Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С."Заблудившийся трамвай"
Оценка 4.9

Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С."Заблудившийся трамвай"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
30.04.2017
Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С."Заблудившийся трамвай"
Урок литературы в 11 классе содержит один из возможных вариантов организации работы по анализу лирического стихотворения одного из самых романтичных и загадочных поэтов 20 века. Важное место занимает на уроке использование созданного учителем видеоролика по стихотворению поэта. Видеоряд помогает восприятию очень непростого стихотворения.Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С. "Заблудившийся трамвай"
Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С. Заблудившийся трамвай.docx
№/№ Слайда   Слайды 1 ­  21 Конспект урока литературы в 11 классе   Гумилев Н.С. «Заблудившийся трамвай Деятельность учителя Деятельность учащихся Слушают  Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай»      Одним из самых загадочных и потому самых интересных стихотворений  поэта является стихотворение «Заблудившийся трамвай», вошедшее в  сборник «Огненный столп».       Попытаемся  расшифровывать строки этого стихотворения так, будто  они – разобранный пазл, собрав который, можно увидеть скрытые в нем  смыслы… Стоит обратиться к истории и вспомнить, как был написан «Заблудившийся трамвай». Вот что вспоминает ученица Гумилёва Ирина Одоевцева:   «Я и сейчас не понимаю, как это произошло. Я шел по мосту через Неву –  заря, и никого кругом. Пусто. Только вороны каркают. И вдруг мимо меня  совсем близко пролетел трамвай. Искры трамвая, как огненная дорожка на  розовой заре. Я остановился. Меня что­то вдруг пронзило, осенило. Ветер  подул мне в лицо, и я как будто что­то вспомнил, что было давно, и в то же время как будто увидел то, что будет потом. Но все так смутно и  томительно. Я оглянулся, не понимая, где я и что со мной. Я постоял на  мосту, держась за перила, потом медленно двинулся дальше, домой. И тут­ то и случилось. Я сразу нашел первую строфу, как будто получил ее  готовой, а не сам сочинил. Слушайте:  Шел я по улице незнакомой  И вдруг услышал вороний грай,  И звоны лир, и дальние громы —  Передо мной летел трамвай.    Я продолжал идти. Я продолжал произносить строчку за строчкой, будто  читаю чужое стихотворение. Все, все до конца. Садитесь! Садитесь и  слушайте!    Я сажусь тут же в кухне за стол, а он, стоя передо мной, взволнованно  читает:  Как я вскочил на его подножку,  Было загадкою для меня.  – Оттого, должно быть, что я не спал всю ночь, пил, играл в карты – я ведь  очень азартный – и предельно устал, оттого, должно быть, такое  сумасшедшее вдохновение. Я все еще не могу прийти в себя. У меня голова кружится...» Ирина Одоевцева «На берегах Невы».      Логика произведений, написанных на одном дыхании, всегда несколько  иррациональна, необъяснима.  Они гениальны – и ни один критик на свете  не в состоянии их «разобрать» и доказать, объяснить, разложить на  составляющие их гениальность. Этим они и прекрасны…  Поэтому,  встречаясь с такими произведениями, целесообразно подходить к ним не с  установкой на анализ с пристрастием, а с установкой на чтение, на  максимальную эмпатию и открытость. Чтобы понять это стихотворение,  нужно двинуться в путешествие на «Заблудившемся трамвае» вместе с  автором и посмотреть, куда приведёт этот путь.   ­ О чем говорит название стихотворения? «Заблудившийся трамвай» ­  предположите, о чем стихотворение? Может ли трамвай заблудиться? ­ Читаем стихотворение. ­ Прочитать «Заблудившийся трамвай» вслух, акцентируя или отстукивая  ударения.  ­ Определите стихотворный размер.  ­ Почему был выбран именно этот размер. ­ Для чего здесь нужны неравномерные интервалы между ударными  слогами?  Шел я по улице незнакомой И вдруг услышал вороний грай, И звоны лютни, и дальние громы, — Передо мною летел трамвай. ­ Какие звуки сопровождают появление трамвая? ­ Это реальные звуки, сопровождающие движение трамвая? ­ А в символической системе координат, что означают эти звуки?  ­ Анализируя «Волшебную скрипку», мы ответили на вопрос: «Что такое  эта скрипка?» ­ А вороний грай?  Какие ассоциации вызывает это словосочетание? Размышляют, предполагают, высказывают,  аргументируют (Как может заблудиться трамвай, ведь он идёт по  рельсам, по уже проторенной, заранее известной дороге?  А может,  это и вовсе не трамвай?) Учащиеся читают стихотворение Читают вслух, отбивая ритм, определяют размер,  отвечают  Отвечают на вопросы звуков три: вороний грай, звоны лютни, дальние громы ­ Дальние громы…    Какие ассоциации вызывает это словосочетание?     Лирический герой оказывается пассажиром трамвая помимо своей воли:  «Как я вскочил на его подножку, / Было загадкою для меня». Этот трамвай, ворвавшийся в реальность со звуками – явными символами потустороннего, представляет собою некую силу, которая гораздо больше и могущественнее человека. Недаром и в воздухе за трамваем остаётся огненная дорожка…  ­ Но что это за сила, и куда трамвай движется?  