Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Экология природы" и "экология души" в современной русской литературе
Оценка 4.6

Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Экология природы" и "экология души" в современной русской литературе

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
19.06.2017
Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Экология природы" и "экология души" в современной русской литературе
Конспект урока литературы в 11 классе.docx
Конспект урока литературы в 11 классе.  Тема: «Экология природы» и «экология души» в современной литературе. (Экологические проблемы в произведениях писателей ХХ века.) Задачи:   проследить, как  раскрывается экологическая тема на страницах произведений  современных писателей;  попытаться понять, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть гармонии между  человеком и природой;  раскрыть философский смысл произведений В.Астафьева «Царь­рыба»,  В.Распутина «Прощание с Матерой» и Ч.Айтматова «Плаха»;   показать нравственные идеалы писателей;  воспитывать любовь к родной природе.                                                                              Приложение: презентация, текст с шаблоном для написания коллективного сочинения,  видеофайлы: «Экологические проблемы, загрязнение окружающей среды. Красота Земли» и «Клип Год экологии 2017» .                                                                                                        Ход урока: Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди. Б. Шоу. Организационный момент. Слайд № 1,2. Просмотр видеоролика «Экологические проблемы, загрязнение окружающей среды.  Красота Земли». ­ Ребята, вы уже поняли, что сегодня речь пойдет о…? ­ Что такое экология? Слайд №3 ­ Ребята, расскажите, что такое экологические проблемы и какие они бывают? Слайд№ 4,5 Слово учителя. В последнее время приставки «эко­» и «био­» становятся всё более популярными. И это  неудивительно — на фоне научно­технического прогресса наша планета подвергается  мучительной пытке. Современный   человек,   образованный,   с   высоким   уровнем   интеллектуального развития, окружённый мощной техникой, способен укротить любую стихию, изменить всё так, как ему требуется, покорить, завладеть, а при необходимости ­ уничтожить. Но, если вдуматься,   что   уничтожает   человек,   что   покоряет?   Природу,   свою   мать   – прародительницу, давшую ему жизнь. Но люди словно забыли об этом, забыли, что они дети   природы,   её   неотъемлемая   часть,   что,   уничтожая   природу,   они   постепенно приближают свою собственную гибель, свой последний час. Человек не может жить без воздуха, без воды, без пищи, так зачем же лишать себя этого?  Осознав надвигающуюся опасность, многие забили тревогу, и первыми среди них были  литераторы,  словом   своим   пытающиеся  разбудить,  оживить   зачерствевшие  души людей, предотвратить грозную беду, нависшую над человечеством. В их произведениях звучит:   прекратить   варварское   отношение   к   природе,   которая   потом   бумерангом отражается на человеке. Грандиозные   замыслы   подчинения   природы   на   деле   оказываются   ненужными,   а порой даже вредными, от них страдает природа и её частицы – люди. Сегодняшнее   занятие   поможет   нам   с   помощью   художественных   произведений разобраться в вопросе: кем же мы, люди, являемся по отношению к земле. В защиту природы поднимаются самые гуманные и неравнодушные люди нашего общества,   в   числе   которых,   конечно,   и   писатели.   Ведь   кому,   как   ни   им,   отразить   и передать художественными средствами возникшую проблему – проблему гибели природы от рук человека. И не просто показать факты. Но и предвидеть будущее, предостеречь людей от беды, от возможной катастрофы.          Всё чаще и чаще на нашей земле гудит экологический колокол. Болью и тревогой  наполнены его звуки. Болью за нашу землю, орошаемую кислотными дождями, за  отравленные химическими отходами реки, за вырубленные леса. Тревогой – за будущее  поколение. Гудит, стонет колокол, просит помнить, что земля – колыбель и кормилица  человека. Он взывает к нам со страниц художественной литературы и просит любить эту  землю, беречь её, трудиться на ней, чтобы отплатить ей за щедрость, за тысячелетие  служения людям. Наша литература всегда пристально всматривалась во взаимоотношения человека и природы. Она стала особенно актуальной сегодня, когда зримо и устрашающе  обозначились границы вмешательства человека в природу. Каждый писатель по­своему  подходит к раскрытию темы. Но все ставят её на нравственную основу. Слайд№  6         Любовь к природе, отношение ко всему живому характеризует человека, помогает  понять, кто он есть, какого его отношение к большой и малой родине, способен ли он  делать добро, думать о будущем.  Именно об этом боль В.Астафьева в книге «Царь­ рыба». Слайд№ 7­ 9       Работа с классом  по книге В.