Коллективн ая.  Словесный.  Фонетическ ая зарядка Вижу, сегодня у вас  блестят глазки, я уже  читаю в них ваши умные  мысли. Посмотрите друг на  друга, пожелайте друг  другу удачи.  А теперь настроимся на  работу ­ откроем  ладошки новым знаниям  и произнесём   волшебную фразу: Я  ХОЧУ МОГО ЗНАТЬ!  СЛАЙД 2 ­   Итак,   мы   начинаем урок чтения. ­   А   чем   мы   занимаемся на уроках чтения? ­ Зачем нам это нужно?  ­   изучили несколько   буков   и хватит? ­   Давайте,   вспомним, какие   буквы   мы   уже изучили.   Может, Чем   гласные   от ­   На   какие   группы разделены все буквы? ­ отличаются согласных? ­   На   какие   группы делятся гласные буквы? ­   По   какому   признаку они   разделены   на   2 столбика? ­Какие   «интересные» буквы   вы   знаете?   Чем они нам интересны? Проведём «Третий лишний». На   доске   карточка   с буквами.  Задание: Найти и назвать лишнюю букву. Объяснить свой выбор.  а  ы  я  ц  ч  й  ж  ш  с   игру   Называют хором  буквы, выходят по  одному к доске,  зачёркивают  лишнюю букву и  отвечают на  вопрос. 1 ряд: лишняя Я,  она обозначает два  звука. 2 ряд: лишняя Ц,  она обозначает  твёрдый звук. 3 ряд: лишняя  С,  она может  обозначать  как  твёрдый звук, так и мягкий. 4 ряд: («Н»­  согласная) 5 ряд: («И» обозн. СЛАЙД 3 О А У  Н Ы Э                     Ю Ё Я И Е                          Л М Р Ж В С                     Б П Г К Х Д Т                      1 звук) 6 ряд:  («  С»  обозн. глух. звук) 7   ряд:   («Х»­   нет пары   по   глух­ звонк.)                 III. Постановка  учебной задачи Фронтальна я.  Словесный.  Беседа Фронтальный.  Устные  ответы Формулируют  вместе  с учителем  учебную задачу – Познакомиться  со звуком щ’ и  буквой, его  обозначающей,  читать слова с  новой буквой   и     объединяет   эти Показываются   картинки, на   которых   изображены щука лещ. СЛАЙД 4 ­Что   слова? ­   Что   предстоит   нам узнать сегодня на уроке. Какова   тема   и   цели нашего урока?  СЛАЙД 5 ­Сформулируйте   задачи урока.  На слайде: СЛАЙД 6    ­ познакомиться с …    ­ учиться выделять …    ­ учиться читать … . ­ Сейчас мы превратимся IV. Усвоение  новых знаний и  способов  действий. 1. Слого­ звуковой анализ  слова (учебник, с. 63) Фронтальна я.  Словесный,  практически й. Беседа,  анализ слова 2. Игра «Кто  внимательный?» Коллективн ая.  Словесный.  Игра в учёных –  исследователей и будем  исследовать новый звук. – Выполните слого­ звуковой анализ слов  щука, лещ. РАБОТА В ПАРАХ – Выделите первый и  последний звук,  охарактеризуйте их. ­Какой буквой будем  обозначать этот звук? Найдите ее в кассе. СЛАЙД 7 ­Зачем нам 4 буквы (ща)? – Найдите одинаковый  звук  в словах: клещи, щетка,  ящик, ящерица, щука. – С какого звука  начинаются слова: щи,  щавель, щегол, щека,  щенок? Выполняют слого­ звуковой анализ  слов щука и лещ. – Звук [щ’]:  согласный, глухой,  мягкий Выделяют звук  [щ’]  в процессе слого­ зву­кового анализа слов.  Характеризуют  звук [щ’] Фронтальный.  Устные  ответы, слого­ звуковой  анализ слова – [щ’]. – Со звука [щ’] Коллективный . Устные  ответы, игра Распознают звук  [щ’]  в словах.  Правильно  произносят звук  [щ’]. Умеют  работать  коллективно,  исправляют  ошибки товарищей 1 2 Физкультминутка Коллективн ая.  Практическ ий 3. Знакомство с  буквой Щ Фронтальна я.  Словесный,  практически й. Беседа,  моделирова ние буквы 4. Чтение слогов  и слов (учебник,  с. 63) Фронтальна я.  Словесный.  Чтение 3 – Хлопните в ладоши,  если услышите звук [щ’]  в словах и топайте  ногами, если такого  звука нет: шелк,  шептать, щекотать,  щелкунчик, цапля,  честный, шоколад,  щипать, щепка, шапка,  щипцы – На что похожа буква  (ща) Щ? СЛАЙД 8 Буква Щ поможет  нам утрам. Чистить зубы по  В. Степанов ­Напечатайте 3 буквы  (ща) в тетради. – Вылепите букву Щ из  пластилина. – Прочитайте слоги и  слова. – Какой звук обозначен  буквой Щ?  Продолжение табл. 5 Осуществляют  профилактику  утомления.  Распознают звук  [щ’]  в словах 6 Коллективный . Правильное  выполнение  движений Находят букву Щ  на «ленте букв».  Моделируют ее из  счетных палочек Фронтальный.  Устные  ответы,  моделировани е 4 Выполняют  действия  по тексту под  руководством  учителя.  Определяют  наличие звука [щ’]  в словах Находят букву Щ  на «ленте букв».  Высказывают свои  предположения. Из счетных  палочек  выкладывают  букву Щ Читают слоги и  слова. – [щ’]. Согласный,  всегда мягкий,  Распознают букву  щ в словах.  