Конспект урока литературы в 11 классе "Как человеку человеком быть" по пьесе А.В.Вампилова "Старший сын"
Оценка 5

Конспект урока литературы в 11 классе "Как человеку человеком быть" по пьесе А.В.Вампилова "Старший сын"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
05.02.2017
Конспект урока литературы в 11 классе "Как человеку человеком быть" по пьесе А.В.Вампилова "Старший сын"
Урок по творчеству А.В.Вампилова по пьесе "Старший сын" рассчитан на 2 урока. Главная цель урока - показать, что доброта должна быть активной, что важно не столько родство по крови, сколько по духу. Работа на уроке идет по вопросам, записанным на доске, также используется презентация к уроку.
урок по вампилову 11 кл..docx
ФИО учителя: Бохондоева Рима Кимовна Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение  Нельхайская средняя общеобразовательная школа Дата формирования документа: 2012 г Урок литературы в 11 классе 2 урока Тема: «Как человеку человеком быть?» по пьесе А. Вампилова «Старший  сын» Цели: 1. Показать на примерах героев А.Вампилова необходимость активной  доброты, внимания к людям, сострадания, милосердия; раскрыть  авторскую позицию – протест против равнодушия, черствости, эгоизма. 2. Развитие умения учащихся выражать свои мысли, развитие речи  учащихся. 3. Воспитание умения учащихся слушать, понимать друг друга,  поддерживать в трудную минуту, разбираться в людях. Оборудование: 1. Портрет А.В.Вампилова 2. Эпиграф к уроку (высказывание В.Г.Распутина) 3. Вопросы (запись на доске) 4. Иллюстрации к пьесе «Старший сын», выполненные учащимися 5. Презентация к уроку 6. Тексты пьесы А.Вампилова «Старший сын» 7. Презентация к уроку Кажется, главный вопрос, который постоянно  задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все  то лживое и недоброе,  что уготовано тебе во многих житейских испытаниях,  где трудно различимы и противоположности –  любовь и измена, страсть и равнодушие,  искренность и фальшь, благо и порабощение… В.Распутин Вопросы на доске: 1. Какова фабула пьесы? 2. Кто её главные герои? Второстепенные? Кого можно отнести к  внесценическим персонажам? 3. Раскройте смысл названий пьесы («Нравоучение с гитарой»,  «Предместье», «Старший сын»). Какое из них самое удачное? 4. Что можно рассказать о членах семьи Сарафановых? 5. Что нам дает для понимания образов Бусыгина и Сильвы их  сопоставление? 6. Как вы относитесь к жениху Нины Кудимову? 7. Какова роль Макарской, соседа в пьесе? 8. В чем заключена проблематика, главная идея пьесы? 9. К какому жанру мы можем отнести пьесу и почему? 10.В чем проявилась авторская позиция? 1. Сообщение темы и цели урока. Ход урока Вступительное слово учителя. Вампилов часто ставит своих героев в анекдотические ситуации (возьмем его одноактные   пьесы   «20   минут   с   ангелом»,   «История   с   метранпажем», названные вместе «Провинциальными анекдотами»). Какая в них поднимается кутерьма, в которую вовлекаются все герои, и как много смешного, грустного и   тревожного   успел   раскрыть   в   нашей   жизни,   в   человеческих взаимоотношениях   Вампилов!   Вот   и   в   «Старшем   сыне»   анекдотическая ситуация.   В   будни   семьи   Сарафановых   нежданно­негаданно   врывается   не существующий в реальности «старший сын». 1. Какова   фабула   пьесы?   (учащиеся   кратко   рассказывают   фабулу произведения) 2. Герои   пьесы   (учащиеся   называют   главных   героев,   второстепенных, внесценических) 3. Смысл названия пьесы Учитель: первоначальные названия пьесы у Вампилова были «Нравоучение с гитарой», затем «Предместье».  Словарная работа: нравоучение – урок (с гитарой) Учитель: да, бездумная мистификация обернулась для студента Бусыгина суровым уроком и нравственным испытанием. ­   «Предместье».   Что   означает   это   слово?   Какой   смысл   вкладывал автор в это название? Учитель:   в   мире,   изображенном   Вампиловым,   нет   крупномасштабных событий.   Есть   будничность,   есть   самые   обыкновенные   люди   с   их повседневными   заботами   и   интересами   –   все   как   в   жизни.   Да   и   сфера действия в пьесах Вампилова, как правило, провинция, таежная глубинка, окраина   большого   города.   Однако   понятие   предместья   у   писателя   не столько административно­территориальная, сколько нравственная. Главны герой – студент Бусыгин – показан в драматически напряженный момент своей жизни, на пороге, который надо переступить, чтобы расстаться со своим «духовным предместьем» («ничего не знаю: моя хата с краю») ­   Почему он остановился на названии «Старший сын»?  («Старший сын» наиболее удачное, т.к. главный герой – В.Бусыгин – вполне оправдал взятую на себя роль. Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью) 4. Семья Сарафановых Учитель: Глава семейства Андрей Григорьевич мягкий по характеру, все принимает   близко   к   сердцу:   стыдится   перед   детьми   своего   положения, скрывает,   что   ушел   из   театра,   признает   «старшего   сына»,   старается успокоить Васеньку, понять Нину. ­  Можно ли его назвать неудачником?  (Нет, неудачником его назвать нельзя, так как в самый пик душевного кризиса Сарафанов выстоял, когда другие ломались. В противовес соседу, отказавшему в ночлеге Бусыгину и Сильве, он пригрел бы ребят, даже если они не выдумали эту историю с «побочным   сыном».   Но   самое   главное   –   Сарафанов   дорожит   своими детьми и любит их) ­  Как называла Сарафанова  его бывшая жена? К кому она ушла? Прочитайте (действие  1, картина 2)  (Жена   Сарафанова   бросила   двух детей   и   малоперспективного   музыканта   ради   инженера,   «серьезного человека»: «Пойми, блаженный…», «Блаженный, подумай о себе…», «У тебя семья, блаженный…», «Прощай, блаженный…». И она, с точки зрения дочери   Нины,   тоже   «серьезного   человека»,   права:   «…на   работе   у   него вечно какие­то сложности. Он неплохой музыкант, но никогда не умеет за себя постоять…») ­   Как   относятся   дети   к   отцу?  (Дети   по   отношению   к   отцу   черствы. Васенька   настолько   увлечен   своей   первой   любовью,   что   не   замечает никого, кроме Макарской. Но его чувство эгоистично, ведь не случайно в финале, приревновав Наташу к Сильве, он утраивает пожар, не мучаясь совестью за сделанное. В характере этого юноши мало истинно мужского. В Нине, умной, красивой девушке, отметим практичность, расчетливость, проявившиеся, например, в выборе жениха. Но эти качества были   в ней главными, пока она не полюбила. Любовь совершенно меняет её жизненные ориентиры). 5. Сопоставление образов Бусыгина и Сильвы. Учитель.   Бусыгин   и   Сильва,   встретившись   случайно,   во   время   танцев, ведут себя банально, ухаживая за первыми встречными девушками, и в этом они похожи друг на друга. Но, оказавшись в особых обстоятельствах, персонажи   проявляют   себя   по­разному.   Володя   Бусыгин   любит   людей, отзывчивый   на  чужую   беду,  очевидно,  поэтому   и  поступает  порядочно. «Положительность» устремлений делает его сильным, благородным.  Сильва,   как   и   Володя,   по   сути   тоже   сирота:   он   при   живых   родителях воспитывался в интернате. Видимо, на его характере отразилась нелюбовь отца. Сильва рассказывает Володе: «На, говорит (отец), тебе последние 20 рублей, иди в кабак, напейся, устрой дебош, но такой дебош, чтобы я тебя год­два не видел». ­ Случайно ли Вампилов сделал истоки судеб героев похожими? (Нет, не случайно. Этим он хотел подчеркнуть, как важен собственный выбор человека, не зависящий от обстоятельств. В отличие от сироты Володи, «сирота»  Сильва  –  веселый,  находчивый,  но     циничный.  Подлинное   его лицо открывается, когда он разоблачает Володю, заявляя, что тот «не сын и не брат, а рецидивист») 6. Как вы относитесь к жениху Нины Кудимову? Прочитайте ремарки автора о Кудимове. Как автор относится к герою? Учитель. «Серьезный человек» Кудимов, курсант летного училища, этакий хорошо отлаженный автомат.  У этого персонажа «непробиваемая душа». Такие люди и в жизни встречаются, но их не сразу поймешь. «Улыбается. Он   все   время   улыбается.  Добродушен»,­   говорит   он   нем   Вампилов.  На самом же деле ему дороже всего слово, которое он дал себе на все случаи жизни.   Он   равнодушен   к   людям.   Незначительное   место   занимает   этот персонаж   в   пьесе,   однако   представляет   собою   ярко   выраженный   тип «правильных людей», кот орые создают вокруг себя удушающую все живое в человеке атмосферу. 8. Какова роль Макарской в пьесе? Прочитайте по ролям действие 2 (картина 1) Учитель. Включенная в семейную интригу Наташа Макарская показана глубоко   порядочным,   но   несчастным,   одиноким   человеком.   Автор углубляет   в   пьесе   тему   одиночества,   которое   способно   довести человека до грани отчаяния. ­ Какова роль соседа? Чтение по ролям действие 1 (картина 1) Учитель. В образе соседа выведен тип человека, обывателя, который всего боится («разглядывает с опаской, подозрением», «сосед удаляется молча и боязливо»), ни во что не вмешивается. 9. В чем заключена проблематика, главная идея пьесы?  (проблема поиска смысла   человеческого   существования,   одиночество   в   огромном   мире   людей, проблема   совести,   проблема   духовного   родства,   поиск   истинных   ценностей жизни) Учитель. Проблематику и главную идею пьесы надо искать в самом названии драматического произведения. Автор не случайно замени л «Предместье» на «Старший сын». Главное – не то, где происходят события, а кто участвует в них. Уметь слушать, понимать друг друга, поддерживать в трудную минуту жизни, проявлять милосердие – вот главная идея комедии А.Вампилова. Быть по духу родными – это больше, чем по рождению. 10.К какому   жанру  мы  можем   отнести   пьесу  и почему? (Автор   не определяет жанра пьесы. Можно отнести её к комедии. Но наряду с комическими,   в   пьесе   немало   драматических   моментов,   особенно   в подтексте высказываний героев (Сарафанова, Сильвы, Макарской). Учитель.   О   жанровом   своеобразии   пьес   Вампилова   высказано   немало суждений. Почти никто не воспринимает его комедии однозначно. Чаще всего их расценивают как «серьезные комедии», «серьезные анекдоты», «притчи» и т.д., приходя в конечном итоге к сопоставлению с Чеховым. Так «Утиную охоту» и «Прошлым летом в Чулимске» можно назвать по­ чеховски психологическими драмами, а «Старшего сына» и «Прощание в июне» ­ по­чеховски  лирическими комедиями. 11. В чем проявилась авторская позиция? Как относится к основным героям автор? Что утверждает в человеке и что отрицает? Учитель.   Подводя   итоги   обсуждения   пьесы,   обратим   внимание   к высказыванию   писателя   Валентина   Григорьевича   Распутина   о драматическом творчестве Александра Вампилова (эпиграф). В конце 60­х – начале 70­х годов «Старший сын» был поставлен более чем в пятидесяти городах нашей страны, а также за рубежом. В 1976 году режиссер В.Мельников снял телефильм по этой пьесе. В 1983 году композитор   Геннадий   Гладков   написал   одноактную   оперу.   Прошло более   40   лет   с   того   времени,   как   была   написана   пьеса   (1967   г),   а проблемы, поднятые Вампиловым в ней, стали ещё более актуальными. Конфликт   между   «серьезными   людьми»   (Кудимовыми),   умеющими жить   в   любых   условиях,   и   «несерьезными»,   «блаженными» (Бусыгиными, Сарафановыми), людьми, не умеющими и не желающими приспосабливаться к любым условиям жизни, этот тлеющий на заднем плане социальный конфликт в наше время стал ещё острее. Вампилов своим   творчеством   говорит   нам,   сегодняшним:   «Надо   оставаться человеком даже среди тех, кто не знает, что такое честная работа и благородство. Надо найти в себе силы, чтобы преодолеть эту инерцию падения. И искать опору рядом. Помогать, поддерживать друг друга в трудный   момент.   Друзья   не   дадут   пропасть.     Не   предавать,   не обманывать их. Иначе они отвернутся». Домашнее задание: написать сочинение (примерные темы: «Останешься ли ты, человек, человеком?» (В.Распутин), «Мои впечатления от пьесы А.Вампилова «Старший сын», «Истины Александра Вампилова» (обзор творчества драматурга) Итог урока.

