Конспект урока литературы по технологии развития критического мышления по программе Марии Павловны Воюшеной на тему: «рассказ В. К. Железникова «Рыцарь».
Оценка 5

Конспект урока литературы по технологии развития критического мышления по программе Марии Павловны Воюшеной на тему: «рассказ В. К. Железникова «Рыцарь».

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература +2
3 кл—4 кл
12.08.2019
Конспект урока литературы по технологии развития  критического мышления по программе Марии Павловны Воюшеной на тему: «рассказ В. К. Железникова «Рыцарь».
В уроке используется технология развития критического мышления. Приемы технологии "Дерево предсказаний", "таблица - синтез", "чтение с остановками" и др. В течении всего урока дети заполняют листы самооценки к каждому этапу урока. В качестве домашнего задания учащимся предлагается написать ЭССЕ о рыцарских поступках.
Конспект Литературное чтение.doc
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Школа №355 Конспект урока литературы по технологии развития  критического мышления по программе Марии Павловны Воюшеной на тему: «рассказ В. К. Железникова «Рыцарь». Конспект урока выполнила Учитель начальных классов Осипова Мария Сергеевна Санкт­Петербург 2018год Тема: рассказ Владимира  Карповича  Железникова «Рыцарь» Цель: создание условий для формирования системы читательских и речевых умений, и  развитие критического мышления в процессе чтения и анализа рассказа В. К. Железникова  «Рыцарь» Задачи урока в когнитивной области: Знать: Ф. И. О. автора, название и жанр произведения. Понимать: название произведения, лексическое значение слов, тему и идею произведения Применять: выразительно читать, аргументировать свои ответы словами из текста,  читательские и речевые умения Анализировать: средства выразительности, связь биографии автора с его творчеством Синтезировать: составление монолога ученика, на основе обобщающей беседы; написание  эссе на тему «Какие поступки в твоей жизни или жизни твоих друзей можно назвать  рыцарскими?» Оценивать: содержание произведения для воспитания морально­ нравственных качеств  (благородство, смелость, ответственность, уважение к старшим) Учебные цели в аффективной области:  Восприятие: внимательно слушает высказывания других, проявляет восприимчивость к  проблемам общественной жизни Реагирование: участвовать в обсуждении вопросов, добровольно выполнять задания,  проявлять интерес к учебному процессу Усвоение ценностной ориентации: проявление интереса к работе на уроке;  целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное  суждение; проявляет убедительность, отстаивая тот или иной идеал; проявляет устойчивое желание овладеть читательскими и речевыми умениями. Организация ценностной ориентации: понимает свои возможности; дополнение и  отстаивание своей позиции. Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность:  стремление к сотрудничеству; самостоятельность в учебной работе; готовность к  пересмотру своих суждений. Дидактическая структура:  Ход урока: 1. актуализация знаний – вызов  2. формирование новых знаний – осмысление 3. закрепление – рефлексия  методическая структура: 1. подготовительная работа – вызов  2. постановка учебной задачи – вызов  3. чтение и анализ текста (первичное восприятие) ­  осмысление  4. обобщающая беседа (вторичный синтез) – осмысление  5. закрепление – рефлексия  Этап урока 1. Организационный момент. Содержание ­ Здравствуйте, ребята.  2. Объявление темы и цели урока. 3. Актуализация знаний с помощью  ТРКМ «Дерево предсказаний». скажут, что рыцари это войны в  средневековье, которые ходили в доспехах и защищали принцесс скажут, что рассказ будет о рыцаре, который будет с кем­то сражаться смелость, отвага, благородство Листы самооценки  Я высказывал собственные  мнения  (2б.)  Я придерживался чужих мнений  (1б.)  Я не участвовал в обсуждении   (0б.) Биография  ­ Сегодня на  уроке литературы мы будем читать,  и  анализировать рассказ Владимира Карповича Железникова  «Рыцарь». Но перед тем как приступим к работе, давайте подумаем, о  чем может быть этот рассказ? Будем фиксировать все  ответы на доске! Пожалуйста, предлагайте по очереди свои варианты и объясняйте, почему вы так считаете! Составляем на доске дерево предсказаний из вариантов  детей. Вот сколько у нас получилось вариантов!  Обратите внимание на листы самооценки, которые лежат у  вас на партах. Заполните, пожалуйста, первую часть. Давайте, я теперь расскажу вам немного об авторе этого  произведения, вы внимательно послушаете и поймете, о чем же на самом деле мог быть написан этот  рассказ! Владимир Карпович Железников  родился в 1925 году и  сейчас ему 87 лет!  