Лютня, как и волшебная скрипка – символ миссии поэта  (как лира в поэзии Пушкина) Вороний грай – очевидно: смерть, гибель, рок, плохое  предзнаменование.  Гром – война, битва, земная или небесная, а также знак  присутствия сверхъестественной силы. ­ Выделите ключевые слова строф. Мчался он бурей темной, крылатой,  Он заблудился в бездне времен…  Остановите, вагоновожатый,  Остановите сейчас вагон.  Как я вскочил на его подножку, Было загадкою для меня, В воздухе огненную дорожку Он оставлял и при свете дня. ­ Есть ли вагоновожатый у этого трамвая? Кто он? В контексте творчества Гумилёва образ  «бездна времён» уже встречался у  Гумилёва не раз. Вот, например, в стихотворении «Стокгольм»: И понял, что я заблудился навеки  В слепых переходах пространств и времен,  А где­то струятся родимые реки,  К которым мне путь навсегда запрещен.      Вот они, «слепые переходы пространств и времён», в которых герой  «заблудился навеки» – и стихотворение, о котором мы говорим, совсем не  случайно называется «Заблудившийся трамвай».  В стихотворении  «Египет» есть такая строфа:  Там, взглянув на пустынную реку,  Ты воскликнешь: «Ведь это же сон!  Не прикован я к нашему веку,  Если вижу сквозь бездну времён.  Состояние сна как бы высвобождает время, и вместо одномерной  привычной реальности герой оказывается в «бездне времён». Отвечают на вопросы, наблюдают текст Только что трамвай был на улице, пусть и незнакомой – и  вдруг он уже мчится «бурей тёмной, крылатой».     Главное, ключевое здесь – что он «заблудился в бездне  времён». Отвечают на вопросы, размышляют Вагоновожатый есть, но он безучастен и на просьбу героя  остановиться не реагирует Герою снится его собственная жизнь, стремительно проносясь перед ним за  окнами трамвая.  Поздно. Уж мы обогнули стену, Мы проскочили сквозь рощу пальм, Через Неву, через Нил и Сену Мы прогремели по трем мостам. И, промелькнув у оконной рамы, Бросил нам вслед пытливый взгляд Нищий старик, — конечно, тот самый, Что умер в Бейруте год назад. ­ Где блуждает наш трамвай? ­ Разрушается обычное представление о хронологии и географии.  Соединяются  все места, где бывал поэт. Лирический герой встревожен, в  смятении, которое все более усиливается. Вывеска… кровью налитые буквы  Гласят ­ зеленная, ­ знаю, тут  Вместо капусты и вместо брюквы  Мертвые головы продают.    В красной рубашке, с лицом, как вымя,  Голову срезал палач и мне,  Она лежала вместе с другими  Здесь, в ящике скользком, на самом дне.  ­ Голову срезал палач и мне… ­ что это? Предсказание собственной  смерти? ­ Выстройте ассоциативную цепочку : палач ­ срезанные головы – ящик или  корзина…      Отвечают на вопрос , рассуждают, предполагают Нева, Нил, Сена Это поэтическая исповедь лирического героя о самом  себе. Жизнь его во многом совпадает с биографией  автора (экспедиции к Нилу, поездки в Париж). Высказывают предположения Выстраивают ассоциативную цепочку      Палач – срезанные головы – ящик или корзина – …  гильотина – Французская революция – революция в  России – бунт – «русский бунт, бессмысленный и  беспощадный» – XVIII век, Пушкин, «Капитанская  дочка»…        В финале «Капитанской дочки» также присутствует сцена с отсечением  головы: Гринёв «присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в  толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и  окровавленная, показана была народу…»  Читаем дальше:  А в переулке забор дощатый,  Дом в три окна и серый газон…  Остановите, вагоновожатый,  Остановите сейчас вагон!    Машенька, ты здесь жила и пела,  Мне, жениху, ковер ткала,  Где же теперь твой голос и тело,  Может ли быть, что ты умерла!    Как ты стонала в своей светлице,  Я же с напудренною косой  Шел представляться Императрице  И не увиделся вновь с тобой.  ­ Найдите антитезу в этих строфах. ­ Как вы понимаете дважды повторяющуюся трагическую  ­ восклицание      восклицание лирического героя: «Остановите, вагоновожатый, /  Остановите сейчас вагон!».     Итак, герой тоскует, что ошибся, решив идти «представляться  Императрице», ощущает в этом своём решении нечто роковое – после чего  перед ним распахивается внеземное пространство, космос, бесконечность:  Понял теперь я: наша свобода — Только оттуда бьющий свет,  Люди и тени стоят у входа  В зоологический сад планет.  ­ Найдите ключевые слова в этой строфе. ­ Новое понимание образа – «оттуда», то есть с неба «бьющий свет». И это  говорит об изменениях, произошедших в мироощущении поэта,  укреплении веры.  ­ Куда привез трамвай лирического героя?    ­ «Люди и тени стоят у входа» ­ как вы понимаете эту строчку?      У входа в космический сад стоят «люди и тени» – живые и мёртвые –  снова, уже не впервые в стихотворении, вместе, на равных. В этом отрывке  смерть понимается не как прекращение жизни, а как выход на высший  уровень жизни, туда, где нет земных пределов и границ, туда, где возможна  настоящая свобода.       