Конспект урока литературы в 11 классе "Как человеку человеком быть" по пьесе А.В.Вампилова "Старший сын"

Конспект урока литературы в 11 классе "Как человеку человеком быть" по пьесе А.В.Вампилова "Старший сын"

Конспект урока литературы в 11 классе "Как человеку человеком быть" по пьесе А.В.Вампилова "Старший сын"

Конспект урока литературы в 11 классе "Как человеку человеком быть" по пьесе А.В.Вампилова "Старший сын"

Конспект урока литературы в 11 классе "Как человеку человеком быть" по пьесе А.В.Вампилова "Старший сын"

Конспект урока литературы в 11 классе "Как человеку человеком быть" по пьесе А.В.Вампилова "Старший сын"

Конспект урока литературы в 11 классе "Как человеку человеком быть" по пьесе А.В.Вампилова "Старший сын"

Конспект урока литературы в 11 классе "Как человеку человеком быть" по пьесе А.В.Вампилова "Старший сын"

Конспект урока литературы в 11 классе "Как человеку человеком быть" по пьесе А.В.Вампилова "Старший сын"

Конспект урока литературы в 11 классе "Как человеку человеком быть" по пьесе А.В.Вампилова "Старший сын"

Конспект урока литературы в 11 классе "Как человеку человеком быть" по пьесе А.В.Вампилова "Старший сын"

Конспект урока литературы в 11 классе "Как человеку человеком быть" по пьесе А.В.Вампилова "Старший сын"

Конспект урока литературы в 11 классе "Как человеку человеком быть" по пьесе А.В.Вампилова "Старший сын"

Конспект урока литературы в 11 классе "Как человеку человеком быть" по пьесе А.В.Вампилова "Старший сын"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017