Произносят и  характеризуют  Фронтальный.  Чтение,  устные ответы 5. Работа со  стихотворением  Г. Виеру  (учебник, с. 63) Групповая.  Словесный.  Чтение,  беседа 6. Правописание  ча, ща, чу, щу  (учебник,  с. 63) Фронтальна я.  Словесный.  Чтение,  беседа звук [щ’].  Правильно  называют букву Щ Выразительно  читают  стихотворение.  Умеют работать в  группе Устанавливают на  основе  наблюдения,  чтения правила и  сообщения  учителя, что в  слоге ща пишется  всегда а, а в слоге  щу  Групповой.  Чтение Фронтальный.  Правило  правописания  ча, ща, чу, щу Охарактеризуйте его.  СЛАЙД 9 глухой Читают  стихотворение,  находят слова с  буквой Щ Слушают сказку и  делают вывод. – Прочитайте  стихотворение,  рассмотрите картинку. – Назовите слова с  буквой Щ СЛАЙД 10 ­ Послушайте сказку. Жили­были на свете  шипящие Ч и Щ, а  неподалёку жили  гласные У, Ю, А, Я.  Жили дружно. И вот  однажды решили буквы поиграть в прятки.  Выпало водить  шипящим. Остальные  побежали прятаться.  Сидят буквы в  потайных местах,  ждут, когда их искать  будут. Шипящие во все  щели заглянули, хорошо ищут, шуршат  ­ нашли  уже А и У. Вот только  никак не могут найти гласные Ю и Я. Искали, икали, с ног сбились, ­до вечера проискали. И  вот, спотыкаясь,  обиженные, усталые,  голодные решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и  видят, что Я и Ю, как  ни в чём не бывало,  сидят, смеются,  телевизор смотрят,  чай пьют с пряниками.  Обиделись шипящие, с  тех пор у них и дружба  врозь. Никогда не  стоят они вместе, а  только так: ЧУ ­ ЩУ,  ЧА ­ ЩА. ­ Так об этом говорится  в сказке. А вы, ребята,  как думаете, почему не  нужно после букв Ч и Щ  ставить буквы Ю и  Я? (Буквы ч и щ всегда  обозначают мягкие  согласные звуки. И нет  необходимости их  Читают правило,  находят слова.  Запоминают  правописание ча,  ща, чу, щу.  Рассказывают правило смягчать гласными я и  ю.) СЛАЙД 11 – Прочитайте правило  правописания ча, ща, чу, щу. – В слоге ща пишется  всегда а, а в слоге щу  всегда пишется у,  поскольку звук щ’  всегда мягкий, его  мягкость не 1 2 3 4 Продолжение табл. 5 6 надо показывать  особыми буквами. – Найдите слова с  сочетанием данных букв Раз! Подняться,  потянуться. Два! Согнуться,  разогнуться. Три! В ладоши три  хлопка, Головою три кивка. На четыре! – руки шире. Пять! – руками  помахать. Шесть – за парту тихо  сесть СЛАЙД 12 – К какой сказке эта  иллюстрация? – Кто на ней изображен? – Кто выполнял желания Емели? – Какие были желания? – Расскажите сказку Выполняют  движения по  тексту под  руководством  учителя Рассматривают  картинку. Отвечают на  вопросы.  Рассказывают  сказку всегда пишется у,  поскольку звук  щ’ всегда  мягкий Осуществляют  профилактику  утомления.  Ориентируются на  здоровый образ  жизни,  придерживаются  здорового режима  дня, активно  участвуют  в физкультминутке Извлекают из  иллюстрации  необходимую  информацию для  ответов на  вопросы.  Рассказывают  сказку, соблюдая  логику Коллективный . Правильное  выполнение  движений Фронтальный.  Устные  ответы,  рассказ Физкультминутка Коллективн ая.  Практическ ий Фронтальна я.  Словесный,  наглядный,  творческий.  Беседа,  работа с  иллюстраци ей, рассказ V. Закрепление  знаний и  способов  действий. 1. Развитие  связной речи.  Работа с  иллюстрацией к  сказке «По  щучьему  велению»  (учебник, с. 62) 2. Загадки про  овощи (учебник,  с. 64) Фронтальна я, парная.  Словесный.  Чтение,  беседа – Прочитайте загадки,  отгадайте их. Выполните задания в учебнике Читают и  отгадывают  загадки,  рассматривают  рисунки Осуществляют  синтез понятия  «овощи»,  анализируют текст  загадок Фронтальный,  парный.  Чтение,  устные ответы 1 3. Чтение  стихотворения С. Михалкова (учебник, с. 65) 2 Групповая,  индивидуаль ная.  Словесный.  Чтение,  беседа 3 – Что делают щенки? – Как они это делают? – Что есть у щетки? – Чем недовольны  щенки? – В каком настроении  они ушли? 4 Читают  стихотворение,  отвечают на  вопросы 4. Дидактические упражнения  (учебник, с. 65) Фронтальна я,  индивидуаль ная.  Практическ ий.  Дидактичес кие  упражнения VI.  Рефлексивно­ Фронтальна я,  – Придумайте слова с  ча, ща. Что интересного  вы заметили? – Рассмотрите рисунки.  Назовите вещи и  объясните, для чего они  нужны. – Прочитайте  стихотворение И.  