Конспект урока литературы в 11 классе "Как человеку человеком быть" по пьесе А.В.Вампилова "Старший сын"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
05.02.2017
Урок по творчеству А.В.Вампилова по пьесе "Старший сын" рассчитан на 2 урока. Главная цель урока - показать, что доброта должна быть активной, что важно не столько родство по крови, сколько по духу. Работа на уроке идет по вопросам, записанным на доске, также используется презентация к уроку.
урок по вампилову 11 кл..docx
ФИО учителя: Бохондоева Рима Кимовна
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение
Нельхайская средняя общеобразовательная школа
Дата формирования документа: 2012 г
Урок литературы в 11 классе
2 урока
Тема: «Как человеку человеком быть?» по пьесе А. Вампилова «Старший
сын»
Цели:
1. Показать на примерах героев А.Вампилова необходимость активной
доброты, внимания к людям, сострадания, милосердия; раскрыть
авторскую позицию – протест против равнодушия, черствости, эгоизма.
2. Развитие умения учащихся выражать свои мысли, развитие речи
учащихся.
3. Воспитание умения учащихся слушать, понимать друг друга,
поддерживать в трудную минуту, разбираться в людях.
Оборудование:
1. Портрет А.В.Вампилова
2. Эпиграф к уроку (высказывание В.Г.Распутина)
3. Вопросы (запись на доске)
4. Иллюстрации к пьесе «Старший сын», выполненные учащимися
5. Презентация к уроку
6. Тексты пьесы А.Вампилова «Старший сын»
7. Презентация к уроку
Кажется, главный вопрос, который постоянно
задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком?
Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе,
что уготовано тебе во многих житейских испытаниях,
где трудно различимы и противоположности –
любовь и измена, страсть и равнодушие,
искренность и фальшь, благо и порабощение… В.Распутин
Вопросы на доске:
1. Какова фабула пьесы?
2. Кто её главные герои? Второстепенные? Кого можно отнести к
внесценическим персонажам?
3. Раскройте смысл названий пьесы («Нравоучение с гитарой»,
«Предместье», «Старший сын»). Какое из них самое удачное?
4. Что можно рассказать о членах семьи Сарафановых?
5. Что нам дает для понимания образов Бусыгина и Сильвы их
сопоставление?
6. Как вы относитесь к жениху Нины Кудимову?
7. Какова роль Макарской, соседа в пьесе?
8. В чем заключена проблематика, главная идея пьесы?
9. К какому жанру мы можем отнести пьесу и почему?
10.В чем проявилась авторская позиция?
1. Сообщение темы и цели урока.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Вампилов часто ставит своих героев в анекдотические ситуации (возьмем его
одноактные пьесы «20 минут с ангелом», «История с метранпажем»,
названные вместе «Провинциальными анекдотами»). Какая в них поднимается
кутерьма, в которую вовлекаются все герои, и как много смешного, грустного
и тревожного успел раскрыть в нашей жизни, в человеческих
взаимоотношениях Вампилов! Вот и в «Старшем сыне» анекдотическая
ситуация. В будни семьи Сарафановых нежданнонегаданно врывается не
существующий в реальности «старший сын».
1. Какова фабула пьесы? (учащиеся кратко рассказывают фабулу
произведения)
2. Герои пьесы (учащиеся называют главных героев, второстепенных,
внесценических)
3. Смысл названия пьесы
Учитель: первоначальные названия пьесы у Вампилова были «Нравоучение
с гитарой», затем «Предместье».
Словарная работа: нравоучение – урок (с гитарой) Учитель: да, бездумная мистификация обернулась для студента Бусыгина
суровым уроком и нравственным испытанием.
«Предместье». Что означает это слово? Какой смысл вкладывал
автор в это название?
Учитель: в мире, изображенном Вампиловым, нет крупномасштабных
событий. Есть будничность, есть самые обыкновенные люди с их
повседневными заботами и интересами – все как в жизни. Да и сфера
действия в пьесах Вампилова, как правило, провинция, таежная глубинка,
окраина большого города. Однако понятие предместья у писателя не
столько административнотерриториальная, сколько нравственная. Главны
герой – студент Бусыгин – показан в драматически напряженный момент
своей жизни, на пороге, который надо переступить, чтобы расстаться со
своим «духовным предместьем» («ничего не знаю: моя хата с краю»)
Почему он остановился на названии «Старший сын»? («Старший
сын» наиболее удачное, т.к. главный герой – В.Бусыгин – вполне оправдал
взятую на себя роль. Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит
для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью)
4. Семья Сарафановых
Учитель: Глава семейства Андрей Григорьевич мягкий по характеру, все
принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения,
скрывает, что ушел из театра, признает «старшего сына», старается
успокоить Васеньку, понять Нину.