А дальше снова появляется Петербург, Медный всадник, как ещё один  отзвук Пушкина, напоминание о пушкинской теме – и возвращение к ней:  И сразу ветер знакомый и сладкий,  И за мостом летит на меня  Всадника длань в железной перчатке  И два копыта его коня.    Верной твердынею православья  Врезан Исакий в вышине,  Там отслужу молебен о здравии  Машеньки и панихиду по мне.    И всё ж навеки сердце угрюмо,  И трудно дышать, и больно жить…  Машенька, я никогда не думал,  Что можно так любить и грустить.  ­  Как вы понимаете значение слов «молебен о здравии» и панихида»? Находят антитезу С одной стороны – частное («в переулке забор дощатый, /  Дом в три окна и серый газон), личное, скромное,  безыскусное, связанное с любовью (Машенька), а с другой – официальное, требовательное (Императрица),  торжественное (напудренная коса), значительное,  престижное, связанное с властью, притягательное Отвечают на вопрос, размышляют, предполагают      Попытка совершить выбор – при полной  невозможности выбора Находят ключевые слова Ключевое в строфе про «зоологический сад планет», –  «наша свобода — / Только оттуда бьющий свет». Отвечают на вопрос, предполагают Трамвай вывез лирического героя за пределы земной  жизни «Люди и тени» – живые и мёртвые ­ Почему лирический герой служит молебен о здравии  умершей,  а  панихиду по себе ­ живому?     Таким способом утверждается мысль о Бессмертии любви. Возвещается  о смерти того, кто ее потерял. Молебен о здравии – знак жизни, панихида ­  смерти. Это метафора – прежняя душа умерла, а с нею и радость жизни.  Тоска и угрюмость – знаки новой жизни.  ­ О чем говорят последние строки стихотворения?       Тайн поэтического колдовства в «Заблудившегося трамвая» не счесть.  Но они возникают на одном пути, трудном в своей главной цели ­  проникнуть в истоки человеческой природы, желанные  перспективы  жизни, в сущность бытия. Мироощущению Гумилева было далеко до  оптимизма. Сказалось личное одиночество, чего он никогда не мог ни  избежать, ни преодолеть. Переломы революционного времени обостряли  былые разочарования в частной судьбе и целом мире. Свои мучительные  переживания автор  запечатлел в гениальном и простом образе  «заблудившегося трамвая». ­ Символом чего является трамвай? Почему именно этот образ вынесен в  заглавие?    ­ Предлагаю вам посмотреть ролик по стихотворению Гумилева. Борис  Ветров читает стихотворение Гумилева на фоне музыкальной композиции  замечательного итальянского композитора Нино Рота. Ученик выписывает из Толкового словаря Молебен ­ это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или  благодарят Бога за получение благ. Панихида — это церковная служба по умершему. Д.з.  1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение.          2. Найдите пропущенную строфу стихотворения в исполнении Б.  Ветрова.            Какова микротема этой строфы? Какую роль играет она в раскрытии            идейного содержания стихотворения? Запишите свои мысли. Отвечают на вопросы, размышляют В финале стихотворение лирический герой внезапно  приходит к озарению.  Внезапно лирический герой  говорит о том, что ни в одной из своих прежних жизней даже и не подозревал, что  любовь может быть — такой… Трамвай – природная стихия, живущая по собственным  законам.  Трамвай – революция, ломающая все законы,  смешивающая времена, несущая смерть.  Трамвай – человеческая душа, заблудившаяся в вихре  событий, потерявшая смысл существования.  Трамвай – Вселенная, вагоновожатый – Бог.  Трамвай – своеобразная «машина времени»,  заблудившаяся в бездне времен.  Смотрят, высказывают свое мнение

Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С."Заблудившийся трамвай"

Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С."Заблудившийся трамвай"

Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С."Заблудившийся трамвай"

Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С."Заблудившийся трамвай"

Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С."Заблудившийся трамвай"

Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С."Заблудившийся трамвай"

Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С."Заблудившийся трамвай"

Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С."Заблудившийся трамвай"

Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С."Заблудившийся трамвай"

Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С."Заблудившийся трамвай"

Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С."Заблудившийся трамвай"

Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С."Заблудившийся трамвай"

Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С."Заблудившийся трамвай"

Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С."Заблудившийся трамвай"

Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С."Заблудившийся трамвай"

Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С."Заблудившийся трамвай"

Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С."Заблудившийся трамвай"

Конспект урока литературы в 11 классе Гумилев Н.С."Заблудившийся трамвай"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2017