Он очень известный писатель. Его книги многократно  издавались и переиздавались не только в нашей стране, но и во многих странах мира. Герои его рассказов и повестей ­ дети и их родители, учителя и знакомые. Автор рассказывает об их судьбах, о  непростом жизненном пути. О том, что такое любовь и  ненависть, дружба и предательство, подлость и доброта,  благородство, преданность и бескорыстие, ведь все эти  качества живут в каждом из людей. В произведениях  Владимира Железникова люди оказываются перед выбором: совершить подлость ради своего собственного  благополучия, или сказать, например, правду и пострадать,  сохранив свое достоинство. Вот о таких людях и пишет  этот автор. Давайте снова обратимся к нашему дереву предсказаний.  Посмотрите внимательно, и выберите каждый для себя  только те слова, которые считаете самыми важными из  всего «дерева»! Начертите у себя таблицу: Почему эта ци Выписки из  текста,  связанные со  словами  Ключевые слова,  не понятные  слова, важные  слова ата важна для  меня (мысли,  рассуждения,  воспоминания) Запишите слова к себе в таблицу, начинайте ее заполнять. Заполнять ее мы будем на протяжении всего урока! А теперь мы начнем читать текст и узнаем, правы ли мы  были, заполняя дерево предсказаний. Использование ТРКМ «Таблица­ синтез» Постановка задачи урока 4. Первичное чтение рассказа с  применением ТРКМ «чтение с  остановками», и продолжение  заполнения «таблицы ­ синтез». Обратитесь к рассказу В. К. Железникова «Рыцарь».  Начинаем читать рассказ. (Рассказ заранее разделен  учителем на смысловые части, и после прочтения части  учитель останавливает учащихся).  Полная работа учащихся по непонятным словам: Почему эта  цитата важна  для меня  (мысли,  рассуждения,  воспоминания) Ключевые  слова, не  понятные  слова,  важные  слова Настежь Мазут Выписки из  текста,  связанные со словами  Ворота были  открыты  настежь Хорошо  пахнет  бензином и  мазутом Чтение и анализ первой части рассказа. Учитель даёт задание: «Самостоятельно прочитайте первую часть текста и подготовьтесь отвечать на вопросы! Как  прочитаете часть, поднимите на меня глазки, чтобы я  видела, что вы закончили» ­ Итак, вы прочитали первую часть рассказа, встречались ли вам  не понятные слова? ­ Сейчас обратитесь к таблице, и запишите те слова,  которые вам не понятны. ­ Какие слова, по вашему мнению, важные в этой части? Ключевые слова,  не понятные  Выписки из  текста,  Почему эта  цитата важна для Дужка Дужка его  глухо  звякнула Капот  Полнёхонько Полнёхонько набрал ведро воды Залил воду в  машину и  закрыл  Некому было показать  шофёрскую  заметину Заметина  апот   Листы самооценки:   Я самостоятельно заполнил  таблицу и активно участвовал в  обсуждении ( 2 б)  Я заполнил таблицу, но при  обсуждении дополнял ее  (1 б)  Я заполнил таблицу лишь в  процессе обсуждения  (0 б) меня (мысли слова, важные  слова Настежь  рассуждения,  воспоминания) Мазут Дужка Саша вышел Шофёр  улыбнулся Шофёр назвал  его малы Саша пошёл в  глубь гаража связанные со  словами  Ворота были  открыты настежь Хорошо пахнет  бензином и  мазутом Дужка его глухо  звякнула Во двор и  огляделся Возился в  «Волге», поднял  голову Саше  понравилось как  назвал его шофёр Взял ведро,  чтобы принести  воды Учитель задает вопросы:  ­ Каким ты представляешь Сашу  в начале рассказа? ­ Подтверди своё мнение словами из текста. ­ Озвучь те слова, которые наиболее ярко передают  характер Саши и отношение автора к герою рассказа. ­ Как вы думаете, какие чувства Саша испытывал, когда  зашел в глубь гаража? ­ Итак, чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно  прочитать следующую часть рассказа! Готовы? Начали. Чтение и анализ второй части рассказа. Учитель даёт задание «Внимательно прочитайте вторую  часть рассказа и будьте готовы отвечать на вопросы». ­ Итак, вы прочитали вторую часть рассказа, встречались ли вам  не понятные слова? ­ Сейчас обратитесь к таблице, и запишите те слова,  которые вам не понятны. Почему эта  цитата важна для  меня (мысли,  рассуждения,  воспоминания) Ключевые слова,  не понятные  слова, важные  слова Полнёхонько Капот  Заметина  Выписки из  текста, связанные со словами  Полнёхонько  набрал ведро  воды Залил воду в  машину, закрыл  капот Некому было показать  шофёрскую  заметину В гараже было  темно Залил воду в  машину У Саши на руке  осталась  широкая темная  полоса Так и ушел Саша  домой Саша не боялся Шофёр пожал  Саше руку Шофёр вымазал  ему руку Считал лучшим  другом Учитель задает вопросы: ­ Итак, так какие же чувства испытывал Саша, когда зашел  в глубь гаража? ­ Как вы думаете, почему в этой части меняется состояние  Саши?  ­ Какие слова использует автор, чтобы показать смену  настроения героя рассказа? ­ Почему Саша жалел, что некому было показать  шофёрскую заметину? ­ Как вы думаете, шофёр и Саша в дальнейшем стали  лучшими друзьями? ­ Итак, чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно  прочитать следующую часть рассказа! Готовы? Начали. Чтение и анализ третьей части рассказа. Учитель даёт задание «Внимательно прочитайте третью  часть рассказа и будьте готовы отвечать на вопросы». ­ Итак, вы прочитали третью часть рассказа, встречались ли вам  не понятные слова? А встречались ли важные слова?  