Конспект урока литературного чтения по теме: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.
Оценка 4.7

Конспект урока литературного чтения по теме: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
23.01.2018
Конспект урока литературного чтения по теме: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.
Цель: познакомить учащихся с научно-познавательной литературной сказкой В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке», используя методы исследования, развивать интерес к механике. Задачи урока: а) образовательные: Создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию и осмыслению сказки Одоевского «Городок в табакерке». Формировать навыки выборочного чтения; грамотного составления ответов на вопросы, учить передавать содержание прочитанного. б) развивающие: Создать условия для развития умения находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев, для развития техники чтения учащихся, пополнить словарный запас учащихся. в) воспитывающие: Способствовать воспитанию любви к чтению, любознательности, при помощи сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной шкатулка.
конспект урока.docx
Тема: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”. Цель: познакомить учащихся с научно­познавательной литературной сказкой В.Ф.Одоевского  «Городок в табакерке», используя методы исследования, развивать интерес к механике.  Задачи урока: а) образовательные: Создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию и  осмыслению сказки Одоевского «Городок в табакерке».  Формировать навыки выборочного чтения; грамотного составления ответов на вопросы, учить передавать содержание прочитанного. б) развивающие: Создать условия для развития умения находить слова, которые помогают описать  эмоциональное состояние героев, для  развития  техники чтения учащихся, пополнить словарный  запас учащихся. в) воспитывающие: Способствовать воспитанию любви к чтению, любознательности,  при помощи  сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной шкатулка.   Учебно­методическое обеспечение: УМК "Школа России”. Учебник:  Климанова, Л.Ф. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для учащихся общеобразоват.  учреждений. В 2 ч./ [сост.Л.Ф.Климанова и др.] – 7­е изд. ­ М.:Просвещение, 2011. Оборудование: выставка шкатулок, проектор, экран, презентация, пьеса А.Лядова “Музыкальная  шкатулка”, музыкальные механические игрушки, карточки со словами сказочных героев. I. Организационный момент. Ход урока Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Урок литературный,  А мы народ культурный. На уроке не лениться, Всем работать, отвечать,  Ну, а мы сегодня будем  Наши знанья обобщать. Кто на «5» ­ в ладоши хлопнем, На «4» ­ ногой мы топнем, Кто на «3» ­ не унывай, Чаще руку поднимай. II. Речевая разминка. Дыхательная гимнастика На счет 1 – вдох, 2­ выдох, 3 – вдох, 4 – задержка дыхания, 5 – выдох и т.д.. Гусли­самогуды: Сами заводятся, Сами играют, Сами пляшут, Сами песни поют. ­Прочитайте «птичьим базаром». ­Прочитайте медленно. ­Прочитайте с ускорением. ­Прочитайте с вопросительной интонацией. ­Прочитайте с весёлой интонацией. ­Прочитайте скороговоркой. ­Для чего мы провели речевую разминку? ­Что такое присказка? ­О чём эта присказка? ­Как понимаете «гусли­самогуды»? ­ Что такое гусли? (старинный музыкальный инструмент, которым обычно сопровождалось пение  былин) ­Как образовалось слово «самогуды»?(При помощи двух корней ­сам­и­гуд­ ) ­ Чем удивительны гусли­самогуды? ­ Где мы можем встретить гусли? ­ Могут ли гусли заиграть сами? III. Введение в тему урока. Постановка цели урока. ­Вы когда­нибудь видели подобный музыкальный инструмент, который может сам играть, без  музыканта? ­ Ребята, я не просто завела разговор о таком инструменте. Посмотрите, что у меня в руках?  (Шкатулка). Я её открываю и что мы слышим? (Музыку). ­И у меня возникла проблема, какая это музыка живая или механическая?  (Механическая, ведь её играет не инструмент, а механизм, сделанный из металлических деталей). ­ Правильно.  ­ Какую  музыку вы услышали? (музыка играет нежными, «хрустальными» звуками. Мелодия  красивая, но с неживым оттенком. Играл ведь не музыкальный инструмент, а некий механизм, сделанный из железа. Но как красивы эти штучки! )  ­ А теперь давайте послушаем пьесу Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка».  ­ Эта музыка механическая или живая?  (Живая, но очень похожа на механическую Вот это и хотел отразить в своей пьесе Анатолий  Лядов. И действительно, у него получилось как нельзя лучше. Слушаешь пьесу и представляешь музыкальную шкатулку. Так и хочется узнать, а что там внутри…).  ­ Узнать устройство музыкальной шкатулки нам поможет произведение, с которым вы  познакомились  дома самостоятельно. ­ А это рассказ или сказка? Объясните. ­ Кто  автор сказки? (Владимир Фёдорович Одоевский)  ­ У этой сказки есть автор. Значит, это какая сказка? (литературная) ­О чем эта сказка? (Мальчик Миша засыпает, разглядывая с отцом табакерку, видит сказочный сон, а затем просыпается, узнав механизм музыкальной табакерки. ­Кто главные герои сказки?   (Мы встречаем в сказке фантастическое изображение  колокольчика, который похож на мальчика с золотой головкой в стальной юбочке. Молоточки, напоминающие унылых господ, колотящие бедных мальчиков­колокольчиков, встретился нам  валик­надзиратель  и  царевна Пружинка) Сообщение темы и целей урока. ­ Сегодня мы продолжим работу над содержанием сказки, перечитаем внимательно отрывки, в  которых описывается устройство шкатулки, чтобы в конце урока иметь реальное представление о  том, как она устроена.  IV. Работа над содержанием сказки.      ­А сейчас я проверю, как вы поняли содержание сказки.    1.Выборочное чтение. ­ С чего начинается сказка? – А что такое “табакерка”?  – В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к.  считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.  ­ Нюхательный табак держали в табакерках из папье­маше, серебра, золота, дерева, перламутра,  черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.  ­ Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была  своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и  обладает эстетическим вкусом. ­ В XIX ­ начале XX веков дорогие табакерки часто служили и императорской наградой, а  генеральским чинам, когда у них уже имелись все полагавшиеся по классу должности ордена,  вместо высших орденов жаловались табакерки, украшенные драгоценными камнями и портретами  их величеств. ­ Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши  и престижа — прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее  хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими  миниатюрами,  но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр  маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки.  ­ Прочитайте описание табакерки.             ­ Что услышал Миша, когда папа тронул пружинку?  ­ Что увидел Миша, когда папенька поднял крышку на табакерке? ­ Что удивило Мишу? ­ Что ответил папенька? ­  И вот во сне начинается путешествие Миши по табакерке.  ­ Что особенного было в проводнике? 2. Словарная работа. – Сказка В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” была написана более 150(ста пятидесяти)  лет  назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.  – А знаете ли вы значение этих слов? ­ К какой горке подходил Миша?  – Что такое бюро? – Что такое ставни? – Объясните, что обозначает слово флюгер? ­ Что такое шатёр? ­ Что такое бахрома? – Какую бумагу называют “тисненой”?  Итог  3. Знакомство с устройством табакерки. А теперь. Давайте мы вместе с Мишей пройдём этот путь, чтобы узнать, как устроена табакерка.  Задание: послушать содержание и определить, кто это сказал. Дети выходят к доске по вызову  учителя.   Учитель вызывает 1 учащегося. ­ Динь­динь­динь, ­ я житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь­динь­динь, динь­динь­динь. ­Чьи это слова? (Колокольчика)  На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: колокольчики. ­ Чему удивился Миша, когда они стали проходить под сводами?  ( Тому, что свод, который был впереди, становится больше, а тот, через который недавно  проходили, становится меньше.) ­ Как  колокольчик  это объяснил? ­ Какую историю вспомнил Миша, когда она с ним произошла?  ( Третьего дня – три дня назад, история с рисованием.) ­ Что показалось смешным мальчику­колокольчику?   ­ Как Миша отреагировал на этот смех? ­ Прочитайте, о том, что он сказал мальчику­колокольчику, чтобы тот перестал смеяться. ­ Как вы думаете. Правильно ли он сказал, что «нехорошо привыкать к поговоркам»? Мог ли  мальчик­колокольчик не говорить эти слова? Почему автор вложил в уста героев именно такие  приговорки?  (Потому что они повторяют те же звуки, которые на самом деле издают колокольчики) ­ Этот литературный приём называется звукопись  или  аллитерация. ­ Ребята, а что имел в виду папа, говоря о поговорках? ( Слова, которые «засоряют» нашу речь,  «лишние» слова, слова ­ «паразиты») ­ Прочитайте описание улицы. ­ В чём ошибался Миша, посмотрев на колокольчики? ­ Как колокольчик  это объяснил?  ­ Как понимаете выражение «Миша закусил язычок»? ­ Чему позавидовал Миша? Прочитайте.    ­ Что ответил колокольчик? ­ Ребята, Миша согласился с ним, а вы как считаете, плохо или хорошо всю жизнь ничего не делать,  только заниматься игрой, например, на компьютере? Учитель вызывает 2 учащихся. Они хором читают текст на своих карточках.  Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и  стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук­тук­тук! Тук­тук­тук! ­ А это кто сказал?  ­ Какую работу выполняли дядьки­молоточки? (беспрестанно стучали по колокольчикам)  На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: молоточки. Учитель вызывает 1 учащегося. А мне какое дело, шуры­муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки  стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване  лежу и ни за кем не гляжу. Шуры­муры, шуры­муры… ­ Кто это сказал? (Валик­надзиратель) ­ Как вы думаете, почему Валик переворачивается с боку на бок?  