П. Астафьева «Царь­рыба»: 1. Каким образом показывает автор единство человека и природы? (Это единство показано через ассоциации между человеком и природой. Образы  персонажей, художественные приёмы (сравнения, метафоры) подчинены основной  концепции Астафьева: человека он видит через природу, а природу – через  человека. Автор напоминает, что человек и природа – единое целое, что все мы –  порождение природы, её часть, что волей­неволей человек, как бы цивилизован он  ни был, находится под властью законов природы. Поэтому отношение между  человеком и природой писатель рассматривает как отношение между матерью и её  детьми) 2. Кто противостоит природе, кого ей надо опасаться? (Многочисленны образы браконьеров, губящих всё живое. Браконьерами Астафьев  считает не только тех, кто губит непосредственно природу, которые буквально  грабят родную реку, безжалостно травят её. Браконьер и «вольный человек» Гога  Герцев, который вытаптывает души одиноких женщин, встречающихся на его пути. Браконьеры и те чиновники государственного масштаба, которые так  спроектировали и построили на Енисее плотину, что загноили великую сибирскую  реку и прилегающие к ней земли.) Слайд№10 3. В чём проявляется позиция автора по отношению к «браконьерам»? (Каждый рассказ о «браконьерстве» заканчивается наказанием) ВЫВОД: Для одного природа – родной дом, для других – место обитания, а в произведении В. Астафьева природа еще и воспитатель души. Повесть   «Царь­рыба»   преподносит   нам,   читателям,   настоящие   уроки   доброты, человечности и любви к родной земле. Слово учителя. "Говорить сегодня об экологии ­ это значит говорить не об изменении жизни,  как прежде,   а об ее спасении" ­ сказал Валентин Распутин еще в 1989 году. В биографии Распутина было много общественных действий, направленных на спасение природы ­ и защита Байкала, и борьба против поворота северных рек, и протест против ликвидации "неперспективных деревень". Но   наибольшую   степень   воздействия   на   общественное   сознание   оказала   повесть "Прощание с Матерой" (1976 г.) Слайд № 11­13. 1.  Расскажите, какая реальная история лежит в основе сюжета повести. (В   основе   сюжета   повести   В.Г.   Распутина   «Прощание   с   Матерой»   лежит   реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых деревень).  Какая же здесь трагедия, всего­то деревню переселяют, и не в чистое поле, не в дикий лес – в заранее выстроенный, современный посёлок, где и вода горячая из крана, и газовая плита на кухне – ведь радоваться нужно!  2. Почему же так тревожно на душе матёринцев, почему событие воспринимается трагически? Очень важно обратиться к названию острова, где раскинулась деревня:  Матёра – матерь – мать. Материнское начало жизни, основа – всё это соединяется с названием той части земли­матушки, которая должна уйти под воду, потому  что строится гигантская плотина, разольётся великое море –  рукотворное. 3.   Как вы думаете, через кого из героев передает автор свои главные мысли? Почему именно Дарью выбрал автор для этой роли? Для   Распутина   совершенно   ясно,   что   крушение,   распад   нации,   народа,   страны начинается   с   распада   семьи.   Рвётся   та   вечная   цепочка   жизни,   где   каждый   человек является звеном. ВЫВОД:  «Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?” — обращается к своим читателям В.Распутин.   И   его   повесть   —   это   напоминание   о   том,   что   истоки   нравственности   русского человека всегда находились в привязанности к земле и, утрачивая эту связь, мы теряем самое святое. Слово учителя. Слайд № 15­ 18.  Одним из замечательных писателей современности является Чингиз Айтматов. В его  произведениях затрагиваются насущные проблемы общества, отражаются мировосприятие и психология человека 20 века, затрагиваются известные вопросы добра и зла, отношение  человека и природы, человека и общества. С предельной глубиной и очень современно эти проблемы поставлены Ч.Айтматовым в повести «Плаха».  Вопросы к повести Ч.Айтматова «Плаха»: 1. В «Плахе» Ч.Айтматов выражает тревогу за всё человеческое в мире. Как этой  мысли подчинена композиция повести? (Композиция романа носит обрамляющий характер. Книга начинается  изображением конца света для природы, для всего сущего, живого в Моюнкумской   степи. В финальной  сцене рушится мир чабана Бостона. Такой композиционный  приём помогает Ч.Айтматову полнее раскрыть природу и сущность нравственной  связи между земным бытием человека и его духовным миром, обличить философию потребительства. 2. Какова жизненная позиция традиционного героя Ч.Айтматова Бостона  Уркунчиева? Чем отличается его духовность от духовности Авдия? (Бостон – хозяин земли, она его родной дом. Он один противостоит хищническо­ потребительской философии таких людей, как Базарбай и Кочкорбаев. Застойные  процессы в обществе, подавление личности труженика лишают Бостона поддержки  и, по сути, возводят на плаху. Не найдя правды в жизни, не видя выхода из тупика,  герой вынужден взять на себя право суда над Базарбаем. Финальные строки повести дают читателю возможность верить в торжество нравственной гармонии человека.) 