Какие? Почему эта  цитата важна для  меня (мысли,  рассуждения,  воспоминания) Ключевые слова,  не понятные  слова, важные  слова Шофёр обругал  бабушку Саша бросился за машиной Крикнул на него  высоким тонким  голосом Шоферу было  Выписки из  текста, связанные со словами  Прошло  несколько дней,  шофёр, выезжая  из ворот. Бросился со всех ног за машиной. «Если вы ещё раз когда­нибудь  закричите на мою бабушку, я вас  ударю!» В глубине стыдно, он  извинился Сашиных глаз,  шофёр увидел и  боль, и обиду. После работы  с важными словами, учитель задаёт вопросы. Учитель задает вопросы: ­ Шофёр и Саша стали лучшими друзьями? Почему? ­ Каким предстал шофер перед читателями в этой части? ­ Изменилось ли ваше отношение к этому герою? ­ Как вы думаете, а отношение Саши к шофёру изменилось? Подтвердите своё мнение текстом. ­ Сравните, как описывает автор в начале и в конце  рассказа действия Саши. ­ Какие чувства испытывал Саша? ­ Как вы думаете, что Сашина бабушка думала в тот  момент? И сейчас, чтобы ответить на этот вопрос мы обратимся к  заключительной части рассказа. Начинаем читать рассказа  до конца. Чтение рассказа до конца. Дети прочитали рассказ. ­ Встречались ли вам не знакомые слова? Почему эта  цитата важна для  меня (мысли,  рассуждения,  воспоминания) Выписки из  текста, связанные со словами  За то, что он  полез не в свое  дело. Она хотела  запеть песню, но  сдержалась. Ключевые слова,  не понятные  слова, важные  слова Бабушка хотела  отругать Сашу Бабушке было  радостно на  сердце. Разве можно  ругать человека  за благородные  поступки?! Тогда ответьте мне на вопросы! После прочтения учитель задает вопросы: ­ Какой новый персонаж появляется в конце рассказа? ­ Как вы думаете, зачем автор вводит в рассказ  размышления Сашиной бабушки? Анализ и лексическая работа. ­Вы сейчас прочитали рассказ «Рыцарь».  Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?  Почему рассказ называется «Рыцарь»? (Саша совершил  рыцарский поступок)  В чем заключался рыцарский поступок Саши? Найдите в тексте причину, по которой рассказ может так называться. Опишите, как вы представляли себе героев в начале  рассказа: Сашу и шофёра, их характер.  Изменилось ли ваше отношение к героям после  прочтения? Объясните, как. (Ответы сводятся к тому,  что Саша совершил рыцарский поступок) Сравните, какое отношение было у Саши к шофёру до  проявления рыцарского поступка и после. Обоснуйте  ответ словами из текста. ­А как вы понимаете выражение «Рыцарский поступок»? Как вы думаете, кто же такой «Рыцарь»? (смелый  воин…) Хорошо, вы отвечаете верно. В средние века рыцарями  называли отважных, смелых воинов, которые носили  тяжёлые доспехи, были вооружены копьём и мечом.  Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти  специальную подготовку. В семь лет мальчиков  отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их  скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё,  владеть мечом. Кроме военных наук, мальчиков  приучали держать данное слово, быть вежливым,  выручать друга из беды, заступаться за слабого и  обиженного, благородно и возвышенно относиться к  женщине. Давайте поговорим о значении слов, которые вы выписали в таблицу. Слова: настежь, дужка, полнёхонько, заметина, мазут,  капот ( выносятся на доску) Подумайте, что они могут обозначать пользуясь текстом. ( выписки из текста , связанные со словами) Лексическое значение слов: Настежь – широко открыто до конца.  Дужка – небольшая часть предмета в форме дуги. Полнёхонько – совсем полный, наполненный чем­либо.  Заметина – отметина, знак, сделанный на чем­либо для  заметки. Мазут – нефтянно­бензинная жидкость тёмно­коричневого  цвета Капот – откидная крышка у машины, которая защищает  двигатель от грязи, и повреждений. Обобщение. Работа с фразой «Жив  человечек».  Я активно высказывал свою  точку зрения, аргументировал  ответы. (2 б.) Ребята, прочитайте последнее предложение рассказа  «Рыцарь».  Как вы понимаете фразу «жив человечек»? (жив человечек  – то есть он чувствует, понимает и живет...) Скажите, как вы думаете, почему автор именно так  закончил рассказ? ( Саша, заступившись за бабушку,  показал, что она не зря с ним проводила время, что он любит ее, и тем самым он жив, чувствует...) А можно ли было закончить рассказ по другому? (...)  Я высказывал свою точку  зрения, но ответ не  аргументировал (1 б.)   Я согласен с точкой зрения  моих товарищей и решил не  высказываться. (0 б.) Закрепление. Возвращение к дереву предсказаний.  Ребята, посмотрите на наше дерево, какие предсказания точные? по каким словам можно сказать, что мы верно предположили, о чем пойдет речь в тексте?  Домашнее задание  Написание   эссе.   «Какие   поступки   в твоей   жизни   или   жизни   твоих   друзей можно назвать рыцарскими?»  Сейчас   вам   предстоит   творческая   работа,   в   которой   вы напишите   о   рыцарских   поступках,   которые   случались   с вами или вашими друзьями, эссе должно быть не большим 5­7 предложений. Итак, тема нашего эссе: «Какие поступки в   твоей   жизни   или   жизни   твоих   друзей   можно   назвать рыцарскими?» (тема записывается на доске).