Можно ли его назвать неудачником? (Нет, неудачником его назвать
нельзя, так как в самый пик душевного кризиса Сарафанов выстоял, когда
другие ломались. В противовес соседу, отказавшему в ночлеге Бусыгину и
Сильве, он пригрел бы ребят, даже если они не выдумали эту историю с
«побочным сыном». Но самое главное – Сарафанов дорожит своими
детьми и любит их)
Как называла Сарафанова его бывшая жена? К кому она ушла?
Прочитайте (действие 1, картина 2) (Жена Сарафанова бросила двух
детей и малоперспективного музыканта ради инженера, «серьезного
человека»: «Пойми, блаженный…», «Блаженный, подумай о себе…», «У
тебя семья, блаженный…», «Прощай, блаженный…». И она, с точки зрения дочери Нины, тоже «серьезного человека», права: «…на работе у него
вечно какието сложности. Он неплохой музыкант, но никогда не умеет за
себя постоять…»)
Как относятся дети к отцу? (Дети по отношению к отцу черствы.
Васенька настолько увлечен своей первой любовью, что не замечает
никого, кроме Макарской. Но его чувство эгоистично, ведь не случайно в
финале, приревновав Наташу к Сильве, он утраивает пожар, не мучаясь
совестью за сделанное. В характере этого юноши мало истинно мужского.
В Нине, умной, красивой девушке, отметим практичность, расчетливость,
проявившиеся, например, в выборе жениха. Но эти качества были в ней
главными, пока она не полюбила. Любовь совершенно меняет её жизненные
ориентиры).
5. Сопоставление образов Бусыгина и Сильвы.
Учитель. Бусыгин и Сильва, встретившись случайно, во время танцев,
ведут себя банально, ухаживая за первыми встречными девушками, и в
этом они похожи друг на друга. Но, оказавшись в особых обстоятельствах,
персонажи проявляют себя поразному. Володя Бусыгин любит людей,
отзывчивый на чужую беду, очевидно, поэтому и поступает порядочно.
«Положительность» устремлений делает его сильным, благородным.
Сильва, как и Володя, по сути тоже сирота: он при живых родителях
воспитывался в интернате. Видимо, на его характере отразилась нелюбовь
отца. Сильва рассказывает Володе: «На, говорит (отец), тебе последние 20
рублей, иди в кабак, напейся, устрой дебош, но такой дебош, чтобы я тебя
годдва не видел».
Случайно ли Вампилов сделал истоки судеб героев похожими? (Нет,
не случайно. Этим он хотел подчеркнуть, как важен собственный выбор
человека, не зависящий от обстоятельств. В отличие от сироты Володи,
«сирота» Сильва – веселый, находчивый, но циничный. Подлинное его
лицо открывается, когда он разоблачает Володю, заявляя, что тот «не сын
и не брат, а рецидивист»)
6. Как вы относитесь к жениху Нины Кудимову? Прочитайте ремарки
автора о Кудимове. Как автор относится к герою? Учитель. «Серьезный человек» Кудимов, курсант летного училища, этакий
хорошо отлаженный автомат. У этого персонажа «непробиваемая душа».
Такие люди и в жизни встречаются, но их не сразу поймешь. «Улыбается.
Он все время улыбается. Добродушен», говорит он нем Вампилов. На
самом же деле ему дороже всего слово, которое он дал себе на все случаи
жизни. Он равнодушен к людям. Незначительное место занимает этот
персонаж в пьесе, однако представляет собою ярко выраженный тип
«правильных людей», кот орые создают вокруг себя удушающую все живое
в человеке атмосферу.
8. Какова роль Макарской в пьесе? Прочитайте по ролям действие 2
(картина 1)
Учитель. Включенная в семейную интригу Наташа Макарская показана
глубоко порядочным, но несчастным, одиноким человеком. Автор
углубляет в пьесе тему одиночества, которое способно довести
человека до грани отчаяния.