Токмаковой. В каких  словах есть слог щу? Инсценировка  стихотворения «Овощи» – Что нового вы узнали  на уроке? Придумывают  слова  с ча, ща. Называют  изображенные  предметы: ящик,  щетка, клещи,  плащ; объясняют,  для чего они  нужны. Находят  слова со слогом щу Отвечают на  вопросы учителя Окончание табл. 5 Осмысленно и  выразительно  читают  стихотворение,  соблюдая  интонацию и знаки  препинания.  Находят ответы на вопросы в тексте Распознают ча,  ща, щу в словах.  Контролируют  свои действия в  процессе  выполнения  упражнения,  оценивают  правильность  выполнения,  обнаруживают и  исправляют  ошибки Исполняют роли. Устанавливают  причинно­ 6 Групповой,  индивидуальн ый.  Чтение,  устные ответы Фронтальный,  индивидуальн ый.  Дидактически е упражнения Групповая. Индивидуальн ый, фронтальный.  Устные  ответы следственные  связи. Отвечают на итоговые вопросы  урока. Оценивают  свою работу на  уроке оценочный индивидуаль ная.  Словесный.  Беседа – Что особенно вам  понравилось? Почему? – Что вызвало  затруднение? Почему? – Какие знания, умения,  навыки помогали нам  сегодня на уроке? СЛАЙД 13 ­У вас на партах лежат  тучки и солнышки.  Прочитайте слова,  которые на них  написаны. И выберите  для себя, то слово,  которое характеризует,  каким урок был для вас. активно   пассивно доволен  не доволен короткий  длинный устал    не устал стало лучше   стало  хуже понятен   не понятен полезен   бесполезен интересен  скучен трудным  легким интересный неинтересный радостно  грустно – Спасибо за урок

Конспект урока литературного чтения 1 класс " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Конспект урока литературного чтения 1 класс  " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Конспект урока литературного чтения 1 класс " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Конспект урока литературного чтения 1 класс  " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Конспект урока литературного чтения 1 класс " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Конспект урока литературного чтения 1 класс  " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Конспект урока литературного чтения 1 класс " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Конспект урока литературного чтения 1 класс  " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Конспект урока литературного чтения 1 класс " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Конспект урока литературного чтения 1 класс  " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Конспект урока литературного чтения 1 класс " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Конспект урока литературного чтения 1 класс  " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Конспект урока литературного чтения 1 класс " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Конспект урока литературного чтения 1 класс  " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Конспект урока литературного чтения 1 класс " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Конспект урока литературного чтения 1 класс  " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Конспект урока литературного чтения 1 класс " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Конспект урока литературного чтения 1 класс  " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Конспект урока литературного чтения 1 класс " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Конспект урока литературного чтения 1 класс  " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Конспект урока литературного чтения 1 класс " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Конспект урока литературного чтения 1 класс  " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Конспект урока литературного чтения 1 класс " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Конспект урока литературного чтения 1 класс  " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Конспект урока литературного чтения 1 класс " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Конспект урока литературного чтения 1 класс  " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Конспект урока литературного чтения 1 класс " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Конспект урока литературного чтения 1 класс  " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Конспект урока литературного чтения 1 класс " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"

Конспект урока литературного чтения 1 класс  " Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018