3. Докажите, что Ч.Айтматова волнует дисгармония между природой и бытием  человечества, то есть проблема не только экологическая, но и нравственная.  Какую роль играют в повести сюжетная линия волков? (Автора волнует дисгармония между природой и человеком. Эта проблема носит  как экологический, так и нравственный характер. Образ волков – это рисунок мира, совершенно не похожий на человеческий. Но в  него из жизни людей перенесены  такие высокие понятия, как Преданность, Милосердие, Любовь, Мудрость, по  мнению автора, утраченные человеком. Линия волков связывает воедино все  идейные узлы в романе.)  Как картина «светопреставления» в природе (начало романа) связана с  «плахой», на которую идёт Бостон, и с «плахой», на которую придёт всё  человечество, если не одумается…? 4. Слово учителя. Слайд № 19       В.Астафьев, В.Распутин и Ч. Айтматов  в своих произведениях обращаются к  каждому из нас. Только при разумном и добром отношении к природе будет достигнута  гармония между человеком и природой. Если же человек забывает о своей охранительной  функции и в гордыне мечтает переделать и полностью подчинить себе природу, он  пожинает плоды природных катаклизмов и стихий: землетрясений, смерчей, ураганов,  наводнений; забывает вкус чистой воды, ягод, плодов, грибов; задыхается от смога и с ужасом наблюдает, как выбрасываются на сушу киты, как увеличивается список  исчезающих растений и животных. Именно мы должны помнить, что мы в ответе перед  теми, кто жил на этой земле, а ещё больше перед теми, кто будет жить после нас.              Экология  культуры… Что скрывает смысл этих слов. Мы часто слышим  слово  «экология» совершенно в другом контексте .Оно  означает катастрофу в окружающей  среде: гибель лесов , загрязнение водоемов ,  исчезновение редких видов птиц и  животных…. Тут все ясно, а  экология культуры? Это словосочетание имеет  авторское  происхождение . Я предлагаю вам обратиться к тексту  известного поэта  А.Вознесенского. (Ученики читают текст. Совместно с учителем определяют проблему текста, потом  работают с шаблоном: каждый ученик пишет свою часть сочинения ( видеофайл «Год  экологии»), затем читают  и оценивают коллективную работу) Домашнее задание. Написать сочинение­рассуждение по тексту Д.С.Лихачева «Экология культуры». Рефлексия. 1) Создание синквейна «Экология».   2) Подводя итог, стоит вспомнить главную мысль каждого произведения, над которым мы сегодня размышляли. ­ Чья позиция вам наиболее близка? ­ О какой проблеме, на ваш взгляд, мы сегодня не сказали?  ­ Какие уроки вы извлекли для себя? ­ Прощаясь с вами, хочу  прочитать свои любимые поэтические строки  Говорят есть места на свете, Где природа с тобой говорит, Где становимся мы словно дети, Разум спит и душа не болит. Я хочу посетить это место, Посидеть в абсолютной тиши, Разобраться в себе. Если честно, От реальности в сказку уйти... В этой сказке нет зла, нет насилья, Нет обмана, не ходит там смерть, Там не надо кричать от бессилья, На страданья и муки смотреть. Я хочу, чтоб у каждого в жизни Был такой потайной уголок! Чтоб он смог "причесать" свои мысли, Чтоб хранил его и берег. PS. Выражаю слова благодарности всем, кто увидел в этой работе что­то,  напоминающее ваши материалы. В презентации к уроку я использовала видеофайлы «Экологические проблемы, загрязнение окружающей среды. Красота Земли» Алисы  Федотовой и «Клип Год экологии 2017» ( к сожалению, не знаю автора), еще раз  говорю вам слова признательности – клипы очень хорошие .

Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Экология природы" и "экология души" в современной русской литературе

Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Экология природы" и "экология души" в современной русской литературе

Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Экология природы" и "экология души" в современной русской литературе

Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Экология природы" и "экология души" в современной русской литературе

Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Экология природы" и "экология души" в современной русской литературе

Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Экология природы" и "экология души" в современной русской литературе

Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Экология природы" и "экология души" в современной русской литературе

Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Экология природы" и "экология души" в современной русской литературе

Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Экология природы" и "экология души" в современной русской литературе

Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Экология природы" и "экология души" в современной русской литературе

Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Экология природы" и "экология души" в современной русской литературе

Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Экология природы" и "экология души" в современной русской литературе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2017