Какова роль соседа? Чтение по ролям действие 1 (картина 1)
Учитель. В образе соседа выведен тип человека, обывателя, который
всего боится («разглядывает с опаской, подозрением», «сосед удаляется
молча и боязливо»), ни во что не вмешивается.
9. В чем заключена проблематика, главная идея пьесы? (проблема поиска
смысла человеческого существования, одиночество в огромном мире людей,
проблема совести, проблема духовного родства, поиск истинных ценностей
жизни)
Учитель. Проблематику и главную идею пьесы надо искать в самом названии
драматического произведения. Автор не случайно замени л «Предместье» на
«Старший сын». Главное – не то, где происходят события, а кто участвует в них.
Уметь слушать, понимать друг друга, поддерживать в трудную минуту жизни,
проявлять милосердие – вот главная идея комедии А.Вампилова. Быть по духу
родными – это больше, чем по рождению.
10.К какому жанру мы можем отнести пьесу и почему? (Автор не
определяет жанра пьесы. Можно отнести её к комедии. Но наряду с
комическими, в пьесе немало драматических моментов, особенно в
подтексте высказываний героев (Сарафанова, Сильвы, Макарской). Учитель. О жанровом своеобразии пьес Вампилова высказано немало
суждений. Почти никто не воспринимает его комедии однозначно. Чаще
всего их расценивают как «серьезные комедии», «серьезные анекдоты»,
«притчи» и т.д., приходя в конечном итоге к сопоставлению с Чеховым.
Так «Утиную охоту» и «Прошлым летом в Чулимске» можно назвать по
чеховски психологическими драмами, а «Старшего сына» и «Прощание в
июне» почеховски лирическими комедиями.
11. В чем проявилась авторская позиция? Как относится к основным
героям автор? Что утверждает в человеке и что отрицает?
Учитель. Подводя итоги обсуждения пьесы, обратим внимание к
высказыванию писателя Валентина Григорьевича Распутина о
драматическом творчестве Александра Вампилова (эпиграф).
В конце 60х – начале 70х годов «Старший сын» был поставлен более
чем в пятидесяти городах нашей страны, а также за рубежом. В 1976
году режиссер В.Мельников снял телефильм по этой пьесе. В 1983 году
композитор Геннадий Гладков написал одноактную оперу. Прошло
более 40 лет с того времени, как была написана пьеса (1967 г), а
проблемы, поднятые Вампиловым в ней, стали ещё более актуальными.
Конфликт между «серьезными людьми» (Кудимовыми), умеющими
жить в любых условиях, и «несерьезными», «блаженными»
(Бусыгиными, Сарафановыми), людьми, не умеющими и не желающими
приспосабливаться к любым условиям жизни, этот тлеющий на заднем
плане социальный конфликт в наше время стал ещё острее. Вампилов
своим творчеством говорит нам, сегодняшним: «Надо оставаться
человеком даже среди тех, кто не знает, что такое честная работа и
благородство. Надо найти в себе силы, чтобы преодолеть эту инерцию
падения. И искать опору рядом. Помогать, поддерживать друг друга в
трудный момент. Друзья не дадут пропасть. Не предавать, не
обманывать их. Иначе они отвернутся».
Домашнее задание: написать сочинение (примерные темы: «Останешься
ли ты, человек, человеком?» (В.Распутин), «Мои впечатления от пьесы
А.Вампилова «Старший сын», «Истины Александра Вампилова» (обзор
творчества драматурга)
Итог урока.
Конспект урока литературы в 11 классе "Как человеку человеком быть" по пьесе А.В.Вампилова "Старший сын"
Конспект урока литературы в 11 классе "Как человеку человеком быть" по пьесе А.В.Вампилова "Старший сын"
Конспект урока литературы в 11 классе "Как человеку человеком быть" по пьесе А.В.Вампилова "Старший сын"
Конспект урока литературы в 11 классе "Как человеку человеком быть" по пьесе А.В.Вампилова "Старший сын"
Конспект урока литературы в 11 классе "Как человеку человеком быть" по пьесе А.В.Вампилова "Старший сын"
Конспект урока литературы в 11 классе "Как человеку человеком быть" по пьесе А.В.Вампилова "Старший сын"
Конспект урока литературы в 11 классе "Как человеку человеком быть" по пьесе А.В.Вампилова "Старший сын"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.