Конспект урока литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Тема: "Теория Раскольникова – зло или спасение?"
Оценка 4.6

Конспект урока литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Тема: "Теория Раскольникова – зло или спасение?"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература +1
10 кл—11 кл
11.03.2019
Конспект урока литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Тема: "Теория Раскольникова – зло или спасение?"
В разработке урока представлен подробный ход урока по литературе по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Поставлены цели и задачи урока, указаны методические приёмы, использованные в ходе занятия. Обозначено материально-дидактическое оснащение урока. В конце указана литература, к которой автор обращался при составлении конспекта.
конспект урока.docx
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Тема занятия: Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Теория Раскольникова – зло или спасение? Цель занятия: на основе идейно­художественного анализа романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»    произвести разбор    узловых проблем произведения, на основе текста   доказать,   что   суть   теории Раскольникова антигуманная,   совесть   его   не   вынесла пролитой крови, он не смог преодолеть в себе человека. Методические приемы: урок­дискуссия, работа в группах, комментированное чтение. Задачи занятия: Образовательные:  создать   условия   для   вдумчивого,   заинтересованного     чтения романа   студентами;  помочь  им    глубже   понять   роман   Достоевского   «Преступление наказание»;    раскрыть   отношение   писателя   к   теории   Раскольникова;    вырабатывать   у студентов навыки анализа текста,  исследовательской работы, рассуждения; Развивающие: развивать интерес к личности и творчеству Ф.М. Достоевского; формировать   навыки   творческого   восприятия   и   комментированного   чтения   текста; способствовать развитию образного мышления, творческих способностей и познавательной активности учащихся; Воспитательные: воспитывать высокие нравственные чувства, стремление к идеалам любви  и добра. Материально­дидактическое оснащение занятия: 1. Литература, учебник, Ланин Б.А., Вентана Граф, 2015. 2. Тексты романа «Преступление и наказание»,  3. Мультимедийная   презентация   по   теме   урока,   интерактивная   доска,   раздаточный материал. Ход урока І. Организационный момент. Здравствуйте,   ребята.   Мы   продолжаем   изучение   романа   Ф.М.   Достоевского «Преступление   и   наказание».   И   сегодня   поразмышляем   над   преступлением   Радиона Раскольникова, его теорией. Цель   урока:    разобрать    узловых   проблемы   произведения,   доказать,   что   суть теории Раскольникова антигуманная, что совесть его не вынесла пролитой крови, и он не смог преодолеть в себе человека. Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.  Прочитайте   и   запишите   эпиграф   к   сегодняшнему   уроку.   В   качестве   эпиграфа   я выбрала слова Д.С. Мережковского. Эпиграф: «Вечный спор  Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести. И ужаснее всего, что мы никогда не знаем, кого из них любим, кому больше желаем победы...» II. Повторение. Мы учимся у героев книг думать, искать, жить по совести. Для Достоевского законы нравственности и совесть – это основы основ поведения человека – это высшие ценности. Каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона Раскольникова? Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что побеждает на весах жизни главного героя? Какова теория Раскольникова и ее связь с образом жизни в “петербургских углах”? Теория связана с преступлением, поэтому главная проблема: возможно ли делать добро людям с помощью преступления? Раскольников, действительно, находится как бы между двумя полюсами. Сострадание к людям чередуется в душе героя с приступами гордыни. Это внутреннее противоборство, а внешнее – это метание между знакомыми и родными.  Что одержит победу? С чем труднее справиться: со злом внешним или врагом внутри себя? Можно ли логически оправдать принцип “добра” или “зла”? Попробуем ответить на все эти вопросы. Составить схему­ таблицу К эпиграфу мы еще раз вернемся. А сейчас обратите внимание на доску. III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.  Мозговой штурм.                                   ПРЕСТУПЛЕНИЕ             и              НАКАЗАНИЕ  (на интерактивной доске) 1. а)Что такое преступление? Обратите внимание на состав слова.  ­Через что переступает преступник? ­Почему человек совершает преступление? ­Какие бывают преступления, приведите примеры; ­Кто способен совершить преступление? Какой это человек? ­Против кого бывают преступления? ­Какое, по­вашему, преступление можно считать самым страшным? ­О каких преступлениях в нашем мире вы слышали? Прокомментируйте свои примеры с точки зрения только что высказанных нами мыслей. ­ А война? А тероризм – это преступление? ­б)Что такое наказание?  ­Какие бывают виды наказаний? ­Как преступник может принять наказание? Понять наказание? ­Какое наказание, по­вашему, самое действенное, самое существенное и дает большую пользу?            ­Какие примеры наказаний в нашем мире вам известны?  Прокомментируйте их.            ­ Какова роль союза И? Работа на интерактивной доске 1.Пере­ступил через что?  ПЕРЕСТУПИТЬ – через кровь,  совесть, родных, через самого себя,  если не серийный убийца. 2. Задавлен  бытом, живет в жутких  условиях, одиночество 3.Должостное,   политическое  Убийство, воровство, насилие,  взятка,травля человека человеком,  обман, подкуп, 4.Преступник – жестокий,  бессердечный, проблемы жизни, 5.П   ротив одного человека, против  своего народа   6.УБИЙСТВО – право лишить  жизни другого человека. Такого  права нет ни у одного человека. война, геноцид, терроризм IV. Изучение содержания темы занятия. Самостоятельная работа.      Схематично изобразить жизненный путь преступника.  ,  против нации   Выпороть ремнем,  1.Суд, кара, мучения, муки совести,  (всегда ли?) ответное убийство,  смертная     казнь???     поставить в угол? 2.   Принять наказание:  *понять и осознать свое  преступление, *раскаяться и просить прощения. 3.   Суд закона (какой он? справедлив ли он по­ нашему?) Суд совести !!! В чем будет выражаться? Как его  переносит нормальный человек?   2 После   окончания   беседы   осматривается   вся   запись­схема   и   можно   предложить обобщающие вопросы: Всегда ли после преступления следует наказание? Всегда ли преступление долино быть наказано? А что последует после наказания? Что может произойти с преступником, его душой? Каково тем, кто так или иначе причастен к преступлению? Как видят студенты преступление, которые осуджают его. Преступление ­ это падение , осознание сделанного, два пути: вверх – раскаяние, и жизнь после прощения; вниз – продолжать преступления. Обощающее слово учителя:  Если посмотреть по телевидению современные передачи о преступлениях или фильмы, где идет речь о преступниках, то очень редко можно узнать о том, что происходит в душе человека,   готовящегося   к   преступлению,   совершающего   преступление,   совершившего преступление.   Иногда  создается   впечатление   об  определенной  странности  преступника.   В наше   время   есть  и   психологи,   и   психоаналитики,   и   социологи,   пытающиеся   понять   душу преступника.   Но   однозначных   ответов   нет.   По­моему,   небезынтересно   вчитаться   в наблюдения   великого   писателя­психолога  Достоевского.  Мы   познакомились   с   романом «Преступление   и   наказание».    Основное   место   в   романе   занимает   теория   Раскольникова. Постараемся выяснить отношение писателя к ней. Работа в группах.Вопросы и задания учащимся. 1 гр. Петербург Достоевского:вы пройдете по тем же улицам, где каждый день ходил Раскольников и поделитесь с нами своими ощущениями. Подготовить рассказ.  Просмотр видео: Петербург Достоевского. Какими вы видите улицы, по которым бродит Раскольников? Каково ваше ощущение, когда вы, покидая улицу, входите в трактир, в комнату, где живут Мармеладовы? Какое   впечатление в целом осталось у вас от общей атмосферы улиц в той части города, где обитает главный герой?  Каковы квартиры и комнаты, в которых обитают герои романа?  Каковы ваши ощущения от Петербурга в описании Достоевского? Каковы приметы городского пейзажа Достоевского?  Расскажите   о   людях,   которые   встречались   на   пути   Родиона   Раскольникова.   Какое впечатление они на вас произвели?  Как относятся обитатели «срединных» петербургских улиц друг к другу?  Что еще происходит на улицах города?  Какой цвет преобладает в описываемых картинах города?  Чем   необычен   Петербург   Достоевского   (в   отличие   от   изображения   города   в произведениях Пушкина, Гоголя)?  Выводы (делаются обучающимися совместно с учителем и записываются в тетрадь). –   Самые   трагические   и   впечатляющие   эпизоды   разыгрываются   в   трактирах   и   на грязных улицах, в гуще обыденности и прозы – и это подчеркивает глухоту страшного мира, окружающего героев, к человеческой боли и страданию.  Человек задыхается   и на улицах Петербурга, и в уличной толпе, и в «битком набитом» трактире, и в своей «каморке». Все несет печать общей неустроенности, скудности человеческого существования. 2 гр.  Раскольников до совершения преступления. Расскажите о Раскольникове. Почему писатель дал главному герою такую фамилию?  3 Расскажите   о   внешнем   облике   встречавшихся   Раскольникову   людей   и   ваших впечатлениях о них? А как выглядит сам главный герой? Что отличает и что роднит его с окружающими?  Как родилось преступление? Что заставило Раскольникова взять в руки топор?  