На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: валик. ­ Какой вывод сделал для себя Миша после разговора с валиком­надзирателем? ( Он пришёл к  выводу, что когда присматривают за кем­нибудь, то это хорошо. А раньше ему не нравилось, что  папенька с маменькой за ним смотрят.) ­ А как вы считаете, нужно ли присматривать за вами, за детьми? Или вы сами знаете, как нужно  жить и что делать?  Учитель вызывает 1 учащегося. Зиц­зиц­зиц, ­ глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь,  ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы  валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц­зиц­зиц. ­ А это кто сказал? ( Пружинка.)  На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: пружинка. ­ Поверил ли ей Миша? Докажи. Прочитайте на доске, из каких частей состояла табакерка: Колокольчики Молоточки Валик Пружинка 4. Работа над стилями речи. 1). Кто сможет своими словами рассказать об её устройстве? (1 ученик ) ­ Какую науку советовал учить папенька, чтобы ещё лучше понять, отчего музыка в табакерке  играет? (механику) 2) Послушайте, как наука механика описывает устройство табакерки. / Учитель читает отрывок из книги         3) Сравнение трёх отрывков. ­ О чём все три отрывка?    ­ А отличаются ли они друг от друга? Чем? Наука механика описывает по­научному: научные слова и выражения, точные фразы. Это научный  стиль. ­ А Юра нам как рассказывал? ( по­своему, как будто разговаривал с другом ) ­ Это разговорный стиль. ­ А писатель Одоевский какой стиль использовал? (художественный) Вывод: описывать какое­либо устройство можно по­разному. А теперь проверим на сколько хорошо вы знаете произведение. V. Закрепление. 1. Работа в парах. Разгадай слова из текста, найди среди них лишнее. т б к р к (табакерка) с т е т (тест) п р ж н к (пружинка) м х е а н к и а (механика) м л ч к (мальчик) л ь н а д р а з и т (надзиратель) Оцените свою работу и поставьте отметки в оценочный лист. Лишнее слово ТЕСТ, вот его мы с вами и напишем (тест у каждого ученика). 2. Тестовая работа по произведению  Тест 1.Папенька поставил на стол: а) шкатулку  б) коробку  в) табакерку 2. Главного героя звали: а) Володя  б) Миша  в) Алёша 3.Как назывался город, в который попал мальчик? а) Тук ­ Тук  б) Динь ­ Динь  в) Дзынь ­ Дзынь 4. Мальчик­колокольчик всё время говорил: а) поговорку  б) присказку  в) пословицу 5. «Миша в свою очередь закусил» а) губу  б) язычок  в) щеку 6. Перечисли жителей табакерки а)_____________________ в)_____________________ б)_____________________ г)_____________________ 7. Какая наука поможет разобраться в устройстве табакерки? а)химия б)литература  в)механика 2) самопроверка с доски VI.Итог урока.    ­ Чему учит сказка? Сказка учит наблюдательности и умению исследовать интересные и сложные механизмы. ­ Чем же закончилась эта история? (Табакерка сломалась, Миша испугался и проснулся.) ­ Чему научился мальчик во время своего сказочного посещения городка Динь – Динь?  1.Издали кажется все меньше. Со стороны всё кажется незначительным; 2.У колокольчика побольше – голос низкий, а поменьше – голос высокий. Мы все разные;  3.Без учебников и учебы жить неинтересно; 4.Нельзя ломать поделки. Береги чужой труд. VII Рефлексия VIII Д/з: Сочинить сказку, например, путешествие в какую ­ нибудь заводную игрушку

Конспект урока литературного чтения по теме: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.

Конспект урока литературного чтения по теме: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.

Конспект урока литературного чтения по теме: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.

Конспект урока литературного чтения по теме: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.

Конспект урока литературного чтения по теме: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.

Конспект урока литературного чтения по теме: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.

Конспект урока литературного чтения по теме: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.

Конспект урока литературного чтения по теме: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.

Конспект урока литературного чтения по теме: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.

Конспект урока литературного чтения по теме: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.

Конспект урока литературного чтения по теме: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.

Конспект урока литературного чтения по теме: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.

Конспект урока литературного чтения по теме: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.

Конспект урока литературного чтения по теме: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018