Конспект урока литературы по технологии развития критического мышления по программе Марии Павловны Воюшеной на тему: «рассказ В. К. Железникова «Рыцарь».

Конспект урока литературы по технологии развития  критического мышления по программе Марии Павловны Воюшеной на тему: «рассказ В. К. Железникова «Рыцарь».

Конспект урока литературы по технологии развития критического мышления по программе Марии Павловны Воюшеной на тему: «рассказ В. К. Железникова «Рыцарь».

Конспект урока литературы по технологии развития  критического мышления по программе Марии Павловны Воюшеной на тему: «рассказ В. К. Железникова «Рыцарь».

Конспект урока литературы по технологии развития критического мышления по программе Марии Павловны Воюшеной на тему: «рассказ В. К. Железникова «Рыцарь».

Конспект урока литературы по технологии развития  критического мышления по программе Марии Павловны Воюшеной на тему: «рассказ В. К. Железникова «Рыцарь».

Конспект урока литературы по технологии развития критического мышления по программе Марии Павловны Воюшеной на тему: «рассказ В. К. Железникова «Рыцарь».

Конспект урока литературы по технологии развития  критического мышления по программе Марии Павловны Воюшеной на тему: «рассказ В. К. Железникова «Рыцарь».

Конспект урока литературы по технологии развития критического мышления по программе Марии Павловны Воюшеной на тему: «рассказ В. К. Железникова «Рыцарь».

Конспект урока литературы по технологии развития  критического мышления по программе Марии Павловны Воюшеной на тему: «рассказ В. К. Железникова «Рыцарь».

Конспект урока литературы по технологии развития критического мышления по программе Марии Павловны Воюшеной на тему: «рассказ В. К. Железникова «Рыцарь».

Конспект урока литературы по технологии развития  критического мышления по программе Марии Павловны Воюшеной на тему: «рассказ В. К. Железникова «Рыцарь».

Конспект урока литературы по технологии развития критического мышления по программе Марии Павловны Воюшеной на тему: «рассказ В. К. Железникова «Рыцарь».

Конспект урока литературы по технологии развития  критического мышления по программе Марии Павловны Воюшеной на тему: «рассказ В. К. Железникова «Рыцарь».

Конспект урока литературы по технологии развития критического мышления по программе Марии Павловны Воюшеной на тему: «рассказ В. К. Железникова «Рыцарь».

Конспект урока литературы по технологии развития  критического мышления по программе Марии Павловны Воюшеной на тему: «рассказ В. К. Железникова «Рыцарь».

Конспект урока литературы по технологии развития критического мышления по программе Марии Павловны Воюшеной на тему: «рассказ В. К. Железникова «Рыцарь».

Конспект урока литературы по технологии развития  критического мышления по программе Марии Павловны Воюшеной на тему: «рассказ В. К. Железникова «Рыцарь».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2019