Какова суть теории Раскольникова? В каких условиях рождается эта теория? Фрагмент   фильма   «Преступление   и   наказание»   (теория   Раскольникова), обсуждение сцены. Только ли Раскольников в таком положении? Как относится к письму матери Раскольников? Каков сон Раскольникова? Каково состояние Раскольникова до преступления и во время него? Вывод:   все   это   безобразие   отталкивает   от   себя   умного,   красивого,   гордого Раскольникова  и   объясняет социальные мотивы преступления. Фрагмент   фильма   «Преступление   и   наказание»   (мотивы   преступления), обсуждение сцены. Каковы же причины, побудившие Раскольникова совершить преступление?  3 .гр. Раскольников во время и после совершения преступления.  Какие события предшествовали преступлению и подвели героя к роковой черте?  Какое из этих событий является главным.  О чем думает главный герой? Что такое, по ­ вашему, «безобразная мечта»?  Каков итог совершения преступления?  А что противопоставлено теории ­ страшной идее зла? В чем истоки ее великой любви и жалости? Почему Достоевский читается сегодня, переводится на другие языки? Так какие же мотивы стали определяющими в решении героя пойти на убийство? (Идея стать Наполеоном, идея «крови по совести») Вывод: (делается учащимися совместно с учителем): ­ Мотивы преступления лежат в преступном, безобразном состоянии мира, который вызывает у Раскольникова отвратительные чувства, из этих чувств рождаются мысли, каждая из   которых   стремится   к   одному   из   полюсов,   затем   в   результате   борьбы   двух противоположных идей побеждает идея Наполеона, идея власти. V. Коррекция опорных знаний. В чем же опасность данной теории? На что обрекла бы людей теория, если бы она восторжествовала? Достоевский детально прослеживает крушение теории своего героя. Как это показано в романе? Как   вы   думаете,   для   чего   писатель   сделал   приверженцем   теории   господства   над людьми  гуманиста,  готового  на  спасение  человечества?  (Чтобы   разрушить  эту  теорию  до основания) VI. Закрепление нового материала. Кто помог Раскольникову понять несостоятельность его теории, ее разрушительную силу? Какова функция образа Сани Мармеладовой в романе?   Вывод:   теория   Раскольникова   –   страшная   теория,   которая   разрешает   кровь   по совести. Писатель уверен, с помощью насилия не спасти мир. Мир спасет доброта и любовь. 4 Достоевский  утверждает в своем романе:  любовь – это основа  жизни.  Потому что решает вечные проблемы – как жить? что делать? У него один ответ – не убивать, а любить и делать добро. Любовь и доброта спасут мир.  Составление   кластера   «Радион   Раскольников.   Особые   приметы)   Работа   на интерактивной доске. VII. Заключительное слово учителя. Возвращаясь к нашему эпиграфу, хочу рассказать вам одну легенду:  Однажды один старый мудрый индеец разговаривал со своим маленьким внуком. ­ Почему бывают плохие люди? – спросил его внук. ­ Плохих людей не бывает, ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая   и   темная.   Светлая   сторона   души   призывает   человека   к   любви,   доброте, отзывчивости,   миру,   надежде,   искренности.   А   темная   сторона   олицетворяет   зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – темный. Понимаешь? ­ Понимаю,­ сказал малыш.­ Но какой же волк побеждает в конце? Старый индеец едва заметно улыбнулся: ­ Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. И я вам всем желаю, чтобы вы всеже приняли сторону Ангела и  питали свою светлую сторону   добрыми   поступками   и   любовью   к   окружающим..   Не   забывайте,   что  Любовь   и Доброта спасут мир. VIII. Выставление оценок. Домашнее задание: написать эссе «Индивидуалистический бунт Раскольникова». Литература: 1.Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс. Москва: ВАКО, 2011, 464с.  2. Косивцова Л. И. Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2010, 204с. 3.  Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. Москва: ОЛМА­ПРЕСС, 2003, 795с. 5

Конспект урока литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Тема: "Теория Раскольникова – зло или спасение?"

Конспект урока литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Тема: "Теория Раскольникова – зло или спасение?"

Конспект урока литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Тема: "Теория Раскольникова – зло или спасение?"

Конспект урока литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Тема: "Теория Раскольникова – зло или спасение?"

Конспект урока литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Тема: "Теория Раскольникова – зло или спасение?"

Конспект урока литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Тема: "Теория Раскольникова – зло или спасение?"

Конспект урока литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Тема: "Теория Раскольникова – зло или спасение?"

Конспект урока литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Тема: "Теория Раскольникова – зло или спасение?"

Конспект урока литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Тема: "Теория Раскольникова – зло или спасение?"

Конспект урока литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Тема: "Теория Раскольникова – зло или спасение?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2019